УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №10»
____________И.А. Чесноков
Приказ № ___ от _____2017г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Кировска»
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«РУКА ПОДДЕРЖКИ»
Педагога - психолога
Норик Ирины Алексеевны, I кв.кат.
Ф.И.О., категория
2016-2018 год
Пояснительная записка:
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Задачи:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Актуальность программы:
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Срок реализации программы: 2 года (2016-2018 уч.г.)
Исполнители: Зам. директора по УВР – А.Ю. Сергеева
Социальный педагог - К.И. Чеснокова
Педагог – психолог – И.А. Норик
Содержание программы:
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
- Работа с педагогическим составом.
- Работа с родителями.
Ресурсное обеспечение:
Кадровый состав: администрация, учителя – предметники, классные руководители, учащиеся, родители, социальный педагог, педагог – психолог.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Достоинства программы
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Внешний вид и поведение | Тоскливое выражение лица (скорбная мимика) Гипомимия Амимия Тихий монотонный голос Замедленная речь Краткость ответов Отсутствие ответов Ускоренная экспрессивная речь Патетические интонации Причитания Склонность к нытью Общая двигательная заторможенность Бездеятельность, адинамия Двигательное возбуждение |
Эмоциональные нарушения | Скука Грусть Уныние Угнетенность Мрачная угрюмость Злобность Раздражительность Ворчливость Брюзжание Неприязненное, враждебное отношение к окружающим Чувство ненависти к благополучию окружающих Чувство физического недовольства Безразличное отношение к себе, окружающим Чувство бесчувствия Тревога беспредметная (немотивированная) Тревога предметная (мотивированная) Ожидание непоправимой беды Страх немотивированный Страх мотивированный Тоска как постоянный фон настроения Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг |
Психические заболевание | депрессия неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой маниакально-депрессивный психоз шизофрения |
Оценка собственной жизни | Пессимистическая оценка своего прошлого Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния Отсутствие перспектив в будущем |
Взаимодействие с окружающим | Нелюдимость, избегание контактов с окружающими Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью Склонность к нытью Капризность Эгоцентрическая направленность на свои страдания |
Вегетативные нарушения | Слезливость Расширение зрачков Сухость во рту (“симптомы сухого языка”) Тахикардия Повышенное АД Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха Ощущение комка в горле Головные боли Бессонница Повышенная сонливость Нарушение ритма сна Отсутствие чувства сна Чувство физической тяжести, душевной боли в груди То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе) Запоры Снижение веса тела Повышение веса тела Снижение аппетита Пища ощущается безвкусной Снижение либидо Нарушение менструального цикла (задержка) |
Динамика состояния в течение суток | |
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | сентябрь | Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | По запросу | Соц. педагог |
Заседание Совета профилактики | Один раз в четверть | Психолог Соц. педагог |
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | Каникулярное время | Соц. педагог |
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. | В течение года | Психолог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Психолог, Соц. педагог |
Учащиеся |
Психологические классные часы: цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантность) «Мир глазами агрессивного человека» Подростки ХХI века. (8 класс.) «Подросток и конфликты» (8-9 класс) «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс) «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9 класс, ШП №2 2006, №4 2005) | В течение года (по запросу) | Психолог |
Правовые классные часы: «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы); «Права и обязанности учащихся» (5-9 классы); «Умей сказать «нет»» (5-9 классы); «Вредные и полезные привычки» (5-9 классы) | В течение года (по запросу) | Инспектор ПДН Соц. педагог |
Формирование у учащихся позитивного образа Я (через занятия по психологии) | В течение года | Психолог |
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации) | октябрь | Психолог |
Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека) | октябрь | Психолог |
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству) | октябрь | Психолог |
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений) | ноябрь | Психолог Соц. педагог |
Игра «В чем смысл жизни?" (8 – 9 кл.) | В течение года | Психолог |
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) | В течение года | Психолог |
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ | Март-апрель | Психолог |
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 8-9 класс) | апрель | Психолог |
Педагоги |
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога | Один раз в месяц в течение года | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков» | сентябрь | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | В течение года | Психолог |
Родители |
Родительские собрания, лектории: «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»; «Наши ошибки в воспитании детей»; «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»; «Родители меня не понимают или как услышать подростка»; «Родительская любовь»; «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»; «Серьезный мир несерьезных подростков»; « «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»; «Понять. Простить. Принять»; «Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание учиться»; «О любви – взрослые и дети»; «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»; «Ваш ребенок—пятиклассник»; «Родители и дети – поиски взаимопонимания»; «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»; «Курение и статистика»; «Давайте будем учиться вместе со своими детьми» | По плану, по запросу | Психолог, Соц. педагог |
Диагностика |
Учащиеся |
Исследование социального статуса | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня адаптации (1, 5 классы) | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня тревожности | ежегодно | Психолог |
Определение личностных отклонений подросткового возраста: | По запросу | Психолог |
Определение склонности к девиантному поведению | По запросу | Психолог |
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» | По запросу | Психолог |
Родители |
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми: Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) | По запросу | Психолог |
Литература:
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет.