СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Музыка» для 5-го класса общеобразовательного учреждения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке 5 класс составлена на основе авторской программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Музыка» для 5-го класса общеобразовательного учреждения.»

Пояснительная записка



V класс



Программа по предмету «Музыка» для 5-го класса общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Музыка 5 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2012.

2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителя/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011.

3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 5 класс на 2CD / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012.

4. Музыка. Рабочая тетрадь для 5 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2017.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 уч. год;

- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;

- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

В качестве приоритетных выдвигаются следующие задачи:

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкального языка и выразительных средств, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно - практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 5 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождество и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего развития, социализации и самообразования;

- развитие общих музыкальных способностей, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В результате изучения музыки выпускники 5 класса научатся в практической деятельности:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.



Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс.



Раздел 1: «Музыка и литература»



Цели: расширить знания детей о связи музыки с окружающим миром, её истоках; развивать ассоциативно-художественные впечатления детей; осознать единство темы в разных видах искусства; расширять слушательский и исполнительский опыт; раскрыть связь музыки с литературой; закрепить знания детей о музыкальных жанрах связанных с литературой; воспитывать внимание и любовь к окружающему миру через романсы русских композиторов и русские народные песни; познакомить с основными темами вокального творчества русских композиторов и миром музыкальных образов хоровой музыки; расширить знание об элементах оперы и балета; формировать общечеловеческие нравственные ценности; рассмотреть многообразие музыкальных сюжетов в литературе.

Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина.

Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта. Мир русской песни. Песни народов мира. Влияние русской поэзии на развитие романса. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многообразие музыки в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.



Примерный музыкальный материал: 



Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

Не одна-то ли во поле до­роженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степа­нова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.

Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.



Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство»



Цели: раскрыть связь музыки с изобразительным искусством; расширить знания детей о музыкальных жанрах связанных с изобразительным искусством; показать красоту природы в творчестве русских и зарубежных композиторов; прививать любовь и бережное отношение к природе; ввести детей в сказочный мир музыки русских композиторов; показать застывшую музыку в изобразительном искусстве.

Живописность искусства. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Может ли музыка выразить характер человека? Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Что такое музыкальность в живописи. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности.







Примерный музыкальный материал: 

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе­дор Иоаннович». Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле­щеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Нев­ский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготов­ленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с во­лосами цвета льна. Прелюдии. К Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Про­кофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классиче­ские

современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, сло­ва В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой



Тематическое планирование

V класс



н\п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов


Музыка и литература


1

Что роднит музыку с литературой.

1

2

Вокальная музыка.

1

3

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

5

Что за прелесть эти сказки…

1

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

7

Вторая жизнь песни.

1

8

Всю жизнь мою несу Родину в душе... Обобщение.

1

9

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

10

Гармонии задумчивый поэт.

1

11

Слово о мастере.

1

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

16

Мир композитора. Обобщение.

1


Музыка и изобразительное искусство.


17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

18

Небесное и земное в звуках и красках.

1

19

В минуты музыки печальной…

1

20

Звать через прошлое к настоящему.

1

21

Ледовое побоище.

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

23

Дыхание русской песенности.

1

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

26

Волшебная палочка дирижера. Обобщение.

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

28

Застывшая музыка.

1

29

Полифония в музыке и живописи.

1

30

Музыка на мольберте.

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

32

О подвигах, о доблести и славе...

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

34

Мир композитора. Обобщение.

1

Итого:


34



Учебно - методическое обеспечение курса.





1.Музыка. 5 класс фонохрестоматия на 2 CD/ . – М.: Просвещение, 2012.

2.Музыка 5 класс учебник для ОУ: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2012.

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012.

4.Музыка. Рабочая тетрадь для 5 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2017.



Дополнительная литература для учителя:



1. Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;

2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;

3. Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;

5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки для 5-6 класса, - М., «Просвещения», 2013г.

6. Могилевская С. У лиры 7 струн: научно-художественная литература.- М.:

7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

8. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.













Дополнительная литература для учащихся:



1. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

2. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

3. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М. Вече, 1999г.;

4. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001.;



Средства обучения.

Печатные пособия.

1.Комплект портретов композиторов.

2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


3.Тексты разучиваемых на уроках песен.



Интернет – ресурсы.

1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki;

2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru;

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;

5. Музыкальный словарь. - Режим доступа: http// dic.aademic.ru




Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.







Календарно-тематическое планирование уроков музыки.



