СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма "Зелёный свет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения. Программа "Зелёный свет".

Просмотр содержимого документа
«программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма "Зелёный свет"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманск

Основная общеобразовательная школа № 37



Программа

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма


«ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ»

(6-15 лет)

срок реализации 2013-2018г.

Номинация: "Методические инновации"






Составитель:

Васильева Марина Борисовна,

учитель начальных классов,

телефон: 8 960 021 45 07





г. Мурманск

2013 год


Содержание



  1. I. Пояснительная записка…………………………………………………… 3 - 10

1.1. Цель программы………………………………………………………… 3

1.2. Задачи обучения………………………………………………………… 3

1.3. Сроки реализации ……………………………………………………… 6

1.4. Направления программы…………………………………………………6

1.5. Нормативно-правовое обеспечение……………………………………..8

1.6. Ожидаемые результаты………………………………………………….9

1.7. Формы обучения………………………………………………………….9

II. План мероприятий по профилактике детского дорожно – транспортного

травматизма ……………………………………………………………………10 – 12

III. Руководство и контроль за работой педагогического коллектива …….13 – 14

IV. Реализация программы через учебную деятельность…………………..15

V. Реализация программы через внеурочную деятельность……………….26

VI. Список литературы………………………………………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Проведение "Минуток" по профилактике несчастных случаев…………32

2. Диагностические материалы …………………………… …......................33 – 36

3. План работы с родителями…………………………………………………37 – 38

4. Информация о профилактической работе инспекторов ГИБДД ……….44

5. Памятка юного пешехода…………………………………………………..45

6. Рекомендации по разработке маршрута "Дом – школа"…………………46 – 50

7. План недели безопасности …………………………………………………51 - 52








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур и активном участии родителей. Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.

В программе учтены требования ФГОС, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, их возрастные особенности. Программа базируется насистемном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Цель:создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1. Предоставить обучающимся базовое образование в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

2. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы и общественного инструктора.

4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6. Использовать материально-технический потенциал школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Сроки реализации программы:2013-2018 г.


Программа действий по реализации цели и задач

Подготовительный этап: 2013 – 2014уч. г.

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

    • Изучение нормативных документов;

    • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;

    • Разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;

    • Разработка и реализация перспективного плана мероприятий;

  2. Педагогическая поддержка:

  • Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов;

  • Разработка и реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Зеленый свет»

Практический этап: 2015 – 2017 уч. г.

  1. Реализация школьной программы по профилактике ДДТТ «Зеленый свет».

  2. Организация и проведение городских акций и школьных мероприятий с учащимися и родителями.

  3. Выпуск тематических презентаций, необходимых для проведения классных часов.

  4. Выпуск школьной печатной газеты и листовок.

  5. Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной программе.

Обобщающий этап: 2017 – 2018 уч. г.

  1. Анализ работы по программе.

  2. Подведение итогов реализации программы.

  3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.

  4. Обобщение опыта работы.

Направления программы

1. Научно-методическая работа - поознакомлению педагогического коллектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ, по оказанию методической помощи классным руководителям в организации профилактики ДДТТ, созданию и обновлению методических уголков, наглядной агитации по безопасности дорожного движения (БДД).

2.Работа с учащимися - включает в себя преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках учебных дисциплин, организация работы отрядов ЮИД по предупреждению нарушений Правил дорожного движения, проведение декадников и месячников безопасности дорожного движения, подготовку команд для участия в соревнованиях «Безопасное колесо». Рекомендуются активные формы внеурочной работы: подготовка и защита безопасных маршрутов учащихся «школа-дом», соревнования юных велосипедистов, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, КВН, викторины, с цельюобучения школьников навыкам безопасного поведения, анализу дорожных ситуаций и осознанию последствий своих действий, формированию ответственности за собственное поведение.

3. Работа с родителями - по разъяснению правил дорожного движения, вопросов безопасного поведения детей на улицах и дорогах, по организации работы родительских комитетов, активного участия родителей по профилактике ДДТТ через совместные проведения мероприятий. Организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением школьников в учебное время и во время проведения официальных внеурочных мероприятий.

4.Материально-техническое обеспечение и кадровое обеспечение - предполагает обновление уголков по безопасности дорожного движения, изготовление стендов, макетов улиц, перекрестков, светофоров, дорожных знаков, моделей транспортных средств.

5. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа - работа по анализу причин и условий, способствующих совершению ДТП с участием детей, включение фактов ДТП с несовершеннолетними в информационный бюллетень о ДТП.

6.Межведомственное взаимодействие с ГАИ - включение в вышеперечисленные мероприятия сотрудников Госавтоинспекции, проведение встреч с инспекторами, «круглые столы» с участием выпускников школы и родителей – работников ГАИ, представителей автотранспортных предприятий.

Организация деятельности по реализации программы













Классный руководитель выполняет следующие функции:

- Планирование и организация учебно– воспитательного процесса.

- Ведение занятий по ПДД.

