СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта                начального общего образования;
  • примерной основной общеобразовательной программы по окружающему миру;
  • авторской программы по окружающему миру автор О.Т. Поглазова(УМК «Гармония»);
  • основной образовательной программы НОО МБОУ Самарской СОШ № 4 Азовского района;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий.

            Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школеестественно-научных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру»

Азовский район село Самарское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарская средняя общеобразовательная школа № 4

Азовского района




«Утверждаю»

Директор МБОУ Самарской СОШ № 4

Приказ от 01.09.2015г. № 174

Подпись руководителя:____________/ И.В.Пивненко/


Печать






Рабочая программа

по окружающему миру

уровень образования (класс): начальное общее образование

2 «В» класс

Количество часов: 65

Учитель: Троценко Екатерина Владимировна

Программа разработана на основе примерных программ начального общего образования и программы авторского коллектива О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин - Смоленск: «Ассоциация XXIвек, 2012 год











2015-2016 учебный год


Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • примерной основной общеобразовательной программы по окружающему миру;

  • авторской программы по окружающему миру автор О.Т. Поглазова(УМК «Гармония»);

  • основной образовательной программы НОО МБОУ Самарской СОШ № 4 Азовского района;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • программы формирования универсальных учебных действий.

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школеестественно-научных и гуманитарных курсов;

  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.


Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, курса


Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа» и «Человек и общество», которые делятся на соответствующие разделы: «Человек и природа», «Красота и разнообразие неживой природы», «Человек и общество», «Наша Родина – Россия», «Человек – творец».

В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественно-научные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

В процессе освоения содержания данного предмета учащиеся приобретают общеучебные умения и навыки: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия , отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. При этом знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей, которое осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использования литературных и художественных образов объектов и явлений природы.

Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать место и роль человека в мире; осознает, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.

Курс создает содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по ее решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.

При реализации интегрированного курса «Окружающий мир» применяются различные формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия; уроки-заседания экологического совета, уроки конференции.




Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 67 часов в год, 2 часа в неделю.


Раздел 4. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»


  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо

наблюдать и познавать его.

  • Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком

природы, общества и самого себя.

  • Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь

её красоту и гармонию.

  • Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение –

важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и

традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

  • Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует

изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё

Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

  • Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.

  • Органичное объединение разных областей знания на основе

межпредметных связей.

  • Соответствие предметным принципам обучения: экологическому,

сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.

  • Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей

восприятия, мышления с последующим их развитием.

  • Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в

основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».


Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты


У второклассника продолжат формироваться:

    • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

    • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учите ля, родителей;

    • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

    • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

    • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природ» в быту, в обществе;

    • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

    • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

    • осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.


У второклассника могут быть сформированы:

    • стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

    • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности) гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

    • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;

    • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

    • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.



Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией с контурными картами и др.);

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно- практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Второклассник получит возможность научиться:

    • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении к тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

    • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

    • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.


Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов в природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

  • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;использовать готовые модели для изучениястроения природных объектов и объяснения природных явлений;осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник продолжит учиться:

    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

    • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек

  • зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Второклассник получит возможность научиться:

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра;

    • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


Предметные результаты

Второклассник научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие) на примере Солнца, Земли, Луны;

  • описывать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;

  • различать части холма, реки;

  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суш (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря);

  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

  • находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра России;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  • выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи,

  • рельефа, макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе

  • наблюдений);

  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела).

Второклассник получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

  • объяснять отличия человека от животных;

  • готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;

  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирая необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, горя реку, круговорот воды в природе и др.);


  • участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человека общество») курса «Окружающий мир» второклассник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях

  • членов семьи внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов I семьи, из фотографических альбомов и др.;

  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;

  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт- I Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных I зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

  • объяснять, что такое Конституция;

  • различать прошлое и настоящее;

  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Второклассник получит возможность научиться:

    • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

    • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

    • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

    • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

    • составлять родословную своей семьи;

    • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

    • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

    • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

    • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни второклассник научится:

    • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

    • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

    • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

    • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

    • составлять и выполнять режим дня.

Второклассник получит возможность научиться:

    • сохранять здоровье своего организма, органов чувств;

    • следовать правилам здорового образа жизни.


