СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактической работы в профессиональной образовательной организации "Протяни руку! "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа - обучающая программа для педагогических работников, часть воспитательной работы по  внеучебной деятельности студентов, совершенствование системы профилактической работы для уменьшения доли употребления молодежью алкоголя, наркотиков, табака.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактической работы в профессиональной образовательной организации "Протяни руку! "»

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский индустриально–педагогический колледж»










ПРОГРАММА

профилактической работы в профессиональной

образовательной организации


«ПРОТЯНИ РУКУ!»







Якутск

СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………...3

Пояснительная записка……………………………………………………..4

План программы…………………………………………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….………14

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..15




































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

ПРОГРАММА профилактической работы в профессиональном образовательном учреждении

«ПРОТЯНИ РУКУ!»

Статус Программы

Целевая программа

Основание для разработки

Исследования статистических данных социально психологической службы ГБПОУ РСЯ(Я) «Якутский индустриально–педагогический колледж»

Координатор Программы

ГБПОУ РСЯ(Я) «Якутский индустриально–педагогический колледж»

Основной разработчик Программы

Птицына Ольга Михайловна, преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия)

«Якутский индустриально–педагогический колледж»

Цель Программы

Совершенствование системы профилактической работы в образовательной организации через обучение педагогов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации

Задачи Программы

  1. Подготовка и рецензирование программы обучения специалистов профилактики.

  2. Обучение педагогических работников этапам профилактической работы

  3. Внедрение программы профилактической работы в образовательном учреждении

Целевые индикаторы Программы

Уменьшиться доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, употребляющие алкоголь, табак, наркотики, склонных к попытке суицида

Сроки реализации Программы

2016-2018годы







Пояснительная записка


Программа профилактической работы в профессиональном образовательном учреждении «Протяни руку» разработана на основе анализа воспитательной работы, различных профилактических программ в образовательных учреждениях, опираясь на документах и локальных актах:

- ФЗ от 29.06.2011г. (в ред. от 08.11.2014г.) "Об ограничении курения табака"

- Постановление РФ от 08.12.2009г. № 72 "О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории РФ"

- Постановление РФ от 31.12.2009г. № 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств"

-  Положение о Совете профилактики правонарушений среди обучающихся ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК» 03.09.2015 г. 

- План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК» 05.09.2016, 2017 г

Программа рассчитана на 1-3 учебных года в зависимости от процесса обучения и освоения образовательных программ обучающимися в образовательном учреждении.

Этапы реализации задач проекта:

  1. Подготовительный этап (декабрь 2015 г.- январь 2016 г.).

Подготовка, адаптация и рецензирование программы обучения. Согласование и уточнение плана проекта. На заседании кураторов была обсуждена идея настоящего проекта, которая получила одобрение.

- Проведение семинаров с целью обучения педагогических работников, кураторов (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации.

2. Основной этап (февраль-май 2016 г. – 2018 г.)

- Знакомство педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования.

- Исследования студентов: тестирование, анкетирование, опрос.

- Адаптация программ профилактической работы по направления среди студентов в группах колледжа.

- Подготовка силами участников семинаров, печать и распространение новых брошюр, буклетов, информационных раздаток, пакетов, видеороликов, презентаций проекта "Протяни руку!».

- Повторное исследование студентов для получения повторной информации.

- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, интерпретация полученных результатов.

- Корректировка мероприятий, плана программы.

- Семинары для педагогических работников, осуществляющих профилактическую работу

3. Заключительный этап (май 2018 г.)

- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, ведущих профилактическую работу.

- Подведение итогов. Выводы действия программы «Протяни руку!».


Итак,

  1. Подготовительный этап (декабрь 2015 г.- январь 2016 г.).

Состоит из нескольких элементов:

- Подготовка, адаптация и рецензирование программы обучения.

- Согласование и уточнение плана проекта.

