СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Музыка» для 6-го класса общеобразовательного учреждения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке 6 класс составлена на основе авторской программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. и Шмагиной Т.С.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Музыка» для 6-го класса общеобразовательного учреждения.»

Пояснительная записка



VI класс



Программа по предмету «Музыка» для 6-го класса общеобразовательного учреждения составлена на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Музыка 6 класс: учебник для ОУ/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2012.

2. Музыка. Рабочая тетрадь для 6 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2017.



3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику 6 класс на 2CD / сост. Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 уч. год;

- Учебный план МБОУ «СОШ №19»;

- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном, информационном пространстве.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

В качестве приоритетных выдвигаются следующие задачи:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкального языка и выразительных средств, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно - практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ. На изучение музыки в 6 классе выделяется 34 часа (1час в неделю). Домашнее задание по учебнику не предусмотрено.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов классиков, сочинений современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождество и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.



Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.



Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



Предметные результаты:

- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего развития, социализации и самообразования;

- развитие общих музыкальных способностей, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В результате изучения музыки выпускники 6 класса научатся в практической деятельности:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

- определять стилевое своеобразие классической, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации.



Содержание программы предмета «Музыка» 6 класс.



В программе VI класса рассматривается многообразие му­зыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инст­рументальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная при­рода музыкальных образов, приемы взаимодействия и разви­тия различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, канта­та и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического орке­стра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фоль­клорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, духовный концерт). Образы западноевропейской духов­ной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, рек­вием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искус­ство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала


Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. \

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася. Русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусорг­ский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст В. Жу­ковского.

Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев)

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рах­манинов.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем. Русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренни­ков.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гав­рилин, слова В. Шульгиной.

Веска, слова народные;

Осень, слова С. Есенина. Из вокально­го цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона, Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и совре­менные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези:

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения. Сочинение для соли­стов, хора, оркестра и для представления на сцене. К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой, двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Бело­русский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник, В. Шаинский, слова И. Морозова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Бо­лотина и Т. Сикорской.

Спасибо, музыка; Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гер­швина.


Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)


Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобра­зие и специфика художественных образов камерной и сим­фонической музыки. Сходство и различие как основной прин­цип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музы­кальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литератур­ного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.


Примерный перечень музыкального материала


Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитан­ского.

Ноктюрны. П. Чайковский.

Ноктюрны. Ф. Шопен.

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. .

Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты). И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония №2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. B.-A Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайков­ский.

Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чай­ковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульет­та». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художе­ственного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзик­ла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.






















Тематическое планирование



н\п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов


Мир образов вокальной и инструментальной музыки


1

Образы романсов и песен русских композиторов.

1

2

Мир чарующих звуков.

1

3

Два музыкальных посвящения.

1

4

Портрет в музыке и живописи.

1

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

7

Образы песен зарубежных композиторов.

1

8

Песни Франца Шуберта.

1

9

Образы русской народной и духовной музыки.

1

10

Фрески Софии Киевской.

1

11

Перезвоны.

1

12

Молитва.

1

13

Образы духовной музыки Западной Европы.

1

14

Фортуна правит миром.

1

15

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

16

Джаз – искусство XX века. Обобщение.

1


Мир образов камерной и симфонической музыки


17

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

1

18

Инструментальная баллада.

1

19

Ночной пейзаж.

1

20

Инструментальный концерт.


21

Итальянский концерт.

1

22

Космический пейзаж.

1

23

Образы симфонической музыки. «Метель».

1

24

Романс. Пастораль.

1

25

Военный марш. Венчание.

1

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1

27

Связь времён.

1

28

Программная увертюра. «Эгмонт».

1

29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

30

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»

1

31

Мюзикл «Вестсайдская история».

1

32

Образы киномузыки.

1

33

Музыка в отечественном кино.

1

34

Обобщающий урок.

1

Итого:


34



Учебно - методическое обеспечение курса.





1.Музыка. 6 класс фонохрестоматия на 2 CD/ . – М.: Просвещение, 2012.

2.Музыка 6 класс: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2012.

3. Музыка. Рабочая тетрадь для 6 класса / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.- М.: Просвещение, 2017.



Дополнительная литература для учителя:



1. Арсенина Е.Н. Музыка 1-7 классы: тематические баседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека, - Волгоград: Учитель, 2009г.;

2. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.;

3. Золина Л.В. уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением, - М.: Глобус, 2008г.;

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке - М., «Просвещение» 1989г.;

5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки для 5-6 класса, - М., «Просвещения», 2013г.

6. Могилевская С. У лиры 7 струн: научно-художественная литература.- М.:

7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

8. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.



Дополнительная литература для учащихся:



1. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

2. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 1972г.;

3. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М. Вече, 1999г.;

4. Энциклопедия для детей. Искусство.- М., «Аванта» 2001.;



Средства обучения.

Печатные пособия.

1.Комплект портретов композиторов.

