СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки к олимпиаде по истории и обществознанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к олимпиаде по истории и обществознанию содержит перечень и характеристику основных этапов работы с одарёнными детьми. Снабжена циклограммой, алгоритмами развития предметных умений. Предназначена для учителей, работающих с участниками олимпиады.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки к олимпиаде по истории и обществознанию»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 1» г. ВОРКУТЫ







Программа

подготовки к олимпиаде по истории и обществознанию

срок реализации – 5 лет





















Составитель

Деревягина

Ольга Александровна

учитель истории












Воркута 2016



Пояснительная записка

Всероссийская олимпиада школьников по истории проводится с 2000 года, с 2004 года учащиеся лицея были участниками всех этапов этой олимпиады. Участие в олимпиаде является важной частью методической работы учителя, мотивом учебной деятельности учащегося.

Предлагаемая программа:

  • предполагает индивидуальную работу с одарёнными учащимися;

  • основана на системно – деятельностном подходе;

  • направлена на создание условий для совершенствования универсальных учебных действий учащихся в рамках требований подготовки к олимпиаде по истории различного уровня.

  • при индивидуальной подготовке возможно гибкое расписание занятий (не реже 2-х раз в неделю), а также дистанционные методы работы, оn-lain – консультации в учебный период и период каникул;

  • имеет практическую направленность в рамках подготовки к ГИА по предмету;

  • основана на стратегиях ускорения, углубления и проблематизации исторического материала.

Цели и задачи программы:

1. Воспитательные. Создать условия для эффективного формирования личностных и регулятивных учебных действий:

  • уважительного отношения к духовным ценностям, научному опыту, этике в науке и образовании;

  • осознанной гражданской позиции, основанной на принципах патриотизма, гуманизма и толерантности;

  • способности адекватно оценивать свои учебные достижения, черты своей личности; умение сотрудничать с наставником, учащимися, использовать сетевые способы организации взаимодействия посредством блогов, чатов в Интернет;

  • уважительного отношения к оппоненту в научной или учебной дискуссии,

  • сознательного выбора профессионального образования;

  • культуры учебной и интеллектуальной деятельности.


2.Образовательные. Создать условия для эффективного формирования познавательных учебных действий: самостоятельно и под руководством наставника выявлять области знаний и умений, требующих корректировки, обеспечивать углубление имеющихся знаний по предмету, повышать ИКТ компетенции, расширять умения выполнения олимпиадных заданий: работа с нетекстовыми, комплексными источниками, написание исторического проекта, эссе, написание и защита доклада.


3.Развивающие. Создать условия для развития коммуникативных учебных действий, способствующих успешной реализации способностей учащихся в подготовительный период и во время выступления на олимпиаде.


Предполагаемые результаты реализации программы:

  • высокая степень развития комплекса универсальных учебных действий;

  • успешное выступление на олимпиадах всех уровней: лицейский - муниципальный - региональный - заключительный.

  • осознанный профессиональный выбор.

Критерии отбора учащихся:

  • предметные способности

  • мотивация

  • хорошее владение знаниями и УД в рамках программы (включая ИКТ).


Пути реализация программы:

1. Используются технологии проблемного обучения, ИКТ-технологии.

2. Составляются срочные индивидуальные планы работы (несколько дней, неделя, месяц) в рамках которых реализуются отдельные учебные задачи (изучение конкретной темы, развитие навыка и т.д.).

3. Участие в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конференциях с целью совершенствования навыков.



Содержание программы основано на рекомендованной Министерством Образования РФ программе для углублённого изучения истории, авторской программе:

Козленко С.И., Сахаров А.Н. Программа и тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века» (к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. для 10 класса). Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века», 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.



Циклограмма подготовки к олимпиаде

Направление деятельности

периодичность

1

Индивидуальная беседа, диагностическое тестирование учащегося по предмету.


начало учебного года,

2

Создание личной электронной библиотеки и банка заданий учащегося .

Развитие навыков смыслового чтения, работы с вопросами, конспектирования, составления тезисов, доклада, сообщения, презентаций.

в течение года

3

Ознакомление с перечнем олимпиад, утверждённых Министерством образования РФ: http://минобрнауки.рф/документы/6277 ;

с перечнем дистанционных олимпиад и конкурсов, выбор личной траектории участия.

сентябрь - октябрь

4

Участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных предметных олимпиадах (по выбору учащегося). Анализ результатов.

