Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Тюменской области ХМАО-Югры
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”
Составитель:
Шаймарданова Марина Борисовна
Учитель английского языка
Когалым
2016 год.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета.
Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей.
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.
Дополнительная образовательная программа курса «Программа подготовки учащихся к участию в дистанционных олимпиадах по английскому языку» рассчитана на 2 года (5-6 классы), для обучающихся 5 классов - 35 часов, для обучающихся 6 классов - 35 часов. Данная программа основана на компетентно – деятельном- подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения и на требованиях нового Федерального государственного стандарта (ФГОС).
Цель и задачи программы
В связи с социальным заказом цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
Развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
Обогащение социального опыта школьников;
Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать:
Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие навыков аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке. Формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
Формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Создание предпосылок для успешной коммуникации в различных ситуациях общения.
Соблюдение этикетных норм межкультурного общения.
Участие в Интернет - проектах, конкурсах, олимпиадах.
Основные мероприятия программы
Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Принципы выявления одаренных детей
Использованная методика | Цель диагностирования |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Каафа). | Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». | Характер и наличие учебной мотивации. |
Методика Климова И.И. «Карта интересов». | Определение круга интересов и склонностей ребёнка. |
Опросник Айзенка. | Личностные особенности. |
Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | Уровень школьной тревожности. |
Социометрия. Автор – Дж.Морено. | Социальный статус в коллективе. |
Содержание программы
В 5-6 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными программами по английскому языку на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работать над проектной методикой начинается с 5 класса.
В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.
Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по английскому языку, уроке – конференции.
Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:
Самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
Коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
Имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;
Проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
Деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
Рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
Структура программы для 5 класса:
Структура программы для 6 класса:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Календарно- тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения |
|
1 | Знакомство с форматом конкурса. | 1 | Урок - путешествие | |
2 | История возникновения конкурса. | 1 | Защита сообщений. | |
3 | Основные темы, включенные в задания. | 1 | Работа в группах | |
4 | Стратегии подготовки к разделу «Listening» | 1 | Круглый стол | |
5 | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | Работа в группах | |
6-7 | Работа с тестовыми заданиями на извлечение запрашиваемой информации | 2 | Работа в группах | |
8 | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прослушанного | 1 | Работа в группах | |
9 | Выполнение теста по аудированию | 1 | Практикум | |
10 | Стратегии подготовки к разделу «Reading» | 1 | Круглый стол | |
11 | Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания | 1 | Работа в группах | |
12 | Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей | 1 | Работа в группах | |
13 | Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного | 1 | Круглый стол | |
14 | Выполнение теста по чтению | 1 | Практикум | |
15 | Стратегии подготовки к разделу «Use of English» | 1 | Круглый стол | |
16 | Личные и неличные формы глагола, видовременные формы глагола | 1 | Работа в группах | |
17 | Степени сравнения прилагательных и наречий | 1 | Работа в группах | |
18 | Множественное число существительных | 1 | Работа в группах | |
Практика |
19-20 | Рассказ о себе и друге. Игра «Это я» | 2 | Урок - игра | |
21-22 | Подготовка мини проекта «My best friend» | 2 | Урок - конкурс | |
23-24 | Рассказ о своей семье, описание членов семьи. Игра «Моя семья» | 2 | Работа по группам | |
25-26 | Чтение текста, описание каждого члена семьи. | 2 | Работа с компьютером. | |
27-28 | Слушание текста, назвать о ком идет речь в тексте. | 2 | Работа по группам | |
29 | Мини проект «My friend’s family» | 1 | Урок — конкурс. | |
30 | Описание животных. Игра «Зоопарк» | 1 | Урок - игра | |
31 | Мини проект «My pet» | 1 | Урок — конкурс. | |
32 | Описание каждого времени года. | 1 | Работа по группам | |
33 | Игра «Угадай время года» | 1 | Урок - игра | |
34-35 | Мини проект «My favourite season». Итоговая контрольная работа. | 2 | Урок — конкурс. Тест контрольный. | |
Календарно - тематическое планирование
6класс
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения |
|
1 | Знакомство с форматом конкурса. | 1 | Урок - путешествие | |
2 | История возникновения конкурса. | 1 | Защита сообщений. | |
3 | Основные темы, включенные в задания. | 1 | Работа в группах | |
4 | Стратегии подготовки к разделу «Writing», письмо личного характера | 1 | Работа в группах | |
5 | Мини-практикум по написанию письма личного характера | 1 | Работа в группах | |
6-7 | Написание сочинения-выражения собственного мнения | 2 | Работа в группах | |
8 | Мини-практикум по выполнению заданий письменной части | 1 | Работа в группах | |
9 | Стратегии подготовки к разделу «Speaking», речевые клише | 1 | Работа в группах | |
10 | Диалог с целью обмена информацией | 1 | Индивидуальная работа | |
11 | Диалог с целью обмена информацией | 1 | Практикум | |
12 | Мини-практикум по выполнению заданий устной части | 1 | Практикум | |
13-14 | Мини-практикум по выполнению заданий устной части | 2 | Практикум | |
15-16 | Пробный тест в формате олимпиады | 2 | Индивидуальная работа | |
17-18 | Пробный тест в формате олимпиады | 2 | Индивидуальная работа | |
Практика |
19-20 | Рассказ о видах спорта. Игра «На стадионе» | 2 | Урок - игра | |
21-22 | Мини проект «My favourite sport» | 2 | Урок - конкурс | |
23-24 | О любимых занятиях. Игра «We are playing» | 2 | Работа по группам | |
25-26 | Мини проект «My free time» | 2 | Работа с компьютером. | |
27-28 | Числительные Игра «Какое это число» | 2 | Работа по группам. Урок - игра | |
29-30 | Уметь называть даты месяца и год | 2 | Тренинг. | |
31-32 | Игровая программа «Умники и умницы» | 2 | Урок - игра | |
33 | Рефлексия. | 1 | | |
34-35 | Итоговые занятия. Итоговая контрольная работа. | 2 | Тест контрольный. | |
Формы работы с одаренными учащимися:
Групповые занятия с одаренными учащимися;
Факультативы;
Предметные кружки;
Кружки по интересам;
Конкурсы;
Участие в олимпиадах;
Работа по индивидуальным планам;
Занятия в профильных классах;
Интеллектуальные марафоны.
Методы и приемы:
Ознакомление с новой темой, лексикой (объяснение, слушание, самостоятельное изучение материала).
Тренировка (ответы на вопросы, поиск ответов на вопросы в тексте, чтение и перевод, работа с карточками в паре, ролевые игры).
Практика (обсуждение изученной темы, устная презентация, доклад)
Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь.
Итоговый контроль
Итоговый контроль можно провести в форме творческой (проектной) работы. При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта могут быть представлены в форме реферата, курсовых работ, докладов. При оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или мультимедийная презентация проекта в аудитории.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Онлайн уроки английского языка на Study.Ru
2. http://www.iearn.org, http://www.kidlink.org (Участие в проектах).
Список литературы
1Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2004.
3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности.
5. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск
6. Авторы-составители: С.Г.Тер - Минасова и др. – Москва, Просвещение, 2009.
7. State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам) /Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку. /Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.
Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика/КонобеевА.В., учебно-методический журнал “Английский язык в школе”, №2-2007.