- Подготовка и проведение мероприятий по данному направлению.

-Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.

- Отслеживание положительной динамики по реализации программы.

- Привлечение родителей к организации работы по данному направлению (использование возможностей). 

- Ведение необходимой документации.


Нормативно-правовое обеспечение программы

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об образовании» сентябрь 2013г.

3. Конвенция «О правах ребенка».

4.«Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

6. Правила дорожного движения (ПДД).

7. Устав школы.

8. Учебный план.

9. Учебные программы.

Научно-методическое обеспечение

1. Государственный образовательный стандарт

2. Учебный план школы.

3. Учебные программы.

4. Планы воспитательной работы.

5. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению

1. Создание банка данных:

- разработок уроков;

- лекций и бесед для родителей;

- бесед для учащихся;

- внеклассных мероприятий.

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

3. Сбор текущей информации:

- о результатах тестов, срезов знаний;

- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.

4. Сбор аналитической информации:

- о ходе работы по программе;

- о результатах выполнения программы.

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов

6. Консультационные совещания.

7. Проведение контрольных срезов, тестов.

8. Проверка документации классных руководителей.

11. Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).

12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными

организациями.

13. Систематическое оформление информационного стенда.

Ожидаемые результаты

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.

  • Освещение результатов деятельности на школьном сайте.

Формы обучения ПДД:

  • Тематические занятия;

  • Игровые уроки;

  • Практические занятия в «городах безопасности»;

  • Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;

  • Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы;

  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;

  • Конкурсы рисунков и стенгазет;

  • Игра «Безопасное колесо»;

  • Посвящение первоклассников в пешеходы.





ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА


Мероприятия

Сроки

проведения

Ответствен.

1.

Работа с педколлективом.

Утверждение плана работы.

Заседания МО классных руководителей по организации профилактики ДДТТ


Сентябрь


2.

Совещание классных руководителей при заместителе директора по ВР по проведению месячника «Внимание, дети!» и декады «Опасные забавы»(приложения 7,8)

В течение

года

Май


3.

Обеспечение качественного прохождения программного материала по ПДД (приложение 2)

Сентябрь-май


4.

Обследование работы школы по каждому факту ДТП

В течение

года


5.

Работа с учащимися.

Комплектование отряда ЮИД



Сентябрь


6.

«Посвящение в пешеходы», вручение «Памятки пешехода» (Приложение5)

Сентябрь


7.

Линейки по параллелям «Внимание, дорога»

Ежемесячно


8.

«Минутки безопасности» (ежедневно, приложение 1)

В течение

года


9.

Волонтерское движение отряда ЮИД (1-7кл)

Март – апрель


10.

Окружной, городской, школьный конкурс «Безопасное колесо»

Сентябрь,

Октябрь,

Май


11.

Классные часы «Уроки дорожных манер». Информация о состоянии ДДТТ в городе за учебный год.

В течение

года


12.

Классные часы «Учим правила, играя». Информация о состоянии ДДТТ в городе за учебный год.

В течение

года


14.

Конкурс рисунков

В течение

года


15.

Выпуск листовок «Внимание, дети!».

В течение

года


16.

Выпуск газет и плакатов

В течение

года


17.

Конкурс рекламы по ПДД

В течение

года


18.

Конкурс кроссвордов

В течение

года


19.

Конкурс сочинений «С места происшествия скрылся»

В течение

года


20.

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД(приложение4)

В течение года


21.

Недели безопасности перед каникулами

В течение

года


22.

Работа с родителями.(приложение3)


По графику


23.

Внутришкольный контроль.

Состояние работы классных руководителей по изучению ПДД, оформление записи занятий в журнале по ТБ


В течение

года


24.

Включение вопросов по ПДД в воспитательный план класса с учащимися и их родителями;

Сентябрь

















РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ

ЗА РАБОТОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

№ п/п


Основные направления контроля


Объект контроля


Сроки

контроля


Ответствен­ные за осуществление контроля


Сроки и место проведения


1


Обеспечение про­граммами по ПДД


1-4 кл. ,5-9 кл.


01.09-15.09



Заседание МО










2


Оформление кабине­тов наглядностью по ПДД


1-4 кл.


01.09-30.09



Заседание МО


3


Организация работы отрядов ЮИД


3-9 кл.


В тече­ние года



Смотр от­рядов ЮИД


4


Заседание МО класс­ных руководителей 1-4, 5-9 классов


Классные руководители


ноябрь



Справка


5


Проведение темати­ческих родительских собраний (по программе ПДД)


Класс­ные руководи­тели


В тече­ние года



Апрель, заседание родитель­ского коми­тета

6


Выход администра­ции на родительские собрания с беседами о профилактике детского травматизма


Зам. директора


В тече­ние года



Совещание при дирек­торе


7


Инструктаж о проведении праздничных вечеров и утренников, соблюдении правил пожарной безопасно­сти, а также перед выходом за территорию школы( в к/т, театры, ЦДТ и т.п.)









выставогчные залы

Класс­ные руководи­тели; Мизина О.В.