Раздел 6. Содержание учебного предмета


Человек и природа (10 ч)

Повторение пройденного материала в первом классе. Что нас окружает.

Свойства живых существ. Человек – часть живой природы. Человек – разумное существо. Здоровье человека. Значение природы для здоровья.Органы чувств, их гигиена. Чистота – залог здоровья.Чистота – залог здоровья.


Человек и общество (11ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку со хранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте человеческого тела.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.


Природа вокруг тебя (23 ч)


Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Растения, грибы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.

Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).



Наша Родина – Россия (10ч)


Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные праздники.

Москва — столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.


Человек — творец (10ч)


Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городской и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сделать город краше. Важность озеленения городов.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транс портом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Ка кой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.


Экскурсии: к достопримечательностям города.


Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и чело века. Использование симметрии в творениях людей.

Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.

Экскурсии: по селу, в парк.



Перечень контрольно-измерительных работ


1четверть


Тест № 1, №2, №3, №6.

Работа №1, №2, №3, №4


2 четверть


Тест №8

Работа №5, №6


3 четверть


Тест №9, №10

Работа №7, №8


4 четверть


Тест № 11

Работа №9, №10,№11, №12


* - Поглазова О.Т. Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. /О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.


Раздел 7. Тематическое планирование


Темы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы

Человек и природа

(10 часов)


Что нас окружает. Урок повторения изученного в первом классе (1 час)


Свойства живых существ. (1 час)


Человек – часть живой природы

(1 час)


Человек – разумное существо (1 час)


Профессии людей. Эколог – одна из важных профессий

(1 час)


Здоровье человека. Значение природы для здоровья (1 час)


Органы чувств и сохранение их здоровья (1 часа)


Чистота – залог здоровья (1 час)


Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (2 час)

Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека.

Называют изученные группы растений и животных, их основные признаки;

Учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений.

Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации

и распределяют предметы окружающего мира в разные группы

Выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в

них представлена

Формулируют выводы, подводят итог урока

Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации

Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека

Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о

способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье

Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; моделируют различные ситуации, в которых могут оказаться дети

Анализируют рисунки и «озвучивают» их,

расшифровывают условные рисунки;

обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по соблюдению, работают в парах

Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие);

рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств, высказывают свои предположения о

происхождении названий некоторых растений;

обсуждают, как правильно собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу;

готовят небольшие сообщения о выбранном

лекарственном растении (по желанию).

Учиться ставить познавательную задачу, планировать

её выполнение, оценивать

результаты учебного труда.

Наблюдать объекты окружающего мира и характеризовать их.

Работать с учебным текстом, выделять главную ин-

формацию, находить ответы

на вопросы, соотносить иллюстративную и текстовую

информацию.

Читать простые схемы, извлекать заложенную в них

информацию.

Учиться выполнять разные

типы тестовых заданий.

Объяснять отличия человека от других живых существ.

Составлять здоровьесберегающий режим дня.

Проводить простые исследования своего зрения, слуха, осязания.

Объяснять, почему важна

для здоровья личная гигиена

и чистота.

Учиться сохранять здоровье органов чувств, соблюдать личную гигиену, поря-

док и чистоту в помещениях.

Учиться оказывать первую помощь при небольших

травмах.

Оценивать потенциально

опасные ситуации для жизни

и здоровья человека.

Моделировать (инсценировать) правила поведения

в разных ситуациях (дома, на

дороге, при встрече с незнакомыми людьми, вызов экстренной помощи и др.).

Объяснять основные правила обращения с газом,

электричеством, водой.

Человек и общество (11 часов)


Человек – член

общества (1 час)


Разнообразие

профессий людей

(1 час)


Как мы

общаемся. Правила

этикета (2 час)


Красота человека. Хорошее настроение (2 час)


Друзья, их

значение в жизни

людей (1 час)


Семья.

Родственники (1 час)


Семейные

заботы и традиции

(2 час)


Родословная

семьи (1 час)

мРазмышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в

трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами

Анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества.

Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию

Анализируют иллюстрации и «озвучивают» их, описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы

Обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками.

Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения

Моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты)

Читают стихотворение, анализируют его и размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают его красивым

Размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, к одноклассникам, как управлять отрицательными эмоциями, как культурно

проявлять положительные эмоции;

Обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту, «озвучивают» картинки

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды;

моделируют день рождения друга

Составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест

Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия

Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради

Обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий.

