Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский индустриально–педагогический колледж»
ПРОГРАММА
профилактической работы в профессиональной
образовательной организации
«ПРОТЯНИ РУКУ!»
Якутск
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………...3
Пояснительная записка……………………………………………………..4
План программы…………………………………………………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….………14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
| Наименование Программы | ПРОГРАММА профилактической работы в профессиональном образовательном учреждении «ПРОТЯНИ РУКУ!» |
-
| Статус Программы | Целевая программа |
-
| Основание для разработки | Исследования статистических данных социально психологической службы ГБПОУ РСЯ(Я) «Якутский индустриально–педагогический колледж» |
-
| Координатор Программы | ГБПОУ РСЯ(Я) «Якутский индустриально–педагогический колледж» |
-
| Основной разработчик Программы | Птицына Ольга Михайловна, преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский индустриально–педагогический колледж» |
-
| Цель Программы | Совершенствование системы профилактической работы в образовательной организации через обучение педагогов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации |
-
| Задачи Программы | Подготовка и рецензирование программы обучения специалистов профилактики. Обучение педагогических работников этапам профилактической работы Внедрение программы профилактической работы в образовательном учреждении |
-
| Целевые индикаторы Программы | Уменьшиться доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, употребляющие алкоголь, табак, наркотики, склонных к попытке суицида |
-
| Сроки реализации Программы | 2016-2018годы |
Пояснительная записка
Программа профилактической работы в профессиональном образовательном учреждении «Протяни руку» разработана на основе анализа воспитательной работы, различных профилактических программ в образовательных учреждениях, опираясь на документах и локальных актах:
- ФЗ от 29.06.2011г. (в ред. от 08.11.2014г.) "Об ограничении курения табака"
- Постановление РФ от 08.12.2009г. № 72 "О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории РФ"
- Постановление РФ от 31.12.2009г. № 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств"
- Положение о Совете профилактики правонарушений среди обучающихся ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК» 03.09.2015 г.
- План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК» 05.09.2016, 2017 г
Программа рассчитана на 1-3 учебных года в зависимости от процесса обучения и освоения образовательных программ обучающимися в образовательном учреждении.
Этапы реализации задач проекта:
Подготовительный этап (декабрь 2015 г.- январь 2016 г.).
Подготовка, адаптация и рецензирование программы обучения. Согласование и уточнение плана проекта. На заседании кураторов была обсуждена идея настоящего проекта, которая получила одобрение.
- Проведение семинаров с целью обучения педагогических работников, кураторов (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации.
2. Основной этап (февраль-май 2016 г. – 2018 г.)
- Знакомство педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования.
- Исследования студентов: тестирование, анкетирование, опрос.
- Адаптация программ профилактической работы по направления среди студентов в группах колледжа.
- Подготовка силами участников семинаров, печать и распространение новых брошюр, буклетов, информационных раздаток, пакетов, видеороликов, презентаций проекта "Протяни руку!».
- Повторное исследование студентов для получения повторной информации.
- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, интерпретация полученных результатов.
- Корректировка мероприятий, плана программы.
- Семинары для педагогических работников, осуществляющих профилактическую работу
3. Заключительный этап (май 2018 г.)
- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, ведущих профилактическую работу.
- Подведение итогов. Выводы действия программы «Протяни руку!».
Итак,
Подготовительный этап (декабрь 2015 г.- январь 2016 г.).
Состоит из нескольких элементов:
- Подготовка, адаптация и рецензирование программы обучения.
- Согласование и уточнение плана проекта.
- Проведение курсов повышения, семинаров, заседаний, круглых столо с целью обучения педагогических работников, кураторов (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации.
1 Организационные мероприятия профилактической работы
Цель:
Выработка единых требований к организации профилактической работы, разработка методического сопровождения проекта.
Задачи:
1.Оказание методической помощи преподавателям, куратора, воспитателям.
2.Создание методической копилки.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Создание координационного центра | Декабрь 2015 |
2. | Формирование пакета нормативно-правовых документов и локальных актов, регламентирующих профилактическую работу в колледже. | Декабрь 2015, январь 2016 г. |
3. | Обсуждение плана реализации Программы профилактической работы. | ноябрь 2015 |
4. | Рецензирование программы профилактической работы | январь 2016 г. |
4. | Разработка методических рекомендаций, разработок по профилактической работе | Январь – май 2016 г. |
5. | Создание и работа методического объединения кураторов | Постоянно |
6. | Создание банка данных «Информационный материал», пополнение банка | Постоянно |
7. | Обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации, семинарах по проблемам профилактической работы | В течение года |
Представленный план мероприятий подразумевает разработку отдельных планов и программ по различным направлениям, таким как:
- План деятельности координационного центра;
- План деятельности методического объединения кураторов ;
- План работы и тематики проведения обучающих семинаров;
- Программа курсов повышения;
- План работы методического проектирования
Планы и мини-программы включаются в общую программу профилактической работы «Протяни руку!» как отдельные направления.
