СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Подвижные игры" (Спортивно - оздоровительное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для 3-4 классов составлена на основе авторской программы Г.А. Ворониной. Программа регионального компонента "Основы развития двигательной активности младших школьников". 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Подвижные игры" (Спортивно - оздоровительное направление)»



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» разработана на основе:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (от 6. 10. 2009 № 373).

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»

- авторской программы Г.А. Ворониной. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007

- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014 -2015 учебный год, 2015-2016 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014 -2015 учебный год, 2015-2016 учебный год.


Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

Задачи:

- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;

- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучать жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

Общая характеристика курса «Подвижные игры»

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определённый уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это даёт возможность выдерживать достаточно серьёзные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьёзную проблему. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учащихся, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего учащегося и обладает широким арсеналом приёмов использования их адаптационного, оздоровительно- развивающего потенциала. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры учащиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчинённые какому-то алгоритму. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Описание места курса «Подвижные игры» в учебном плане.

Программа в 3-4 классах рассчитана на 1 занятие в неделю, 36 часов в год, всего 72 часа. Продолжительность занятий - 40 минут. Место проведения: спортивный зал, стадион, классная комната.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.

Ценность здоровья - важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности программы.

Предлагаемая учебная программа знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа.Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь  детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.

 Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий  в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.

Основу учебного материала составляют игры, сходные  по определённым признакам:

по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);

по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);

по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);

по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);

по отношению к структуре занятий  (для  подготовительной, основной, заключительной частей занятий).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.

Алгоритм работы с играми:

Знакомство с содержанием игры.

Объяснение содержания игры.

Объяснение  правил игры.

Разучивание игр.

Проведение игр.



Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. 
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.

введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Универсальные учебные действия



Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Спортивные игры» являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подвижные игры»  являются следующие умения:

представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание программы курса в 3 классе

1 раздел (3 часа) Основы знаний о народной подвижной игре. Входная диагностика.

2 раздел (3 часа) Игры на свежем воздухе.

3 раздел (2 часа) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

4 раздел (4часа) Игры-эстафеты.

5 раздел (9 часов) Подвижные игры разных народов.

6 раздел (4часа) Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

7 раздел (6 часов) Игры и забавы на свежем воздухе

8 раздел (4 часа) Подвижные игры, основанные на элементах.

9 раздел (1 час) Праздник Итоговая диагностика.

Календарно-тематическое планирование.

3 класс (36 часов)

Тема занятия

Кол-во часов всего

Теория

Прак

тика

Дата план

Дата факт

1 раздел (3 часа)Основы знаний о народной подвижной игре

1

Входная диагностика. Основы знаний о народной подвижной игре.

1

1




2

Правила в народных подвижных. Игра«Пятнашки», «Фанты», «Горелки».

1


1



3

Правила народной игры «Лапта»

1


1



2 раздел (3 часа)Игры на свежем воздухе.

4

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

1


1



5

Русская народная игра «Ловушка».

1


1



6

Групповые игры. «Охотник и сторож».

1


1



3 раздел (2 часа)Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

7

Двигательная активность и гиподинамия. Замеры показателей физического здоровья

1


1



8

Режим дня. Игры на свежем воздухе. Комплекс утренней гимнастики

1


1



4 раздел (4часа) Игры-эстафеты.



9

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

1


1



10

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

1


1



11

Эстафеты с бегом и прыжками.

1


1



12

Эстафеты с преодолением препятствий

1


1



5 раздел (9 часов) Подвижные игры разных народов.

13

Игры русского народа. «Гуси-лебеди». «Жмурки».

1


1



14

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

1


1



15

Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела».

1


1



16

Игры татарского народа. «Серый волк» «Перескок»

1


1



17

Игры народов Востока. «Скачки ,«Собери яблоки».

1


1



18

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

1


1



19

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» «Отдай платочек».

1


1



20

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

1


1



21

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

1


1



7 раздел (4часа)  Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

22

Игра с мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

1


1



23

Игры и упражнения со скакалками, обручем, гимнастической палкой.

1


1



24

Бег. Виды бега (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”). Эстафета

1


1



25

Весёлые старты

1


1



6 раздел (6 часов) Игры и забавы на свежем воздухе

26

Зимние игры на свежем воздухе. «Городки». « Снежная крепость».

