СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности (развитие мелкой моторики рук) "ПУГОВКА"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии.

Подробнее в приложенном документе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности (развитие мелкой моторики рук) "ПУГОВКА"»











Пуговка

программа по внеурочной деятельности

(развитие мелкой моторики рук)

1 класс




Составитель: Семенцова А.М.








Пояснительная записка


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В.А. Сухомлинский


Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, учить всех и учить одинаково хорошо невозможно. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.

Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у половины детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

Последние исследования педагогов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А значит уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В начальной школе этой проблеме всегда уделялось достаточно большое внимание на уроках по всем дисциплинам. Но в наш век повальной компьютеризации возникает необходимость дополнительных занятий во внеурочное время с использованием новых форм развития мелкой моторики. На мой взгляд, эта работа должна стоять на одном уровне с работой педагогов, родителей, логопеда и психолога.

Поэтому с поступлением ребёнка в школу важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Для чего разработана программа внеурочной деятельности «пуговка».

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для детей первого класса со слабо развитой моторикой. Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.

Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление.

Новизна программы состоит в том, что таким предметом могут стать обыкновенные пуговицы, которые в ежедневной коррекционной и развивающей работе с детьми становятся инструментом для проведения кинезиологических упражнений, коррекционных игр, массажа. Нельзя также недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы. Кроме того, пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки.

Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

Принципы построения программы:

  • использование максимально разнообразного материала по развитию мелкой моторики руки;

  • принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным;

  • принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей умственного развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволят решить следующие задачи:

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;

  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;

  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;

  • развить внимание, восприятие, воображения.

Программа курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 -7 лет.

Основные формы работы:

– коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;
– консультативная работа с родителями и педагогами.

Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии. Работа с пластилином, применение массажера “Каштан”.

Периодичность: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Количество занятий 33, два из них диагностических.



Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.

Методика

Цель

Источник

1

Тест Куглера

Диагностика наличия элементов легкой формы энцефалопатии

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 с.93

2

Бендер-тест

Исследование зрительно-моторной координации.

ИМАТОН. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методика Л.Я. Ясюковой.

3

Дорисуй узор

Выявление умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

Ильина М.В. развиваем внимание и память. М., 2005 с.101

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научаться:

  • строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;

  • скорректируется зрительно-моторная координация;

  • анализировать образец и устанавливать принцип построение ряда на основе выделения его элементов.

Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).

Работа с педагогами: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося, информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком.

Для таких занятий взяли пуговицы и разработали серию дидактических игр и игровых упражнений с ними.

Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Работу осуществляем, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.

Методики. Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать его проблемы в различных областях психики. Такие методики предполагают проведение комплексной психокоррекционной работы у детей, имеющих различные нарушения в организме, затруднения в обучении и трудности в адаптации. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные структурные изменения. Такие упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Особое внимание мы уделяем кинезиологическим упражнениям, играм, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем (в повседневной зоне они обычно пассивны). Для проведения кинезиологических упражнений, игр и массажа используются обыкновенные пуговицы.

Задачи.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина.

Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

 Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами можно проводить, группой или индивидуально.

Занятия проводятся в сопровождении музыки.

Направление программы: здоровьесберегающее.

Направления развития:

«Социально - коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно - эстетическое».

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Описание

Дата

Примечание

Общая цель: познакомить  детей с основными цветами, геометрическими формами, понятиями большой – маленький, развивать  мелкую  моторику рук, учить называть геометрические фигуры. 

1


«Пуговицы рассыпались». Разложи их по цвету.

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук. Атрибуты: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Игровые правила: учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по цветам



2

Чередование пуговиц по заданию. Пуговицы двух цветов.

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы двух цветов.

Игровые правила: учитель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, выкладывает логические цепочки из пуговиц.



3

Игра «Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц. Игровые правил: учитель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.



4

Игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Игровые правила: учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Результат игры:слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.



5

Упражнения для рук. «Расти пальчик!»

1.Погружая руки в емкость с пуговицами, ребенок гладит их, при этом он захватывает как можно большее количество пуговиц в каждую ладошку.

2.Высыпать пуговицы можно не из ладошек, а из рук сложенных лодочкой. Пуговицы высыпаются между ладошками.

3.«Расти, пальчик!».

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.



6

Упражнения для рук. «Круги на ладошке».

Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и не ведущей.



7

Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.

•опустите руки в коробку;

•поводите ладонями по поверхности пуговиц;

•захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

•погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

•перетирайте пуговицы между ладонями;

•пересыпайте их из ладошки в ладошку;

•сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

•берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

•те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.



Общая цель: закрепить знания основных цветов и их оттенков, геометрических фигур, продолжать развивать мелкую моторику рук, учить называть геометрические фигуры, развивать память воображение, внимание.

7

Игра «Больше — меньше»

Задачи: научить ребенка различать предметы по размеру, развивать мануальные навыки.