V класс

Наименование

и №

раздела программы

урока

Тема урока

Основные предметные

результаты урока

Вид учебной

деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание


Музыка и литература

16ч.




1

Что роднит музыку с литературой.

Уметь выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.5

2

Вокальная музыка.

Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Характеристику и виды песен, их отличие от романса.

Уметь выразительно, интонационно осмысленно исполнять песни разных жанров и стилей;

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение.

3

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Знать виды искусства, роль музыки в семье искусств.

Уметь определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 12-13

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Знать виды хоров.

Отличать народную хоровую музыку от церковной.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и в рабочей тетради.

Устный опрос,

хоровое пение.

Найти волшебную сказку своего народа.

5

Что за прелесть эти сказки…

Понимать роль музыки, её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Знать жанры вокальной и инструментальной музыки.

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

7

Вторая жизнь песни.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и в рабочей тетради.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

8

Всю жизнь мою несу Родину в душе...

Уметь интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Объяснять как музыка и литература дополняют друг друга.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр 29-31.

9

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Определять значимость музыки в литературном произведении.

Определять в каких литературных произведениях действие разворачивается на основе музыкального сюжета.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и в рабочей тетради.

Устный опрос,

хоровое пение.

Найти стихи и рассказы о музыкантах.

10

Гармонии задумчивый поэт.

Знать особенности музыкального языка Ф. Шопена. Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоциональных терминов.

Слушанье музыки, хоровое пение, инструм. музицирование.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

11

Слово о мастере.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.22-25

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра, виды оперного искусства, участников и создателей оперы.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.44-45

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Знать что такое балет, жанры балета, имена композиторов и выдающихся исполнителей балета.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.41

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Уметь рассуждать о роли музыки в театре, кино и на телевидении.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знать что такое мюзикл, историю рождения этого жанра, имена композиторов и исполнителей, особенности музыкального языка.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.64-65

16

Мир композитора. Обобщение.

Знать названия изученных произведений и их композиторов; Уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа по карточкам.

Письменный опрос, хоровое пение.

Без задания.

Музыка и изобразительное искусство

18ч.






17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

18

Небесное и земное в звуках и красках.

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного произведения.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Нарисовать рисунок по теме урока.

19

В минуты музыки печальной…


Уметь выявлять сходства и различия интонаций и образов.

Исполнять хоровые произведения с точной интонацией.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение.

20

Звать через прошлое к настоящему.

Знать историю создания и содержание кантаты. Рассуждать об особенностях мелодики и ритма.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и в рабочей тетради.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

21

Ледовое побоище.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявлять сходства и различия интонаций и тем.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.56-57

22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки. Подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и в рабочей тетради.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.60-61

23

Дыхание русской песенности.

Рассуждать о языке произведений разных видов искусства.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение

Без задания.

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр. 29-31

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Знать значение выражения «музыкальный портрет», подбирать сходные и контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение.

26

Волшебная палочка дирижера. Обобщение.

Знать состав симфонического оркестра, имена знаменитых дирижёров мира.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

27

Образы борьбы и победы в искусстве.

Рассуждать об образности искусства на примере произведений о героях.



Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

28

Застывшая музыка.

Уметь приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.


29

Полифония в музыке и живописи.

Знать что такое полифония и её музыкальные формы.

Исполнять хоровые произведения с точной интонацией.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Нарисовать рисунок по теме урока.

30

Музыка на мольберте.

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

Знать определение понятия «пейзаж в музыке», основные сведения о творчестве композиторов – импрессионистов, изображающих природу.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

32

О подвигах, о доблести и славе...

Рассуждать о средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подобрать стихи к картинам.

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

Определять главные отличительные особенности музыкально – изобразительных жанров.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа по карточкам.

Письменный опрос, хоровое пение.

РТ стр.74-76

34

Мир композитора. Обобщение.

Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой, литературой и изобразительным искусством.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.


Темы проектов.



1.«Быть может вся природа – желанье красоты»

2. «Вся Россия просится в песню»

3. «На земле родной не бывать врагу»

4. «Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах»

5. «Стань музыкою слово…»

6. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

7. «О подвигах, о доблести, о славе…»

8. «Небесное и земное в звуках и красках»

9. «Музыкальный театр: содружество муз»

10. «Что сердце заставляет говорить…»

11. «В каждой душе звучит музыка»

12. «Музыка и литература в залах картинной галереи»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!