ПРОГРАММА
профильного математического отряда «5+»
2017 год
Пояснительная записка:
Общеизвестны слова: «Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать изучение его увлекательным». Но в самой «занимательной математике» столько серьезного, способного заинтересовать и увлечь учащегося, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими разделами классической школьной программы.
Данная дополнительная образовательная программа по математике для профильного лагеря направлена на решение задач внеклассной работы:
повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
пособствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды «любителей» математики;
организовать досуг учащихся в свободное от учебы, каникулярное время.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы обусловлена тем, в ней предусмотрена посильность нагрузки, нивелирование сложности предмета занимательным содержанием рассматриваемого материала, отличные от школьных уроков методы изложения его
В программе учтено то, что ребята занимаются в лагере после учебного года и что в отряде будут представлены дети разного школьного возраста.
Для устранения этих проблем в неё включен материал расширяющий представление об эстетических возможностях математики, сделан акцент на обучение учащихся искусству применять математические идей и методы решения практических и теоретических задач без громоздких вычислений, показаны приемы выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни, и даже из тех, в которых использование математики поначалу кажется просто невозможным.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в наше время, когда молодежь все больше ориентируется на западные ценности, не всегда соотносящиеся с культурными ценностями русского человека, есть возможность заложить основы такого воспитательного процесса, который должен привести к формированию поколения, переисполненного чувством гордости за ту страну, в которой он живет, свой край, свой город, свою школу, и, в то же время, толерантно относящегося к культуре других стран.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Новизна программы. Организованный отдых во время каникул является одной из форм воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. Происходит создание благоприятных условий для общения детей между собой, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами. Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Особенность программы в повышенном спросе родителей и подростков на организованный отдых детей в рамках города. Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильного лагеря.
Организация математического отряда оздоровительного лагеря с дневным пребыванием логично дополняет учебно - воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения, а также систему дополнительного образования в данном направлении.
Продолжительность смены 21 день.
В то же время данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется комплексный подход к развитию личности ребенка в процессе интеграции математики, физики, информатики и робототехнике.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Ведь период ранней юности – это период самоопределения (социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое), которое составляет основную задачу юношеского возраста.
Адресность программы. Основной состав лагеря – это обучающиеся образовательных учреждений в возрасте 10-16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах до 25 человек.
Сроки реализации программы – 21 день.
Данная программа по своей направленности является интеллектуальной, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и краеведческого и экологического воспитания детей в условиях лагеря при гимназии.
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Цель программы:
создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития талантливых детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуально-креативных способностей;
способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по математике, умений в исследовательской и поисковой деятельности.
Задачи:
развивать мышление, устойчивый интерес к предмету, инициативу, эрудицию, повышать логическую культуру.
организовывать значимую общественно-полезную деятельность и активный отдых детей, способствовать развитию лидерских и организаторских качеств подростков;
развивать талантливость через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся.
Для учителя:
Образовательные: способствовать формированию умений применять основные методы и идеи решения олимпиадных задач в различных ситуациях. Апробировать методику проведения летнего математического лагеря в условиях гимназии.
Развивающие: способствовать развитию исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию математической культуры.
Для учащихся:
Образовательные: научиться применять основные методы и идеи решения олимпиадных задач в различных ситуациях.
Развивающие: развивать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитывать волевые качества характера.
Если организовать целенаправленный процесс по формированию творческого мышления учащихся в рамках ежегодного математического лагеря, то это позволит достичь высокого уровня сформированности умений решать нестандартные задачи.
Профильный математический отряд, как форма, объединит в одну цепочку все звенья: урок, кружок, турниры, интеллектуальные конкурсы, «Неделю математики», олимпиады, профильный отряд оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Причем каждое звено имеет свое предназначение: на уроке формируются базовые знания для решения задач, на занятиях кружка изучаются методы решения нестандартных задач, турниры, интеллектуальные конкурсы – это своеобразная площадка для реализации полученных умений и навыков, «Неделя математики» способствует развитию познавательного интереса, олимпиада формирует адекватную самооценку, а профильный математический отряд – это творчество.
Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах дополнительного образования детей. Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, уважении, радости, обеспечивает удовлетворение одной из важнейших проблем каждого ребенка – быть здоровым.
Принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Механизм реализации Программы.
1 этап - Подготовительный:
создание нормативно-правовой базы;
комплектование состава обучающихся;
работа с документацией (копии документов обучающихся, анкеты, заявления от родителей и др.).
2 этап – Организационный этап:
знакомство;
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
3 этап – Основной:
4 этап – Заключительный:
Режим дня
08.30 - 09.00 – прием детей, зарядка
09.00 - 09.15 – линейка
09.15 - 10.00 – завтрак
10.00-12.00 – воспитательные мероприятия
12.00-13.00 – оздоровительные процедуры
13.00-14.00 – обед
14.00 -14.30 – свободное время, уход домой.
Ожидаемые результаты
Оздоровление находящихся в лагере детей, содействие сохранению и укреплению их здоровья, приучение к здоровому образу жизни.
Развитие интереса к занятиям математики, физики, робототехнике.
Раскрытие и развитие творческих способностей детей. Умение участвовать в коллективной творческой деятельности.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Умение самим организовывать свою деятельность, разрешать возможные конфликтные ситуации.
Развитие толерантности детей.
Содержание программы.
Вся работа профильного математического отряда состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных, общественно-полезных мероприятий.
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно- воспитательного процесса, проводимого в гимназии, и строится с учетом специфики избранного учащимися профиля, предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные принципы организации учебной деятельности
обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей.