Учиться действовать согласно составленному плану,

а также по инструкциям учи-

теля или данным в учебнике,

в рабочей тетради.

Извлекать (по заданию учи-

теля) нужную информацию

из учебника, иллюстраций и

дополнительных источников

знаний: словарей, энциклопедий, справочников.

Наблюдать общение и взаимоотношения людей разного

возраста.

Различать и оценивать

формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Выбирать оптимальные фор-

мы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Моделировать (инсценировать) ситуации с использованием разных правил эти-

кета общения (с взрослыми,

одноклассниками, незнакомыми людьми, работниками

школы, в театре и музее).

Рассказывать о семье (членах семьи, труде, занятиях,

традициях), о своих друзьях.

Объяснять значение семьи,

дружбы в жизни человека.

Приводить примеры заботы школьников о младших

членах семьи, престарелых,

больных, поступков истинных друзей.

Оценивать физическую и

духовную красоту человека.

Учиться культуре проявления эмоций.

Оценивать красивые и некрасивые поступки.

Читать простые схемы, извлекать заложенную в них

информацию.

Анализировать иллюстрации, извлекать нужную ин-

формацию.

Учиться находить информацию, данную в нестандартном или неявном виде.

Учиться обобщать полученную информацию.

Учиться выполнять проектную работу.

Природа

вокруг тебя

(23 часов)


Кто и как изучает природу (1 час)


Природные тела и явления (1 час)


Разнообразие облаков (1 час)


Солнце – ближайшая к Земле звезда

Солнце и жизнь

(1 час)


Звезды и созвездия (1 час)


Кометы, метеоры, метеориты (1 час)


Земля – планета (1 час)


Движения Земли

(1 час)


Луна – естественный спутник Земли

(1 час)


Путешествия по Луне

(1 час)


Наша «солнечная семья». (1 час)


Поверхность нашей планеты. Материки и океаны. (1 час)


Земные просторы.

(1 час)


Горы и их разнообразие (1 час)


Горы и люди. Вулканы. Безопасное поведение в горах

(1 час)


Экскурсия. Формы суши родного края. (1 час)


Земля и её поверхность. Обобщающий урок (1 час)


Вода на Земле. Океаны и моря. (1 час)


Реки, ее части. Значение рек для людей (1 час)


Озёра, пруды, болота Байкал жемчужина России (1 час)


Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. (1 час)


Экскурсия. Водоёмы родного края. (1 час)


Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. (1 урок)


Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию.

Учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради,

Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с

временами года.

Читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками

Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях;

предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; моделируют кучевые, перистые, слоистые облака.

Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца

Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и

отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки,

составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами, проверяют их по учебному тексту

Составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта, художника).

Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст

Сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними

Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст

Сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли

Анализируют рисунки и ставят (совместно с учителем) познавательную задачу (выяснить, почему происходит смена дня и ночи на Земле), высказывают свои предположения и проверяют их по учебному тексту;

знакомятся с моделью Земли – глобусом,

находят на глобусе полюса Земли, экватор;

наблюдают с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца,

Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах, проводят наблюдения за Луной

Знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами

Находят на карте полушарий материки и океаны Земли

Рассказывают о своих наблюдениях гор

Учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте

горы из бумаги, пластилина, глины

Описывают красоту гор и обсуждают, какие

опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой

деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты

Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями

Ставят познавательную задачу, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны, определяют

частью каких океанов являются некоторые моря (по заданию в рабочей тетради);

выполняют опыт, моделируя морскую воду;

Рассказывают о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью

Обсуждают правила безопасного поведения на море

Сочиняют экологическую сказку о море

Объясняют происхождение слов «исток», «приток»; моделируют водный поток реки, канал, плотину

Рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы загрязнения, правила безопасного поведения на реке

Наблюдают водоёмы, которые есть в местности, оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии)

Готовят сообщение об озере Байкал (или о местном озере) по желанию

Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды

Предлагают меры экономного расходования,

придумывают плакаты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты

Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их.

Наблюдать природные объекты, явления и характеризовать их.

Приводить примеры природных тел и явлений.

Наблюдать дневное и ночное небо, разные виды и

формы облаков.

Сравнивать и различать

части суток, времена года.

