Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНА на заседании МС протокол № 1 от «29» августа 2017 г. _________/ Тюлюбаева О.М. / | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по ВР _________/Галайда В.В./ «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Губернаторская Куртамышская кадетская школа – интернат» приказ № 187 от «__» 31 августа 2017 г. ___________/Скутин В.В./ |
Программа профориентации
кадет в 5 классе
Составитель:
Т.М. Гневашева,
первая квалификационная категория
Куртамыш, 2017
Паспорт программы
Наименование Программы | Допрофессиональное сопровождение кадет в 5 классе |
Основание для разработки | Конвенция о правах ребенка Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Программа развития школы на 2017-2021 г. |
Разработчик программы | Гневашева Т.М.., классный руководитель 5 «а» класса |
Цель Программы | Расширение знаний о профессиях (в том числе военных) через практическо – деятельностный подход |
Задачи Программы | 1. Выявить и проанализировать интересы, увлечения и знания кадет 5 класса о профессиях 2. Организовать знакомство с новыми профессиями (в том числе военными) и качествами необходимыми для их овладения. 3. Формировать личностные качества кадет через общественную и социально-значимую деятельность |
Исполнитель Программы | Гневашева Т.М. |
Сроки реализации Программы | 2017-2018 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации | Конечными результатами являются: 1. Повышение уровня знаний о профессиях (в том числе военных); 2. Повышение социальной активности и уровня социализации учащихся. 3. Повышения уровня овладения способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является частью школьного проекта «Допрофессиональное сопровождение кадет» программы развития школы на 2017-2021 г. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов воспитанников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать кадет к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил.
Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы кадет пробовал себя в самых различных видах деятельности (в том числе и военной направленности). Это первоочередная задача классного руководителя кадетской школы в 5 классе: знакомство с военными профессиями.
В настоящее время в нашей школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы со старшими кадетами. Но необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы не только в старшей школе, но и в среднем звене. Данная деятельность строится с учётом возрастных, психофизиологических особенностей младшего подросткового возраста. Профориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение учащихся.
Анкетирование на выявление мотивов поступления в Кадетскую школу показало, что из 36 обучающихся вновь поступивших с 5 по 11 класс, 45% хотят в будущем стать военнослужащими, 26% поступили в кадетскую школу потому, что, по их мнению, здесь интересно учиться, 29% по совету родителей и друзей.
Анализ поступления выпускников школы в военные вузы показывает низкие результаты. Так из 20 выпускников школы, только 5 поступили высшие военные учебные заведения. Причины:
- недостаточно осведомлены о требованиях к поступлению в ВУЗ, специфике военной профессии, их востребованности на рынке труда;
- несоответствие требованием к группе здоровья;
- недостаточно развиты физические данные кадет;
- неправильный выбор в школе профиля обучения, для поступления в военный ВУЗ.
Поэтому профориентационную работу надо начинать с пятого класса.
Работа в данном направлении реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность, целевые мероприятия.
2. Цель и задачи
Цель программы:
Расширение знаний о профессиях (в том числе военных) через практическо – деятельностный подход
Организация профориентации кадет 5 класса предполагает:
- формирование представлений о военных профессиях и специальностях, а так же других специальностях, не относящихся к военной деятельности;
- создание широких возможностей в приобретении необходимой информации о военизированных и других ВУЗах;
- удовлетворение индивидуальных потребностей.
Сроки реализации программы: 2017- 2018 г.
Содержание программы по основным направлениям:
1. Военно-патриотическое;
2. Общественно-полезная деятельность;
3. Экологическое направление;
4. Формирование ЗОЖ.
Способы достижения поставленных целей и задач:
- классные часы;
- беседы;
- акции;
- экскурсии;
- конкурсы рисунков и газет, викторины, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов.
3. Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы для обучающихся призвана способствовать формированию у учащихся трудовой культуры и профориетированию. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
1. Повышение уровня знаний о профессиях (в том числе военных);
2. Повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.
3. Повышения уровня овладения способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими
4. План работы.
1. Мероприятия по гражданско-патриотическому направлению.