- Проведение курсов повышения, семинаров, заседаний, круглых столо с целью обучения педагогических работников, кураторов (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов формам и методам профилактической работы, методике ее планирования и организации.

1   Организационные мероприятия профилактической работы

Цель:  

Выработка  единых требований к организации профилактической работы,   разработка методического сопровождения проекта.

Задачи:

1.Оказание методической помощи преподавателям,  куратора, воспитателям.

2.Создание методической копилки.


Мероприятия

Сроки

1.

Создание координационного центра


Декабрь 2015

2.

Формирование пакета нормативно-правовых документов и локальных актов, регламентирующих профилактическую работу в  колледже.

Декабрь 2015, январь 2016 г.

3.

Обсуждение плана реализации   Программы  профилактической работы.

ноябрь 2015

4.

Рецензирование программы профилактической работы

январь 2016 г.

4.

Разработка методических рекомендаций, разработок по профилактической работе

Январь – май 2016 г.

5.

Создание и работа методического объединения кураторов

Постоянно

6.

Создание банка данных «Информационный материал», пополнение банка

Постоянно

7.

Обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации, семинарах по проблемам профилактической работы

В течение года


Представленный план мероприятий подразумевает разработку отдельных планов и программ по различным направлениям, таким как:

- План деятельности координационного центра;

- План деятельности методического объединения кураторов ;

- План работы и тематики проведения обучающих семинаров;

- Программа курсов повышения;

- План работы методического проектирования

Планы и мини-программы включаются в общую программу профилактической работы «Протяни руку!» как отдельные направления.

   Обучение начнется со стартового семинара "Вместе против наркотиков", в ходе которого до участников проекта будут доведены цели и задачи проекта, обсуждены пути их выполнения. 

В ходе семинаров указанные специалисты получат достаточную теоретическую подготовку в организации работы по профилактике наркомании и смогут подходить к организации, планированию и ведению профилактической работы в образовательных учреждениях более профессионально и системно. Кроме того, практическим итогом проведения таких семинаров станет перспективный план профилактической работы в конкретном образовательном учреждении, подготовленный каждым участником семинара.


Запланированная продолжительность учебного времени - 72 часа.

2. Основной этап (февраль-май 2016 г. – 2018 г.)

- Знакомство педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования.

- Исследования студентов: тестирование, анкетирование, опрос.

- Адаптация программ профилактической работы по направления среди студентов в группах колледжа.

- Подготовка силами участников семинаров, печать и распространение новых брошюр, буклетов, информационных раздаточных материалов, пакетов, видеороликов, презентаций проекта "Протяни руку!».

- Повторное исследование студентов для получения повторной информации.

- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, интерпретация полученных результатов.

- Корректировка мероприятий, плана программы.

- Семинары для педагогических работников, осуществляющих профилактическую работу

Все задачи и действия второго этапа можно представить как три направления:

1. Работа методического объединения кураторов;

2. Информированность участников образовательного пространства;

3. Работа  по  профилактике  алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения.


Итак, первое направление – это:

  1. Работа методического объединения кураторов

  Цель:

Совершенствование форм и методов профилактической работы через повышение мастерства куратора.

  Задачи:

1.Оказание помощи кураторам в совершенствовании форм и методов организации профилактической работы в студенческом коллективе.

2.Изучение  и анализ состояние воспитательной работы в группах, выявление и   предупреждение недостатков, затруднений в работе кураторов, органов соуправления, актива студентов.

3. Оказание практической помощи педагогам в организации мероприятий со студентами по развитию коммуникативных качеств.

4.Координация и контроль планирования и организации мероприятий в учебных группах.

    Планируемый  результат:

1.Расширение базы методических материалов по профилактической работе в локальной сети.

2.Улучшение  качества   работы по развитию коммуникативных качеств кураторов и студентов.

3.Разработка направлений и анализа мониторинга профилактической работы.

Мероприятия

Сроки выполнения

1.

Заседания методического объединения кураторов

- «Духовные потребности студентов и их развитие».