в течение года

5

Подготовка к лицейскому этапу олимпиады: чтение ключевых тем курса, систематизация знаний. Практическая работа: решение олимпиадных заданий открытого типа, работа с терминами, видеорядом, таблицами, решение заданий олимпиад прошлых лет.

Составление срочных индивидуальных планов работы в рамках самоподготовки. Результаты: конспект, таблица, презентация, видеоряд.

Воспитательные и образовательные беседы с учащимися.

сентябрь - октябрь

6

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады с учётом анализа результатов лицейского тура: повторение и систематизация отдельных тем курса, работа с нетекстовыми источниками информации, рассмотрение типов заданий согласно методическим рекомендациям. Практическая работа: решение олимпиадных заданий прошлых лет различного типа, написание эссе, консультирование. Организация самоподготовки в рамках срочных индивидуальных планов, включающих работу с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, видеорядами.


октябрь - ноябрь - декабрь

7

Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников с учётом анализа и выделения проблемных точек: углублённое изучение материала, работа с заданиями различного типа в рамках методических рекомендаций. Практическая работа: решение заданий прошлых лет, написание и анализ эссе и исторического проекта, консультирование.

Организация самоподготовки в рамках срочных индивидуальных планов, включающих работу с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, видеорядами, использование дистанционных методов подготовки (проверка и аннотирование эссе, проекта, поиск и рассылка заданий, полезных сайтов и материалов, общение в форумах).

Индивидуальные воспитательные беседы.


декабрь - январь

8

Участие в дистанционных олимпиадах по истории. Обсуждение заданий, выявление проблемных зон, работа с учебным материалом: составление конспектов, таблиц, схем, презентаций, работа с Интернет-ресурсами.


В течение года

9

Подготовка к Заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории согласно методическим рекомендациям и анализу участия в региональном этапе. Углублённое изучение и систематизация исторического материала, чтение специальной литературы. Особое внимание вопросам истории Великой Отечественной войны, истории культуры и пр. Составление срочного плана индивидуальной работы в рамках самоподготовки. Практическая работа: выполнение олимпиадных заданий разных лет, написание и обсуждение эссе, исторического проекта. Подготовка к устному туру: написание доклада и его последующая защита перед учащимися, технология постановки и ответа на вопросы.

Индивидуальные воспитательные беседы. Работа с интернет - ресурсами, дистанционные формы работы, общение с участниками Заключительного этапа в чатах, например, http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_agoraHYPERLINK "http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_agora&Itemid=4884"&HYPERLINK "http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_agora&Itemid=4884"Itemid=4884


февраль - март

10

Обсуждение результатов участия в Заключительном этапе олимпиады. Определение точек роста для следующего олимпиадного цикла.


апрель

11

Составление списка литературы на лето.


май

12

Чтение научной и художественной литературы, посещение исторических мест (по согласованию с родителями), летних школ для одарённых детей (на базе МГУ), работа с интернет - ресурсами, просмотр телепередач исторического телеканала "365 дней - ТВ".


июнь - август

13

Подготовка и участие в интеллектуальном марафоне: решение заданий, подготовка к дебатам.


сентябрь, апрель





Практические рекомендации по развитию ряда навыков индивидуальной работы.


Чтение


Чтение текста - основной источник получения информации. Смысловое чтение - это вид чтения, направленный на наиболее полное и правильное понимание информации читаемого текста. Такое чтение - одно из условий успешной учебной деятельности. Оно включает три этапа:

Первый этап – непосредственное восприятие информации, получение знаний содержащихся в тексте. На этом этапе важно понимание значения встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным, осмыслить значение слов еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание. Понять текст означает:

  • выбрать ключевые слова, правильно понять их значение в контексте прочитанного,

  • выявить поверхностный смысл прочитанного на основе значений ключевых слов.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации.

Как работать с историческим текстом

1. Прочитайте абзац текста, обратите внимание на выделенные слова, даты, имена деятелей, топонимы.

2. Выделите ключевые слова, которые передают смысл абзаца.

3. Из этих слов составьте смысловое предложение. Это и будет первый и второй этапы смыслового чтения.

4. Третий этап требует осмысления связи разных частей текста в единую систему рассуждений. Именно на этом этапе формируются не поверхностные знания, а понимание, способность рассуждать, приходить к собственным умозаключениям. Осознание внутреннего смысла происходит, если у вас есть желание - мотивация знать суть. Степень и глубина восприятия вами внутреннего смысла зависит от многих причин, например, ваша эрудированность, уровень образование, интуиция, возрастные особенности мышления, умение переживать прочитанное, духовная тонкость.


