Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Екатеринбургская школа – интернат №11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Принято На педагогическом совете ГКОУ СО «Екатеринбургская школа – интернат №11» Протокол № от 31.10.2016г. | Утверждено Директор ГКОУ СО «ЕШИ № 11». ___________ Зайцева О.А Приказ № от .2016г. |
.
Программа просветительской работы с родителями
«Семья и школа – союзники и деловые партнеры»
Екатеринбург , 2016
Пояснительная записка
Семья – важнейший институт воспитания. В соответствии с пунктом 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками форума «Качественное образование во имя страны» № 2876-Пр от 12 декабря 2014 г. рекомендовано организовать курсы для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике.
Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. Курсы для родителей являются одним из эффективных способов реализации данного направления.
Условием действительности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.
Сегодня мы наблюдаем, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.
В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Поэтому осложненное поведение детей и подростков сейчас является серьезной проблемой семьи, школы, общества в целом.
Наша школа - интернат. В школе обучаются категории неслышащих и с тяжелыми нарушениями речи обучающихся. Родители чаще общаются с детьми в выходные и в каникулы. Глухой ребенок в силу как возрастных, так и индивидуальных особенностей, определяемых ведущим дефектом, требует особого внимания взрослых. В связи с этим и возникает необходимость поиска новых форм и методов его обучения и воспитания, а также совершенствования подходов к работе с его семьей. При этом неоспоримо максимальное использование любых возможностей для стимулирования активной жизненной позиции семьи. Семья, воспитывающая ребенка с тяжелым поражением слуха, испытывает экономические, социальные и психологические трудности, связанные с его заболеванием. Ребенок, имеющий дефект слуха, затрудняющийся в непосредственном общении с окружающими, приходит в специальную коррекционную школу с отсутствием словесной речи, а в лучшем случае с ограниченным словарным запасом, который хотя и служит в какой-то мере средством общения, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления. Значение развития словесной речи у глухого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрешимыми проблемами в воспитании и обучении неслышащего ребенка и ТНР.
Семья всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Этими факторами была обусловлена необходимость создания и реализации программы «Семья и школа – союзники и деловые партнеры» в нашем образовательном учреждении.
Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. В системе проводятся общешкольные тематические родительские собрания. Анализ посещаемости родителями школьных собраний показал, что посещаемость общешкольных родительских собраний чуть выросла с 2015г. Но все же уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, в работу попечительского совета, совета учреждения, разнообразить формы работы с родителями.
Основными проблемами в отношениях семьи и школы, по мнению педагогов школы, являются:
Чрезмерная занятость родителей на работе, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
Нежелание участвовать в школьных делах;
Снижение образовательного и общекультурного уровня родителей;
Увеличение уровня неполных семей;
Непонимание детей с проблемами слуха.
Выделенные проблемы актуальны и требуют определённых усилий в разрешении.
Проблемное поле:
Чрезмерная занятость родителей на работе.
Низкая явка на родительские собрания (классные и общешкольные).
Недостаточное взаимодействие семьи и школы.
В связи с этим возникла потребность в просветительской деятельности с родителями педагога-психолога, социального педагога, медработников школы, классных руководителей, администрации, некоммерческих благотворительных фондов и организаций
Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательного учреждения и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, школы, возрождению семьи как главного воспитательного института.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создание условий для образования родителей педагогической грамотности, связанной с образовательными потребностями ребенка с ОВЗ, со спецификой процесса личностного и профессионального становления неслышащих детей.
Задачи:
1. Создать единую систему воспитания ребенка в школе, семье и социуме.
2. Обеспечить родителей основами теории и практики воспитания, необходимыми знаниями по педагогике, психологии, медицине.
3.Привлекать учреждения образования и общественности к оказанию помощи родителям в воспитании неслышащих детей на основе широкого использования педагогики, отечественного опыта семейного воспитания.
4. Поднимать авторитет и ответственность семьи в воспитании детей.
5.Оказывать помощь родителям для осознанного и ответственного отношения в воспитании неслышащего ребенка в семье и с тяжелыми нарушениями речи.
6.Обучить родителей современным формам, методам и приемам в области психолого-педагогической, социальной поддержки детей, в профилактике детского суицида, безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений.
7. Повысить мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций.
8.Оказывать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с ОВЗ.
9.Организация просвещения и обучения родителей по вопросам участия в управлении.
ПРИНЦИПЫ
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические факты);
практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
системности воспитательных воздействий на ребёнка ;
преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта детей и их социализации в обществе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Просвещение родителей через общешкольные и классные родительские собрания по вопросам воспитания и социализации обучающихся .