- «Дополнительное образование – залог успешности студентов»

- «Целесообразность использования ИКТ в работе куратора»

По плану

2.

Учебно-методические совещания педагогических работников

«Методические разработки по профилактической работе»

По плану

3.

Исследование профилактической и воспитательной работы в группах

По плану

4.

Педагогический совет «Анализ состояния профилактической работы в группе и координация работы МО кураторов»

По плану

5.

Обсуждение и утверждение требований по ведению документации кураторами.

По плану

6.

Мониторинг  работы кураторов за 2014-2015 уч. год.

По плану

7.

Анализ анкетирования «Почему ты поступил в колледж?».

По плану

8.

Тренинг «Коммуникативное мастерство куратора».

По плану

9.

Круглый стол «Мой опыт в кураторской работе».

По плану

10.

Мониторинг правонарушений студентов колледжа, обработка результатов и материалов диагностики

По плану


Представленный план мероприятий подразумевает разработку отдельных планов и по следующим направлениям:

- План заседаний методического объединения кураторов с определенной тематикой;

- План учебно-методических совещаний информационного и обучающего направления для педагогических работников;

- План и тематика психологических тренингов для педагогических работников

Указанные планы также включаются в общую программу профилактической работы «Протяни руку!» как отдельные направления.

Апробация программы профилактической работы начнется с изучения педагогов с превентивными программами, отбор наиболее подходящих программ для практического использования. Выбор большой и предстоит определиться: с какими программами в первую очередь начинать профилактическую работу.


  1. Информированность участников образовательного пространства

Цель:

Обеспечение  необходимой информацией участников образовательного пространства.

Задачи:

1.Проведение мероприятий, способствующих  формированию  привлекательности  колледжа.

2.Изготовление наглядных материалов по вопросам профилактической работы.

3. Оказание  методической помощи  в организации профилактической работы учебно-воспитательного процесса.

 

Мероприятия

Сроки

1.

Создание информационного центра

Февраль 2016 г.

2.

Оформление  стендов:

- «В помощь студенту»;

- «Расписание работы творческих объединений»;

- «Расписание кружков»

- «Расписание спортивных секций».

В течение года

3.

Экскурсии на выставки творческих работ студентов

В течение года

4.

Постоянное обновление информации о студенческом соуправлении, студсовета, психологической службе, добровольческом движении.

В течение года

5.


Мини- часы общения силами студенчского совета и привлеченных по рекламе кружков, секций, научных обществ, объединений.

В течение года

6.


Пополнение  сайта информацией об учебной и  воспитательной работе.

В течение года

7.

Выпуск газет, посвященных жизни колледжа, праздничным и знаменательны датам ;

знакомство студентов с газетами и выставление их на сайт.

В течение года

8.

Формирование электронного фонда методических указаний и разработок по проведению учебных и внеаудиторных мероприятий.

В течение года








Представленный план мероприятий по информированию участников образовательного пространства подразумевает разработку отдельных планов и по таким направлениям:

- План информационного центра, координирующий весь спектр информационного пространства по перечисленным направлениям;

- План-график учебных и внеучебных мероприятий;

- План-график мини- часов общения в группах силами студенчского совета .

- Графики-расписания секций, кружков, НСО.


  1. Работа  по  профилактике  алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения

Цель: Преду­преждение и пресечение правонарушений, связанных с  распространением наркомании, алкоголизма, токсикомании и   табакокурением.

Задачи:

1.Формирование  положительное отношение к трезвому и здоровому образу жизни.

2. Создание условий по недопущению и росту злоупотребления обучающими ПАВ.

3.Вовлечение обучающихся в профилактические  и общественные мероприятия. 

4. Формирование общих компетенций, социально значимых знаний, ценностных  ориентаций, нравственных представлений и форм поведения, приоритетности ценностей здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табака на занятиях учебного процесса

Ожидаемые результаты:

1.Совершенствование системы  профилактической работы в образовательном пространстве.

