Программа психологического обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания.
«Горит только то, что тленно.
Противостоять всеобщему разрушению и пожару может
только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе».
Е.Н. Трубецкой.
«В конечном счете, основой всех человеческих
ценностей служит нравственность».
А. Эйнштейн.
Цели:
1) психологическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания в школе;
2) способствовать созданию условий для формирования личности учащегося – человека, обладающего духовно-нравственным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к творчеству и самостоятельности в различных сферах.
Задачи:
- создание условий для формирования у обучающихся базовых понятий о нравственных ценностях и позитивного отношения к этим ценностям;
- создание условий для развития толерантности как необходимое условие осознания ценности других людей;
- создание условий для развития самостоятельности, получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия;
- создание условий для развития эмоциональной сферы детей, формирование эмоционально-отзывчивого отношения к окружающим;
- создание условий для развития и использования творческих способностей школьников в конкретной деятельности;
- создание условий для развития у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей, усиление участия семьи в учебно-воспитательном процессе через повышения уровня взаимодействия семьи и школы;
- создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, а так же элементарных представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.
Актуальность.
Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают то, что становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты; в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности; усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании; также ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания. При этом смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, многие не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания. В связи с этим образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок. В то же время в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма. Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.
Необходимо прицельно уделить внимание духовно-нравственному воспитанию, развивая гуманистическое поведение детей, которое выражается в отношении человека к человеку; в признании человека высшей ценностью, уважение его чести и достоинства: в проявлении заботы о человеке на основе различных нравственных черт: чуткости, отзывчивости, доброты, тактичности, скромности, сочувствия, толерантности; нетерпимость, к лицемерию, унижению, оскорблению, равнодушию, подхалимству, грубости, высокомерию, бестактности.
Для начала разберемся с понятиями “духовность” и “нравственность”. В словаре Ожегова нравственность определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки, это есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Если же говорить о духовности, то, пользуясь словарем Ожегова, можно сказать, что это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В словаре Ушакова духовность определяется несколько шире, это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Вообще понятие духовности довольно сложно, поэтому рассмотрим еще и определение в Психологической энциклопедии. Там сказано, что духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать "для других".
Исходя из определений, мы делаем вывод, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Поэтому духовно-нравственное воспитание является важнейшей задачей современного общества. Также необходимость его обоснована в Концепции духовно-нравственного воспитания, разработанного в связи с введением ФГОС нового образца, где меняется взгляд на систему образования в целом. В настоящее время главными задачами образования являются не только овладение знаниями, умениями и навыками, но также личностные результаты, которые включают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности; и метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности.
На современном этапе на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса. И перед школой ставится задача не просто подготовки человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Также образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Ведь школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В основном базовые ценности личности формируются в семье. Но, более системно, последовательно духовно-нравственное развитие личности происходит в сфере образования. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
К сожалению, в последнее время духовно-нравственному воспитанию уделялось недостаточно внимания. В 90-х годах произошел спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью, практически отсутствовало патриотическое воспитание, на рубеже веков дети жили в условиях пропаганды СМИ жестокости и насилия, соответственно представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытеснялись материальными. Поэтому нередко среди желаний детей стали преобладать узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру.
В связи с этим, сегодня проблема духовно-нравственного воспитания вновь приобрела особое значение.
На современного российского ребенка, подростка, да и взрослого обрушивается шквал информации из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Современную социальную ситуацию детей и подростков можно обозначить как качественно новую. О том, что сегодняшняя социальная ситуация детства является достаточно тревожной говорит целый ряд исследователей, которые связывают это: 1) С переходом на индивидуалистическую модель поведения, инверсионным типом половой социализации, «свободным» половым воспитанием, отчуждением детско-родительских отношений (А.А. Абраменкова); 2) С отсутствием идеалов и вакуумом духовности, заполняющимся прагматической идеологией (Д.И. Фельдштейн); 3) С вестернизацией, развитием средств массовой информации (А.В. Сухарев); 4) С плюрализмом общественных норм, усложняющим процесс идентификации и приводящий к идентификационному кризису (Н.М. Лебедева) и идентификационной неопределённости (Х. Ремшмидт).
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Необходимо воспитывать и учить наших детей и подростков быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития, учить тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
В заключение хотелось бы привести высказывание Аристотеля о соотношении академического обучения и нравственности: «Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».
Направления воспитательной работы, сопровождаемые психологом в рамках программы:
1) Учебно-познавательное;
2) Культурно-историческое;
3) Военно-патриотическое;
4) Физкультурно-оздоровительное;
5) Художественно-эстетическое;
6) Экологическое.
Ожидаемые результаты работы:
1) учащиеся владеют коммуникативными навыками (умеют слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
2) учащиеся уважают и принимают ценности семьи и общества (проявляют уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знают традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним);
3) готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
у учащихся есть желание самореализоваться в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
учащиеся проявляют заботу о своем здоровье, здоровье близких и окружающих людей;
в проявлении заботы о человеке и природе на основе различных нравственных черт: чуткости, отзывчивости, доброты, тактичности, скромности, сочувствия, толерантности:
учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
проявляют бережное и заботливое отношение к природе, участвуют в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
нетерпимость, к лицемерию, унижению, оскорблению, равнодушию, подхалимству, грубости, высокомерию, бестактности:
эмоционально реагируют на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализируют нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей.
Литература:
1. Анализ и обобщение литературы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков / М.: Просвещение, 2009г.
2. Работа с источниками в Internet:
1) http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/;
2) http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11;
3) http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-46471.htm# efremova;
4) http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-7787.htm;
5) http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1228/;
6) http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov;
7) http://www.surwiki.ru/wiki/images/a/aa/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3 %D1%80%D0%B0%D0%BC%D0 %BC%D0%B0_%D0%B4%D1%83%D1%85-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82..doc.
3. Интервью с замами по воспитательной работе, педагогами и психологами, работающими в системе образования.
4. Изучение и анализ программ духовно-нравственного развития школ №168, №353, школа-интернат №28, осуществляемых в образовательных учреждениях.