06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ________ Е.М.Демидова Протокол №4 ______ Г.Н.Ляшкова Приказ № 01.08/392 от « 29» августа 2018г. «30» августа 2018г. от «31» августа 2018г. Руководитель ____Е.Ю.Колесникова «Об утверждении рабочих программ» |
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Григорчук Елена Викторовна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2018-2019 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 4-Б | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного предмета | Окружающий мир | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год | 68 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю | 2 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир. 1-4 классы», 2011 г.
Для реализации программы используется учебник «Окружающий мир. 4 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
На изучение предмета окружающий мир в 4-Б классе МБОУ «ЗСШ» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018г. №01.08/385.
Цели:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа россии
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 ч. |
2 | Природа России | 10 ч. |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 ч. |
4 | Страницы всемирной истории | 6 ч. |
5 | Страницы истории отечества | 20 ч. |
6 | Современная россия | 8 ч. |
| Всего | 68 ч. |
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вид работы | 1четв | 2четв | 3четв | 4четв |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 |
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всероссийская проверочная работа | | | | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Земля и человечество (9 ч) |
1 | | | Мир глазами астронома |
2 | | | Планеты Солнечной системы |
3 | | | Звездное небо – великая книга природы |
4 | | | Мир глазами географа |
5 | | | Мир глазами историка |
6 | | | Когда и где? |
7 | | | Мир глазами эколога |
8 | | | Сокровища Земли под охраной человека |
9 | | | Презентация проектов. Проверочная работа по теме «Земля и человечество» |
Природа России (10 ч) |
10 | | | Равнины и горы России |
11 | | | Моря, озера и реки России |
12 | | | Природные зоны России |
13 | | | Зона арктических пустынь |
14 | | | Тундра |
15 | | | Итоговая контрольная работа за 1 четверть |
16 | | | Леса России. Лес и человек |
17 | | | Зона степей |
18 | | | Пустыни |
19 | | | У Чёрного моря. |
Родной край – часть большой страны (15 ч) |
20 | | | Наш край |
21 | | | Поверхность нашего края |
22 | | | Водные богатства нашего края |
23 | | | Наши подземные богатства |
24 | | | Земля – кормилица |
25 | | | Жизнь леса |
26 | | | Жизнь луга |
27 | | | Жизнь в пресных водах |
28 | | | природные сообщества родного края |
29 | | | Итоговая контрольная работа за 2 четверть |
30 | | | природные сообщества родного края |
31 | | | Растениеводство в нашем крае |
32 | | | Животноводство в нашем крае |
33 | | | Презентация проектов (по выбору) |
34 | | | Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны». Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой земли» |
Страницы Всемирной истории (6 ч) |
35 | | | Начало истории человечества |
36 | | | Мир древности: далекий и близкий |
37 | | | Средние века: время рыцарей и замков |
38 | | | Новое время: встреча Европы и Америки |
39 | | | Новейшее время: история продолжается сегодня |
40 | | | Проверочная работа по теме «Страницы Всемирной истории» |
Страницы истории Отечества (20 ч) |
41 | | | Жизнь древних славян |
42 | | | Во времена Древней Руси |
43 | | | Страна городов |
44 | | | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
45 | | | Трудные времена на Русской земле |
46 | | | Русь расправляет крылья |
47 | | | Куликовская битва |
48 | | | Иван Третий. Мастера печатных дел. |
49 | | | Итоговая контрольная работа за 3 четверть |
50 | | | Патриоты России |
51 | | | Пётр Великий |
52 | | | Михаил Васильевич Ломоносов |
53 | | | Екатерина Великая |
54 | | | Отечественная война 1812 года |
55 | | | Страницы истории XIX века |
56 | | | Россия вступает в ХХ век |
57 | | | Страницы истории 20–30-х годов |
58 | | | Всероссийская проверочная работа |
59 | | | Великая война и великая Победа |
60 | | | Презентация проектов. Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества» |
Современная Россия (8 ч) |
61 | | | Основной закон России и права человека |
62 | | | Мы – граждане России |
63 | | | Славные символы России |
64 | | | Итоговая контрольная работа за 4 четверть |
65 | | | Путешествие по России |
66 | | | Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам |
67 | | | Повторение изученного за год |
68 | | | Наши проекты |