2.Увеличение количества участвующих в общественных мероприятиях.

3.Сокращение количества правонарушений за учебный год.

4. Повышение уровня воспитанности.

 №

Мероприятия

Сроки

1.

Создание студенческих клубов «Молодая семья», «Лидер»

В течение   года

2.

Организация студенческого Совета по профилактике правонарушений

В течение   года

3.

Беседы с инспектором ПДН, работников правоохранительных органов в коллективах группы:

«Об ответственности молодежи за противоправные деяния», «Возраст уголовной ответственности»,

«Ответственность за употребления алкоголя, наркотических средств и распространение наркотиков». 

В течение года

4.

Встречи-беседы врачей по предупреждению алкогольной, пивной и наркотической зависимостью.

1 раз в семестр

5.

Анонимное тестирование, анкетирование, опрос  по проверке употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения.

Анкетирование:

- «Что ты знаешь о наркотиках ПАВ?

- Твое отношение к ЗПП?».

1 семестр учебного года

6.

Рейды по проверке дисциплины в общежитии совместно с участковым полицейским, инспектором представителями наркоконтроля.

В течение года

7.

Видео-семинары по профилактике вредных привычек

В течение   года

8.

Проведение  общеколледжных, городских, республиканских мероприятий по  профилактике табакокурения, наркомании, алкоголизма;

участие в городских акциях, митингах:

- «День отказа от курения»;

- «Вся правда о наркомании»

- СПИДу – НЕТ!

В течение года

9.

Организация и  проведение  бесед представителями  наркоконтроля по профилактике наркомании.

 В течение года

10.

Посещение музея анатомии Медицинского университета.

В течение года

11.

Проведение медицинского осмотра обучающихся.

По графику

12.

Индивидуальная работа со студентами, состоящими в «Группе риска».  

В течение года

13.

Тренинговые занятия по ЗОЖ:

- «Умей сказать «НЕТ»,

- «Сделай правильный выбор»

В течение года

14.

Создание студенческой «Горячей линии»

В течение   года

15.

Конкурс рефератов по профилактике наркомании.

В течение года

16.

НПК колледжа «Дай себе выбор!»

По графику

17.

Вовлечение обучающихся в кружки, спортивные секции, привлечение к участию в коллективно-творческих и общественно-полезных мероприятиях. 

В течение года

18.

Работа педагога-психолога с родителями и обучающимися,  склонными к противоправному поведению.

По отдельному графику

19.

Вовлечение обучающихся в деятельность :

- добровольческого отряда ДНД

- профилактика ПАВ;

- работа с детьми школы-интерната №2

- социальные и благотворительные акции.

В течение года

20.

Акция «Мы выбираем здоровый образ жизни».

декабрь 2015 г.

21.

Конкурс, газет, брошюр, стенгазет, плакатов,  листовок, фотографий, эссе.

Октябрь -  Ноябрь 2017 г.

22.

Участие в конкурсах:

-«Соревнование групп, свободных от курения»;

- Станционная  игра «Неравнодушные сердца»;

- «У нас направление верное, здоровье - самое  ценное»;

«Меняю сигарету на конфету» и др.

В течение года

23.

Информирование родителей по вопросам  предупреждения   алкоголизма, курения и наркомании среди обучающихся.

На родительских собраниях


Беседы  со студентами  на внеклассных мероприятиях

- Алкоголь и курение - первый шаг?

- Через призму бутылки.

- Тебе нужны наркотики?

- Не ловись на «слабо»!

  - Молодежь без курения.

- Сейчас модно - быть здоровым!

- Мне со СПИДом не по пути!

В течение года

24.

Проведение спортивных соревнований  и военно-спортивных смотров-конкурсов.

В течение года

25.


Участие в гордских массовых спортивно-общественных мероприятиях:

- «Лыжня зовет!»

- День бегуна.

По плану

26.