Основные принципы организации воспитательной деятельности
Принцип открытости
Принцип обратной связи
Принцип успешности
Принцип деятельности
Принцип свободы выбора
Основные направления воспитательной работы
1. Направление «Здоровье»
2. Направление «Интеллект»
3. Направление «Общение»
4. Направление «Нравственность»
5. Направление «Досуг»
Направление – Здоровье
Цели: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
Спортивные викторины «Веселые старты»
Комический футбол
Беседы «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Спорт в моей жизни», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Спорт и интеллект – понятия совместимые?»
Направление - Интеллект
Цели: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие творческих и исследовательских способностей.
Задачи: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формы работы:
Направление – Общение
Цели: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок», учить конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Формы работы:
Направление – Нравственность
Цели: обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи: формировать у учащихся культуру миропонимания, позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
Уроки нравственности:
«Окна моего дома. Что они значат для меня?»
«Это страшное слово «равнодушие»»
«Жить с достоинством – что это значит?»
«Спешите делать добро»
Уроки толерантности:
Направление – Досуг
Цели: воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах.
Задачи: использовать нестандартные творческие формы работы с учетом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
Игровые развлекательные программы:
С целью создания условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника, проявления творческого мышления и индивидуальности, развития фантазии в отряде организуются тематические дни, которые предполагают активное погружение всех детей в выбранное дело.
Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создает условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками отряда.
Приложение – План работы отряда
Дата | Содержание дня |
1 июня четверг День дорожных наук | 1. Беседа по ПДД. 2. Просмотр фильмов по ПДД. |
Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря КТД «Здравствуй, это - я!» Проект «Герб и флаг отряда» Разделение отряда для выполнения профильной деятельности |
Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» игры на свежем воздухе |
2 июня пятница День защиты детей | 1. Открытие лагерной смены. 2. Праздник детства |
«Ярмарка идей» - ребята предлагают различные мероприятия (игры, конкурсы и т.д.) которые они хотели бы провести в лагере |
Игры на взаимодействие и сплочение коллектива прогулка с играми на местности |
3 июня суббота День проектов | 1. Работа над проектом. 2. Защита проектов. |
4 июня воскресенье День музеев | 1. Знакомство с музеями РБ. 2. Экскурсия в музей |
5 июня понедельник День противопожарной безопасности | 1. Эвакуация 2. Мероприятия по пожарной безопасности. |
О математике – с улыбкой Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике |
работа над выпуском математической газеты прогулка игры на свежем воздухе |
6 июня вторник Пушкинский день России | 1. Интеллектуальная игра по сказкам Пушкина. 2. Инсценировка сказок. |
Путешествие по стране геометрии Геометрические головоломки |
Прогулка подвижные игры на воздухе оздоровительные процедуры |
7 июня среда День музыки | 1. Караоке. Популярные песни из кинофильмов. 2. Битва хоров. |
Фигуры и их построение. Разрезание фигур на равные части. |
минутка здоровья «Закаливание» прогулки спортивные игры оздоровительные процедуры. |
8 июня четверг День спорта | 1. Открытие спартакиады. Мужество, доблесть, отвага. 2. Веселая эстафета. |
Задачи и игры со спичками |
прогулки спортивные игры оздоровительные процедуры |
9 июня пятница День наоборот | 1. Конкурсная, развлекательная программа. |
Создание фигур Занятие «Оригами» |
Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых прогулки спортивные игры оздоровительные процедуры |
10 июня суббота День защиты природы | 1. Экологический субботник «Мы сбережем природу!» |
11 июня воскресенье День чудес | 1. Поход к «Чудо-дереву» |
12 июня понедельник День России | 1. Праздничный концерт, посвященный Дню России. |
13 июня вторник День экологии | 1. Экологическая тропа. |
Знакомство с презентациями, проектами. Создание экологического проекта |
Минутка здоровья «Осанка - основа красивой походки» прогулки, спортивные игры |
14 июня среда День юмора | 1. Развлекательная игровая программа. |
Математика без скуки Математическое лото |
Праздник «Мыльного пузыря» Конкурсы: на самый большой мыльный пузырь, на самый красивый, «Жизнерадостный пузырь», на самую интересную композицию |
15 июня четверг День радуги | 1. Конкурс рисунков на асфальте. 2. Конкурсная программа. |
Интересные приемы устных вычислений Разбор приемов различных вычислений Экологическая игра- викторина «У нас Земля одна» |
прогулка, экологические игры, оздоровительные процедуры |
16 июня пятница День медработника (здоровья) | 1. Спортивные мероприятия на природе. |
Методы решения логических задач Эстафета задач |
КТД «Здоров будешь – все добудешь» прогулки, спортивные игры, оздоровительные процедуры |
17 июня суббота День семьи | 1. «Мама, папа, я – дружная семья» - конкурсная программа. |
18 июня воскресенье День кино | 1. Кто куда, а мы в кино. |
19 июня понедельник День вежливости | 1. Беседы о вежливости. 2. Игровая программа. |
Комбинации и расположения. Решение комбинаторных задач с помощью графов. |
прогулки, спортивные игры, оздоровительные процедуры |
20 июня вторник День закрытия лагерной смены | 1. Праздничный концерт. 2. Прощальный час. |
Игра-аукцион «Мир и математика» Викторина на различные темы |
прогулки, спортивные игры |
21 июня среда День памяти | 1. Посещение мемориала, возложение цветов. 2. Беседы о ВОв. |
Олимпиада по математике Подведение итогов работы отряда Итоговое анкетирование |
прогулки, спортивные игры, оздоровительные процедуры |