Объяснять причину смены

дня и ночи, смены времён

года.

Характеризовать различия

звёзд и планет на примере

Солнца и Земли.

Работать с глобусом и физической картой полушарий:

находить материки, океаны и другие географические

объекты.

Учиться извлекать информацию из круговой диаграммы (соотношение суши и водной поверхности на Земле).

Оценивать примеры экологически грамотного и без-

опасного поведениичеловека в природе.

Обсуждать значение воды для всего живого на Земле, почему нужно экономно

её расходовать, предлагать

меры по сбережению питье-

вой воды.

Предлагать меры по защите

и сохранению чистоты и красоты природы родного края.

Наша Родина-Россия (10 часов)


Твоя Родина – Россия. (1 час)


Государственные символы России. (1 час)


Конституция – основной закон. Государственные праздники (1 час)


Москва – столица

России (1 час)


Российские города (1 час)


Родной город (село), его достопримечательности. (1 час)


Горожане и селяне. (1 час)


Проблемы современного города (1 часа)


Виды транспорта.

Проблемы загрязнения

воздуха и воды.

(1 часа)

Составляют представление о России по рисунку схеме, проверяют его по учебному тексту

Выделяют в тексте новые для них понятия и

объясняют их

Рассказывают о своей малой родине

Готовят выставку национальной одежды, готовят национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни (по желанию).

Актуализируют свои знания о государстве, его символах, проверяют себя по учебному тексту, объясняют значение символов, содержание гимна, исполняют его, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн, узнают правила прослушивания государственного гимна; готовят сообщение о государственных символах

Выделяют в тексте незнакомые понятия,

объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания; Обсуждают права и обязанности гражданина России, в том числе и права ребенка

Знакомятся с государственными праздниками, международными Днями охраны

природы, профессиональными праздниками,

которые отмечаются в России

Знакомятся с историей государства, какие города были его столицами, с достопримечательностями; готовят сообщение о любой достопримечательности Москвы (или об истории возникновения города).

Актуализируют свои знания о российских

городах, рассматривают иллюстрации

предполагают, чем примечательны города,

выделяют информацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами-миллионерами

Размышляют и делают вывод о том, где в давние времена строились города,

Рассуждают, чем отличается город от села

(деревни), чем отличается вид современного

города от старинного города, чем различаются

промышленная, жилая зоны, места отдыха в

городе

Сравнивают условия жизни горожан и селян,

анализируют городские улицы и постройки,

Обсуждают, чем опасны свалки отходов;

предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как их можно уменьшить, как правильно организовать их сбор

Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу

Обсуждают правила безопасного поведения в

транспорте

Сравнивают различные виды транспорта,

классифицируют их, выделяя их отличительные признаки;

Обсуждают экологические проблемы, связанные с транспортом и предлагают возможные пути их решения

Объяснять, что такое Роди-

на, родной край, малая родина.

Работать с глобусом и кар-

той: показывать территорию

России, её государственные

границы; находить место-

положение Москвы и других

крупнейших городов (2–3)

на карте России.

Различать государственную

символику Российской Федерации, узнавать российский флаг и герб среди сим-

волов других стран.

Прослушивать и декламировать (петь) гимн РФ.

Рассказывать о государст-

венных праздниках России.

Находить информацию (в

том числе иллюстративную) о

достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную, справочную литературу.

ГотовитьРассказывать о родном

крае, (о родном городе, селе),

используя дополнительную

информацию; подбирать к

своему сообщению иллю-

страции или видеоматериалы.

Обмениваться впечатления-

ми, полученными в ходе бесед

со старшими членами семьи,

о традициях, обычаях разных

народов России (живущих в

родном крае, городе, селе).

Наблюдать социальную и

природную среду места жи-

тельства (улица, район, го-

род), труд людей.

Сравнивать жизнь город-

небольшие сообщения о достопримечатель-ностях одного из городов

России.

Рассказывать о родном

крае, (о родном городе, селе),

используя дополнительную

информацию; подбирать к

своему сообщению иллю-

страции или видеоматериалы.

Обмениваться впечатления-

ми, полученными в ходе бесед

со старшими членами семьи,

о традициях, обычаях разных

народов России (живущих в

родном крае, городе, селе).

Наблюдать социальную и

природную среду места жительства (улица, район, город), труд людей.

