СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних "Рука поддержки"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних "Рука поддержки"»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №10»

____________И.А. Чесноков

Приказ № ___ от _____2017г.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Кировска»






ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«РУКА ПОДДЕРЖКИ»





Педагога - психолога


Норик Ирины Алексеевны, I кв.кат.

Ф.И.О., категория













2016-2018 год

  1. Пояснительная записка:

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Задачи:

- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.


Принципы реализации программы.

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.


Актуальность программы:


Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.


Срок реализации программы: 2 года (2016-2018 уч.г.)


Исполнители: Зам. директора по УВР – А.Ю. Сергеева

Социальный педагог - К.И. Чеснокова

Педагог – психолог – И.А. Норик



  1. Содержание программы:


Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.



Основные направления деятельности:

- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

- Работа с неблагополучными семьями.

- Работа с педагогическим составом.

- Работа с родителями.


Ресурсное обеспечение:

Кадровый состав: администрация, учителя – предметники, классные руководители, учащиеся, родители, социальный педагог, педагог – психолог.


  1. Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Достоинства программы

  • В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

  • В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

  • В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

  • Гипомимия

  • Амимия

  • Тихий монотонный голос

  • Замедленная речь

  • Краткость ответов

  • Отсутствие ответов

  • Ускоренная экспрессивная речь

  • Патетические интонации

  • Причитания

  • Склонность к нытью

  • Общая двигательная заторможенность

  • Бездеятельность, адинамия

  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука

  • Грусть

  • Уныние

  • Угнетенность

  • Мрачная угрюмость

  • Злобность

  • Раздражительность

  • Ворчливость

  • Брюзжание

  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

  • Чувство ненависти к благополучию окружающих

  • Чувство физического недовольства

  • Безразличное отношение к себе, окружающим

  • Чувство бесчувствия

  • Тревога беспредметная (немотивированная)

  • Тревога предметная (мотивированная)

  • Ожидание непоправимой беды

  • Страх немотивированный

  • Страх мотивированный

  • Тоска как постоянный фон настроения

  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

  • депрессия

  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой

  • маниакально-депрессивный психоз

  • шизофрения

Оценка собственной жизни

  • Пессимистическая оценка своего прошлого

  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

  • Склонность к нытью

  • Капризность

  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость

  • Расширение зрачков

  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)

  • Тахикардия

  • Повышенное АД

  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

  • Ощущение комка в горле

  • Головные боли

  • Бессонница

  • Повышенная сонливость

  • Нарушение ритма сна

  • Отсутствие чувства сна

  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)

  • Запоры

  • Снижение веса тела

  • Повышение веса тела

  • Снижение аппетита

  • Пища ощущается безвкусной

  • Снижение либидо

  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшения состояния к вечеру

  • Ухудшение состояния к вечеру

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Заседание Совета профилактики

Один раз в четверть

Психолог

Соц. педагог

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Каникулярное время

Соц. педагог

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

В течение года

Психолог

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

В течение года

Психолог,

Соц. педагог

Учащиеся

Психологические классные часы:

  • «Как научиться жить без драки» (3 кл.)

  • «Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл.

цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантность)

  • «Мир глазами агрессивного человека» Подростки ХХI века. (8 класс.)

  • «Подросток и конфликты» (8-9 класс)

  • «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)

  • «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9 класс, ШП №2 2006, №4 2005)


В течение года (по запросу)

Психолог

Правовые классные часы:

  • «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);

  • «Права и обязанности учащихся» (5-9 классы);

  • «Умей сказать «нет»» (5-9 классы);

  • «Вредные и полезные привычки» (5-9 классы)


В течение года (по запросу)

Инспектор ПДН

Соц. педагог

Формирование у учащихся позитивного образа Я (через занятия по психологии)

В течение года

Психолог

Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации)

октябрь

Психолог

Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека)

октябрь

Психолог

Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству)

октябрь

Психолог


Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений)

ноябрь

Психолог

Соц. педагог

Игра «В чем смысл жизни?" (8 – 9 кл.)

В течение года

Психолог

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.)

В течение года

Психолог


Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ

Март-апрель

Психолог


Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 8-9 класс)

апрель

Психолог


Педагоги

Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога

Один раз в месяц в течение года

Психолог

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

сентябрь

Психолог

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

В течение года

Психолог

Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

В течение года

Психолог

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

В течение года

Психолог

Родители

Родительские собрания, лектории:

  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;

  • «Наши ошибки в воспитании детей»;

  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;

  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;

  • «Родительская любовь»;

  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;

  • «Серьезный мир несерьезных подростков»;

  • « «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;

  • «Понять. Простить. Принять»;

  • «Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание учиться»;

  • «О любви – взрослые и дети»;

  • «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»;

  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;

  • «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;

  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;

  • «Курение и статистика»;

  • «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»

По плану, по запросу

Психолог,

Соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса

ежегодно

Психолог

Исследование уровня адаптации (1, 5 классы)

ежегодно

Психолог

Исследование уровня тревожности

ежегодно

Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста:

  • ПДО по А. Е. Личко,

  • Опросник Басса-Дарки,

  • Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.

По запросу

Психолог

Определение склонности к девиантному поведению

По запросу

Психолог

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»

По запросу

Психолог

Родители

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

  • Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин

  • Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)

По запросу

Психолог







Литература:

  • Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  • Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  • Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

  • Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  • Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

  • Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  • Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

  • Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  • Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

  • Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

  • Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

  • Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

  • Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  • Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

  • Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

  • Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

  • Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  • Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.

  • Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

  • Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!