государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
| «Утверждаю» Директор ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» Приказ от_____________ №_____ ______________ Н.В.Карасева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке
класс 5
Учитель Л.А.Васильева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по СБО разработана на основании следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Протокол от 22.12 2015г. № 4/15, одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
5. Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой).
7.Учебный план ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017учебный год.
8. Учебно-календарный график ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год.
9. Положение ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».
10. Положение ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья» «О системе оценивания заданий и достижений обучающихся».
Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи предмета: учить обучающихся, воспитанников правилам ведения семейного хозяйства; формировать знания о семейной жизни, необходимые бытовые умения и навыки; корректировать личностное развитие обучающегося, воспитанника и подготавливать его к самостоятельной жизни.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями и рассчитана по учебному плану в 5 классе-1 час в неделю, 34 часа в год.
Обучающиеся, воспитанники «Центра образования детей с ОВЗ», страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в учреждении нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся осуществляется через следующие методы и приемы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся, воспитанников и образцов изделий, анализ и синтез. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по социально-бытовой ориентировке:
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждого раздела социально-бытовой ориентировки.
Обучающиеся, воспитанники должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля).
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении с взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы-интерната, правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы-интерната, количество времени, затрачиваемого на поездку.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
Обучающиеся, воспитанники должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами.
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.
Содержание РК в тематическом планировании курса СБО (элементы урока (5-10 мин.))
РК присутствует в уроках:
Первая четверть: 2,8.
Вторая четверть: 10,14.
Третья четверть: 18,20,21,24.
Четвёртая четверть: 29,30
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
-беседы;
-практические работы;
- экскурсии;
-сюжетно-ролевые игры.
Система оценивания по социально-бытовой ориентировке разработана в соответствии с Положениями ГКОУ РО «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», «О системе оценивания заданий и достижений обучающихся».
Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне. Подробный перечень оборудования и материалов предоставлен в паспорте кабинета. В перечне объектов и средств материально-технического обеспечения представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, т.к. многие производимые средства являются взаимозаменяемыми, и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков обучающихся, воспитанников.
Учебно – методическое обеспечение уроков социально – бытовой ориентировки
Предмет | Класс, автор, название учебников, издательство | Входит в Федеральный перечень учебников |
Социально – бытовая ориентировка 5 – 9 классы | Учебников нет | |
Учебные пособия, справочники, энциклопедии.
№ п/п | Наименование | Количество |
Методическая литература для учителя | |
1 | Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррекционная педагогика) | 6 |
2 | Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). | 1 |
3 | Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). | 1 |
4 | Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). | 1 |
5 | Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл. | 1 |
6 | Технология: Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симо'ненко.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 208 с: илл. | 1 |
Учебные пособия для обучающихся | |
1 | Карточки-задания | Обновляются и пополняются |
2 | Тесты | Обновляются и пополняются |
3 | Перфокарты. | Обновляются и пополняются |
4 | Кроссворды | Обновляются и пополняются |
Материально-техническое оборудование.
№ п\п | Наименование | % оснащенности |
1. | Рабочий стол | 100 |
2. | Стол учителя | 100 |
3. | Ученические столы и стулья | 100 |
4. | Настенная доска | 100 |
5. | Шкаф для ТСО и пособий | 100 |
6. | Шкаф для хранения плакатов | 100 |
7. | Шкаф для медикаментов | 100 |
ОБОРУДОВАНИЕ (примерное) по крупным темам
№ п/п | Наименование | Наличие |
«Личная гигиена» | |
1 | Раковина с подводкой горячей и холодной воды | + |
2 | Зеркало | + |
3 | Полотенца | + |
4 | Образцы средств по уходу за волосами, кожей рук, лица, косметики и др. | Пополняются |
5 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | Пополняются |
«Одежда и обувь» | |
1 | Приспособления и инструменты для ремонта одежды: - ножницы - наборы швейных игл - нитки - образцы пуговиц, крючков - образцы тканей | Пополняются |
2 | Иллюстрации - образцы взрослой и детской одежды из различных видов тканей с учетом сезона года и условий использования | Пополняются в соответствии с модой |
3 | Иллюстрации - образцы детской и взрослой обуви | Пополняются в соответствии с модой |
4 | Образцы чистящих и моющих средств (порошок, кондиционер, отбеливатель и др.) | Пополняются |