Ежемесячно



Контроль журналов по технике безопасности


8


Встреча с работника­ми ГИБДД(приложение3)


Кл.рук.

1-9 кл.


В тече­ние года





9


Конкурс плакатов, га­зет, рисунков


1-3 кл.

5-9кл.

.


Апрель



Справка


10


«Безопасное колесо» -смотр на лучшую команду» окружные, городские, школьные соревнования «Безопасное колесо»


Отряды ЮИД

5-9 кл.




МО классных руководителей



Реализация программы через учебную деятельность

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

 Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов поражает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм всё больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом и социальная острота проблемы изучения детьми Правил Дорожного Движения диктует необходимость разработки и внедрения профилактических программ по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007г. Начальная школа опираясь на данную программу и учитывая её интегрированность с программой «Перспективная начальная школа», «Школа 2100» по окружающему миру, трудовому обучению, изобразительному искусствуобъединяет учебно-тематический материал разных модулей. Объединение обеспечит в полном объёме успешную работу, использующую здоровьесберегающую технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках урока. Курс ПДД для 1,3,4 классов включен в тематическое планирование по окружающему миру.

Курс ПДД для 2 класса является интегрированным,темы данного курса вклю-чены в тематическое планирование «Изобразительное искусство» - 5ч., «Технологии» -5ч.



 ЦЕЛЬ:

повышение эффективности педагогической профилактики детского  дорожно-транспортного травматизма и формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру посредством объединения модулей.

 Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского воспитания. Именно это поможет ученикам найти ответ на вопрос : «Как строить свою жизнь в отношениях «человек-природа», «человек-общество», «человек-дорога», «человек-закон»?»

  Единая стратегия и главный приоритет слияния программ - формирование толерантной личности и воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

В 8 классе по программе «Основ Безопасности жизнедеятельности» реализованы требования Федерального закона № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» 2часа, остальные темы по ПДД включены в другие разделы программы.



















1 класс

(10 уроков)

 

 

Тема урока

Кол-во часов

     1.

О.М   - Давай познакомимся

ПДД-Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь»(приложение 6)

     1ч.

     2.

О.М.- Любимые занятия.

ПДД-Где можно и где нельзя играть

     1ч.

     3.

О.М.- Раньше и позже.

ПДД - Город, район в котором мы живём.

     1ч.

     4.

О.М.- Где ты живешь?

ПДД–Дорожные знаки.

     1ч.

     5.

О.М.- Правила поведения на дорогах.

ПДД – Правила поведения на дорогах и улицах.

     1ч.

 

     6.

О.М.- Какой бывает вода?

ПДД – Осторожно гололёд

      1ч.

     7.

О.М.- О правилах поведения.

ПДД- Правила дорожного движения для велосипедистов.

      1ч.

 

     8.

О.М. – Кто работает на транспорте.

ПДД - Мы – пассажиры.

      1ч.

     9.  

О.М.- Ты – пешеход.

ПДД-Пропаганда безопасности дорожного движения

     1ч.

    10.

 Резервный урок.

ПДД – Повторение изученного.

     1ч.


Учащиеся 1-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным

переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде


2 класс

(10 часов)


 

 

Тема урока

Кол-во часов

  1.

Т. -Элементы графической грамотности. Разметка деталей.

ПДД-«Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка»

     1ч.

  2.

Т.- Чертеж. Линия чертежа. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

ПДД-«Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств»

     1ч.

  3.

Т.- Транспортные средства. Макеты и модели.

ПДД - «Движение пешеходов по улицам и дорогам».

     1ч.

  4.

Т-Техника в жизни человека. История развития транспорта.

ПДД«Обязанности пассажиров»

     1ч.

  5.

Т. -Техника в жизни человека. История развития транспорта

В водной стихии

ПДД – «Сигналы светофора и регулировщика»

     1ч.

 

  6.

ИЗО-Многообразие открытого пространства.

Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую»

ПДД – «Правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм»

      1ч.

  7.

ИЗО- Комбинированный урок «Моя улица утром и вечером»

ПДД-«Правила перехода улиц и дорог»

      1ч.

 

  8.

ИЗО – Урок – путешествие

«Куда ты, тропинка, меня привела»

ПДД -«Правила перехода улицы (дороги) при выходе из транспорта»

      1ч.

 9. 

ИЗО- Урок – фантазия. «Город на сказочной планете»

ПДД-Пропаганда безопасности дорожного движения

     1ч.

10.

 ИЗО- Урок – фантазия. «Город на сказочной планете»

ПДД – «Мы – пешеходы»

     1ч.









Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:


  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.


Учащиеся 2-го класса должны уметь:


  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

  • правильно себя вести при посадке и высадке из общественного транспорта;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений;

  • не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
















3 класс

(10 часов)


Тема урока

Кол-во часов

1.

О.М. Тела, вещества.

ПДД – Я пешеход (экскурсия)

1 ч

2.

О.М. Что такое энергия?