Сравнивать жизнь городского и сельского жителя.

Различать виды транс-

портных средств: наземные,

водные, воздушные виды

транспорта, пассажирский,

грузовой и специального на-

значения транспорт.

Объяснять экологические

проблемы, связанные с использованием различных

видов транспорта.

Обсуждать проекты видов

транспорта будущего.

Человек – творец

(10 часов)


Разнообразие музеев.

Экспонаты музеев.

(1 час)


Старинные и

современные предметы одежды и быта (1 час)


Старинные и

современные средства письменности, счёта,

связи (1 час)


Художественное

творчество человека(1 час)


Природа в произведениях

литературы, живописи,

музыки. (1 час)


Красота природная и

рукотворная. Осевая

симметрия (1 час)


Центральная

(поворотная) симметрия.

Центр симметрии

(1 час)


Виды симметрии в изделиях людей

(1 час)

Экскурсия

«Красота природная и рукотворная» (1 час)


Контрольный урок по теме:

«Что узнали, чему

научились во 2 классе»(1 час)

Сравнивают (находят сходства и различия)

старинные и современные предметы быта,

одежду, светильники; обсуждают правила

безопасного пользования осветительными

приборами (современными и старинными),

выполняют задания в рабочей тетради.

Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют экспонаты.

Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях;

обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого

называют талантливым, чем интересны

профессии художника, композитора, поэта

Делятся своими впечатлениями о посещении

цирка, театров, вспоминают правила культурного поведения в театре, консерватории,

Наблюдают (рассматривают) различные

предметы природы, изделия человека,

сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы

Выделяют признаки симметричного предмета и обсуждают, как его отличить от несимметричного предмета

Догадываются о признаке осевой симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей

тетради, наблюдают симметричные предметы в классной комнате, находят среди них предметы с осевой симметрией,


Рассуждают, где необходима симметрия, где ею можно пренебречь.

Выполняют разные тестовые задания, оценивают свою работу и восполняют пробелы.

Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки,

Фотографируют примечательные растения,

здания, мосты

Готовят альбом о своём городе (селе).

Учиться ставить учебно-

познавательные задачи перед

чтением учебного текста и

выполнением разных заданий (перед выполнением

наблюдения и опыта, практической работы с географической картой и др.).

Читать текст, рассматривать иллюстрации, извлекая

нужную информацию.

Вести наблюдения во время

экскурсий в музеи, рассказывать об увиденном одноклассникам.

Анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Наблюдать симметричные

узоры на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, парковых ансамблей родного города (села).

Различать симметричные и

несимметричные предметы.

Называть признаки симме-

тричных предметов, обла-

дающих разными видами

симметрии.

Изображать предметы с осе-

вой, центральной, перенос-

ной симметрией.

Находить линию симметрии

плоских фигур.

Рассматривать произведе-

ния искусства, оценивать их

красоту.

Учиться давать полный от-

вет на поставленный вопрос,

аргументировать свой ответ.

Учиться оценивать своё

знание и незнание, умение

и неумение, продвижение

в овладении тем или иным

знанием и умением по изу-

чаемой теме.

Учиться находить дополни-

тельную информацию с

помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств для подготовки небольших сообщений.

Учиться сотрудничать с

учителем и одноклассника-

ми, осуществлять совместную деятельность в малых и

больших группах, осваивать

способы взаимной помощи

партнёрам по работе.






Раздел 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Учебно-методическое обеспечение:

Для учеников:

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

  2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2014 г.

  3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Для учителей:

1. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.

2. Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ в 2012г.


Материально-техническое обеспечение


1. Гербарий «Для начальной школы» (30 видов с иллюстрациями)

2. Глобус физический д.320

3. Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

4. Коллекция «Полезные ископаемые»

5. Коллекция «Почва и ее состав»

6. Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

7. Компакт-диск «Анатомия для детей» (DVD). Учебный фильм

8. Компакт-диск «Весна» (14 сюжетов, 50 минут)

9. Компакт-диск «Зима» (15 сюжетов, 58минут)

10. Компакт-диск «Лето» (15 сюжетов, 60 минут)

11. Компакт-диск «Мир вокруг нас. Как устроен город»

12. Компакт-диск «Окружающий мир 1 класс». В 2-х частях

13. Компакт-диск «Окружающий мир 2 класс»

