СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с одаренными детьми 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам,  интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одаренными детьми 5 класс»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область

КГУ «Школа-лицей №34» управления образования ВКО







ПРОГРАММА

По работе с одарёнными детьми

Школа одарённого ребенка

русский язык и литература


«ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»

5 класс






Классы: 5 «А»; 5 «Б»; 5 «В»

Учитель: Никитина Н. И

Количество часов – 34 (1 час в неделю)










2016-2017

Усть-Каменогорск


Пояснительная записка


Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его тайны. И тут на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Юный филолог», являющейся продолжением урока, его дополнением.

Данная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с обучающимися, предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в Российской Федерации. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель программы: расширение и закрепление познавательных интересов и развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи

Обучающие:

  • совершенствовать умение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствовать общее языковое развитие обучающихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;

  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к родному языку как к учебному предмету;

  • развивать мотивацию к изучению родного языка;

  • развивать творческие способности;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться справочной литературой;

  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный филолог» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность;

связь теории с практикой.

Программа позволяет реализовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.

Формы проведения занятий:

лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.


Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая; практическая; игровая;


Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 5 класса.


Подготовка учащихся к олимпиадам, через работу ШОРа «Юный филолог»:

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);

  • знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

  • уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД (универсальные учебные действия):

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Используются методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы.

Контроль и оценка освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторин, творческих конкурсов, КВН, ролевых игр, олимпиад, проектов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Учебно-тематический план

Тема

Теория

дата

I часть

1.

Введение. Основы курса

1

1.10.15

2.

Фонетика. Исторические сведения

1

8.10.15

3.

Фонетика. Русские лингвисты

1

15.10.15

4.

Олимпиадные задания «Русский медвежонок»

1

22.10.15

5.

Р.Р. Групповая работа по написанию текста

1

29.10.15

6.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

5.11.15

II часть

7.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

12.11.15

8.

Орфоэпия – основа грамотной и красивой речи

1

19.11.15

9.

Олимпиадные задания «Ломоносов»

1

26.11.15

10.

Р.Р. Групповая работа – учимся понимать тексты

1

3.12.15

11.

Работа над ошибками по тестовым заданиям



12.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «Знатоки русской словесности»

1

10.12.15

III часть

13.

Фразеология. В мире фразеологизмов

1

17.12.15

14.

Фразеология. Странный язык земли фразеологизмов

1

24.12.15

15.

Олимпиадные задания «Олимпус»

1

14.01.16

16.

Р.Р. Учимся читать и понимать тексты

1

21.01.16

17.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

28.01.16

IV часть

18.

Старославянизмы. Современные приметы старинных слов

1

4.02.16

19.

Олимпиадные задания «Интолимп»

1

11.02.16

20.

Р.Р. Учимся читать и понимать тексты

1

18.02.16

21.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «В мире грамматики»

1

25.02.16

22.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

3.03.16

V часть

23.

Этимология - «Душа слова» - помощница орфографии

1

10.03.16

24.

Этимология - «Душа слова» - помощница орфографии

1

17.03.16

25.

Олимпиадные задания «Кириллица»

1

19.03.16

26.

Р.Р. Учимся сравнивать и определять стили речи

1

31.03.16

27.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

7.04.16

VI часть

28.

Подготовка к олимпиаде «Своя игра»

1

14.04.16

29.

Подготовка к олимпиаде «Своя игра»

1

21.04.16

30.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

28.04.16

31.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА «Путешествие в Русландию»

1

5.05. 16

32.

Работа над ошибками по тестовым заданиям

1

12.05.16

33.

Аукцион знаний

1

19.05.16

34.

Итоговый урок

1

25.05.16


ИТОГО:

34



Список литературы для педагога

  1. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий. - М.: Просвещение, 2000.

  2. Бурмако, В.М. Русский язык в рисунках. [Текст] / В.М.Бурмако. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Волина, В.В. Весѐлая грамматика [Текст] / М.:, Знание, 2005.

  4. Львова, С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка [Текст] / С.И.Львова. - М.: Мнемозина, 2007.

  5. Павлова, Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова [Текст] / Т.И.Павлова. – Ростов-на-Дону, 2007.

  6. Чачина, Т.М., Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. [Электронное учебное издание] / Дрофа, 2007.

  7. Шанский, Н.М. Лингвистические детективы [Текст]/ Н.М.Шанский. – М.: Дрофа, 2007.


Список литературы для учащихся

  1. Львова, С.И. Русский язык 5-7 классы. [Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет[Текст] / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Панов М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов. - М.: Просвещение, 1981.

  4. Тумина Л.Е. Сочини сказку[Текст] / Л.Е.Тумина. - М.:. Дрофа, 2006.

5. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

6. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.

7. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

8. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

9. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!