ПДД – Новое о светофоре и дорожных знаках

1 ч

3.

О.М. – Жизнь экосистемы.

ПДД – Причины несчастных случаев.

1 ч

4.

О.М. – Маленькие рыцари.

ПДД – Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах.

1 ч

5.

О.М. – Экскурсия на природу.

ПДД – Правила перехода проезжей части дороги.

1 ч

6.

О.М. – Память о прошлом.

ПДД – Правила перехода проезжей части дороги

1 ч

7.

О.М. – « Золотые ворота» в Древнюю Русь.

ПДД - Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте

1 ч

8.

О.М. – Повторение изученного .

ПДД – Правила езды на велосипеде

1 ч

9.

О.М. – Россия в огне.

ПДД – Остановочный и тормозной путь

1 ч

10.

О.М. – Наш общий дом.

ПДД- Я – пешеход ( экскурсия)

1 ч






Учащиеся 3-го класса должны знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
    перехода железной дороги.


Учащиеся 3-го класса должны уметь:


  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.



















4 класс

(10 часов)


Тема урока

Кол-во часов

1.

О.М. Движение человека

ПДД – Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1 ч

2.

О.М. Как оказать первую помощь.

ПДД – Причины возникновения ДТП.

1 ч

3.


О.М. – Использование различных металлов.

ПДД – Железнодорожные переезды. Правила перехода железной дороги.

1 ч

4.

О.М. – Правила поведения людей в обществе

ПДД – Правила поведения пассажиров на посадочных площадка и в транспорте.

1 ч

5.

О.М. – Трудовая деятельность.

ПДД – Наш путь в школу и новые маршруты.

1 ч

6.

О.М. – Права человека в обществе.

ПДД – Правила перехода улицы на перекрёстках. Дорожная разметка.

1 ч

7.

О.М. – Отношения с другими и к другим.

ПДД-Движение группами и в колонне.

1 ч

8.

О.М. – Круги общения и социальные группы.

ПДД – Игры по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1 ч

9.

О.М. – Путь человечества в XXI век

ПДД – Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами.

1 ч

10.

О.М. – Обобщающее повторение.

ПДД- Я – пешеход ( экскурсия)

1 ч









Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

  • самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.


























8 класс

(9 часов)


Тема урока

Кол-во часов

1.

ОБЖ- Безопасность на дорогах.

Причины дорожно -транспортных происшествий.

1 ч

2.

ОБЖ- Безопасность на дорогах.

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

1 ч

3.

ОБЖ – Чрезвычайные ситуации.

ПДД – Формы регулирования движения.

1 ч

4.

ОБЖ – Основы медицинских знаний

ПДД – Оказание первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях.

1 ч

5.

ОБЖ – Основы медицинских знаний

ПДД – Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания.

1 ч

6.

ОБЖ – Основы медицинских знаний

ПДД – Оказание первой медицинской помощи при вывихах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

1 ч

7.

ОБЖ – Экологическая безопасность

ПДД - В новый век безопасности (экология и транспорт).

1 ч

8.

ОБЖ– Повторение изученного.

ПДД – Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД.

1 ч

9.

ОБЖ- Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

ПДД – Итоговое занятие.

1 ч





Реализация программы через внеурочную деятельность



На второй и третьей ступени образования в соответствии с про­граммой на изучение ПДД отводится один урок в месяц (9 уроков в год), за счет классных часов. Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения.

На уроках ПДД используются возможности фильмотеки: учеб­ные фильмы как документальные, так и мультипликационные, за­писи спектаклей, выступления отряда ЮИД, мультимедийные презентации (в том числе, составленные самими учащимися).

5 КЛАСС

(9часов)

пп

месяц

Темы занятий

Кол-во часов

1.

сентябрь

Наш город, округ. Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

2.

октябрь

Назначение дорожной разметки. Сигналы светофора с дополнительными секциями.  

1

3.

ноябрь

Сигналы регулировщика.

1

4.

декабрь

Дорожные знаки и их назначение. Дорожные знаки и их назначение.

1

5.

февраль

Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

1

6.

март

Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности.Общественный транспорт.

1

7.

март

Правила оказания первой медицинской помощи

при кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Правила оказания первой медицинской помощи

при  вывихах и переломах верхних и нижних конечностей.

1

8.

апрель

Езда на велосипеде.

1

9.

май

Участие школьников в пропаганде ПДД.

1

 

6 КЛАСС

(9 часов )


пп

месяц

Темы занятий

Кол-во часов

1.

сентябрь

Правила дорожного движения (повторение). Движение транспортных средств.

1

2.

октябрь

Остановочный путь транспортных средств. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

3.

ноябрь

Поведение учащихся при дорожно-транспортном  происшествии.

1

4. 

декабрь

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах

и несчастных случаях. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания.

1

5.    

январь

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.

1

6.    

февраль

Правила дорожного движения для пешеходов.

Дорожные «ловушки».

1

7.    

март

Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

8.    

апрель

Изучение дорожных ситуаций, которые приводят

к дорожно-транспортным происшествиям.