Просвещение родителей через организацию их активного участия в образовательной деятельностии и участия в управлении, внеклассной работе.
3. Просвещение родителей через взаимодействие со специалистами школы и некомерческими благотворительными фондами и организациями по проблемам обучающихся медицинского, психологического, логопедического, социальноправового характера.
4.Обучение педагогов в рамках повышения квалификации для просвещения родителей.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Участниками программы являются родители и педагоги, выполняющие конкретные практические задания, добровольно участвующие в организации и проведении семейного и школьного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы «Семья и школа – союзники и деловые партнеры».
Предусматривается взаимодействие с социальными партнерами:
Компания Гала-центр, ФГБУН Ботанический сад Уральского отделения РАН, ГК «Ренова», МУП «Торфмаш» ,АО компания «Юнилэнд - Екатеринбург», профессиональное училище «Рифей», ГАОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса», промышленно - технологический техникум им. В.М. Курочкина,СПО СО «Социально-профессиональный техникум «Строитель»», МБОУ ДОД ДЮСШ «Интеллект», МБОУ ДОД ДЮСШ № 19, ДЮСАШ «Росток», ГАУ ДО СО « Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа», СПБ ГБУЗ «Специализированный психоневрологический дом ребёнка №12»; Детская библиотека №38; образовательные учреждения, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ № 5,9,13,10, дошкольные образовательные учреждения, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с нарушением слуха: ГБДОУ №486; ООО « Трубопромышленная компания»; ООО «Стройсервис»; Спортивно-оздоровительный комплекс « Калининец»; Детская поликлиника № 4, 5 Орджоникидзевского района ДГБ№15 ;ГУ СО «Семья», ВОГ, МБУ Центр «Шанс», Благотворительный фонд «Я особый» , Биржа труда Орджоникидзевского района, ПДН, «Центр по работе с подростками и молодежью «Ровесник» Орджоникидзевского района ,
УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ
Программа «Семья и школа – союзники и деловые партнеры» носит долгосрочный характер, направлена на реализацию в течение 5 лет.
Управление и контроль над реализацией программы должен осуществлять педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе школы - интерната, помощники: социальный педагог и психолог.
Реализация программы «Семья и школа – союзники и деловые партнеры» на 2017 – 2021 гг. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями, организацию круглогодичного родительского лектория.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив(анкетирование, диагностика);
- установления партнерских отношений педагогов, родителей и создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей,
- вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров, лекториев, круглых столов;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми , к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
2. Улучшение микроклимата в семье и в отношениях с неслышащим ребенком, формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем.
3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
6. Повышение степени удовлетворенности родителей результатами работы школы на 25%, повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе и управлении.
7. Повышение устойчивости в поведении и успешности детей.
8.Повышение качества взаимопонимания с родителями, развитие педагогической рефлексии родителей.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит укрепить взаимодействие семьи и школы, содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере образования, спорта, досуга, туризма, обобщить лучший опыт семейного воспитания, возродить нравственную ценность семьи и повысить ответственность родителей за воспитание детей, Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка, понимать ребенка – главная ошибка семейного воспитания
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие неслышащих обучающихся, ТНР, обучающихся с ОВЗ. В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.
Содержание работы школы по просвещению родителей состоит в следующем:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей через родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания организуются четыре раза в год; классные родительские собрания проводятся не менее шести раз в год. Приглашаются к участию социальные партнеры; специалисты биржи труда, медицинских организаций, специалисты по социально-правовой защите прав несовершеннолетних.
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
участие родителей в управлении школой: совете учреждения, родительские комитеты;
вовлечение родителей в организацию досуга и внеурочную деятельность: День открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий, школьный фестиваль проектов, спортивные состязания, привлечение родителей к организации выставок, создание портфолио обучающегося, участие в социально-психологических тренингах;
участие родителей в заседаниях Совета по профилактике.
- взаимодействие родителей со специалистами школы по вопросам медицинских, психологических, логопедических, социально-правовых проблем через групповые, индивидуальные консультации.
Родители могут получить необходимую информацию на школьном на сайте школы http://ekbskola89.lbihost.ru, стендах и через буклеты. На сайте www.nra-russia.ru общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (HPА), всероссийской интернет-площадки «Органы власти субъектов Российской Федерации - навстречу людям» http://rusregioninform.ru/organy-vlasti-navstrechu-lyudyam размещены статьи, рекомендации для родителей, видеоролики и лучший опыт родительского просвещения.
6