14. Компакт-диск «Окружающий мир 3 класс»

15. Компакт-диск «Окружающий мир 4 класс»

16. Компакт-диск «Осень» (14 сюжетов, 56 минут)

17. Комплект таблиц раздат. «Грибы съедобные и несъедобные»

18. Коробка для изучения насекомых с лупой

19. Модель «Строение земли»

20. Модель-аппликация «Природные зоны»

21. Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями»

22. Набор карточек «Домашние животные»

23. Набор предметных картинок «Фрукты, ягоды, орехи. Посуда»

24. Учебная карта «Карта полушарий»

25. Учебная карта «Природные зоны России»

26. Учебная карта «Российская Федерация»

27. Штатив лабораторный комбинированный

28. Слайд-комплект по начальной школе «Времена года»

29. Слайд-комплект по начальной школе «Дерево и его значение в жизни»

30. Слайд-комплект по начальной школе «Домашние и дикие животные»

31. Слайд-комплект по начальной школе «Живая и неживая природа»

32. Слайд-комплект по начальной школе «Животные»

33. Слайд-комплект по начальной школе «Земля, Солнце, Луна и звезды»

34. Слайд-комплект по начальной школе «Мир насекомых»

35. Слайд-комплект по начальной школе «Растения»

36. Компас школьный




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тема урока, контрольных, практических работ

Кол.

час.

Дата

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Вид контроля

Обору-дование

План.

Факт.

Раздел I. Человек и природа (10 часов)

1

Что нас окружает.


1

3.09


Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями.

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.


Интерактив. доска.

Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

2

Свойства живых существ.



1

7.09


Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

Задания

по группам. Стартовая диагностика.


Интерактив. доска.

Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

3

Человек – часть живой природы.


1

10.09


Знание понятия: человек как часть живой природы, разумное существо.

Умение называть признаки живого организма.

Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Фронтальный и индивидуальный опросы. Практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

4

Человек – разумное существо.


1

14.09


Знание понятий: изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы.

Умение использовать в речи эти понятия.

Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы.

Дидактическая игра. Самостоятельная работа.



Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

5

Профессии людей. Эколог – одна из важных профессий.

1

17.09


Знание понятий: профессия, эколог, экологическая проблема.

Умение выявлять значимость профессии эколога.

Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций.

Фронтальный и индивидуальный опросы.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

6

Здоровье человека. Значение природы для здоровья.



1

21.09


Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, моржевание, режим дня.

Умение составить режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни.

Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы.

Фронтальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

7

Органы чувств, их гигиена.


1

24.09


Знать: функции органов чувств, правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах.

Умение составлять правила сохранения здоровыми органов чувств.

Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах.

Индивидуальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

8

Чистота – залог здоровья.



1

28.09


Знание понятия: микробы; правила ухода за кожей.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Индивидуальный опрос, работа в парах.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

9-10

Азбука безопасного поведения.



2

01.10

05.10


Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей.

Фронтальный опрос, работа в парах. Тест.


Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

Раздел II. Человек и общество (11 часов)

11

Человек – член общества.

1

08.10


Знание понятий: человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика.

Умение различать основные формы общения.

Умение моделировать ситуации общения.


Фронтальный опрос, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

12

Разнообразие профессий лю­дей.

1

12.10


Знание правил вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах.

Умение применять полученные знания на практике.

Умение моделировать ситуации вежливого общения.


Фронтальный и индивидуальный опросы.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

13-14

Как мы общаемся. Правила этикета.

2

15.10

19.10



Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера.

Умение выделять основные признаки здорового человека.

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Беседа по вопросам.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

15-16

Красота человека. Хорошее настроение.

2

22.10

26.10



Знание понятий: настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями.


Умение оценивать состояние своё и окружающих людей.


Фронтальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

17

Друзья, их значение в жизни людей

1

29.10


Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив.


Умение давать оценку поступкам одноклассников.


Беседа по вопросам, работа в парах.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

18

Семья. Родственники

1

09.11


Знание понятий: семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная.

Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

Индивидуальный и фронтальный опросы.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

19-20

Семейные забо­ты и традиции.

2

12.11

16.11



Знание понятий: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия.

Умение составлять родословную своей семьи.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.


Беседа по вопросам, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

21

Родословная семьи.

