Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 16
МБОУ СОШ № 16 _____________Бачина Н. В.
_____________
Программа профильного спортивного отряда № 5
«Юные олимпийцы»
Шеханов Михаил Александрович
учитель физической культуры
МБОУ «Обнинская средняя
общеобразовательная школа № 16»
г. Обнинск
2015год
Паспорт программы
1 | Полное название программы | Программа профильного спортивного отряда № 5 «Юные олимпийцы» с дневным пребыванием детей |
2 | Цель программы | Создание условий для полноценного безопасного отдыха детей во время каникул, вовлечение учащихся в систематическое занятие физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. |
3 | Объект | Учащиеся 10-12 лет МБОУ СОШ № 16 г. Обнинск, до 25 человек |
4 | Срок реализации | С 1 июня – 30 июня 2015 год |
5 | Ожидаемый результат | Повышение индекса здоровья. Охват спортивными мероприятиями, секциями не менее 90 % от общего количества учащихся. Увеличение количества учащихся, ориентированных на здоровый образ жизни. Личностный рост участников смены и развитие творческой активности. Охват родителей мероприятиями (оформление, участие в мероприятиях лагеря, экскурсии, встречи) |
6 | Направление деятельности | Физкультурно- спортивное |
Пояснительная записка
Детский физкультурно- оздоровительный отряд № 5 «Юные Олимпийцы» является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний отдых является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Для учащихся проводится цикл спортивно-оздоровительных мероприятий в отряде № 5 с дневным пребыванием «Юные олимпийцы» на базе МБОУ «СОШ №16» г. Обнинск. В нем отдыхают дети от 10 до 12 лет включительно.
Физическая культура и спорт играют огромную роль в жизни современного общества. Они не только укрепляют здоровье нации, но и воспитывают мужество, волю, упорство в достижении цели, умение не пасовать перед трудностями и с честью выходить из непростых ситуаций.
Спорту, как и настоящей полнокровной жизни, чужды пассивность, безволие, успокоенность. Каждодневное напряжение, преодоление всех объективных и субъективных трудностей – вот обязательные условия достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные и нужные решения в трудных ситуациях. Это ярко доказала военная служба, космонавтика, различные трудные этапы жизни человека.
Физкультура и спорт помогли тысячам граждан воспитать в себе силу воли, целеустремленность, выдержку, самодисциплину, коллективизм, товарищество, дружбу, взаимовыручку и другие качества.
Кроме физкультурно-спортивного направления программа предусматривает и разностороннее развитие детей: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, патриотическое, гражданское. Также будет уделено внимание профилактике асоциальных явлений.
Посещая пришкольный лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере ребята могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье, просто отдохнуть.
Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отряде работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Программа рассчитана на летний период (июнь) 2015 года.
Главная идея программы: научить детей быть здоровыми, физически крепкими, сформировать потребность к занятием физической культурой и спортом.
Для реализации программы в лагере предусмотрены учебно-тренировочные занятия по видам спорта (лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол)
Так же предусмотрены различные конкурсы и викторины спортивно направленности. Спортивные соревнования и эстафеты.
Пришкольный физкультурно-оздоровительный лагерь организован на 25 человек в одну смену.
Приложение № 1
Режим работы профильного спортивного отряда № 5 «Юные олимпийцы»:
Время | Мероприятия |
9.00-9.15 | Зарядка |
9.15-9.30 | Завтрак |
9.30 - 12.30 | Учебно-тренировочные занятия по расписанию |
12.30-13.00 | Подготовка к спортивным мероприятиям, спортивные игры, экскурсии, беседы |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-14.20 | Спортивные викторины, подвижные игры, эстафеты. |
15.30.-16.00. | Линейка (объявление плана работы на следующий день. Подведение итогов) |
Цели и задачи программы
Цель – Создание условий для полноценного безопасного отдыха детей во время каникул; формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1.Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива, приобщение к здоровому образу жизни.
2. Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей по средством игры, познавательной и трудовой деятельности.
3. Вовлечение в систематические занятия физической культуры и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
4. Формирование у школьников навыков общения и толерантности, понимания нравственной и культурной ценности.
5. Развитие и укрепление связей школы и семьи.
Содержание программы
В план работы будут включены не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, культурно-просветительская работа, связанная с олимпийской тематикой. Важнейшим направлением в работе отряда станет активное приобщение детей к физкультуре и спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
Воспитатели и тренер проводят беседы и викторины об Олимпийских играх, о здоровом образе жизни.
Работа профильного отряда № 5 «Юные олимпийцы» направлена на отражение олимпийской и спортивной темы. В конце смены планируется проведение спортивных соревнований.
Реализация целей и задач отряда № 5 «Юные олимпийцы» состоит в тесной связи физкультурно-спортивного направления с профилактикой ДДТТ, употребления ПАВ, эстетическим направлением, интеллектуальным и нравственным.
Особое внимание в планировании уделяется играм на свежем воздухе, закаливанию. Работа отряда строится на игре-соревновании по остановкам. Старт – «Тайны лагеря», финиш – «В здоровом теле – здоровый дух!»
Каждый день начинается с утренней гимнастики. В план включаются мероприятия по предупреждению ДДТТ и вредных привычек. Мероприятия планируются в разных формах: путешествия, экскурсии, викторины, беседы, конкурсы.
Основная идея программы – через игру – соревнование включить как можно больше количество детей. Игра помогает ребенку самоутвердиться, ведет к стремлению попробовать себя в разных конкурсах, соревнованиях. Программа предусматривает не только физическое развитие детей, но и нравственное, эстетическое и интеллектуальное.
Все мероприятия, особенно спортивного характера, проводятся на свежем воздухе, спортивной площадке, спортзале.
В течение работы отряда приглашаются работники ГИБДД, медицинские работники.
Механизм реализации программы
Принципы
Смена пройдет под девизом: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»
1. Безусловная безопасность всех мероприятий.
2. Учет особенностей каждой личности.
3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации деятельности лагеря.
5.Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка).
Закаливание.
Учебно-тренировочные занятия
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки «Тропа здоровья», «Захват территории»)
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Тематический день «От значка ГТО к олимпийской медали», «Олимпийские чемпионы участники Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.», «Олимпиада – 2014» , Итоги Олимпиады в СОЧИ-2014 «Зимние, Жаркие, Твои»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях, спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Условия реализации программы
1.Нормативно-правовые условия:
- Приказ МО РФ от 13.07.2001 г. № 2688 « Об утверждении порядка проведения профильных смен лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 19.04.2010 г. № 25 «Об утверждении СанПин 2.4.4.2599-10»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 № 31 «О введении в действие санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03»;
- «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных детей автомобильным транспортом», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 21.09.2006 г.;
- Постановление от 21 июля 2011 г. № 1103-п «Об утверждении концепции и разработке городской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости
Детей и подростков города Обнинск в каникулярное время на 2012-2015 годы»
3.Методическое обеспечение
Программа профильного спортивного отряда «Юные олимпийцы»;
План работы лагеря;
Периодическая печать: журнал «Досуг в школе»
журнал «Последний звонок»
журнал «Педсовет»
журнал «Воспитание школьников»
журнал «Классный руководитель»
«Праздники в школе»
«Сценарии и репертуары»
Журнал «Спорт в школе»
Журнал «Здоровье детей»
Калейдоскоп летнего отдыха детей «Позывные лета» под редакцией И.В.Макаренко
Игры С.Шмакова, Щурковой, Кэмбэл