5 | Инструкции по уходу за одеждой и обувью | По количеству учащихся |
6 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | Пополняются |
«Питание» | |
1 | Электроплита | + |
2 | Кухонная мебель: - шкафы для посуды и приспособлений - сушка для посуды - мойка | + |
3 | Кухонное оборудование: - кастрюли (эмалированные) - сковорода - сито - чайник - салатницы - столовые приборы (вилки, ножи, ложки) - тарелки глубокие, мелкие, закусочные - сервизы чайный - терки механические - доски разделочные - набор кухонных ножей | + |
4 | Салфетки (бумажные, льняные) | + |
5 | Микроволновая печь | + |
6 | Средства по уходу за посудой, губки | + |
7 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Жилище» | |
1 | Ведро | + |
2 | Веник, совок | + |
3 | Моющие и чистящие средства | + |
4 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Транспорт» | |
1 | Карта Ростовской области | + |
2 | Иллюстрации с изображением наземного, воздушного, водного транспорта | + |
3 | Правила пользования общественным транспортом | + |
4 | Правила дорожного движения | + |
5 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Торговля» | |
1 | Предметы - образцы продуктовых товаров, круп, косметических средств | + |
2 | Наборы карточек с названием магазинов, отделов, работников. | + |
3 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Средства связи» | |
1 | Телефонные аппараты (иллюстрации) | + |
2 | Телефонные справочники | + |
3 | Бланки почтовых и телеграфных отправлений | + |
4 | Упаковочный материал для бандеролей и посылок | + |
5 | Наборы знаков почтовых отправлений (конверты, открытки, почтовые карточки) | + |
6 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Медицина» | |
1 | Аптечка с медикаментами и средствами оказания первой медицинской помощи | + |
2 | Наборы лекарственных трав | + |
3 | Инструкции по уходу за больным | + |
«Учреждения и организации» | |
1 | Образцы заявлений, бланков учреждений | + |
2 | Бланки химчисток, прачечных | + |
3 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
«Культура поведения» | |
1 | Литература по этикету | + |
2 | Свод правил поведения в школе, транспорте, общественных местах | + |
3 | Иллюстрации по правилам поведения | + |
4 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
« Трудоустройство» | |
1 | Перечень предприятий города | + |
2 | Плакаты с изображением предприятий, рабочих мест, профессий | + |
3 | Бланки заявлений, объяснительных записок, автобиографии, трудовых договоров | + |
4 | Нормативные и законодательные акты о труде | + |
5 | Брошюры районной службы занятости | + |
6 | Карточки со словами - терминами, понятиями по теме. | + |
ПЛАКАТЫ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Сервировка стола | 1 |
2 | Сервировка праздничного стола | 1 |
3 | Пищевые вещества | 1 |
4 | Правила пользования столовыми приборами | 1 |
5 | Санитарно - гигиенические требования | 1 |
6 | Первичная обработка овощей | 1 |
7 | Приготовление бутербродов | 1 |
8 | Приготовление блюд из яиц | 1 |
9 | Сладкие блюда | 1 |
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ | Название раздела | Характеристика раздела | Перечень практических работ, экскурсий по разделу | Планируемый результат | Примечание |
1. | «Личная гигиена» | Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли. | Выполнение туалета (чистка зубов, мытье рук, лица, расчесывание волос). Стирка носового платка. Установка настольной лампы на рабочем месте. | Формирование личностных качеств: аккуратность, усидчивость, элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; элементарные правила общения. Формирование начальных форм познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, обобщения. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя. Осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены. Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение. | |
2. | «Одежда и обувь» | Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью. | Чистка домашней и школьной формы, верхней одежды, обуви. | Формирование знаний о видах одежды, обуви и их назначении, правилах ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля). Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду. | |
3. | «Питание» | Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. | Мытье посуды, кухонных принадлежностей, стирка салфеток. сервировка стола; приготовление блюд, не требующих тепловой обработки. | Формирование личностных качеств: воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности. Знание значения питания, правил безопасной работы режущими инструментами, видов блюд, не требующих тепловой обработки, правил сервировки стола и мытья посуды. Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами. | |
4. | «Семья» | Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. | Составление родового древа | Формирование личностных качеств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей .Знание родственных отношений в семье, состава семьи. Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье. | |
5. | «Культура поведения» | Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом. | Выполнение упражнений для укрепления осанки; | Формирование навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым. | |
6. | «Жилище» | Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы. | Организация рабочего места школьника | Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением; развитие художественного вкуса, пространственной ориентировки. Формирование наблюдения, сравнения, анализа. Знание видов жилых помещений, почтового адреса своего дома и школы-интерната, правила организации рабочего места школьника. Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении. | |