1

9.    

май

Итоговое занятие.

1







7 КЛАСС

(9 часов)



пп

месяц

Темы занятий

Кол-во часов

1.

сентябрь

Роль автомобильного транспорта в экономике МО. Правила пользования транспортными средствами.

1

2.

октябрь

Остановка и стоянка транспортных средств.

1

3.    

ноябрь

Интервал и дистанция. Скорость движения. Полоса движения. Обгон.

1

4.    

декабрь

Медицинская аптечка в автомобиле. Работоспособность водителей и их надежность.

1

5.    

январь

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях.

1

6.    

февраль

Проезд железнодорожных переездов.

На загородных дорогах.

1

7.    

март

Правила движения на велосипеде, мопеде. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах.

1

8.    

апрель

Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке.

1

9.    

май

Итоговое занятие.

1

 




9 класс



пп

месяц

Темы занятий

Кол-во часов

1.

сентябрь

История возникновения правил дорожного движения.

Международный язык дорожных знаков. Дорожные знаки.

1

2.

октябрь

Формы регулирования движения. Дорожные знаки.

1

3.    

ноябрь

Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД.

1

4.

декабрь

В новый век безопасности (экология и транспорт).

1

5.

январь

Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта.

1

6.

февраль

Подготовка утренника, беседы по ПДД для учащихся начальных классов.

1

7.

март

Велосипед с подвесным двигателем и мопед.

1

8.

апрель

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания.

1

9.

май

Итоговое занятие.

1











В конце каждогоиз девяти занятий ученикам для диагностирования их эмоционального благополучия и отношения к занятиям можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. На сколько интересна и значиматема этого занятия?

а) это интересно и важно знать;

б) это не очень меня интересует.

2. Какое настроение у тебя на этом занятии сегодня?

а) хорошее настроение (я испытываю положительные эмоции);

б) так себе,не очень;

в) плохое.

На итоговом занятии педагог проводит оценку результатов диагно­стики с целью коррекции и оптимизации воспитательной и образователь­ной работы по предупреждению ДДТТ. (приложение2)

Результаты диагностики могут быть представлены различными формами: таблицами, сравнительными схемами и диаграммами.



























Список литературы



  1. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. М, 2000г.

  2. Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,2004г..

  3. Давыдова Н.М. Это должен каждый знать обязательно на пять!// 30 детских утренников. М., 2003.

  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.,2004.

  5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003.

  6. Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.

  7. 1000 загадок / Сост. Н.В.Елкина, Т,И.Тарабарина. Ярославль. 2004.

  8. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

  9. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2001г..

  10. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 2001г..

  11. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

  12. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

  13. Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1999, №4

  14. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.








Приложение 1


ПРОВЕДЕНИЕ «МИНУТОК»

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ДОРОГЕ

«Минутка» - занятие-напоминание по безопасности дорожно­го движения, которое проводится ежедневно в конце последнего урока.

Примерный перечень вопросов для проведения «минуток»:

Почему надо переходить дорогу только на перекресткеи на пешеходном переходе?

Почему опасно перебегать дорогу?

Почему опасно переходить дорогу наискось?

Что означает надпись «Опасно на повороте», написанная на задней части автобуса?

Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Чем опасны кусты и деревья на дороге?

Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются двевстречные машины?

Сколько метров машина будет ехать при торможении, если во­дитель захочет остановиться?

Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пе­шеходном переходе?

Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

Как определить, далеко или близко машина?

Опасно ли школьнику на той стороне улицы увидеть товарища, подругу или родных? Почему?

Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Почему опасно ходить по улицам группами?

Чем опасен для пешехода момент, когда машина обгоняет дру­гую?

Приложение 2



Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД
Контрольные вопросы:
1 класс

  1. Кого называют пешеходом?

  2. Что такое транспорт?

  3. Для чего предназначен тротуар?

  4. Что такое перекресток?

  5. Для чего служат ПДД?

  6. Для чего служит проезжая часть?

  7. Где надо переходить улицу?

  8. Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

  9. Где можно играть?

  10. Как нужно вести себя на улице?

  11. Кому дает команды пешеходный светофор?

  12. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

  13. Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

  14. Зачем нужны дорожные знаки?

  15. В каких местах устанавливается знак «Дети»?

  16. Где можно кататься на велосипеде?

  17. Почему опасно цепляться за автомобили?

  18. Почему на санках нельзя кататься на улице?

  19. Где нужно ожидать общественный транспорт?

  20. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

  21. Как нужно себя вести в общественном транспорте?



2 класс


  1. Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

  2. Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

  3. Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

  4. Для чего служит дорога?

  5. Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

  6. Для чего предназначен тротуар?

  7. Для чего служит проезжая часть?

  8. Для чего нужна обочина на дороге?

  9. Какие транспортные средства вы знаете?

  10. Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

  11. Каковы особенности движения пешеходов?

  12. Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

  13. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

  14. Как нужно идти по пешеходному переходу?

  15. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

  16. В каких местах можно переходить дорогу?