Атрибуты: для этой развивающей игры подойдет прозрачная пластмассовая банка с крышкой или контейнер и россыпь пуговиц разного размера. Проделайте в банке три прорези: большую, среднюю, маленькую. Игровые правила: показать ребёнку, как бросать большую пуговицу в большое отверстие, среднюю в среднее, а маленькую в маленькое.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по размеру.



8

Рисуем картину пуговицами «Пуговичная страна».

Задачи: развитие речи, развитие мелкой моторики руки.

Атрибуты: заготовки на листе бумаги, пуговицы. Игровые правила: предварительно ребенок делает заготовку карандашами. Цветными карандашами, или простым, нарисовать, ветки дерева, облака, травку, украсить пуговицами. Придумать волшебную страну, кто там живет, что делают. Содержание беседы может здесь быть любой «профессии, хобби». Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по назначению (цвет, форма)



9

Фрукты овощи

Задачи: закрепить знания у детей об овощах и фруктах, их цветах, познакомить детей с их полезными свойствами.

Атрибуты: распечатанные заготовленные листы с изображением овощей, фруктов.

Игровые правила: выложить пуговицы на распечатанные заготовленные листы с изображением овощей, фруктов.

Результат: выполнение коллективно, помогает ещё больше сплоить коллектив, учит детей договариваться работать совместно, уважая друг друга.



10

Времена года

Задачи: закрепить времена года.

Атрибуты: картинки с изображением 4 деревьев.

Игровые правила: после того как повторили времена года с детьми, просмотрели картинки с изображениями, выполняем такое задание. На картинки с изображением 4 деревьев, выкладываем листочки – пуговки сезонно.

Результат: через беседу с детьми: «Какие цветом листочки осенью, на деревьях, а зимой, чем они покрываются, и т.д.).



11

Развиваем внимание и память.

Задачи: развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

Атрибуты: для этой игры делаем из картона 2 карточки размером 15x15 см, можно 20x20 см. Разлиновываем их в виде таблицы 3x3 (как для игры в крестики-нолики). Так же нужны парные пуговицы, платок.

Игровые правила: вы берете одну карточку и выкладываете 2-3 пуговицы в ячейки, пусть ребенок запомнит их расположение. Накройте свою карточку платком и попросите малыша выложить пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



12

Картинки из пуговиц.

Задачи: развивать воображение, речь, мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы (для удобства можно пуговицы приклеивать на двусторонний скотч).

Игровые правила: из пуговиц можно выкладывать картинки: машинки, человечков, цветочки и т.д.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, развивает воображение и речь.



13

Упражнения для рук. «Печатная машинка»

Пуговицы, разложенные на столе или куске ткани, напоминают печатную машинку. Ребенок ударяет по каждой пуговке. Тем самым изображает работу на печатной машинке. Для удобства пуговицы можно закрепить на ткани при помощи нитки. В качестве усложнения можно использовать работу не одной руки, а двух одновременно.



14

Упражнения для рук «Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев»

Пуговица захватывается большим и любым другим пальцев руки и скользим между пальцев. Постепенно такое соприкосновение осуществляется начиная от указательного и кончая мизинцем. В качестве усложнения можно использовать две руки одновременно.



15

Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.

•опустите руки в коробку;

•поводите ладонями по поверхности пуговиц;

•захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

•погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

•перетирайте пуговицы между ладонями;

•пересыпайте их из ладошки в ладошку;

•сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

•берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

•те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.



Общая цель: закрепить знания цветов, оттенков , геометрических фигур, продолжать развивать мелкую моторику рук, учить называть геометрические фигуры, продолжаем учится строить картины из пуговиц, составляем не большие слова из пуговиц, закрепляем знания букв и счёта; развивать память воображение, внимание.

16

Игра «Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету

Игровые правила: учитель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу.

Предложить выполнить то же самое задание.

Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, находит лишнюю пуговицу.



17

«Мозаика»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение. Атрибуты: коллекция пуговиц. Игровые правила: учитель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, самостоятельно выкладывает узоры из пуговиц.



18

Упражнения для рук. «Поднимаем пуговицы пальцами».

При помощи одноименных пальцев рук происходит перекладывание пуговиц из одной емкости в другую. Нельзя недооценить расслабляющее воздействие на организм ребенка различные манипуляции с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать, передвигать и перебирать пуговицы.



19

Пуговичный массаж

Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.

•опустите руки в коробку;

•поводите ладонями по поверхности пуговиц;

•захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

•погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

•перетирайте пуговицы между ладонями;

•пересыпайте их из ладошки в ладошку;

•сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

•берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

•те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.



20

Игра «Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения. Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера. Игровые правила: учитель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, наощупь определяет размер пуговицы.



21

Игра «Забавная змейка»

Задачи: нанизывать пуговицы на шнурок, ребенок почувствует пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.

Атрибуты: для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Игровые правила: предложите нанизать пуговички на шнурок.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



22

Веселая игра. «Пуговичный турнир».