1


1



27

Скатывание шаров. «Гонки снежныхкомов». Эстафета на санках и лыжах

1


1



28

Игры на свежем воздухе «Снежные круги», «Кто скорее до флажка».

1


1



29

Командная игра «Пожарные на учении»

1


1



30

Командная игра «Космонавты»

1


1



31

Прогулка по парку Игры на свежем воздухе «Лошадки», «Перебежки».

1


1



8 раздел (4 часа) Подвижные игры, основанные на элементах

32

Акробатические элементы гимнастики. Игры «У медведя во бору», «Совушка»;

1


1



33

Легкая атлетика. «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

1


1



34

Игры на свежем воздухе «Охотники и олени», «День и ночь», «Попади в ворота»;

1


1



35

Спортивные игры «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

1


1



9 раздел (1 час) Итоговое занятие.

36

Праздник здоровья и подвижной народной игры.Итоговая диагностика по курсу.

1


1




ВСЕГО

36

1

35



Содержание программы курса в 4 классе

1 раздел (1 час) Входная диагностика. Правила ТБ при проведении занятий в помещении и на стадионе.

2 раздел (5 часов) Русские народные игры на свежем воздухе.

3 раздел (12 часов) Подвижные игры разных народов.

4 раздел (16часов) Игры, эстафеты и забавы

5 раздел (2 часа) Итоговое занятие. Итоговая диагностика.



Календарно – тематическое планирование

4-й класс (36 часов)


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1 раздел (1 час) Вводное занятие

1

Входная диагностика. Правила техники безопасности в помещении и на стадионе

1

1




2 раздел. Русские народные игры на свежем воздухе (5 часов)


2

Русская народная игра «Кот и мышь»,«Жмурки»

1


1



3

Русская народная игра «Горелки»

1


1



4

Русская народная игра «Салки»

1


1



5

Русская народная игра «Пятнашки»

1


1



6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1


1



3 раздел. Подвижные игры разных народов(12 часов)

7

Русская народная игра « Лошадки»

1


1



8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1


1



9

Русская народная игра «Волк»

1


1



10

Русская народная игра «Птицелов»

1


1



11

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1


1



12

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1


1



13

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1


1



14

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1


1



15

Марийская народная игра «Катание мяча»

1


1



16

Татарская народная игра «Серый волк»

1


1



17

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1


1



18

Чувашская игра «Рыбки»

1


1



4 раздел. Игры, эстафеты и забавы(16 часов)

19

Эстафета «Передача мяча»

1


1



20

Эстафета со скакалкой

1


1



21

Эстафета с мячом. Игры на внимание.

1


1



22

Шуточная эстафета

1


1



23

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1


1



24

Эстафета «Вызов номеров»

1


1



25

Эстафета по кругу. Школа мяча.

1


1



26

Эстафета с обручем

1


1



27

Русская народная игра «Бабки»

1


1



28

Русская народная игра «Тетери»

1


1



29

Русская народная игра «Мышеловка»

1


1



30

Русская народная игра «Краски»

1


1



31

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1


1



32

Русская народная игра «Третий лишний»

1


1



33

Русская народная игра «Медведи и пчёлы»

1


1



34

Русская народная игра «Караси и щука»

1


1



5 раздел. Итоговое занятие (2 часа)

35

Праздник здоровья и подвижной народной игры.

1


1



36

Итоговая диагностика по курсу

1


1




ВСЕГО

36

1

35





Ожидаемый результат:

-испытывает потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

-имеет начальное представление о культуре движения;

-сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщает знания об истории, культуре народных игр;

-умеет работать в коллективе, в малой группе, паре, понимает и соблюдает правилаигры.

Оценка результатов изучения программы

Способы проверки знаний и умений:

 проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами

данной программы;

 участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и класса;

 открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничныхмероприятиях:

 спортивные эстафеты;

 Праздник здоровья и подвижной народной игры.

 «День здоровья».



Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Литература

1. Г.А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007 2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

3. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 класс. Издательство: ВАКО 2007.

4. Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры. 1-4 класс. Издательство: ВАКО 2009.