Как составить план текста.

План – это последовательность расположения основных частей текста. Он помогает понять и систематизировать прочитанное, выбрать главное. Умение составить план необходимо не только при выполнении заданий на уроке или дома. Любая работа: составление сообщения, доклада, реферата, эссе начинается с составления плана. Умение составить план - основа успеха в любой области деятельности. Планы бывают простые, сложные, тезисные. Простой план – основа для составления сложного.

Памятка для составления простого план.

1. Внимательно прочитай и осмысли текст, выясни значение новых слов, терминов,

выражений, объясни своими словами непонятные мысли автора.

2. Выдели в тексте части – логически законченные фрагменты, в которых описаны

главные (существенные) признаки изучаемого явления (ориентируйся на разделы

параграфа, шрифтовые выделения основного материала).

3. Сформулируй название выделенных тобой частей и запиши их. В названиях

используй термины, понятия, которые содержит текст. Это пункты плана, их принято нумеровать арабскими цифрами.

Памятка для составления сложного плана.

1. Внимательно прочитай и осмысли текст, выясни значение новых слов, терминов,

выражений, объясни своими словами непонятные мысли автора.

2. Выдели в тексте части о главных (существенных) признаках данного явления.

Озаглавь их. (Получится простой план)7

3. В частях выдели положения, уточняющие главное. Озаглавь их. Это подпункты

плана.

4. Названия пунктов в сложном плане нумеруют арабскими цифрами, подпункты,

уточняющие главное, нумеруют буквами.


Как составить тезисы текста.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, или одну из основных

мыслей учебного текста, рассказа учителя, лекции или твоей творческой работы.

Тезис требует краткости и четкости формулировки записи.

Памятка.

1. Прочитай внимательно текст, обрати внимание на шрифтовые выделения основного материала.

2. Разбей текст на смысловые части, выдели их в тексте карандашом или составь в

черновике простой план.

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчёркиванием ключевых слов).

4.Осмысли суть выделенного тобой текста, сформулируй эту мысль своими словами или найди подходящую формулировку в тексте. Сохраняй ту информацию, которая содержится в шрифтовых выделениях!

5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику изучаемого явления, кроме

того, получился тезисный план.

6. Отделяй строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.



Как составить конспект.

Составление конспекта – это умение кратко изложить содержание книжного

текста, учебного занятия. В конспект вносят основные положения, подтверждённые существенными фактами, цифрами, именами деятелей и пр. Конспект полезен, если с ним работают и на занятии и дома, дополняя, уточняя материал учебного занятия из дополнительных источников. Технологию составления конспекта можно представить как умение составить план, а затем объяснить положения плана существенными дополнениями. Есть разные способы конспектирования:

1. Подробное конспектирование всего содержания учебного текста;

2. Внесение в конспект только существенных положений, выводов, фактов;

3. Внесение в конспект ваших мыслей, возникших в результате изучения

материала.

Вы можете выбрать любой способ, но следует помнить требования к хорошему конспекту:

1. Законспектированный материал понятен, в нём нет противоречий,

неопределённости положений,

2. Конспект – это запись главного, дословное переписывание источника не является

конспектом;

3. Конспект легко читается, вы можете легко расшифровать сокращения, условные

знаки и пр.;

4. Выработайте свою систему условных обозначений и сокращений слов и знаков,

что облегчит работу над конспектом.

Памятка.

1. Конспект составляется в тетради, обязательны поля: стандартные или широкие. На основной части страницы указывают тему, название частей, пишут текст конспекта. На полях делают заметки: например, значки n/b – лат. «заметь хорошо», записывают пункты плана, дополнения и уточнения при последующем изучении темы, номера страниц учебника, и пр.

2. Конспектируют по плану. Для этого надо внимательно прочитать текст и составить простой план, ориентируясь на шрифтовые выделения, пункты параграфа, план лекции учителя. Пункты плана вносят в конспект, выделяют другим цветом.

3. Вторичное чтение текста сочетают с ведением конспекта. Запись должна раскрывать главную мысль и соответствовать пунктам плана. Прочитанное формулируют своими словами и записывают. Каждую новую мысль записывают с абзаца.