7. | «Транспорт» | Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | Составление маршрута от дома до школы-интерната, расчет стоимости проезда туда и обратно. | Владение начальными формами познавательных учебных действий: наблюдения, сравнения, анализа, классификации. Знать основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы-интерната, количество времени, затрачиваемого на поездку. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения. | |
8. | «Торговля» | Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение. | Знакомство с отделами в магазине, определение срока годности товара, приобретение продукта, проверка чека, сдачи. | Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). Знать виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине. Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли. | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | Требования к результату | Виды контроля |
1 четверть |
1 | Вводное занятие. Предмет СБО. | 1.09-б 2.09-а | Знать название учебного курса, цель предмета; инструкцию по ТБ в кабинете СБО правила обучающихся, воспитанников школы-интерната Формирование личностных качеств: аккуратность, усидчивость | | Эмоциональный контроль с целью создания позитивных эмоций |
2 | Личная гигиена. | 8.09-б 9.09-а | Знать последовательность выполнения утреннего, вечернего туалета;периодичность, правила ухода за ушами ,кожей рук, ног, ногтями.Уметь совершать утренний, вечерний туалет в определенной последовательности; выбирать прическу, причесывать волосы; стричь ногти на руках, ногах. Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. | | Текущий контроль. Ответы на вопросы. РК |
3 | Личные вещи. | 15.09 -б 16.09-а | Знать правила личной гигиены;названия вещей личного пользования; стирать личные вещи, содержать их в чистоте .Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | | Текущий контроль знаний. Опрос Видеофильм о личных вещах |
4 | Гигиена зрения. | 22.09-б 23.09-а | Знать правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач; соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, просмотре телепередач; соблюдать правила личной гигиены | | Текущий контроль знаний. Опрос |
5 | День здоровья. | 30.09-а | | | |
6 | О вреде курения, алкоголя. | 29.09-б | Знать о пагубном влиянии курения, алкоголя на орга низм; о соблюдении правил здорового образа жизни; корректно отказаться от предлагаемых сигарет, алкоголя, проявив силу воли; соблюдать правила здорового образа жизни Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Опрос обучающихся, воспитанников |
7 | Культура поведения. Осанка. | 6.10-б 7.10-а | Знать требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя; правильное положение тела для сохранения осанки; следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя, стоя. Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость. | Контроль за действиями обучающихся, воспитанников и качеством выполнения |
8 | Формы обращения с просьбой | 13.10-б 14.10-а | Знать правила поведения при встрече и расставании с друзьями, со старшими; формы обращения с просьбой, вопросом; следить за своей походкой, жестикуляцией, мимикой; соблюдать правила общения со старшими, сверстниками | Проверка знаний. Контроль за действиями обучающихся, воспитанников РК |
9 | Повторение тем 1 четверти. | 20.10-б 21.10-а | Знать правила обучающихся, воспитанников школы-интерната; выполнять правила обучающихся, воспитанников. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
| Тестирование по темам 1 четверти | 27.10-б 18.10-а | Знать правила обучающихся, воспитанников школы-интерната; выполнять правила обучающихся, воспитанников. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Тестирование |
2 четверть |
10 | Правила поведения за столом. | 10.11-б 11.11-а | Знать правила поведения за столом: правила этикета; правильно сидеть за столом ; пользоваться столовыми приборами, салфеткой; красиво и аккуратно принимать пищу. Формировать навыки культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками; развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение, речь). | Текущий контроль НРК |
11 | Культура поведения. Практическая работа. | 17.11-б 18.11-а | Правильно вести себя со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях. Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками | Ролевая игра. Ответы на вопросы. |
12 | Семья. Состав семьи обучающихся, воспитанников. | 14.11-б 25.11-а | Знать родственные отношения в семье; состав семьи; ФИО каждого члена семьи, возраст, дни рождения; называть состав семьи, ФИО, возраст. Формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Ответы на вопросы, текущий контроль |
13 | Практическая работа. «Генеалогическое древо» | 1.12-б 2.12-а | Знать состав семьи; понятие «родословное древо»; ФИО, возраст, дни рождения членов семьи; называть состав семьи, ФИО, возраст; рассказывать о взаимоотношениях в семье. | Контроль за действиями обучающихся, воспитанников |
14 | Одежда, обувь Виды одежды. | 8.12-б 9.12-а | Знать виды одежды, их назначение; различать одежду в зависимости от назначения; подбирать одежду по сезону в зависимости от назначения. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. | | Ответы на вопросы. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников РК |
15 | Чистка одежды, сушка. | 15.12-б 16.12-а | Знать правила ухода за одеждой; сушить и чистить оде жду; подготавливать одежду к хранению; подбирать материалы для чистки одежды. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа | | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