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | Деятельность по профориентации |
1 | Прием пятиклассников в кадетскую семью «Мы с детства выбрали кадетство» | 1 сентября | Знакомство с уставом, военными профессиями |
2 | Игра «Зарница» | 29 сентября | Роль военнослужащего |
3 | Политинформации | Каждый вторник | Социально-значимая деятельность |
4 | Пятиминутки посвященные дням боевой славы | В течении года | Социально-значимая деятельность |
5 | Экскурсия в «Оберон клуб» | сентябрь | Знакомство с профессия летчика, авиаконструктор |
6. | Акция Международный день против фашизма, рассизма и антисемитизма | 9 ноября | Социально-значимая деятельность, знакомство с военными профессиями |
7. | День героев Отечества (уроки мужества | 9 декабря | Знакомство с уставом, военными профессиями |
8 | Кл. час «Конституция Российской Федерации» | Ежегодно 12 декабря | Знакомство с профессией юриста, прокурора |
9. | Открытие Месячника военно-патриотической работы в школе | 1.02-28.02 | Социально-значимая деятельность, знакомство с военными профессиями |
10 | Кл. час «Дорогой мира и согласия» | сентябрь | Социально-значимая деятельность, развитие организаторских способностей |
11 | Экскурсия в музей «Битва под Москвой» | 18-24 сентября | Социально-значимая деятельность, знакомство с рабой музея. |
12 | Концерт ко дню пожилого человека | 1 октября | Социально-значимая деятельность, Освоение роли ведущего, певца и актерство |
13 | День учителя (концерт для учителей и день самоуправления) | 4 октября | Социально-значимая деятельность, Освоение роли ведущего, певца и актерство, знакомство с профессией учителя |
14 | Игра «Я в мире толлерантности!» | 20-26 ноября | Социально-значимая деятельность, знакомство с профессией психолога |
15 | Беседа со священнослужителем | декабрь | Беседа о духовной семинарии |
16 | Акция «Прости..» | январь | Социально-значимая деятельность |
17 | Акция Добра, Акция «Блокадная ласточка» | 22-28 января | Социально-значимая деятельность |
18 | Кл. час «Мужское достоинство и благородство» | февраль | Беседа о мужских профессиях. |
19 | Уроки Мужества. Встреча с ветеранами в день памяти воинов – интернациалистов в Росии. | февраль | Знакомство с военными профессиями |
20 | «Всемирный день авиации и космонавтики» | 12 апреля | Беседа о профессиях, летчика, космонавта, инженера. |
21 | Марафон «Дети против войны» | май | Социально-значимая деятельность, знакомство с военными профессиями, работа в коллективе |
22 | Участие в параде победы | Май |
23 | Конкурс стен-газет, оформление классных кабинетов к 9 мая | май |
2. Мероприятия по общественно-полезной деятельности
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | Деятельность по профориентации |
1 | Проект «Читаем вместе с детским садом» | В течении года | Чтение сказок детям в детском саду. |
2 | Встреча с инспектором ГИБДД в рамках акции «Внимание дети!» | 11-17 сетября | Знакомство с профессиями водителя, |
3 | Поездка в детский сад №2 для участия в игре «Весёлые старты», посвященные Дню Защитника Отечества | февраль | Общественно-значимая деятельность, знакомство с профессией воспитателя |
4 | Праздник осени «Осенние свечи», чтение стихов об осени | 27 сентября | Чтение стихов, знакомство с творчеством поэтов |
5 | Осенняя ярмарка | 26 сентября | Общественно-значимая деятельность |
6 | Просмотр кинофильма «Салют -7» | октябрь | Знакомство с профессией космонавтов, инженеров, авиаконструкторов |
7 | Экскурсия в пожарную часть | Сентябрь-октябрь | Знакомство с профессией спасателя |
8 | Концерт посвященный дню матери | 20-26 ноября | Освоение роли ведущего, певца и актерство |
9 | Акция «Подари мне книгу» | | |
10 | День детей больных раком | Февраль-март | Благотворительная деятельность, изготовление поделок (роль мастера) |
11 | Конкурс инсценированной песни к 23 февраля | Февраль | Проба себя в роли певца и актеров. |
12 | Масленица | 12-18 февраля | Проба в роли организатора и пекаря. |
13 | Кл. час «Мама- главное слово» | март | Мастер-класс от мамы-повара. |
14 | Библиотечный час «Международный день детской книги» | 2 апреля | Привлечение к социально значимой деятельности, совместная работа с библиотекарем |
3. Мероприятия по экологическому направлению
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | Деятельность по профориентации |
1 | Фото выставка «Природа в объективе» | 11-17 сентября | Знакомство с профессией фотографа |
2 | Субботник | ежегодно | Привлечение к социально значимой деятельности, работа в коллективе |
3 | Акция «Покорми птиц» | осень | Знакомство с навыками работы плотника |
4 | Акция «Чистые ботинки» | март | Развитие организаторских навыков, ответственного отношение к чужому труду |
5 | Кл. час «Экологическая безопасность». изготовление брошюр на тему «Экологические проблемы Куртамыша». | апрель | Беседа о профессии эколога, социально значимая деятельность |
6 | Акция «Посади дерево – вырасти лес» | апрель | Знакомство с деятельностью лесничества. |
7. | Акция «Куртамыш - Чистый город! | апрель | социально значимая деятельность |
4. Мероприятия по формированию ЗОЖ
№ п/п | Мероприятие | Сроки реализации | Деятельность по профориентации |
1 | День здоровья | 7-8 сентября | Проба себя в роли тренера, военнослужащего |
2 | Акция «Раскрась жизнь яркими красками» | 18-24 сентября | Привлечение к социально значимой деятельности, работа в коллективе |
3 | Физ. минутки на урока. | В течении всего этапа | Работа с коллективом, знакомство с профессией учителя физкультуры |
4 | Акция «Цени свою жизнь» | Октябрь | Привлечение к социально значимой деятельности, работа в коллективе, проявление лидерских качеств |
5 | Всемирный день борьбы со СПИДом | Ежегодно1 декабря | Привлечение к социально значимой деятельности, работа в коллективе |
6. | Конкурс плакатов «Безопасность-залог здоровья!» | март | Привлечение к социально значимой деятельности, развитие дизайнерских способностей |
7. | Встреча с инспектором ГИБДД «Урок велобезопасности» | апрель | Знакомство с профессией инспектора ГИБДД |
8. | Велопробег «Навстречу победе» | апрель | Привлечение к спорту, общественно – значимая деятельность. |
9. | Акция посвященная всемирному Дню отказа от курения | май | Привлечение к спорту, общественно – значимая деятельность |