СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке для 9 класса 2015-2016 уч.год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа базового курса по музыке для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по музыке, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке. УМК «Искусство» для учащихся 8-9 класса, авторов:   Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская  

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке для 9 класса 2015-2016 уч.год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Ковдор Мурманской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМС Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 3

протокол № 6 от 09.06.2015 г. ____________________ _______________________

Руководитель ШМС Пояркова Н.М. Мултиньш О.П.

_____________________ 10.06.2015 г. Приказ № 81 от 16.06.2015 г.

Кирилёва О.А.





Рабочая программа

по музыке

9 класс





Программу составила: Карасюк Д.Н.,

учитель музыки







2015 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа базового курса по музыке для IX класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по музыке, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета музыка, которые определены стандартом. Рабочей программой предусмотрено проведение исследовательских работ (опыт проектной деятельности)


Структура программы

Программа включает в себя: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования из расчёта: IX класс – по 1 часу в неделю

Рабочая программа составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в IX классах в объеме не менее 34 часов.

Основные содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

• усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

• обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу. Обогащение опыта эмоционально - ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народ- ной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки. Необходимо обратить особое внимание на то, что опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке и знание учащимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально- образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видов музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. Приоритетное значение в ряду знаний о музыке на второй ступени обучения имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально- творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности, нотной грамоты.

В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира. Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.

В слушании – это умения и навыки:

• интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

• передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;

• дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;

• понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;

• сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

• выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.

В исполнении выделяются умения и навыки, формируемые в хоровом, ансамблевом и сольном пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании, инсценировании и др. При этом на первый план выступают умения и навыки, связанные с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений в определенном характере, жанре, стиле:

  • предлагать свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

Особую группу составляют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в пении и игре на инструментах, следование дирижерским указаниям;

В процессе создания музыкального образа в пении без сопровождения и с сопровождением предусматривается совершенствование навыков певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.).

В игре на музыкальных инструментах формируются навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В импровизации и сочинении музыки предусматривается формирование умений воплощать задуманный учащимся художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, синтаксических, жанрово-стилевых, фактурных и других моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.

В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на этой основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально - творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Специальное внимание в программе обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников. Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры.

Музыкальное самообразование представлено в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся (направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 8 класса основной школы также выделяются две сквозные учебные темы:

  • «Музыка в формировании духовной культуры личности»,

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них — «Музыка в формировании духовной культуры личности» — сохраняется логика изложения учебного материала, принятая в программе 5-7 классов. Она предполагает реализацию на интонационной основе жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства. В 8 классе в этом ракурсе рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; претворение общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства.

Вторая сквозная учебная тема — «Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же основаниях, что и в 5-7 классах.

При разработке авторских, рабочих программ для 9 класса учебное время, отводимое на изучение обозначенных тем, распределяется следующим образом:

  • «Музыка в формировании духовной культуры личности» (50 % учебного времени)

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности» (40 % учебного времени).

При этом не менее 10 % учебного времени, отводимого на освоение учебного материала, остается в качестве резерва свободного учебного времени и может распределяться по усмотрению учителя.

Особое внимание необходимо уделить вопросу о распределении учебного времени между различными видами музыкальной деятельности. В 8 классе предусматривается дальнейшее увеличение количества учебного времени, отводимого на слушание музыки. При этом не менее 25 % учебного времени должно отводиться вокально-хоровой работе.

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Результаты обучения

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Результаты усвоения содержания музыкального образования в IX классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» и содержат три компонента:

знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке);

уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности);

выделена также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела /темы

Количество часов

По примерной программе

В рабочей программе

9 класс

«Музыка в формировании духовной культуры личности»

Теория


17

«Опыт музыкально-творческой деятельности»

Практика


17


Итого:


34



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.

При изучении возможностей музыки в становлении духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

  • философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

  • сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

  • выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

  • осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;

  • обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению «вечных» тем музыкального искусства;

  • становления в представлении учащихся целостной художественной картины мира на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

  • освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;

  • импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.


Основные виды учебной деятельности школьников

На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся — слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений — добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образовательное пространство сети Интернет, по знакомиться с современными технологиями в музыкальной искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге — полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.

Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее вза­имосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосной и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведении. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).

Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ан­самблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров.

Инструментальная импровизация и сочинение в процессе ин­дивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение. Пластические сред­ства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выраже­ние содержания музыки через искусство пластики. Коллек­тивные и индивидуальные танцевальные импровизации. Со­здание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Многообра­зие театрализованных форм музыкально-творческой деятель­ности. Воспроизведение художественного замысла музыкаль­ного спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и совре­менных музыкальных произведений.

Музыкально-творческая практика с применением ин­формационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элемен­тарные приемы создания и аранжировки музыки для электрон­ных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных про­изведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные уме­ния и навыки при воплощении различных музыкальных обра­зов в пении и игре на музыкальных инструментах, импрови­зации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информаци­онно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школь­ники овладевают основными понятиями музыки как вида ис­кусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учат­ся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык на­родного и композиторского творчества русской и западноевро­пейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творчесскую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.






















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения ученик должен:

знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- богатство музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных муз. впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на муз. занятиях.

  При изучении своеобразия современной музыки учебный материал может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Москва «Просвещение,2011

2. Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Москва «Просвещение 2011

3. Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Москва «Просвещение2011

4. Книги о музыке и музыкантах.

5.Научно-популярная литература по искусству.

6.Набор плакатов.

7.Автоматизированное рабочее место преподавателя.

8.ЦОР

9.Музыкальные инструменты


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов/тем/практической части

Количество часов

Дата

Примечание

теория

практика

контроль

«МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ» (34ч)

1.

Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие её особого места в ряду других видов искусства.

0,5

0,5




2

Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие её особого места в ряду других видов искусства.

0,5

0,5




3

Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека.

0,5

0,5




4

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности.

0,5

0,5




5

Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств.

0,5

0,5




6

Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств.

0,5

0,5




7

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности.

0,5

0,5




8

Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

0,5

0,5




9

Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве художников и композиторов.


0,5

0,5



10

Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве художников и композиторов.

0,5

0,5




11

Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).

0,5

0,5




12

Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).

0,5

0,5




13

Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства.

0,5

0,5




14

Познание мира в уникальной музыкально-образной форме.

0,5

0,5




15

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства

0,5

0,5




16

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства


0,5

0,5



17

Музыкальное искусство XX в.: многообразие стилей в отечест­венной и зарубежной музыке

0,5

0,5




18

Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкаль­ным творчеством своего региона.

0,5

0,5




19

Музыка и жизнь: проти­воречие как источник развития.

0,5

0,5




20

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.


0,5

0,5




21

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.

0,5

0,5




22

Обобщенное представ­ление о современной популярной музыке, ее разнообразии и харак­терных признаках.

0,5

0,5




23

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности

0,5

0,5




24

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности

0,5

0,5




25

Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

0,5





26

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений


0,5

0,5



27

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений

0,5

0,5




28

Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека

0,5

0,5




29

Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека

0,5

0,5




30

Исследовательский проект.

0,5

0,5




31

Исследовательский проект.

0,5

0,5




32

Исследовательский проект.

0,5

0,5




33

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

0,5

0,5




34

Информационно-коммуникационные технологии в музыке.


0,5

0,5








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!