16 | Виды обуви. Чистка, хранение обуви. | 22.12-б 23.12-а | Знать виды обуви, ее назначение; правила ухода за обувью из различных материалов; различать обувь в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная, обувь по сезону. | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
3 четверть |
17 | Виды головных уборов. | 12.01-б 13.01-а | Знать виды головных уборов в зависимости от сезона, их назначение; времена года; подбирать головной убор по сезону; называть виды головных уборов в зависимости от сезона | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
18 | Жилище. Виды жилых помещений. | 19.01-б 20.01-а | Знать виды жилых помещений в городе, селе; виды отопления в городе, селе;соблюдать порядок в помещении; называть виды жилых помещений, отоплений. Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением; развитие памяти, мышления, внимания, воображения, речи) | Текущий опрос. Контроль действий обучающихся, воспитанников. РК |
19 | Виды жилья. Варианты квартир. | 26.01-б 27.01-а | Знать об организации рабочего места школьника;правила уборки помещений;соблюдать порядок на рабочем столе, в жилом помещении. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность. Формирование начальных познавательных универсальных учебных действий : наблюдения, сравнения, анализа | | Фронтальный опрос. Текущий контроль |
20 | Почтовый адрес школы, дома. Практическая работа. | 2.02-б 3.02-а | Знать почтовый адрес адресата, адресанта; уметь писать адрес на конверте. | | Опрос. Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников РК |
21 | Транспорт. Виды транспортных средств. | 9.02-б 10.02-а | Знать основные виды транспортных средств в городе, селе;маршрут следования в школу-интернат.различать и называть виды транспортных средств в городе и селе;составлять маршрут следования в школу-интернат. | Фронтальный опрос. РК |
22 | Поведение в транспорте. | 16.02-б 17.02-а | Знать правила поведения в транспорте; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице. | Текущий контроль. Опрос обучающихся. |
23 | Правила и знаки дорожного движения | 24.02-а | Знать правила дорожного движения;соблюдать правила дорожного движения;различать знаки дорожного движения. Работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). | Фронтальный опрос. |
24 | Торговля. Виды и значения торговых предприятий. | 2.03-б 3.03-а | Знать виды магазинов;правила поведения в магазине; соблюдать правила поведения в магазине;выбирать необходимые продукты питания; ориентироваться в торговых предприятиях. | Текущий контроль РК |
25 | Отделы продовольственных магазинов | 9.03-б 10.03-а | Знать назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции; выбирать необходимые продукты питания;соблюдать правила поведения в магазине | | Оценка исполнения ролей в дидактической игре |
26 | Виды товара. | 16.03-б 17.03-а | Знать правила покупки товаров;стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов;подсчитывать сумму за приобретенные продукты;соблюдать правила поведения в магазине. | | Фронтальный опрос. |
27 | Срок годности продуктов питания | 23.03-б 24.03-а | Знать срок годности товара;правила хранения продуктов питания;выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;хранить продукты питания | Проверка практических работ |
4 четверть |
28 | Торговля. Практическая работа. «Покупка в магазине». | 6.04-б 7.04-а | Знать стоимость хлебных, молочных продуктов, десятка яиц, овощей, фруктов;отделы магазинов;культурно вести себя с работниками торговли;определять срок годности товара; воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности. | Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников |
29 | Питание. Значение питания в жизни человека | 13.04-б 14.04-а | Знать о значении питания в жизни и деятельности человека;правила составления рациона питания;составлять рацион питания;рассказывать о влиянии правильного режима и рационального питания на здоровье людей. | РК |
30 | Кухонные принадлежности. | 20.04-б 21.04-а | Знать ПТБ при работе с режущими инструментами;место приготовления пищи и его оборудование; строго соблюдать ПТБ;распределять кухонные принадлежности по назначению. | Перфокарты. Опрос обучающихся, воспитанников |
31 | Уход за посудой. Практическая работа. | 27.04-б 28.04-а | Знать правила мытья посуды;ПТБ работы на кухне;строго соблюдать ПТБ;выполнять правила и приемы ухода за посудой и помещением. Привитие желания готовить доброкачественную и полезную пищу | Контроль качества знаний, опрос обучающихся, воспитанников |
32 | Рецепт. Бутерброды. | 4.05-б 5.05-а | Знать виды блюд, не требующих тепловой обработки;виды бутербродов; уметь прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; приготавливать бутерброды. | | Проверка записи. Опрос. |
33 | Питание. Практическое занятие. «Приготовление бутербродов». | 11.05-б 12.05-а | Знать ПТБ на кухне;правила мытья посуды и уборки помещения; уметь нарезать хлеб, сырые и вареные овощи; строго соблюдать ПТБ | Контроль действий обучающихся, воспитанников Дегустация блюд. |
34 | Сервировка стола к завтраку. | 18.05-б 19.05-а | Знать правила сервировки стола с учетом различных меню; сервировать стол с учетом различных меню. | Текущий контроль действий обучающихся, воспитанников РК |
35 | День здоровья | 26.05-а | | |
36 | Повторение за год | 25.05-б | Пройденный материал за 5 класс | Тестирование |
Рассмотрено: Согласовано:
протокол заседания МО № ___ от «___»______________2016г.
Руководитель МО: ________ Н.В.Карасева
Зам.директора по УВР ________ Е.В.Будаева
«____»__________2016 г.
Рабочая программа составлена на 16 страницах.
.