Интернет
Ожидаемые результаты
Критерии | Показатели |
1. Повышение индекса здоровья. | Методом равноценного питания, закаливания, подвижных игр повысить сопротивляемость детского организма к заболеваниям. |
2. Работа спортивных секций | Охват не менее 90% от количества детей, посещающих лагерь дневного пребывания. |
3.Увеличение количества учащихся, ориентированных на здоровый образ жизни. | Снижение уровня курящих детей; снижение количества учащихся, состоящих на на внутришкольном учете. |
4. Личностный рост и развитие творческой активности. | Повышение мотивации для участия в мероприятиях творческого и спортивного характера. Вовлечения в занятия в кружках , спортивных секциях. |
5. Охват родителей мероприятиями (оформление, участие в мероприятиях лагеря, экскурсии, встречи) | Повышение активности родителей в работе летнего лагеря с дневным пребыванием по сравнению с прошлым годом; повышение заинтересованности у родителей по занятости своих детей. |
План мероприятий спортивного отряда № 5
«Юные олимпийцы»
с дневным пребыванием
Дата | Мероприятия |
1 день понедельник 1.06 | День знакомства с лагерем. Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие скоростных способностей, совершенствование общей выносливости) - беседа «Здоровый образ жизни»; Вторая половина дня - просмотр фильм о профилактике вредных привычек. - игры: настольный теннис, волейбол, пионербол, баскетбол; |
2 день вторник 2.06 | О спорт, ты-мир! Первая половина дня -учебно-тренировочное занятие в бассейне; -беседа « Олимпийские игры древности и современности» - Вторая половина дня -проведение эстафет и викторин; - прогулка в лес; - игры на свежем воздухе; - линейка (подведение итогов за прошедший день) |
3 день среда 3.06 | День плавания Первая половина дня -- проведение учебно-тренировочных занятий ( укрепление опорно- двигательного аппарата, развитие скоростно-силовых качеств) --беседа «Гигиена тела»; Вторая половина дня -просмотр спортивных соревнований по легкой атлетике; -игры : настольный теннис, волейбол, пионербол, баскетбол; -линейка (поведение итогов за прошедший день) |
4 день четверг 4.06 | День подвижных игр Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне; -беседа «Травматизм и меры его предотвращения»; Вторая половина дня -подвижные игры; - линейка (подведение итогов за прошедший день) |
5 день пятница 5.06 | День лёгкой атлетики. Первая половина дня -беседа «История зарождения и развития легкой атлетики»; - проведение учебно-тренировочных занятий (совершенствование силовых и скоростно-силовых способностей) Вторая половина дня -просмотр спортивных соревнований по легкой атлетике; -игры : настольный теннис, волейбол, пионербол, баскетбол; -линейка (поведение итогов за прошедший день) |
6 день понедельник 8.06 |
День викторин Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (совершенствование скоростно-силовых способностей, развитие быстроты) Вторая половина дня -викторина история зарождения олимпийского движения; -подвижные игры на свежем воздухе; - линейка (подведение итогов за день) |
7 день вторник 9.06 | День Отечества Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне; Вторая половина дня -Спортивные эстафеты -игры настольный теннис, шашки, подвижные игры; - линейка (подведение итогов за день) |
8 день среда 10.06 | День спортивных состязаний Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне; -проведение соревнований по лёгкой атлетике; Вторая половина дня - эстафета «От игры к спорту»; -соревнования по футболу, настольному теннису. - линейка (подведение итогов за прошедший день) |
9 день четверг 11.06 | День футбола Первая половина дня -проведение учебно-тренировочных занятий (развитие скоростно-силовых способностей) - беседа об истории футбола; -соревнования по футболу внутри лагеря; Вторая половина дня -игры настольный теннис, шашки, подвижные игры; - линейка (подведение итогов за день) |
10 день понедельник 15.06 | День национальных игр Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие общей выносливости, развитие дыхательной системы) Вторая половина дня -викторина «Виды спорта»; - шашечный турнир; - линейка (подведение итогов за день) |