  17. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  18. Кому дает команды пешеходный светофор?

  19. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

  20. Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
    3 класс


  1. Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

  2. Какие вы знаете элементы дороги?

  3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

  4. Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?

  5. Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

  6. Зачем нужны обочина и кювет?

  7. Как отличить главную дорогу от второстепенной?

  8. Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

  9. Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?


4 класс


  1. Для чего нужны дорожные знаки?

  2. Где и как устанавливаются дорожные знаки?

  3. На какие группы делятся все дорожные знаки?

  4. Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

  5. Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
    указательных знаков?

  6. Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

  7. Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

  8. Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

  1. Назови участников дорожного движения.

  2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

  3. Назови части городской (загородной) дороги.

  4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»

  5. Как называется место, где пересекаются улицы?

  6. Назовите типы перекрёстков.

  7. Какие бывают пешеходные переходы?

  8. Расскажи свой путь «Дом – школа»

  9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

  10. Где следует ожидать общественный транспорт?

  11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

  12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

  13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

  14. Что такое «зебра»?

  15. Что такое «островок безопасности»?

  16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

  17. Какие бывают пешеходные переходы?

  18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

  20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  21. Где должны ходить пешеходы?

  22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

  23. Какие дорожные знаки тебе известны?

  24. Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

  25. Какие бывают светофоры?

  26. Что означает каждый сигнал светофора?

  27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

  28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

  29. Какое движение называют правосторонним и почему?

  30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?









Приложение 3

ПЛАН РАБОТЫ

с родителями учащихся образовательного учреждения по безопасности дорожного движения на учебный год


Мероприятие


Сроки


Ответственные


Проведение тематических родитель­ских собраний по классам 3 возрастных групп.

1—4 классы

1. Основные правила поведения на улицах, дорогах. Дорожно-транспортный

травматизм

1 раз

в четверть


Сентябрь


2. Где можно играть?

3. Перекрестки. Правила перехода улиц,

дорог.

4. Мы — пассажиры

Ноябрь

Январь


Апрель


5-6 классы

1. Наш город, район.

2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

3. На железной дороге.

4. Пешеходные и велосипедные маршруты


Сентябрь

Ноябрь


Январь

Апрель


7-9 классы

1. Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии.

2. Правила движения - закон улиц и дорог.

3. Правила пользования транспортными

средствами.

4. Требования к движению велосипедистов


Сен­тябрь


Ноябрь

Январь


Апрель


Индивидуальные консультации психологов для родителей детей с ослаблен­нымвни-

манием и памятью

В течение года


Игра «Счастливый случай» (семейные команды учащихся 8 классов)

Апрель


Игра для учащихся и родителей 6—8 классов «Велосипедное движение в го­роде»

Май


Родительский лекторий.

1-4 классы:

1. Психофизиологические особенности

детей младшего школьного возраста.

2. История дорожных знаков, их назначение.

3. Пешеход, переходы, остановка транс­

порта общего пользования.

5-6 классы:

1. Особенности восприятия пространст­ва у детей.

2. Основные понятия о теории движения

транспортных средств, их технические

возможности.

3. История правил дорожного движения

для пешеходов, пассажиров.

7-9 классы:

1. Особенности поведения детей на до­рогах.

2. Движение на автомагистралях.


3. Психологические проблемы регуляции поведения на дорогах



Октябрь


Декабрь


Март



Октябрь


Декабрь



Март



Октябрь



Декабрь


Март











Памятка для родителей

Уважаемые родители!


При современных скоростях движения автомобилей и городского электротранспорта большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов (взрослых и детей). Эти происшествия сопровождаются травмами, а иногда приводят к тяжким трагическим последствиям.

Регулярно повторяйте детям следующие установки:

  • перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: “Будь осторожен”;

  • никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;

  • перед тем как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;

  • выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;

  • не выезжайте на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;

  • не играйте в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;

  • переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;

  • никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;

  • когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: “Будьте осторожны”.

    • Не запугивайте детей опасностями на улицах дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке.

    • Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:

      • нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями;

      • осознание возможных последствий неправильного поведении, которое может приводить к несчастным случаям и авариям.

Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы всегда заняты своими делами и заботами, всегда испыты­ваете нехватку времени. И все-таки... Несмотря на свои заботы, не забывайте о тех, кто нуждается в вашей помощи, совете.

Ежегодно на дорогах области погибает более 40 и травмируется около 500 детей. Вдумайтесь в эти страшные цифры. Вдумайтесь в смысл горьких слов: «Ребенок погиб под колесами автомобиля», «Ребенок остался инвалидом в результате полученного увечья в дорожном происшествии».

Бывает, что беда на дороге происходит из-за бесконтрольности родителей, их беспечности. В том, что дети становятся инвалида­ми, лишаются счастливого детства, повинны в большинстве случа­ев взрослые.

