ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ! Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников Пояснительная записка Известно, что у соматически ослабленных школьников в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера. По этой причине соматически ослабленные ученики отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие школьники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Отмеченные особенности познавательных процессов у соматически ослабленных детей накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность. Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения. Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм). Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда негативных проявлений личности у соматически ослабленных детей требуют организации психокоррекционных мероприятий. В этой связи была разработана программа психокоррекционных занятий. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи. I этап. Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению (1-й класс, первое полугодие) Наблюдения специалистов показывают, что период адаптации к школе труден для всех без исключения детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Изменение режима дня, включение в школьный коллектив, учебная деятельность, новые обязанности, новое положение в семье — все эти факторы являются значительной нагрузкой на психику ребенка и его организм. В еще более сложном положении, в силу своих психологических и физиологических особенностей, в начальный период обучения находится соматически ослабленный школьник. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, снимать острые невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на обучение элементам саморасслабления и умению выражать различные эмоциональные состояния. Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и групповой психотерапии. Структура психогимнастических занятий I часть. Разминка Цель. Сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. II часть. Психомышечная тренировка Цель. Снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонирование психической и двигательной активности детей, внушение желательного настроения, поведения и черт характера. III часть. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций Цель. Выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и недовольства, а также чувств, порождаемых социальной средой. IV часть. Завершение Цель. Закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 6–8 (8–10) человек. Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться, общаться со сверстниками. Оцениваются достигнутые результаты методом психодиагностики (тест «Тревожность», анкета-опросник) и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей. II этап. Формирование произвольности психических процессов(1-й класс, второе полугодие) Проблема недостаточного развития произвольных процессов у учащихся начальной школы обусловливает многие учебные затруднения: плохую дисциплину и неумение работать самостоятельно; возникновение психоэмоциональной напряженности, повышенную утомляемость. Проведение коррекционных мероприятий по формированию произвольности психических процессов обусловлено еще и тем, что к 7 годам система регуляций только начинает складываться. А у выделенного нами контингента детей она носит либо запаздывающий характер развития, либо отклоняющийся от нормы в силу особенностей домашнего воспитания (гиперопека, вседозволенность). Критерием отбора в коррекционные группы является несформированность произвольного внимания, памяти, гиперактивность учеников. Занятия проводятся подгруппами или индивидуально, с учетом уровня развития произвольности психических процессов. Структура занятия I часть. Вводная Игры и упражнения, способствующие умению действовать по правилу. II часть. Основная 1. Упражнения, игры и задания на развитие произвольного внимания, памяти. 2. Формирование умения последовательного анализа и наблюдения, планомерного выполнения задания. III часть. Заключительная Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. III этап. Коррекция и развитие познавательных процессов(2-й класс, первое—второе полугодие) Критерием отбора в группы коррекции познавательной деятельности является слабое усвоение соматически ослабленными детьми учебной программы. Причинами нарушения познавательной деятельности часто болеющих детей являются: повышенный уровень астении; низкая работоспособность; наличие пробелов в знаниях из-за пропусков по болезни и недостаточной подготовки в дошкольный период; несформированность мотивации учения и произвольности психических процессов. Психокоррекционная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной деятельности. Структура психокоррекционных занятий I часть. Организационная Упражнения и игры на организацию произвольного внимания. II часть. Содержательная 1. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно. 2. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти. III часть. Заключительная Подведение итогов. Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения соматически ослабленного ученика вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля. Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками. IV этап. Формирование коммуникативных умений (3-й класс, первое полугодие). Основными показателями для отбора детей в группы коррекции коммуникативной деятельности являются: — трудности общения: несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнерами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус; — нарушения поведения: агрессивность, вредные привычки, трудности произвольной регуляции поведения и деятельности; — неблагоприятные варианты личностного развития: трудности формирования «Я-концепции», неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, неадекватная самооценка; — трудности эмоционального развития; неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека. Эффективным психокоррекционным мероприятием на данном этапе может стать групповая игротерапия. Структура занятий по игротерапии I часть. Вводная Цель. Установление эмоционально-позитивного контакта психолог — ребенок и формирование у ребенка направленности на сверстника и интереса к нему. Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений. II часть. Основная Цель. Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения: обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов; развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека. III часть. Заключительная Подведение итогов. Рефлексия, возможно планирование следующего занятия. Эффект коррекционного воздействия игротерапии проявляется в отличительной особенности поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения), в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций. Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию. V этап. Диагностика готовности и подготовка к переходув среднее звено школы (3-й класс, второе полугодие) Главными составляющими понятия «готовность к обучению в средней школе» являются: — сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; — достаточный уровень развития психических новообразований младшего школьного возраста — произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий, понятийного мышления; — наличие учебно-познавательного интереса, который для школьника становится смыслообразующим мотивом учения. Проведение психологического обследования позволяет определить наличный уровень психического развития каждого соматически ослабленного ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти а среднее звено школы. Задачей диагностического комплекса является: 1. Выявить общее отношение к школе, преобладающие мотивы учения каждого ученика. 2. Определить у учащихся уровень саморегуляции и самоконтроля. 3. Выявить степень сформированности у младших школьников умственных действий. 4. Определить уровень развития понятийного мышления, степень сформированности мыслительных операций. 5. Выявить уровень понимания социальных отношений и сформированность самооценки. На основе результатов диагностики формируются развивающе-коррекционные группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность. Групповые занятия — для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы. Структура развивающе-коррекционных занятий I часть. Вводная Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов. II часть. Основная 1. Задания на развитие понятийного мышления. 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия. III часть. Заключительная Рефлексия. Подведение итогов. По окончании программы коррекционных занятий проводится дополнительная диагностика для определения уровня психической готовности младших школьников к переходу в среднее звено. Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи соматически ослабленным младшим школьникам с учетом возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной адаптации. ЛИТЕРАТУРА 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997. 2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями. — М.: Просвещение, 1994. 3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение, Владос, 1994. 4. Зак А.З. Различия в мышлении детей. — М.: РОУ, 1992. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996. 7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. 8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. — Ярославль: Академия развития, 1998. 9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? — М.: Генезис, 1998. 11. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990. 1-Й КЛАСС Тематический план на первое полугодие Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | Психогимнастика | 1. Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. | 2 | 2. Тренинг мышечного расслабления с фиксацией на осознании состояния покоя, ненапряженности. | 3 | 3. Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и отдельных черт характера). | 3 | 4. Развитие коммуникативных умений (этюды, обучающие умению выразить и понять состояние другого человека: игры, способствующие взаимодействию, сплоченности группы детей). | 2 | 5. Формирование волевой сферы (игры и упражнения на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов). | 1 | Итого: | 11 | Тематический план на второе полугодие Формирование произвольности психических процессов Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | Развитие произвольности психических процессов | 1. Развитие произвольного внимания: а) устойчивости внимания; б) распределения внимания; в) переключения внимания; г) расширение объема внимания. | 4 | 2. Развитие произвольной памяти: а) механической (зрительной и слуховой); б) опосредованной. | 4 | 3. Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу. | 3 | 4. Формирование функции планирования. | 3 | 5.Формирование функции самоконтроля и самооценки. | 3 | Итого: | 17 | 2-Й КЛАСС Тематический план на учебный год Коррекция и развитие познавательных процессов Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | 1. Развитие внимания | 1. Развитие произвольности внимания. | 1 | 2. Развитие распределения внимания. | 0,5 | 3. Развитие объема внимания. | 0,5 | 2. Развитие восприятия | 1. Развитие целостности и активности восприятия. | 1 | 3. Развитие памяти | 1. Развитие зрительной памяти. | 1 | 2. Развитие слуховой памяти. | 1 | 3. Развитие логической памяти. | 1 | 4. Развитие мышления | 1. Выделение признаков предметов, слов, чисел. | 3 | 2. Узнавание предметов по заданным признакам. | 1 | 3. Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел. | 2 | 4. Формирование способности выделять существенные признаки предметов. | 3 | 5. Сравнение двух и более предметов, слов, чисел. | 2 | 6. Классификация предметов и явлений: | | а) словесная характеристика класса; | 1 | б) деление на классы по заданному основанию; | 1 | в) отнесение объекта к классу; | 1 | г) проверка правильности классификации. | 1 | 7. Формирование умения давать определения понятиям: | | а) вводное занятие; | 0,5 | б) отнесение понятия к роду: | 1,5 | в) установление последовательности подчинения понятий (их обобщение и ограничение); | 2 | г) выделение видового отличия понятий; | 1,5 | д) закрепление знаний, умений и навыков по составлению определений. | 1,5 | 8. Установление логической последовательности и закономерности: | | а) на наглядном уровне; | 2 | б) на словесно-логическом уровне. | 2 | 9. Решение логических задач. | 2 | Итого: | 34 | 3-Й КЛАСС Тематический план на первое полугодие Формирование коммуникативных умений Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | 1. Диагностика | 1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей; социометрическое обследование класса. | 1 | 2. «Язык общения» (формирование навыков общения с внешним миром) | 1. Восприятие мира (развитие у детей умения видеть взаимозависимость человека и природы, показать значимость органов чувств в общении). | 0,5 | 2. Формирование умения владеть выразительными движениями и жестами. | 0,5 | 3. Язык чувств (мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций). | 1 | 3. «Тайна моего «Я» (формирование умения осознавать и понимать себя. Позитивация «образа Я») | 1. «Я и мое тело» (упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, двигательное раскрепощение, произвольное расслабление). | 1 | 2. «Я и я» (игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам, переживаниям). | 1 | 3. «Мое настроение» (развитие умения осознать, выразить и изменить свое настроение). | 1 | 4. «Я хороший» (создание и поддержание позитивного представления о себе, повышение самоуважения и самооценки). | 2 | 4. Формирование коммуникативной компетентности | 1. «Умей слушать других!» | 1 | 2. «Умей вступать в контакт!» | 1 | 3. «Умей сотрудничать!» (игры и упражнения, способствующие развитию у детей навыков совместной деятельности, чувства принадлежности к группе). | 2 | 4. Игры и упражнения, направленные на развитие сочувствия, понимания индивидуальных особенностей других людей, доверия к людям. | 2 | 5. Решение проблем и конфликтов (навыки поведения в трудных ситуациях). | 3 | 6. «Дружба» (формировать принципы дружеских отношений). | 1 | Итого: | 18 | Тематический план на второе полугодие Диагностика готовности и подготовка к переходу в среднее звено школы Раздел | Тема занятий | Кол-во часов | 1. Диагностика | 1. Выявление уровня сформированности необходимых психологических предпосылок для успешного перехода к обучению в среднем звене. | 4 | 2. Развитие произвольности психических процессов | 1. Формирование умения принять учебную задачу. | 0,5 | 2. Формирование умения действовать по правилу. | 0,5 | 3. Формирование приемов самоконтроля. | 0,5 | 3. Развитие понятийного мышления | 1. Игры и упражнения на развитие теоретического анализа и синтеза («Анаграмма», «Эхо», «Зашифрованное слово», «Занимательная лесенка», «Змейка», «Отгадай метаграмму», «Слова» и др.). | 1 | 2. Игры и упражнения на формирование умения сравнивать понятия. | 1 | 3. Игры и упражнения на развитие умения строить обобщения на отвлеченном материале. | 1 | 4. Формирование умения выделять основание классификации на понятийном уровне. | 1,5 | 5. Упражнения, направленные на анализ отношений понятий. | 1,5 | 4. Развитие внутреннего плана действий. | 1. Решение комбинаторных задач в наглядно-образном плане. Варианты занимательных задач «Прыгающий заяц», «Почтальон»: | | а) задачи в одно действие; | 1 | б) задачи в два действия; | 1,5 | в) задачи в три действия. | 2 | 2. Решение комбинаторных задач в мысленном плане: | | а) задачи в одно действие; | 1 | б) задачи в два действия; | 1,5 | в) задачи в три действия. | 2 | 3. Решение словесно-логических задач (с постепенным увеличением количества данных в условиях и требуемых действий). | 2,5 | 5. Рефлексия | 1. Развитие умения анализировать свои впечатления, чувства, ощущения. | 1 | 2. Развитие адекватной самооценки выполнения учебных заданий, в соответствии с условиями деятельности. | 1 | 3. Осознание собственных учебных действий и суждений. | 1 | Итого: | 26 | |