11день вторник 16.06 | День игры Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне -знакомство с историей игровых видов спорта. -проведение учебно-тренировочных занятий (развитие силы и скоростной выносливости) Вторая половина дня - просмотр соревнований по игровым видам спорта; -игры народов мира; - линейка (подведение итогов за день) |
12 день среда 17.06 |
День баскетбола Первая половина дня -беседа история зарождения и развития баскетбола; -проведение учебно-тренировочных занятий (совершенствование быстроты, развитие координационных способностей) Вторая половина дня -игра в баскетбол; -просмотр соревнований по баскетболу; |
13 день четверг 18.06 | День русской лапты Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие скоростно-силовых способностей) - проведение соревнований по лапте; Вторая половина дня -викторина история зарождения олимпийского движения; -подвижные игры на свежем воздухе; - линейка (подведение итогов за день) |
14 день пятница 19.06 | День волейбола Первая половина дня -соревнования по волейболу на первенство лагеря; -проведение учебно-тренировочных занятий; Вторая половина дня -проведение викторин на спортивную тематику -просмотр соревнований по волейболу - линейка (подведение итогов за день) |
15 день понедельник 22.06 |
День Памяти Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне; -беседа «Подвиг героев Великой Отечественной Войны»; -проведение учебно-тренировочных занятий (развитие силовых способностей, укрепление дыхательной системы) Вторая половина дня -игра в бадминтон; -прогулка в лес - линейка (подведение итогов за день) |
16 день вторник 23.06 | День легенды спорта Первая половина дня -беседа «Выдающиеся спортсмены России участники Великой Отечественной Войны»; - учебно-тренировочное занятие в бассейне; -проведение учебно-тренировочных занятий ( развитие общей выносливости) Вторая половина дня -игра в баскетбол; -игры: настольный теннис, дротики, шашки, шахматы; - линейка (подведение итогов за день) |
17 день среда 24.06 | День спортивных состязаний Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие силовых способностей, совершенствование скоростных способностей) Вторая половина дня - игры в баскетбол, волейбол, футбол. -игры настольный теннис, шашки, подвижные игры; - линейка (подведение итогов за день) |
18 день четверг 25.06 |
День «русские забавы» Первая половина дня -- учебно-тренировочное занятие в бассейне; - учебно-тренировочное занятие на развитие гибкости и координационных способностей Вторая половина дня. - «Русские забавы» (перетягивание каната, прыжки в мешках и т.д.) -игры настольный теннис, шашки, подвижные игры; - линейка (подведение итогов за день) |
19 день пятница 26.06 | День спортивных состязаний Первая половина дня - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие гибкости, укрепление опорно- двигательного аппарата) -проведение соревнование на первенство лагеря по общей физической подготовке; Вторая половина дня - проведение эстафет и викторин; - прогулка в лес; - игры на свежем воздухе; - линейка (подведение итогов за прошедший день) |
20 день понедельник 29.06 | День игры Первая половина дня -знакомство с историей видов спорта не входящих в состав олимпийских видов. -проведение учебно-тренировочных занятий (развитие силы и скоростной выносливости) Вторая половина дня - просмотр соревнований по игровым видам спорта; -игры народов мира; - линейка (подведение итогов за день) |
21 день вторник 30.06. | День закрытия смены отряда Первая половина дня - учебно-тренировочное занятие в бассейне; - проведение учебно-тренировочных занятий (развитие скоростно- силовых способностей, совершенствование быстроты) Вторая половина дня - игры в баскетбол, волейбол, футбол. -игры настольный теннис, шашки, подвижные игры; - линейка (подведение итогов) |
Используемая литература:
Таран «Как разработать программу лагеря»
Журнал «Практика административной работы в школе» №3,2008 г.
Журнал «Спорт в школе» № 1-5, 2012 г.
Журнал «Здоровье детей» №1-5, 2012 г
Журнал «Спорт в школе» № 1-5, 2013 г.
Учебник Физическая культура. 5-7 классы : учеб. Для общеобразоват. учреждений под ред. М.Я. Виленского. 6-е изд. – М. : Просвещение, 2011г.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» доктора педагогических наук В.И. Лях, 2012г.