Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область
КГУ «Школа-лицей №34» управления образования ВКО
ПРОГРАММА
По работе с одарёнными детьми
Школа одарённого ребенка
русский язык и литература
«ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»
5 класс
Классы: 5 «А»; 5 «Б»; 5 «В»
Учитель: Никитина Н. И
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
2016-2017
Усть-Каменогорск
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его тайны. И тут на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Юный филолог», являющейся продолжением урока, его дополнением.
Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися, предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в Российской Федерации. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель программы: расширение и закрепление познавательных интересов и развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи
Обучающие:
совершенствовать умение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие обучающихся.
Воспитывающие:
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления;
воспитывать любовь к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к родному языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению родного языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Юный филолог» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся основывается на следующих принципах:
занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность;
связь теории с практикой.
Программа позволяет реализовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.
Формы проведения занятий:
лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая; практическая; игровая;
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5 класса.
Подготовка учащихся к олимпиадам, через работу ШОРа «Юный филолог»:
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД (универсальные учебные действия):
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Используются методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы.
Контроль и оценка освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторин, творческих конкурсов, КВН, ролевых игр, олимпиад, проектов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | дата |
I часть |
1. | Введение. Основы курса | 1 | 1.10.15 |
2. | Фонетика. Исторические сведения | 1 | 8.10.15 |
3. | Фонетика. Русские лингвисты | 1 | 15.10.15 |
4. | Олимпиадные задания «Русский медвежонок» | 1 | 22.10.15 |
5. | Р.Р. Групповая работа по написанию текста | 1 | 29.10.15 |
6. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 5.11.15 |
II часть |
7. | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 | 12.11.15 |
8. | Орфоэпия – основа грамотной и красивой речи | 1 | 19.11.15 |
9. | Олимпиадные задания «Ломоносов» | 1 | 26.11.15 |
10. | Р.Р. Групповая работа – учимся понимать тексты | 1 | 3.12.15 |
11. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | | |
12. | ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «Знатоки русской словесности» | 1 | 10.12.15 |
III часть |
13. | Фразеология. В мире фразеологизмов | 1 | 17.12.15 |
14. | Фразеология. Странный язык земли фразеологизмов | 1 | 24.12.15 |
15. | Олимпиадные задания «Олимпус» | 1 | 14.01.16 |
16. | Р.Р. Учимся читать и понимать тексты | 1 | 21.01.16 |
17. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 28.01.16 |
IV часть |
18. | Старославянизмы. Современные приметы старинных слов | 1 | 4.02.16 |
19. | Олимпиадные задания «Интолимп» | 1 | 11.02.16 |
20. | Р.Р. Учимся читать и понимать тексты | 1 | 18.02.16 |
21. | ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «В мире грамматики» | 1 | 25.02.16 |
22. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 3.03.16 |
V часть |
23. | Этимология - «Душа слова» - помощница орфографии | 1 | 10.03.16 |
24. | Этимология - «Душа слова» - помощница орфографии | 1 | 17.03.16 |
25. | Олимпиадные задания «Кириллица» | 1 | 19.03.16 |
26. | Р.Р. Учимся сравнивать и определять стили речи | 1 | 31.03.16 |
27. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 7.04.16 |
VI часть |
28. | Подготовка к олимпиаде «Своя игра» | 1 | 14.04.16 |
29. | Подготовка к олимпиаде «Своя игра» | 1 | 21.04.16 |
30. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 28.04.16 |
31. | ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «Путешествие в Русландию» | 1 | 5.05. 16 |
32. | Работа над ошибками по тестовым заданиям | 1 | 12.05.16 |
33. | Аукцион знаний | 1 | 19.05.16 |
34. | Итоговый урок | 1 | 25.05.16 |
| ИТОГО: | 34 | |
Список литературы для педагога
Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий. - М.: Просвещение, 2000.
Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. [Текст] / В.М.Бурмако. – М.: Просвещение, 1991.
Волина, В.В. Весѐлая грамматика [Текст] / М.:, Знание, 2005.
Львова, С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка [Текст] / С.И.Львова. - М.: Мнемозина, 2007.
Павлова, Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова [Текст] / Т.И.Павлова. – Ростов-на-Дону, 2007.
Чачина, Т.М., Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. [Электронное учебное издание] / Дрофа, 2007.
Шанский, Н.М. Лингвистические детективы [Текст]/ Н.М.Шанский. – М.: Дрофа, 2007.
Список литературы для учащихся
Львова, С.И. Русский язык 5-7 классы. [Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет[Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.
Панов М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов. - М.: Просвещение, 1981.
Тумина Л.Е. Сочини сказку[Текст] / Л.Е.Тумина. - М.:. Дрофа, 2006.
5. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
6. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
7. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
8. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
9. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
7