5. Феоктистова В.А. К здоровью через движение. Рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. Издательство Учитель. 2011


Учебно-практическое оборудование


  1. 1.Мячи волейбольные

  2. Мячи футбольные

  3. Мячи баскетбольные

  4. Палки гимнастические

  5. Скакалки детские

  6. Обручи


  1. Скамейка гимнастическая жесткая

  2. Маты гимнастические

  3. Стенка гимнастическая

  4. Сетка волейбольная

  5. Щит баскетбольный тренировочный

  6. Рулетка измерительная

  7. Мишень для метания








Приложение

Описание подвижных игр.

«Пятнашки».

Дети находятся в разных местах площадки (границы её обозначены флажками). Назначенныйучителем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.

После сигнала учителя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого – нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих.

При повторении игры выбирается новыйпятнашка.

Если пятнашка в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, учитель должен назначить другого водящего.

«Удочка».

Дети стоят по кругу. В центре круга – учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

«У кого мяч?».

Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Учитель даёт кому – либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.

«Белки в лесу».

Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др. Выбирается водящий – охотник. Он становится в домик – круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие – белки, они размещаются на приборах – деревьях.

По сигналу : «Берегись!» или по удару в бубен – все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Игра проводится 5 – 6 раз. Новый охотник выбирается через 1 – 2 игры. В заключение игры учитель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.

«Гуси – лебеди».

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.

- Гуси, гуси! (Га, га, га!); - Есть хотите? (Да, да, да!)

- Так летите! (Нам нельзя: Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется. Примечание. Когда учитель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья .

«Перебежки».

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится ещё одна черта. Играющие делятся на 2 группы – два отряда Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребёнка лежит по два снежка. По сигналу учителя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз так же отходят в сторону.

«Колпачок и палочка».

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.Колпак надвигается ребёнку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол.

С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берётся за её конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра идёт с новым водящим.

«Накинь кольцо».

Игра может проводиться с группой детей (4 -6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.учитель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.

Вариант игры

Дети поочередно бросают по два кольца до тех пор, пока кто – либо не наберет обусловленное количество очков (6 – 10).

Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.

«Кошка и мышка».

Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка - за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ходит Васька беленький, Когти расправляются,

Хвост у Васьки серенький, Зубы, как игла.

А бежит – стрела. Только мыши заскребут,

Глазки закрываются. Чуткий Васька тут как тут,

Всех поймает он.

После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в условленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход – ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.

Если кошка долго не может поймать мышку, учитель устраивает дополнительные ворота.

«Ловля мячей сачками».

Эта игра проводится на площадке. Для нее нужно несложное, но постоянное оборудование: по углам начерченного квадрата (100х100 см) вкапываются четыре столбика высотой 50 - 60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см); через дно ее пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться. В чашку кладут мелкие легкие мячи (от настольного тенниса) по количеству играющих (2 – 4 человека). Дети встают с сачками по сторонам квадрата. Кто – либо силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками не сходя с места. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, и игра продолжается.

Если желающих играть много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна партия (2 – 3 раза).

«Не оставайся на полу (на земле).

В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам ее, расположены предметы высотой 25 – 30 см.: лестницы со ступеньками, доски и т.д., поставленные на возвышение (не меньше 25 см в диаметре). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются на приборах в разных местах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. По сигналу воспитателя: «Лови!» - все дети снова взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того, как игра повторена 2 -3 раза, проводится подсчёт пойманных, выбирается новый ловишка и игра возобновляется. Учитель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а также чтобы дети разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

«Затейники».

Дети становятся в круг. Одного из играющих Учитель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом, Стой на месте,

Друг за другом Дружно вместе

Мы идём за шагом шаг. Сделаем…вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое – нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем учитель выбирает кого – нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.



«Мы веселые ребята…».

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними поводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный учителем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три – лови!

После слова лови дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

После двух – трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

«Сделай фигуру».

Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по все комнате или площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой – либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра продолжается.



«Тетери».

Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6 -8 человек) стоят в кругу посередине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На третью и четвертую строки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу, прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу – у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется.



« Карусель».

