СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по работе с одарёнными детьми по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе отражены аспекты работы с творчески одарёнными уч-ся в течение учебного года: подготовка творческих проектов к олимпиаде, конкурсу творческих проектов, текущих проектов. Кроме того развитие способностей уч-ся через изготовление предметов декоративно-прикладного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Программа по работе с одарёнными детьми по технологии»

Муниципальное образовательное учреждение Кесовогорская средняя общеобразовательная школа




Программа работы с одаренными детьми

учителя технологии

Матвеевой Ирины Леонидовны



Любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.

Н. Дубинин




2014-2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности детей ставится в качестве одной из приоритетных задач.

В нашем образовательном учреждении МОУ Кесовогорская СОШ, сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы ОУ включаются программы факультативных и элективных курсов по углубленному изучению предметов. Система дополнительного образования позволяет развить интересы ребенка в различных областях.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.

Образовательная область «Технология» является одним из предметов школьных дисциплин, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей.

Цель программы:

-Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи программы:

-изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей.

-создать условия для самореализации одарённых детей.

-создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и творческого развития детей.

 



-способствовать проявлению одаренности в различных видах творческих занятий через оптимальное сочетание урочной, внеурочной, групповой и индивидуальной деятельности;

-внедрять в образовательные занятия инновационные педагогические технологии для обучения детей с высоким уровнем одаренности;

-совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, для оказания психологической помощи одарённым детям;

-расширить возможности для участия способных и одарённых детей в школьных, районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Концепция программы

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.







 Принципы выявления одаренных детей на уроках технологии

Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного ребенка;

Методы выявления «потенциальной» одаренности:

  1. знакомство с предварительным всесторонним психодиагностическим обследованием в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школ;,

  2. беседа с классным руководителем и с коллегами, ранее работающими в данном классе, контакт с родителями одаренных детей;

  3. применение диагностических, инновационных и развивающих методик обучения в условиях групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными

детьми на уроках технологии:

  • применение на уроках технологии индивидуального подхода;

  • углубленное изучение с учеником тех проблем, которые выбраны самим учащимся;

  • насыщенность учебного материала заданиями различного типа, предоставление возможности выбора творческих заданий;

  • поощрение исследовательских результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение признания своих творческих и интеллектуальных способностей;

  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

  • установка на ценность и полезность в дальнейшей жизни познавательной деятельности при изучении технологии;

  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития творческой личности;





Основные мероприятия программы на 2014-2015 учебный год 1. Выявление одаренных и талантливых детей в 10 классе универсального профиля.

(сентябрь-октябрь 2014г)

1.1 Создание системы учета выявленных одаренных детей через:

-анализ творческих способностей, и практических умений;

-диагностику потенциальных возможностей;

-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

2. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей:

( в течение учебного года)

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности на уроках технологии и во внеурочной деятельности (кружок, индивидуальные занятия), через индивидуальный подход;

  • углубленное изучение технологии и технологического краеведения;

  • формирование и развитие дополнительных умений и навыков по созданию предметов декоративно-прикладного искусства;

  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности для последующего участия в олимпиадах и конкурсах (1 триместр 2014г.);

  • организация и участие в предметных  олимпиадах школьного (октябрь 2014г.), районного (ноябрь 2014г.) и областного уровня (январь 2015г.)

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах , научно-практических конференциях, выставках школьного, районного и областного уровня, в конкурсах в Интернет-пространстве, в предметных неделях по технологии ( в течение учебного года).

3. Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:

(по результатам)

  • Использовать для повышения престижа творческих достижений учащихся ресурсы школьного и районного СМИ, а также школьный сайт;

  • Поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;

  • Благодарность родителям по итогам творческой деятельности за год;



4. Педагогическая поддержка одаренных детей
  • Повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов, самообразование;

  • Использование новых педагогических технологий;

  • Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала отдельного одаренного ученика;

  • Организация исследовательской работы учащихся;

Ожидаемые результаты


 -Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

-Формирование системы работы с одаренными учащимися.

-Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.






 Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися

    1. Информационное обеспечение

 Положения:

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад.

  • О проведении мероприятий в рамках предметных недель

  • О краеведческой конференции.

  • О конкурсах, викторина, выставках и т.п.

2. Программное обеспечение

  • Образовательные программы по предмету технология, программы индивидуальных и дополнительных занятий, кружков индивидуально-групповых занятий и т.п.

  • наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации).

Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Выполнение творческих проектов и изделий.

Подготовка одаренных учащихся к олимпиадам по технологии различного уровня.

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического

  • мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.

Краеведческая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного

  • приобретения знаний на основе работы с

  • научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Мероприятия по предмету технология в рамках других предметных недель

  • Представление широкого спектра форм учебной и творческой деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению

  • образовательной области «Технология».

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Индивидуальная творческая работа по созданию изделий декоративно-прикладного искусства на выставки и конкурсы

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка. Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения.

Индивидуально-групповые занятия

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков творческой и практической деятельности.


Организация проектно-исследовательской работы учащихся на уроках технологии

 

10 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

 

Урок.

Внеурочная работа.

Индивидуальные и

групповые занятия

10 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование методов общения с миром.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

 Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в

предметных неделях.

Школьные олимпиады.

Краеведческая

конференция.

11 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в рамках

предметных недель.

Олимпиады.

Индивидуальная работа

по разработке проектов

и выполнению творческих

изделий.

11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

  • Формирование делового общения.

  • Самоопределение

 

Формы:

Урок.

Внеурочная работа.

Мероприятия в рамках

предметных недель.

Олимпиады.

Индивидуальная работа

по разработке проектов

и выполнению практических

изделий. 

 











Литература:

  1. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети.// Вопросы психологии.– 2008.–№ 4.

  2. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996.– 416 с.

  3. Табарданова Т.Б. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие.– Ульяновск: УИПКПРО, 2004.– 80 с. (электронный вариант в медиацентре УИПК ПРО).

  4. Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова.– М.: Молодая гвардия, 1997.– 354 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!