СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ВД "Азбука Нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Внеурочной Деятельности по теме "Азбука Нравственности". Предназначена для руководителей кружков.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ВД "Азбука Нравственности"»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Азбука нравственности»

по духовно-нравственному направлению

для 3общеобразовательного класса


УМК «Школа 2100»









Составила:

учитель начальных классов












2015– 16 уч. г



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основе:

- приказа Минобнауки России от 06.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года;

- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;

- письма Минобрнауки России № 03-296 от 12.03.2011: «О моделях организации внеурочной деятельности»;

- письма Департамента образования Ярославской области от 11.08.2014 № 1868/01-10 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования в общеобразовательных учреждениях»;

- положения школы о внеурочной деятельности;

- модели внеурочной деятельности школы на основе Школы полного дня;

- плана внеурочной деятельности школы на 2015-2016 учебный год.

- «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» и «Сборника программ внеурочной деятельности» : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.


Данная программа разработана и сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (135 ч в год): 1класс -33ч, 2-4 класс – 34 ч в год.

Группы формируются из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе.

Цель обучения:

- создать условия для воспитания настоящего духовно- богатого, социально- активного гражданина своей Родины;

- воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи обучения:

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- формировать систему нравственных ценностей;

- формировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе толерантности;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний

механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации

интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

IV. Содержание учебного курса

3 класс (34 часа)

1. Этика. Основные понятия этики. (12 часов). Как я выгляжу. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность. Умение общаться. Отзывчивость и доброта. Праздничный этикет. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

2. Поведение общественных местах (6 часов). Этикет в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в Храме.

3. Я – личность. (9 часов). Яличность. Мои роли. Я и мои друзья. Я познаю себя и других. Формы моральной оценки и самооценки.

4. О братьях меньших (7 часов). Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Общение животных. Способы передачи информации. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными.

V. Календарно – тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п.п


дата



Тема урока


УУД

Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования


Этика. Основные понятия этики - 12 ч

1

Инструктаж по Т/Б.

Что такое этика и этикет.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


-самоопределение (мотивация учения);


-формулирование познавательной цели;


— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,


— описывать сюжетную картинку (серию);



Электронный образовательный ресурс:

«Уроки доброты с тётушкой Совой»


2

Как я выгляжу. Понятия «я»,

«внешний вид».

3

Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

4

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность.

5

Умение общаться. Отзывчивость и доброта.

6

Праздничный этикет. Обучение правилам праздничного этикета.

7

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

8

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях.

9

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

10

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

11

Роль мимики, жестов и позы в общении. Игровые ситуации по правилам общения.

12

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки. Викторина.


Поведение общественных местах - 6ч

1

Обучение этикету в общественных местах. Заочное путешествие в музей.


-самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;


Фотографии



2

Правила поведения в театре и кино. Разыгрывание игровых ситуаций.

3

Обучение правилам поведения в библиотеке и музее. Составление книжки-малышки по правилам поведения в музее.

4

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Составление приглашений.

5

Правила поведения в общественном транспорте. Разыгрывание игровых ситуаций.

6

Инструктаж по Т/Б. Храм. Правила поведения в Храме.

«Я – личность» - 9 ч

1

Яличность. Мои роли в обществе. Диспут «Что важнее - знать или выполнять?»Учиться различать важное и необходимое в нашей жизни.

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,


— описывать сюжетную картинку (серию);




Фотографии


иллюстрации

2

Устав – основной закон школы. Права и обязанности школьника. Поведение установленное нормами закона.

3

Я и мои друзья. Понятия «имя», «кличка», «прозвище».

4

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). Формы моральной оценки и самооценки.

5

Кто такие герои? Герои России. Чувства благодарности, гордости, уважения к таким людям

6

Я познаю себя и других. Практическая игра «Учимся правильно общаться»

7

Слово лечит, слово ранит. Аукцион народной мудрости «От бабушки до наших дней» (пословицы и поговорки).

8

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. Беседа по теме. Высказывание своих мнений, аргументация.

9

Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

«О братьях меньших» -7 ч

1

Конкурс экологических сказок « Береги природу!» Знакомство с экологическими сказками М. Пришвина, Э. Шима

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;



Фотографии







иллюстрации

2

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Рассказы о животных А. Куприна. «Ю-ю».

3

Общение животных. Способы передачи информации. Подражание и обучение.

4

Передача информации от взрослых животных потомству.

5

Интерактивное путешествие «Животные моего края» Выставка рисунков.

6

Игра —один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

7

Твоё самое любимое место в посёлке. Игра «Всё связано со всем».

VI. Формы организации учебных занятий

  • Игровая (ролевые игры, деловые игры, имитационные игры , игры-инсценировки, КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

  • Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

  • Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

  • Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

  • Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);\

  • Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

  • Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

  • Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, заочные путешествия

  • туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

VII. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

VIII. Источники информации и средства обучения

Технические средства обучения

  • интерактивная доска с программным обеспечением,

  • документ-камера

  • телевизор, принтер, ксерокс

  • компьютер, ноутбук с колонками

Учебно-методический комплект:

  • А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.

  • Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.

  • Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.

  • Интернет – ресурсы

  • Мультимедийный фонд

  • Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.

  • В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.

  • Я открываю знания: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2011;

6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!