Вот почему, обращаясь сегодня к вам, мамы и папы, мы хотим напомнить: всякий раз, когда вы отправляете ребенка на улицу, напоминайте ему о правилах дорожного движения. Полезно задать, например, такие вопросы: «А как бы ты перешел дорогу на нерегу­лируемом перекрестке?», «Как надо вести себя на остановке авто­буса?» или «Где лучше всего кататься на велосипеде?». Пусть ре­бенок подумает, попытается сам найти правильное решение. Если он не прав, объясните ему ошибку, наведите на правильный ответ.

И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.




ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ


Товарищи родители! Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:

- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;

- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с ожив­ленным транспортным движением;

- неправильно обходят стоящий транспорт;

- играют на проезжей части дорог;

- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.

В целях безопасности ваших детей на дороге с детства при­учайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.

Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, все­гда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами доби­вайтесь этого от своего ребенка.

Находясь на улице с ребенком:

- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.

- Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ре­бенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.

- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.

- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.

- Если вы приучите детей ходить где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.

- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбе­жать на проезжую часть улицы.

- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обста­новки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.

- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на ули­це: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.

- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и на­до, чтобы они ее не повторяли.

- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впе­реди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сто­ронам.

- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть гото­вым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина не­счастных случаев.

Учите ребенка смотреть:

- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с про­тивоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.

- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может изме­ниться. Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.

Учите ребенка предвидеть скрытую опас­ность:

- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.

- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него дру­гую машину.

- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предмета­ми на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предви­деть ее.

























Приложение 4



ИНФОРМАЦИЯ

о профилактической работе инспекторов ГИБДД


№ п/п


Дата


Наименование мероприятия


Для кого


Ответственный


1


Сентябрь


Практические занятия по профилактике ДДТТ в рамках месячника «Внимание-дети!»


1-5 кл.



2


Октябрь


Беседа «Знание ПДД -важный фактор в жиз­ни подростка»


8 кл.



3


В течение года


Информация о ДДТТ за текущее время (квар­тал, полугодие, год)


Выступления на родительских собраниях



4


В течение года


Практические занятия на транспортных пло­щадках школы «Доро­га и я»


1-4 кл.



5


Февраль


Беседа «ДДТ в районе за год: статистика; причины»


Педколлектив



6


Сентябрь, январь, март


Оформление стенда и выставка детских ри­сунков


1-9 кл.



7


Сентябрь-май

Подготовка и участие в смотре-конкурсе «Без­опасное колесо»

7 кл.


8

Апрель


Месячник по безопас­ности дорожного дви­жения (работа по пла­ну)

1-9 кл.



9


Май


Занятия на транспорт­ных площадках «Регу­лируемые и нерегули­руемые перекрестки»


Отряд ЮИД










Приложение 5



ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

(вкладывается в дневник)


1. Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог, не цепляйся за проходящий транспорт.

2. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом и не разрешай этого делать товарищам.

3. Не ходи по мостовой (дороге) - она предназначена для транспорта. Ходить нужно по тротуару или по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, - там ты никому не помешаешь. Если пешеходных дорожек нет, ходи только по левой обочине навстречу движению транспорта.

4. Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопас­ности перехода.

5. Строго подчиняйся сигналам светофора или милиционера-регули­ровщика.

6. Переходи улицу (дорогу) только прямо, а не наискось, там же, где имеются пешеходные дорожки, иди по ним.

7. Пользуясь общественным транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем и т.д.), соблюдай порядок посадки и выхода.

8. Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги под­няться, старым и слабым помоги перейти улицу, ребенка переведи сам; если тебя попросят показать дорогу, спокойно и толково объясни; уступай стар­шим место в трамвае, автобусе, троллейбусе, поезде и т.д.






Приложение 6


МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА"ДОМ-ШКОЛА"


1. Общая часть.

1. Маршрут движения школьника "дом-школа" - это документ, в ко­тором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школь­ника из дома в школу и обратно.

2. Маршрут "дом-школа" разрабатывается школьником с помощью его родителей или самостоятельно (в старших классах). Каждый разраба­тываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого состав­лен маршрут, должен уметь объяснить его.

3. Цель маршрута "дом-школа":

а/ повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;

б/ обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в школу и из школы;

в/ обучить родителей, принимающих участие в составлении "маршру­та", ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению типич­ных опасностей.


  1. Порядок разработки маршрута "дом-школа".

I. В начале родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нерекомендуемые) варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка. Пешеходный переход со свето­фором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, дере­вьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.

2. Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы. В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи шко­лы (место выхода из автобуса и движения в школу).

3. Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требу­ющие более подробного описания.

Это, как правило, на пути "дом-школа":

- выход из дома и первый переход через улицу;

- переход через улицу и перекрестки;

- посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользуется автобусом, троллейбусом, трамваем);

- последний переход через улицу и вход в школу.