1

19.11


Знание способов работы с источниками, возможных форм презентации.

Умение выбрать тему и проблему исследования, делать список источников информации.

Умение выполнять проектную работу и презентовать её.


Практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

Раздел III. Природа вокруг тебя (23 ч)

22

Кто и как изучает природу.

1

23.11


Знание понятий: наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы.

Регулятивные умения, оценивание своих успехов.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

23

Природные тела и явления.

1

26.11


Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение читать и составлять простые схемы.

Работа в парах, самостоятельная работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

24

Разнообразие облаков.

1

30.11


Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение моделировать предметы окружающего мира, высказывать и аргументировать свои предположения.

Фронтальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

25

Солнце – ближайшая к Земле звезда.

1

03.12


Знание понятий: молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град; правил безопасного поведения во время грозы.

Уметь применять полученные знания на практике.

Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл.

26

Звезды и созвездия.


1

07. 12


Знание понятия: звезда; умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение высказывать предположения и аргументировать их.

Беседа по вопросам.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

27

Кометы, метеоры, метеориты

1

10.12


Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце.

Умение заботиться о своём здоровье.

Умение анализировать рисунки, обобщать информацию.


Беседа по вопросам, самостоятельная работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

28

Земля – планета

1

14.12


Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль.


Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

Фронтальный опрос, работа в парах.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

Модель Земли. Глобус

29

Движения Земли


1

17.12


Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период обращения вокруг Солнца.

Умение выполнять практические задания по теме урока.

Умение работать с предметными моделями.

Беседа по вопросам, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды». Модель земли. Глобус

30

Луна - естественный спутник Земли

1

21.12


Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом.


Индивидуальный опрос, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

31

Путешествие по Луне.

1

24.12


Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт.


Умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре.


Устный опрос, работа в парах.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

32

Наша «солнечная семья».

1

11.01


Знание понятий: созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды, наиболее яркие и хорошо наблюдаемые созвездия.

Умение вести наблюдение за объектами природы.

Умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.

Индивидуальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

33

Поверхность нашей планеты. Материки и океаны.

1

14.01


Знание понятий: комета, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция.



Умение работать в группе, выполнять проектную работу.

Фронтальный опрос, работа в группе.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

34

Земные просторы.

1

18.01


Проверка усвоения следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты.

Умение применять свои знания на практике.

Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных видов.


Самостоятельная работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Слайд-комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды»

35

Горы и их разнообразие

1

21.01


Знание понятий: география, карта, глобус, фотография, материк, океан, остров, полуостров; как изображают земную поверхность на картах.

Умение работать с картой.

Умение работать со схемами и круговыми диаграммами.


Дидактическая игра.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

36

Горы и люди. Вулканы. Безопасное поведение в горах.

1

25.01


Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.

Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.


Беседа по вопросам.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

37

Экскурсия. Формы суши родного края.

1

28.01


Знание понятий: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Умение находить горы на карте.

Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира.


Фронтальный опрос, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

38

Земля и её поверхность. Обобщающий урок.

1

01.02


Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правил безопасного поведения в горах.


Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.


Индивидуальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

39

Вода на Земле. Океаны и моря.

1

04.02


Умение различать разные формы суши.


Умение представлять результаты наблюдений в разной форме.


Индивидуальный опрос.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

40

Реки, ее части. Значение рек для людей

1

08.02


Знание основных понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист.

Умение составлять правила безопасного поведения в горах.

Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов.

Самостоятельная работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

41

Озёра, пруды, болота Байкал жемчужина России

1

15.02


Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.

Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное.

Устный опрос.


Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

42

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.

1

18.02


Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция.

Умение различать части реки.

Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Индивидуальный опрос, практическая работа.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

43

Экскурсия. Водоёмы родного края.

1

22.02


Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.

Умение различать пресные водоёмы.

Умение работать с рисунками-схемами.


Фронтальный и индивидуальный опросы.

Интерактив. доска. Комп.-диск «Окр. мир» 2 кл. Уч. карта «Карта полушарий»

44

Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок.

1

25.02


Знание понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды.

Умение выделить основные проблемы сохранения чистой питьевой воды.

Умение работать с разными источниками информации.


Фронтальный опрос.


Раздел IV. Наша Родина-Россия (10 часов)

45

Твоя Родина – Россия.