Обучение начнется со стартового семинара "Вместе против наркотиков", в ходе которого до участников проекта будут доведены цели и задачи проекта, обсуждены пути их выполнения.
В ходе семинаров указанные специалисты получат достаточную теоретическую подготовку в организации работы по профилактике наркомании и смогут подходить к организации, планированию и ведению профилактической работы в образовательных учреждениях более профессионально и системно. Кроме того, практическим итогом проведения таких семинаров станет перспективный план профилактической работы в конкретном образовательном учреждении, подготовленный каждым участником семинара.
Запланированная продолжительность учебного времени - 72 часа.
2. Основной этап (февраль-май 2016 г. – 2018 г.)
- Знакомство педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования.
- Исследования студентов: тестирование, анкетирование, опрос.
- Адаптация программ профилактической работы по направления среди студентов в группах колледжа.
- Подготовка силами участников семинаров, печать и распространение новых брошюр, буклетов, информационных раздаточных материалов, пакетов, видеороликов, презентаций проекта "Протяни руку!».
- Повторное исследование студентов для получения повторной информации.
- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, интерпретация полученных результатов.
- Корректировка мероприятий, плана программы.
- Семинары для педагогических работников, осуществляющих профилактическую работу
Все задачи и действия второго этапа можно представить как три направления:
1. Работа методического объединения кураторов;
2. Информированность участников образовательного пространства;
3. Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения.
Итак, первое направление – это:
Работа методического объединения кураторов
Цель:
Совершенствование форм и методов профилактической работы через повышение мастерства куратора.
Задачи:
1.Оказание помощи кураторам в совершенствовании форм и методов организации профилактической работы в студенческом коллективе.
2.Изучение и анализ состояние воспитательной работы в группах, выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе кураторов, органов соуправления, актива студентов.
3. Оказание практической помощи педагогам в организации мероприятий со студентами по развитию коммуникативных качеств.
4.Координация и контроль планирования и организации мероприятий в учебных группах.
Планируемый результат:
1.Расширение базы методических материалов по профилактической работе в локальной сети.
2.Улучшение качества работы по развитию коммуникативных качеств кураторов и студентов.
3.Разработка направлений и анализа мониторинга профилактической работы.
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1. | Заседания методического объединения кураторов - «Духовные потребности студентов и их развитие». - «Дополнительное образование – залог успешности студентов» - «Целесообразность использования ИКТ в работе куратора» | По плану |
2. | Учебно-методические совещания педагогических работников «Методические разработки по профилактической работе» | По плану |
3. | Исследование профилактической и воспитательной работы в группах | По плану |
4. | Педагогический совет «Анализ состояния профилактической работы в группе и координация работы МО кураторов» | По плану |
5. | Обсуждение и утверждение требований по ведению документации кураторами. | По плану |
6. | Мониторинг работы кураторов за 2014-2015 уч. год. | По плану |
7. | Анализ анкетирования «Почему ты поступил в колледж?». | По плану |
8. | Тренинг «Коммуникативное мастерство куратора». | По плану |
9. | Круглый стол «Мой опыт в кураторской работе». | По плану |
10. | Мониторинг правонарушений студентов колледжа, обработка результатов и материалов диагностики | По плану |
Представленный план мероприятий подразумевает разработку отдельных планов и по следующим направлениям:
- План заседаний методического объединения кураторов с определенной тематикой;
- План учебно-методических совещаний информационного и обучающего направления для педагогических работников;
- План и тематика психологических тренингов для педагогических работников
Указанные планы также включаются в общую программу профилактической работы «Протяни руку!» как отдельные направления.
Апробация программы профилактической работы начнется с изучения педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования. Выбор большой и предстоит определиться: с какими программами в первую очередь начинать профилактическую работу.
Информированность участников образовательного пространства
Цель:
Обеспечение необходимой информацией участников образовательного пространства.
Задачи:
1.Проведение мероприятий, способствующих формированию привлекательности колледжа.
2.Изготовление наглядных материалов по вопросам профилактической работы.