2.Демонстраионные плакаты: «Народные музыкальные инструменты», «Нотный стан-нотоносец», «Фортепиано», «Длительность звука. Пауза», «Доли. Такт. Размер», «Музыкальные жанры», «Музыкальные форма», «Динамика. Диапазон», «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


3.Тексты разучиваемых на уроках песен.



Интернет – ресурсы.

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http// school-collection.edu.ru

3. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http//ru.wikipedia. org/wiki

4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


5. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru


6. http://www.classic.ru/




Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран проекционный, акустическая система.



















Календарно-тематическое планирование уроков музыки.



VI класс



Наименование

и №

раздела программы

урока

Тема урока

Основные предметные

результаты урока

Вид учебной

деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание


Мир образов вокальной и инструментальной музыки 16ч.




1

Образы романсов и песен русских композиторов.

Уметь различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

2

Мир чарующих звуков. Песня-романс

Знать отличие песни от романса. Уметь ориентироваться в составе исполнителей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.7

3

Два музыкальных посвящения


Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

4

Портрет в музыке и живописи.

Знать значение выражения «музыкальный портрет», подбирать сходные и контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.8-9

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Знать имена отечественных исполнителей. Уметь ориентироваться в составе исполнителей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.15

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Уметь ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки.

Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение.

7

Образы песен зарубежных композиторов.

Знать определение: баркаролы, бельканто.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

8

Песни Франца Шуберта.

Знать определение баллады.

Уметь наблюдать за развитием музыкального образа.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Найти произведение в жанре баллады.

9

Образы русской народной и духовной музыки.

Уметь определять стилевое своеобразие народной и религиозной музыки. Ориентироваться в составе исполнителей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

10

Фрески Софии Киевской.

Уметь характеризовать музыкальные произведения.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр.24-25

11

В.Гаврилин «Перезвоны».

Уметь выявлять контрастные образы. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

12

Образы духовной музыки Западной Европы.

Уметь определять стилевое своеобразие духовной музыки. Знать определение: токкаты, фуги, хорала.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение

13

Образы скорби и печали.

Знать определение кантаты и реквиема. Уметь определять жизненно-образное содержание музыки.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

14

Фортуна правит миром.

Уметь сравнивать интонационные особенности музыки композиторов разных эпох.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

15

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Знать известных исполнителей авторской песни. Интонационно осмысленно исполнять авторские песни.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.30-31

16

Джаз – искусство XX века. Обобщение.

Ориентироваться в джазовой музыке. Знать имена известных джазовых композиторов и исполнителей.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа по карточкам.

Письменный опрос, хоровое пение.

РТ стр. 32-33


Мир образов камерной и симфонической музыки 18ч.






17

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

Определять стилевое своеобразие камерной музыки.


Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

18

Инструментальная баллада.

Уметь различать эпические, драматические и лирические образы.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр.36-39

19

Ночной пейзаж.

Знать определение квартета и ноктюрна. Уметь устанавливать ассоциативно образные связи между музыкой и другими видами искусства.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр 40-41

20

Инструментальный концерт.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Выучить текст песни.

21

Итальянский концерт.

Знать различные виды инструментальных концертов.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

22

Космический пейзаж.

Уметь определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

РТ стр.42-43

23

Образы симфонической музыки. «Метель».

Определять стилевое своеобразие симфонической музыки. Уметь выявлять особенности стиля композитора.


Слушанье музыки, хоровое пение.

Устный опрос,

хоровое пение

Без задания.

24

Романс. Пастораль.

Знать определение романса и пасторали. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Подготовить сообщение.

25

Военный марш. Венчание.

Уметь различать эпические, драматические и лирические образы.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

Знать основные принципы и приёмы музыкального развития, определение жанра симфонии.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Найти в Интернете современные обработки Моцарта.

27

Связь времён.

Знать определение жанра сюиты. Уметь выявлять особенности стиля композитора.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

28

Программная увертюра. «Эгмонт».

Уметь анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Знать разделы сонатной формы.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.


29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Уметь выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

РТ стр.56-57

30

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, сходства и различие музыкального языка.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником и тетрадью.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

31

Мюзикл «Вестсайдская история».

Знать что такое мюзикл, историю рождения этого жанра, имена композиторов и исполнителей, особенности музыкального языка.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.

Выучить текст песни.

32

Опера «Орфей и Эвридика»

Уметь выявлять контрастные образы. Знать особенности музыкального языка рок-оперы.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа с учебником.

Устный опрос,

хоровое пение.

Без задания.

33

Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.

Знать имена отечественных и зарубежных композиторов, сочинявших музыку для кино.

Слушанье музыки, хоровое пение, работа по карточкам.

Письменный опрос, хоровое пение.

Подготовить презентацию

34

Обобщающий урок.

Уметь исполнять песни, передавая их художественный смысл.

Слушанье музыки, хоровое и ансамблевое пение.

Устный опрос,

хоровое и ансамблевое пение.


Темы проектов.



  1. «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»

  2. «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»

  3. «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы…»

  4. «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»

  5. «Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему»

  6. «Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения»

  7. «Авторская песня: любимые барды»

  8. «Что такое современность в музыке?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!