Участие обучающихся в городских республиканских спортивных соревнованиях среди образовательных учреждений ССУЗ (ПОО)

В течение года








Самое большое направление «Работа  по  профилактике  алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения», которое содержит различные планы мероприятий, координирующие профилактическую работу программы:

- План мероприятий студенческого клуба«Молодая семья»;

- План мероприятий студенческого клуба «Беркут»;

- План мероприятий студенческого Бизнес-клуба;

- План мероприятий студенческого клуба «Лидер»;

- План мероприятий студенческого Совета по профилактике правонарушений;

- План совместных мероприятий с работниками правоохранительных органов;

- План совместных мероприятий с медицинскими работниками;

- План мероприятий ИКТ-семинаров;

- План мероприятий исследования студентов;

- План мероприятий по развитию нравственных качеств личности обучающихся;

- План мероприятий развития культуры, эстетических чувств у обучающихся;

- План мероприятий по сопровождению обучающихся «Группы риска»;

- План-график психологических и разгрузочных тренингов;

- План мероприятий акций;

- План мероприятий профилактических бесед по группам;

- План конкурсов профилактической работы (газет, брошюр, стенгазет, плакатов,  листовок, фотографий, эссе;

- План мероприятий работы с родителями;

- План спортивных и массовых спортивно-общественных мероприятий.

Выполнение задач проекта создаст необходимые условия для дальнейшего развития системы профилактики. Подготовка по такой программе заместителей директоров по воспитательной работе (организаторов профилактики), социальных педагогов и др. специалистов профессиональных учреждений позволит им организовать системную профилактическую работу, привлечь к этой работе большее количество педагогов и родителей. В результате появится возможность создания активных Групп профилактики.

Возникнет необходимость обучения членов таких групп, для чего пригодится опыт, накопленный в ходе реализации данного проекта "Протяни руку!". В результате работы таких групп и накопления ими положительного опыта появится необходимость не только обмена этим опытом, но и координации их деятельности, что, в сочетании с работой группы волонтеров-специалистов, в свою очередь может быть хорошей дополнительной предпосылкой для создания общественной организации по профилактике.

3.Третий и заключительный этап май 2018 года.

Данный этап предусматривает несколько направлений, направленные на:

- Анализ работы кураторов и других педагогических работников, ведущих профилактическую работу;

- Результаты исследований, мониторинга;

- Подведение итогов. Выводы действия программы «Протяни руку!»;

- Семинар с выпускниками, участниками программы;

- Корректировка планов программы;

- Защита результатов действия программы (по результатам защиты – предложения, решения, выводы).






Заключение


Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении обучающихся являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Это приводит к возникновению у молодежи, подростков неправильных представлений, привычек, потребностей.

Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к каждой личности, укрепление у нее веры в себя, в свои силы, опора на положительные собственные качества.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении обучающихся протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями каждого в правильных действиях и поступках.

В результате исследования можно сделать вывод, молодежь с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление отклонений в поведении целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в, образовательных учреждениях по программе профилактической работы. В связи с этим разработанный проект программы необходим для профилактической работы педагогов с данной категорией обучающихся.
































СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказ от 19 августа 2009г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  4. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М.: Издат. Арт, 2005. – 214 с.

  5. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 2011. – 265 с.

  6. Абзеева Е.В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М.: Просвещение, 1994. – 237 с.

  7. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. Переизд 3-е, – М.: Апробация, 2013. – 434 с.

  8. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психология/ журнал. – 2011. – Т.8 - № 6. – С.36-40.

  9. Ветров Н.И.Организация лечебно-профилактической помощи детям, М.: Актэм, 2007 - 117 с.

  10. Гуров Д.В. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: ИздаттАйв, 2011. – 342 с.

9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., стереотип. - – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

10. www.ampirk.ru

11. www.oks.ru

12. www.molodostrb.ru

13. www.youth.minstm.gov.ru

14. http://www.dissercat.

15. www.superinf.ru

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!