3. Оказание методической помощи в организации профилактической работы учебно-воспитательного процесса.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Создание информационного центра | Февраль 2016 г. |
2. | Оформление стендов: - «В помощь студенту»; - «Расписание работы творческих объединений»; - «Расписание кружков» - «Расписание спортивных секций». | В течение года |
3. | Экскурсии на выставки творческих работ студентов | В течение года |
4. | Постоянное обновление информации о студенческом соуправлении, студсовета, психологической службе, добровольческом движении. | В течение года |
5. | Мини- часы общения силами студенчского совета и привлеченных по рекламе кружков, секций, научных обществ, объединений. | В течение года |
6. | Пополнение сайта информацией об учебной и воспитательной работе. | В течение года |
7. | Выпуск газет, посвященных жизни колледжа, праздничным и знаменательны датам ; знакомство студентов с газетами и выставление их на сайт. | В течение года |
8. | Формирование электронного фонда методических указаний и разработок по проведению учебных и внеаудиторных мероприятий. | В течение года |
| | |
| | |
Представленный план мероприятий по информированию участников образовательного пространства подразумевает разработку отдельных планов и по таким направлениям:
- План информационного центра, координирующий весь спектр информационного пространства по перечисленным направлениям;
- План-график учебных и внеучебных мероприятий;
- План-график мини- часов общения в группах силами студенчского совета .
- Графики-расписания секций, кружков, НСО.
Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения
Цель: Предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с распространением наркомании, алкоголизма, токсикомании и табакокурением.
Задачи:
1.Формирование положительное отношение к трезвому и здоровому образу жизни.
2. Создание условий по недопущению и росту злоупотребления обучающими ПАВ.
3.Вовлечение обучающихся в профилактические и общественные мероприятия.
4. Формирование общих компетенций, социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения, приоритетности ценностей здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака на занятиях учебного процесса
Ожидаемые результаты:
1.Совершенствование системы профилактической работы в образовательном пространстве.
2.Увеличение количества участвующих в общественных мероприятиях.
3.Сокращение количества правонарушений за учебный год.
4. Повышение уровня воспитанности.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Создание студенческих клубов «Молодая семья», «Лидер» | В течение года |
2. | Организация студенческого Совета по профилактике правонарушений | В течение года |
3. | Беседы с инспектором ПДН, работников правоохранительных органов в коллективах группы: «Об ответственности молодежи за противоправные деяния», «Возраст уголовной ответственности», «Ответственность за употребления алкоголя, наркотических средств и распространение наркотиков». | В течение года |
4. | Встречи-беседы врачей по предупреждению алкогольной, пивной и наркотической зависимостью. | 1 раз в семестр |
5. | Анонимное тестирование, анкетирование, опрос по проверке употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения. Анкетирование: - «Что ты знаешь о наркотиках ПАВ? - Твое отношение к ЗПП?». | 1 семестр учебного года |
6. | Рейды по проверке дисциплины в общежитии совместно с участковым полицейским, инспектором представителями наркоконтроля. | В течение года |
7. | Видео-семинары по профилактике вредных привычек | В течение года |
8. | Проведение общеколледжных, городских, республиканских мероприятий по профилактике табакокурения, наркомании, алкоголизма; участие в городских акциях, митингах: - «День отказа от курения»; - «Вся правда о наркомании» - СПИДу – НЕТ! | В течение года |
9. | Организация и проведение бесед представителями наркоконтроля по профилактике наркомании. | В течение года |
10. | Посещение музея анатомии Медицинского университета. | В течение года |
11. | Проведение медицинского осмотра обучающихся. | По графику |
12. | Индивидуальная работа со студентами, состоящими в «Группе риска». | В течение года |
13. | Тренинговые занятия по ЗОЖ: - «Умей сказать «НЕТ», - «Сделай правильный выбор» | В течение года |
14. | Создание студенческой «Горячей линии» | В течение года |
15. | Конкурс рефератов по профилактике наркомании. | В течение года |
16. | НПК колледжа «Дай себе выбор!» | По графику |
17. | Вовлечение обучающихся в кружки, спортивные секции, привлечение к участию в коллективно-творческих и общественно-полезных мероприятиях. | В течение года |
18. | Работа педагога-психолога с родителями и обучающимися, склонными к противоправному поведению. | По отдельному графику |
19. | Вовлечение обучающихся в деятельность : - добровольческого отряда ДНД - профилактика ПАВ; - работа с детьми школы-интерната №2 - социальные и благотворительные акции. | В течение года |
20. | Акция «Мы выбираем здоровый образ жизни». | декабрь 2015 г. |
21. | Конкурс, газет, брошюр, стенгазет, плакатов, листовок, фотографий, эссе. | Октябрь - Ноябрь 2017 г. |
22. | Участие в конкурсах: -«Соревнование групп, свободных от курения»; - Станционная игра «Неравнодушные сердца»; - «У нас направление верное, здоровье - самое ценное»; «Меняю сигарету на конфету» и др. | В течение года |