На пути "школа-дом" участки те же, но отмечается выход из школы и последний переход улицы и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности на нерекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

4. При выходе из дома часто обзор улицы может быть затруднен дере­вьями, кустами. Школьник переходит улицу в установленном месте, толь­ко внимательно ее осмотрев. Переходить нужно шагом. Недопустимо бе­гать через дорогу, стараясь успеть на автобус. Из дома надо выйти забла­говременно, чтобы не спешить. Если на улице возможны стоящие маши­ны, затрудняющие обзор, в описание перехода улицы вносятся соответ­ствующие предостережения.

5. Если переход не регулируется светофором, то в описание перехода вносят слова: когда приближается грузовик или автобус, сзади него мо­жет быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропус­тив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь когда машина близ­ко, за ней могут быть не видны встречные машины.

6. Если переход улицы регулируется светофором, необходимо записать: идти можно только на зеленый свет. Если горит красный или желтый -идти нельзя, даже если машины нет. Надо уважать правила так же, как их уважают водители. При переходе на зеленый свет надо тоже наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к пово­роту направо или налево, пересекая путь движения пешеходов.

7. Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается ее ха­рактеристика: интенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, мешающие осмотру улицы; кусты, дере­вья, стоящие машины и т.д.

8. В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановил­ся, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна пере­дняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!

9. В местах выхода из общественного транспорта делать запись: зара­нее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе - может прище­мить дверьми. Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, Делается запись: подождите, пока не уйдет автобус! Из-за автобуса выхо­дить крайне опасно. Подойдите к перекрестку (пешеходному переходу) и внимательно осмотрите проезжую часть дороги!

10. Перед переходом улицы, на которой стоит школа, можно встре­тить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Делается запись: перед переходом внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, раз­говоры прекратить!

11. У выхода из школы. Делается запись: переход только шагом! Боль­шая часть происшествий возникает во время выхода детей из школы. По­этому будьте особенно внимательны!

12. Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность уви­деть родных или знакомых, что способствует пересечению дороги бегом. Не спешите к дому! Переходите только шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особо осторожны, если есть кусты, деревья, стоящие маши­ны!

13. При оформлении маршрута на бланке сплошной линией со стрел­кой и цифрой "1" над линией обозначается путь движения из дома в шко­лу, путь из школы домой обозначается так же, только над линией ставит­ся цифра "2".

Не рекомендуемый (но возможный) путь движения обозначается пунктирной линией.

Для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, де­лается две записи "Характеристика улицы" (с точки зрения ее опасности) и "Советы по переходу улицы".


3. Порядок использования маршрута "дом-школа".


1. После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые месяцы посещения школы для первоклассни­ка и несколько раз - для учащихся старших классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

2. Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заб­лаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы толь­ко шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус - никакой спешки!

Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторожность - при возвращении домой, если дом на противопо­ложной стороне улицы.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмот­реть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасно­сти.

Движение в школу используется как учебная программа по отработке навыков наблюдения и оценки обстановки.

3. Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь после того, как будут выполнены "Требования к знаниям и навыкам школьника".

4. Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному дви­жению по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить скорость и направление ее движения не так просто, как кажется на первый взгляд






















Приложение7


ПЛАН

недели безопасности


День

Наименование мероприятия

Класс

1-й

Открытие недели: линейка по параллелям

1-9

1-й

День ПДД (единые открытые уроки)

1-9

2-й


Практические занятия:

маршрутная экскурсия;

викторина «Внимание - улица»

1-4

5-7

8-9


3-й


Игра «Счастливый перекресток»

5-7

1-4

4-й


Конкурс рисунков «Я и улица», «Долгожданная зима снова в гости к нам пришла…»,

Конкурс сказок « Волшебная страна дорожных знаков»

Конкурс мультимедийных презентаций по ПДД

работа «Школы светофорных наук»,

конкурс плакатов

1-5

6-7

8-9

5-й



выпуск общешкольной газеты «Страна детства»; единый классный час «Знай и выполняй правила движения»;

подведение итогов недели

8-9

Штаб

ЮИД

1-9







Приложение 8


ПЛАН

недели безопасности в начальной школе


Дата


Содержание



Классы


Ответственные




Беседы-пятиминутки на послед­них уроках о безопасности поведе­ния на улицах

1-4

Учителя началь­ных классов и учителя-предмет­ники, которые проводят послед­ние уроки



Контрольные диктанты (по мате­риалам ПДД).


1-4


Учителя началь­ных классов, воспитатели



Проведение родительских собраний по вопросам предупреждения дет­ского дорожно-транспортного трав­матизма

1-4


Классные руко­водители; психо­лог



Беседы по вопросам предупрежде­ния ДДТТ, неосторожного поведе­ния на льду, воде, в лифте, небреж­ного обращения с незнакомыми предметами



1-4

Классные руко­водители, воспи­татели ГПД



Конкурс рисунков «Я и дорога», «Долгожданная зима снова в гости к нам пришла…»





















нампришла пришла…»


1-4


учителя началь­ных классов



Занятия с учащимися по отработке профи­лактических навыков поведения на дороге

1-4

Классные руко­водители, воспи­татели ГПД



Открытые уроки по ПДД


1-4


Классные руко­водители, воспи­татели




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!