РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука нравственности»
по духовно-нравственному направлению
для 3общеобразовательного класса
УМК «Школа 2100»
Составила:
учитель начальных классов
2015– 16 уч. г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе:
- приказа Минобнауки России от 06.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года;
- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;
- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.03.2011: «О моделях организации внеурочной деятельности»;
- письма Департамента образования Ярославской области от 11.08.2014 № 1868/01-10 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования в общеобразовательных учреждениях»;
- положения школы о внеурочной деятельности;
- модели внеурочной деятельности школы на основе Школы полного дня;
- плана внеурочной деятельности школы на 2015-2016 учебный год.
- «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» и «Сборника программ внеурочной деятельности» : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
Данная программа разработана и сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (135 ч в год): 1класс -33ч, 2-4 класс – 34 ч в год.
Группы формируются из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе.
Цель обучения:
- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;
- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи обучения:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- формировать систему нравственных ценностей;
- формировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний
механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
• Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
• Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
IV. Содержание учебного курса
3 класс (34 часа)
1. Этика. Основные понятия этики. (12 часов). Как я выгляжу. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность. Умение общаться. Отзывчивость и доброта. Праздничный этикет. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
2. Поведение общественных местах (6 часов). Этикет в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в Храме.
3. Я – личность. (9 часов). Я – личность. Мои роли. Я и мои друзья. Я познаю себя и других. Формы моральной оценки и самооценки.
4. О братьях меньших (7 часов). Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Общение животных. Способы передачи информации. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными.
V. Календарно – тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п.п дата | Тема урока | УУД | Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования |
Этика. Основные понятия этики - 12 ч |
1 | Инструктаж по Т/Б. Что такое этика и этикет. | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -самоопределение (мотивация учения); -формулирование познавательной цели; — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, — описывать сюжетную картинку (серию); | Электронный образовательный ресурс: «Уроки доброты с тётушкой Совой» |
2 | Как я выгляжу. Понятия «я», «внешний вид». |
3 | Отличие людей друг от друга по внешнему виду. |
4 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность. |
5 | Умение общаться. Отзывчивость и доброта. |
6 | Праздничный этикет. Обучение правилам праздничного этикета. |
7 | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. |
8 | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. |
9 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. |
10 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. |
11 | Роль мимики, жестов и позы в общении. Игровые ситуации по правилам общения. |
12 | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки. Викторина. |
Поведение общественных местах - 6ч |
1 | Обучение этикету в общественных местах. Заочное путешествие в музей. | -самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности; | Фотографии |
2 | Правила поведения в театре и кино. Разыгрывание игровых ситуаций. |
3 | Обучение правилам поведения в библиотеке и музее. Составление книжки-малышки по правилам поведения в музее. |
4 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Составление приглашений. |
5 | Правила поведения в общественном транспорте. Разыгрывание игровых ситуаций. |
6 | Инструктаж по Т/Б. Храм. Правила поведения в Храме. |
«Я – личность» - 9 ч |
1 | Я – личность. Мои роли в обществе. Диспут «Что важнее - знать или выполнять?»Учиться различать важное и необходимое в нашей жизни. | - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, — описывать сюжетную картинку (серию); | Фотографии иллюстрации |
2 | Устав – основной закон школы. Права и обязанности школьника. Поведение установленное нормами закона. |
3 | Я и мои друзья. Понятия «имя», «кличка», «прозвище». |
4 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Формы моральной оценки и самооценки. |
5 | Кто такие герои? Герои России. Чувства благодарности, гордости, уважения к таким людям |
6 | Я познаю себя и других. Практическая игра «Учимся правильно общаться» |
7 | Слово лечит, слово ранит. Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней» (пословицы и поговорки). |
8 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Беседа по теме. Высказывание своих мнений, аргументация. |
9 | Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. |
«О братьях меньших» -7 ч |
1 | Конкурс экологических сказок « Береги природу!» Знакомство с экологическими сказками М. Пришвина, Э. Шима | - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности; | Фотографии иллюстрации |
2 | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Рассказы о животных А. Куприна. «Ю-ю». |
3 | Общение животных. Способы передачи информации. Подражание и обучение. |
4 | Передача информации от взрослых животных потомству. |
5 | Интерактивное путешествие «Животные моего края» Выставка рисунков. |
6 | Игра —один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни. |
7 | Твоё самое любимое место в посёлке. Игра «Всё связано со всем». |
VI. Формы организации учебных занятий
Игровая (ролевые игры, деловые игры, имитационные игры , игры-инсценировки, КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);
Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);\
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, заочные путешествия
туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
VII. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
VIII. Источники информации и средства обучения
Технические средства обучения
интерактивная доска с программным обеспечением,
документ-камера
телевизор, принтер, ксерокс
компьютер, ноутбук с колонками
Учебно-методический комплект:
А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
Интернет – ресурсы
Мультимедийный фонд
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
Я открываю знания: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2011;
6