4. Положения конспекта подтверждают цитатами (дословные выписки из текста), они должны быть краткими и точными, т.е. соответствовать основной мысли.

5. Конспект должен быть аккуратным. Ускорить конспектирование поможет система условных знаков, её составляют индивидуально.

6. При конспектировании можно использовать пасты разного цвета для выделения дат, имен, названий, терминов. Однако не следует превращать конспект в рисунок.

7. По окончании работы еще раз прочитай конспект, доработай его.


Как работать с источником.

Умение анализировать письменные источники – базовое для будущего историка

или обществоведа. Поэтому на предметных олимпиадах, марафонах, на ЕГЭ большое количество заданий направлено на определение уровня развития этой компетенции учащихся. Именно на уроках формируется определённый набор способов деятельности, который позволяет хорошо выполнять подобные задания.

Памятка.

1. Беглое чтение. Необходимо бегло прочитать источник и вопросы к нему, чтобы

получить понятие о содержании материала.

2. Работа с вопросами к источнику. Внимательно читая вопрос, необходимо определить суть проблемы, которую необходимо разрешить.

3. Работа с текстом источника. Внимательно читая источник, необходимо искать ответына вопросы, отметить их карандашом.

4. Формулировка ответа. Начать ответ можно, перефразировав вопрос как

повествовательное предложение. Ответ формулируем своими словами, затем

подтверждаем цитатой из текста. Цитата должна быть краткой и точно подтверждать ваше умозаключение.



Как выполнить задание, требующее анализа нетекстовых источников

(график, диаграмма, таблица).

Памятка.

1. Беглое чтение. Прочитайте задание, чтобы понимать суть проблемы.

2. Рассмотрите графическое изображение. Внимательно изучите все обозначения и их цифровые показатели. Если вы работаете с таблицей, то внимательно рассмотрите названия столбцов или строк, изучите факты, которые рассмотрены в таблице.

3. Работа с вопросами. Ещё раз внимательно проанализируйте каждый вопрос и с помощью изученных вами данных графического изображения сформулируйте ответ.

4 Запись ответа. Ответ должен быть чётким со ссылкой на источник. Ответ можно построить, переформулировав вопрос в повествовательное предложение.



Как написать эссе

Написание эссе - рассуждения по заданной проблеме - творческое задание на олимпиаде, начиная с муниципального этапа. Это сложное задание, в котором требуется показать свой уровень понимания исторической проблемы, владения историческим материалом, знания историографии, терминологии. Эссе показывает общую культуру и кругозор автора. Поэтому, написанию эссе предшествует большая подготовительная работа, которая длится определённое время. Она включает чтение литературы, осмысление и обсуждение с наставником или сверстниками собственной точки зрения, выработку стиля написания, знание проблемных вопросов истории и точек зрения учёных. Что касается технологии, то она включает следующие этапы:

1. Выберите высказывание учёного, которое вы понимаете лучше других и можете рассуждать на заданную тему.

2. Внимательно изучите критерии эссе (они представлены в тексте заданий олимпиады). Как правило, от вас требуется сформулировать проблему, объяснить, почему её выбрали (актуальность), сформулировать 3-4 задачи по заданной проблеме; указать историков и их точки зрения по данному поводу (историография), высказать собственную позицию, которую следует аргументировать фактами. При этом следует использовать термины и устойчивые выражения. В конце работы следует обязательно сделать вывод. Отсутствие какого - либо критерия не позволяет набрать желаемые баллы.

3. Составьте план работы. Особенно тщательно поработайте над формулировкой проблемы и задач; припомните историков, подберите факты, которые наиболее ярко иллюстрируют проблему.

4. Приступая к написанию текста эссе, следите за стилем, и логикой изложения.

5. Ваши выводы должны содержать решение тех задач, которые поставлены вами в работе.

Чтобы ваше эссе было неординарным, следует думать, писать и переписывать, оттачивая каждый момент работы, прислушиваться к наставнику и составить собственный алгоритм работы.


Проблема - это вопрос, требующий разрешения. Проблема обычно возникает между тем, что вы знаете по данному вопросу и той точкой зрения, которую высказывает автор цитаты, которую вы выбираете в качестве темы эссе.

Задачи - это аспекты (конкретные вопросы), освещение которых помогает разрешить проблему.

Монография - это труд ученого, посвященный какому - либо событию истории, без чтения монографий ваши собственные рассуждения будут поверхностными, и носить характер бытовых высказываний.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!