23. | Информирование родителей по вопросам предупреждения алкоголизма, курения и наркомании среди обучающихся. | На родительских собраниях |
| Беседы со студентами на внеклассных мероприятиях - Алкоголь и курение - первый шаг? - Через призму бутылки. - Тебе нужны наркотики? - Не ловись на «слабо»! - Молодежь без курения. - Сейчас модно - быть здоровым! - Мне со СПИДом не по пути! | В течение года |
24. | Проведение спортивных соревнований и военно-спортивных смотров-конкурсов. | В течение года |
25. | Участие в гордских массовых спортивно-общественных мероприятиях: - «Лыжня зовет!» - День бегуна. | По плану |
26. | Участие обучающихся в городских республиканских спортивных соревнованиях среди образовательных учреждений ССУЗ (ПОО) | В течение года |
| | |
| | |
Самое большое направление «Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения», которое содержит различные планы мероприятий, координирующие профилактическую работу программы:
- План мероприятий студенческого клуба«Молодая семья»;
- План мероприятий студенческого клуба «Беркут»;
- План мероприятий студенческого Бизнес-клуба;
- План мероприятий студенческого клуба «Лидер»;
- План мероприятий студенческого Совета по профилактике правонарушений;
- План совместных мероприятий с работниками правоохранительных органов;
- План совместных мероприятий с медицинскими работниками;
- План мероприятий ИКТ-семинаров;
- План мероприятий исследования студентов;
- План мероприятий по развитию нравственных качеств личности обучающихся;
- План мероприятий развития культуры, эстетических чувств у обучающихся;
- План мероприятий по сопровождению обучающихся «Группы риска»;
- План-график психологических и разгрузочных тренингов;
- План мероприятий акций;
- План мероприятий профилактических бесед по группам;
- План конкурсов профилактической работы (газет, брошюр, стенгазет, плакатов, листовок, фотографий, эссе;
- План мероприятий работы с родителями;
- План спортивных и массовых спортивно-общественных мероприятий.
Выполнение задач проекта создаст необходимые условия для дальнейшего развития системы профилактики. Подготовка по такой программе заместителей директоров по воспитательной работе (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов профессиональных учреждений позволит им организовать системную профилактическую работу, привлечь к этой работе большее количество педагогов и родителей. В результате появится возможность создания активных Групп профилактики.
Возникнет необходимость обучения членов таких групп, для чего пригодится опыт, накопленный в ходе реализации данного проекта "Протяни руку!". В результате работы таких групп и накопления ими положительного опыта появится необходимость не только обмена этим опытом, но и координации их деятельности, что, в сочетании с работой группы волонтеров-специалистов, в свою очередь может быть хорошей дополнительной предпосылкой для создания общественной организации по профилактике.
3.Третий и заключительный этап май 2018 года.
Данный этап предусматривает несколько направлений, направленные на:
- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, ведущих профилактическую работу;
- Результаты исследований, мониторинга;
- Подведение итогов. Выводы действия программы «Протяни руку!»;
- Семинар с выпускниками, участниками программы;
- Корректировка планов программы;
- Защита результатов действия программы (по результатам защиты – предложения, решения, выводы).
Заключение
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.
Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении обучающихся являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.
Это приводит к возникновению у молодежи, подростков неправильных представлений, привычек, потребностей.
Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к каждой личности, укрепление у нее веры в себя, в свои силы, опора на положительные собственные качества.
Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении обучающихся протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями каждого в правильных действиях и поступках.
В результате исследования можно сделать вывод, молодежь с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.
Следовательно, преодоление отклонений в поведении целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в, образовательных учреждениях по программе профилактической работы. В связи с этим разработанный проект программы необходим для профилактической работы педагогов с данной категорией обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказ от 19 августа 2009г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М.: Издат. Арт, 2005. – 214 с.
Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 2011. – 265 с.
Абзеева Е.В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М.: Просвещение, 1994. – 237 с.
Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. Переизд 3-е, – М.: Апробация, 2013. – 434 с.
Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психология/ журнал. – 2011. – Т.8 - № 6. – С.36-40.
Ветров Н.И.Организация лечебно-профилактической помощи детям, М.: Актэм, 2007 - 117 с.
Гуров Д.В. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: ИздаттАйв, 2011. – 342 с.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. - – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
10. www.ampirk.ru
11. www.oks.ru
12. www.molodostrb.ru
13. www.youth.minstm.gov.ru
14. http://www.dissercat.
15. www.superinf.ru
19