1

29.02


Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.


Умение работать с

текстовой и графической информацией, выделять

главную мысль, находить определение понятий, анализировать рисунки,

Устный опрос.


46

Государственные символы России.

1

03.03


Знание понятий: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России.


Умение отличать

государственные символы

России от других

государств, воспитание

патриотизма.

Фронтальный опрос.


47-48

Конституция – основной закон. Государственные праздники

2

07.03

10.03


Знание понятий: закон, Конституция, права и обязанности гражданина России; государственный, профессиональный и семейный праздники.

Умение использовать полученные знания на практике.

Умение работать с текстом,

выделять основную мысль,

находить информацию для

ответа на вопросы

Практическая групповая работа.


49

Москва - столица России.

1

14.03


Знание понятий: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода.

Умение называть города, которые были столицами нашей страны, выделять главные достопримечательности этих городов.

Умение работать с текстом,

выделять основную мысль,

находить информацию для

ответа на вопросы.

Практическая работа.


50

Российские города.


1

17.03


Знание понятий: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города.

Знать, чем старинный город отличается от современного, что отображают гербы городов.

Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём.


Фронтальный опрос.


51

Родной город (село), его достопримечательности.

1

31.03


Понятия, которые подлежат контролю: Родина, государство, столица, флаг, герб, гимн, город-герой.


Умение выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов.


Самостоятельная работа.


52

Горожане и селяне.

1

4.04


Знание понятий: архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе.

Умение составить план своего города.

Умение выполнять

проектную работу; тестовые задания разных типов,

работать с блок-схемами

Фронтальный и индивидуальный опросы.


53

Проблемы современного города.

1

07.04


Знание понятий: свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом.

Умение применять свои знания на практике.

Умение работать со

словарем;

умение ставить

познавательную задачу и решать ее.

Практическая работа.


54

Виды транспорта. Проблемы загрязнения воздуха и воды

1

11.04


Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Умение выделять основные проблемы сохранения чистого воздуха.

Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира.


Беседа по вопросам.


Раздел V. Человек-творец (10 часов)

55

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев.

1

14.04


Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи.

Умение различать виды музеев.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.


Фронтальный и индивидуальный опросы.


56

Старинные и современные предметы одежды и быта.

1

18.04


Знание понятий: быт, утварь, ларь, ухват, кочерга, коромысло, русская печь, чугунок, туесок, ковш, самовар, бурдюк, лампада,

керосиновая лампа, свеча; кафтан, сарафан, зипун, лапти; правил безопасного пользования осветительными приборами.

Умение выделять отличительные признаки старинных и современных вещей, выявлять причину возникновения новых предметов быта.

Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию.


Индивидуальный опрос.


57

Старинные и современные средства письменности, счёта, связи.

1

21.04


Знание понятий: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современными средствами счёта и связи.

Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её.


Самостоятельная работа.


58

Художественное творчество человека.

1

225.04


Знание понятий: художник, композитор, скульптор, актёр, клоун, музыкант; певец, театр, консерватория, опера, пьеса, цирк, спектакль; правил культурного поведения в театре, цирке, художественном музее.

Умение ориентироваться в различных жанрах искусства.

Умение оценивать произведения искусства, поведение своё и других людей.


Индивидуальный опрос.


59

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки

1

28.04


Знание понятий: художественное и научное представление знаний об окружающем мире.


Умение выполнять и презентовать проектное исследование.


Практическая работа.


60

Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия


1

2.05


Знание понятий: симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, одинаковость и пропорциональность (соразмерность) частей.

Умение отличать симметричные предметы от несимметричных.

Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений.


Беседа по вопросам.


61

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии.

1

05.05


Знание понятий: осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией.


Умение работать с разными источниками информации.


Практическая работа.


62

Виды симметрии в изделиях людей.

1

12.05


Знание понятий: центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение находить центр симметрии и различать предметы, обладающие этим видом симметрии.

Умение проверять, обладает ли предмет центральной симметрией.

Умение применять знания в практической деятельности.


Практическая работа.


63

Экскурсия

«Красота природная и рукотворная».

1

16.05


Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи.

Умение различать виды музеев.

Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения.


Фронтальный и индивидуальный опросы.


64

Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе.

1

19.05




Итоговый тест


65

Резервный урок

2

23.05









14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!