Цель игры в том, чтобы отскакивающие пуговицы падали как можно ближе к стене.

Атрибуты: начертите линию в 2-х метрах от стены. Можно выложить ее бумагой, но лучше (чтобы не съезжала) использовать малярный скотч. Выдайте всем участникам по 10 пуговиц, лучше, если они будут примерно одинакового размера. Стоя перед линией, нужно кидать пуговицы об стену. Можно разбить играющих на пары, которые кидают одновременно пуговицы об стенку. Тот, чья пуговица упадет ближе к стене, забирает обе пуговицы. В паре выигрывает тот, кто заберет себе все пуговицы. Если детей больше двух, потом могут сражаться между собой победители каждой пары. И так далее... Получится интересный пуговичный турнир!



23

Игра «Запомни и повтори».

Задачи: развивать память, внимание, мелкую маторику рук.

Атрибуты: для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых)

Игровые правила: один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



24

«Рыбалка» с пуговицами.

Задачи: развивать речь, воображение, память, мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы, ведёрко.

Игровые правила: Можете рассказать ребенку интересную историю-предисловие о том, что вы сейчас отправитесь на рыбалку по «пуговичному» морю. Море-пуговицы, удочки-руки ваши и вашего ребенка. Рассыпьте пуговицы на полу. Теперь скажите ребенку, чтоб он взял понравившуюся пуговку из «моря» и рассказал: Какую он рыбку выловил? Большую или маленькую? Шершавую или гладкую? Квадратную или круглую? Какого цвета? Сколько в ней дырочек? Легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Затем сами «выловите рыбку» и расскажите ребенку все о ней. Сравните вашу рыбку и рыбку вашего ребенка. Сложите улов в ведерко или другую удобную емкость. Пусть ребенок закроет глаза и опустит ручку в ведерко, пытаясь найти именно свою «рыбку» на ощупь. Обязательно поинтересуйтесь, почему ребенок считает, что это его рыбка? Постепенно можно усложнять задачу и вылавливать по несколько рыбок.

Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



25

Аквариум.

Задачи: развивать память, успокоить и снять напряжение.

Атрибуты: налейте в емкость воду, пусть это будет аквариум своего рода. «Запустите» в него три «рыбки»-пуговицы и свой улов с прошлой игры. Игровые правила: продолжайте историю с рыбалкой. Пусть ребенок посчитает сколько рыбок стала в аквариуме. Попросите его найти именно его «рыбку», затем пусть найдет и вашу.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



26

"Подбери машинам колеса".

Задачи: развитие глазомера, мелкой моторики рук.

Атрибуты: картинки машин, пуговицы.

Игровые правила: предложить подобрать колеса по цвету, величине.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по размеру.



27

Игра "Дорожки".

Задачи: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Атрибуты: игровое поле (лабиринт) с домиками.

Игровые правила: детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



28

Игра "Собери бусы".

Задачи: нанизывать пуговицы на шнурок, ребенок почувствует пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству бусы из пуговиц. Атрибуты: для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Игровые правила: предложите нанизать пуговички на шнурок. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. Продевая сквозь пуговицы ниточку, получаются оригинальные бусы.



29

Устный счет

Задачи: развитие математических навыков.

Атрибуты: пуговичная доска, шнурок.

Игровые правила: можно попробовать дать ребенку задание на «однозначное соответствие», иными словами, чтобы он мог соотносить реальные объекты с их количеством. Назовите некоторое число и попросите ребенка обернуть вокруг соответствующего количества пуговиц в линии. Для вас это может быть очевидным, что названное число «четыре» относится к четырем объектам, но это именно то, чему ребёнку необходимо научиться, и пуговичная доска может в этом помочь.

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



30

Классификация предметов

Задачи: классифицировать предметы, развивать способность разделять объекты на группы.

Атрибуты: пуговичная доска, шнурок.

Игровые правила: дайте ребенку немного попрактиковаться, попросив его обернуть шнурки или нити вокруг определенной группы пуговиц, например, «большие пуговицы», «маленькие пуговицы» или «только красные».

Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры.



31

Игра «Пуговичная азбука»

Задачи: закрепить знания у детей о буквах.

Атрибуты: распечатанные заготовленные листы с изображением пустотелых букв.

Игровые правила: выложить пуговицы на распечатанные заготовленные листы с изображением букв.

Результат: выполнение коллективно, помогает ещё больше сплоить коллектив, учит детей договариваться работать совместно, уважая друг друга.



32

Упражнения для рук.

«Случайный выбор» из изученного материала.



33

Пуговичный массаж.

Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.

•опустите руки в коробку;

•поводите ладонями по поверхности пуговиц;

•захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

•погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

•перетирайте пуговицы между ладонями;

•пересыпайте их из ладошки в ладошку;

•сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;

•берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

•те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.




VI. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Используемая литература:

2. Кинзянова, Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб. метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб. метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб. метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 105 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!