Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________/__________________/ «___» _______________ 2016 г. | Согласовано: Руководитель ШМО _________/____________________/ Протокол № _________ от «___»__________________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МАОУ ОСОШ №1 _______________ Е.В.Казаринова Приказ № _______________ от «___» _____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке, 1 класс
учителя музыки Мекаевой Елены Александровны
МАОУ Омутинская СОШ №1
УМК: «Музыка», авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
33 часа
на 2016 – 2017 учебный год
1. Планируемые результаты учебного предмета «Музыка».
Обучение музыкальному искусству в 1 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
«Музыка» это предмет обеспечивающий формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно‑смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
2. Содержание учебного предмета «Музыка».
Программа по музыке 1 класса состоит из двух разделов: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты ».
Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов).
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки («Орфей и Эвридика» К.Глюк). Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа (р.н.п. «Дудочка»). Звучащие картины («Осенняя песнь» П.Чайковского). Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова (Рождественские колядки). Музыкальный театр: балет(П.Чайковский «Щелкунчик»).
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 2. Музыка и ты (17 часов).
Музыка в жизни ребенка («Детский альбом» П.Чайковский). Образы родного края («Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ). Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке («Утро в лесу» В.Салманов, «Вечер» В.Салманов). Музыкальные портреты («Болтунья» С.Прокофьев). Разыгрывание музыкальной сказки («У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня). Образы защитников Отечества в музыке («Солдатушки, бравы ребятушки», р.н.п). Мамин праздник и музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Звучащие картины («Кукушка» К.Дакен). Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке («Клоуны» Д.Кабалевский). Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
На уроках раскрывается следующее: истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния, звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Дети получают обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух‑ и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально‑хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 1 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Сочини мелодию. Музыка народов Крайнего Севера», «Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера», «Край, в котором ты живешь» именно на этих уроках учитель будет говорить с детьми о музыкантах родного края и Тюменской области. При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
3. Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас». | 16 |
1 | «И муза вечная со мной» | 1 |
2 | Хоровод муз | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 |
4 | Душа музыки — мелодия | 1 |
5, 6 | Музыка осени | 2 |
7 | Сочини мелодию. НРК. Музыка народов Крайнего Севера. | 1 |
8 | «Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа | 1 |
9 | Обобщающий урок I четверти | 1 |
10 | Музыкальные инструменты. НРК. Музыкальные инструменты народов Севера. | 1 |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
12 | Музыкальные инструменты. | 1 |
13 | Звучащие картины. | 1 |
14 | Разыграй песню. | 1 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 |
Тема 2 полугодия: «Музыка и ты». | 17 |
17 | Край, в котором ты живешь НРК | 1 |
18 | Поэт, художник, композитор | 1 |
19 | Музыка утра | 1 |
20 | Музыка вечера | 1 |
21 | Музы не молчали. | 1 |
22 | Музыкальные портреты. | 1 |
23 | Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка) | 1 |
24 | Мамин праздник | 1 |
25 | Обобщающий урок III четверти | 1 |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 |
27 | Музыкальные инструменты «Чудесная лютня». По алжирской сказке. | 1 |
28 | Звучащие картины | 1 |
29 | Музыка в цирке. | 1 |
30 | Дом, который звучит. | 1 |
31 | Опера-сказка. | 1 |
32 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 |
33 | Обобщающий урок IV четверти (урок-концерт) | 1 |