Играющие образуют круг. Учитель даёт детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле, Завертелись карусели.

А потом кр-гом, кру-гом, Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. После того, как дети пробегут два раза по кругу, поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.

Затем учитель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише не спешите! Карусель остановите!

Раз – два, раз – два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

«Лошадки».

Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. Учитель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается.

«Снежные круги».

Дети делятся на две равные группы по 4 – 5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 м от мишени проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6 – 8 снежков.

По сигналу воспитателя: «Начали!» - каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.

«Трактористы».

В игре каждый раз принимает участие 5 человек. Четверо стоят парами одна за другой. Первая пара держится за руки, а свободные руки протягивает сзади стоящей паре; вторая пара также держится за руки, а свободные руки смыкает с протянутыми к ней руками первой пары. Пятый участник - тракторист. Он стоит в промежутке между парами с картонным рулем в руках. Все пятерки перемещаются по площадке мелким топочущим шагом. На каждую стороку приходится 8 шагов.

Тара – тара – тара – ра, «Будем землю пахать,

Из колхозного двора Будем хлеб засевать!

Выезжают трактора. Будем рожь молотить!

Малых детушек кормить».

Когда дети научатся ритмично топать, можно добиваться выделения более сильным ударом слов «землю», «хлеб», «рожь», «детушек».

«Мышеловка».

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же, плутовки,

Развелось их просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

всюду лезут – вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они же становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

«Кто скорее до флажка».

Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5 – 6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4 – 5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три – беги!» дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а вместо на их место становятся за черту следующие 4 - 5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.



«Пастух и стадо».

На одной стороне площадки помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Выбирается пастух. Остальные – овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»

Каждый раз пастух называет какое – либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.

Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает «Где мое стадо?» все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают.

Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого – нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто – нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место. Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом.

«Караси и щука».

Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.

По сигналу учителя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.

Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

«Медведи и пчелы».

Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за мёдом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями.Учитель должен находиться у вышки (гимнастической стенке), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

«Пожарные на учении».

Играющие дети делятся на 2 – 3 отряда по 5 – 6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4 – 5 м. Это – пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.

По сигналу учителя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Учитель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т.д.В конце игры учитель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.

После этого игра повторяется.

«Быстрей по местам».

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким – нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову в «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Учитель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро место занимай.

Когда игра проводится в последний раз, учитель кладет кубик обратно, для того, чтобы все дети имели место.

«Успей пробежать».

Учитель с кем – нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху. Учитель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!»

В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.

«Школа мяча».

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими группками. В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.

Виды движений:

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.

2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.

3. Стать лицом к стене на расстоянии двух – трех шагов от нее, ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.

4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнутся о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.

«Кто скорее».

Дети с прыгалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати – двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.

По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте.Учитель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.

«Космонавты».

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочерёдно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полёта вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

«Чьё звено скорее соберётся».

Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого – либо одного цвета.

В разных концах площадки или по одной стороне становятся на подставках 3 – 4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда учитель ударяет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который даётся учителем.По сигналу: «На месте!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну(лицом к флагу). Учитель отмечает, какая группа построилась первой.

После двух – трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, учитель говорит: «Стоп!» По сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.

«Кегли».

Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3 – 5 см одна от другой. На расстоянии 1,5 – 3 м от них проводится линия – «кон». Играющие дети (3 -4 человека) в порядке очерёдности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить ещё раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьёт больше кеглей обусловленным количеством шаров.

Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.

«Прыжки через верёвку».

Двое детей держат толстую верёвку, шнур или длинную скакалку: один за один конец, другой за – второй. Медленно и равномерно они начинают крутить её в сторону стоящих детей, а те в порядке очерёдности прыгают через верёвку, стараясь не задеть её. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих верёвку.

В игре можно давать детям опредёленныезадания, например: «Кто без ошибки прыгнет 5 – 10 раз?».

«Кольцо на палочке».

Из картона или фанеры вырезают кольцо (диаметр – 15 см, ширина ободка – 3 – 4 см). К кольцу привязывают шнурок, второй конец которого прикрепляют к палочке длинной примерно 30 см. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передаёт палочку с кольцом следующему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!