Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ № 39
__________ Е.Д. Науменко
«___» ____________ 20__ г.
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Автор программы:
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 39
Хмыз Ольга Александровна
Севастополь
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа по работе с детьми, находящимися в трудном семейном положении, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового возраста, т.к., именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления подростка о себе.
Педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых наблюдаются отклонения в поведении. Это отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, акцентуации характера), нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (ребёнок изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен). Ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем). Ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, это актуально в нынешнее время для молодых родителей, отстранение подростка от физического, домашнего труда, конфликты в семье). Социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Таким образом, данная проблема весьма актуальна. Поэтому для её решения необходимо систематизировать проводившую ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблон требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути.
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:
трудное материальное положение, бедность;
жилищные проблемы
безработица
конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;
Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.
Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама».
Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:
1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.
3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами.
6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация работы:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Цели и задачи программы
Цели и задачи реализации образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС:
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся образовательная программа ГБОУ СОШ № 39 направлена на обеспечение и решение следующих задач.
Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации конституционного права на получение основного бесплатного образования всеми детьми школьного возраста;
- социальная защита и охрана прав детства;
- соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей;
- создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и образования;
- адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
- создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;
- почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
- достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- приобретение навыков для дальнейшей самореализации
- развитие адаптационных умений;
- создание системы работы с подростками из социально незащищённых слоёв населения по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- учёт пропусков занятий без уважительной причины;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе, вовлечение учащихся в кружки, общешкольные мероприятия, спортивные секции
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
дети в кризисной ситуации;
дети с проблемами в семье;
гиперактивные дети;
дети с проблемами в обучении;
дети с личностными проблемами;
дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Принцип законности, демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними;
Принцип социально-педагогической поддержки. Это процесс
совместного определения с ребенком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления препятствий, мешающих
ему сохранять его человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни;
Принцип поддержки семей и взаимодействия с ними;
Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и
общешкольных мероприятий. В виду того, из-за специфики этой
категории детей снижена воспитательная функция семьи (а в
некоторых ситуациях она совсем отсутствует или оказывает
негативное влияние на ребенка), то основная воспитательная
функция принадлежит школе;
Принцип повышения роли общественных организаций.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» № 120 - ФЗ от 24.06.1999 г.
Федерального Закона «Об ограничении курения табака» № 87 – ФЗ от 10.07.2001 г.,
Федеральный Закон № ВФ - 1376/06 от 21.09.2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»
ФЗ РФ от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ О внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации» в соответствии с правом, предоставленным этим законом.
Приоритетные направления:
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа
3. Просветительская работа.
Воспитательная работа
ФАКТОРЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ В «ГРУППУ РИСКА», «ТРУДНЫЕ ДЕТИ»
дисгармоничная семья;
соматические заболевания;
дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН;
неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;
неадекватное поведение;
нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность);
средовая адаптация;
просчёты школы в учебной деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Наблюдение;
Психологические и педагогические методики;
Психолого-педагогический анализ;
Социально-психологические методы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение проблемных детей.
выявить всех проблемных детей, начиная с 5-го класса, и завести на них журнал учёта;
установить характер их педагогической запущенности, путём систематических наблюдений, изучения результатов их деятельности;
путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить путь и способы улучшений;
изучить включения его во внеурочную, общественно полезную деятельность;
установить, входит ли «трудный ребёнок», ребёнок «группы риска» в другие группы, компании и объединения (направленность этих групп, характер их влияния на ученика);
Организация педагогической помощи:
вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыков детей;
организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводить с ними профилактические работы, учёт проводимой с ними работы и её результат.
3. Организация медицинской помощи.
4. Организация свободного времени проблемных детей.
всех проблемных детей с учётом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;
привлечь детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, достижения в ней;
организовать ненавязчивый контроль над проведением свободного времени;
вести тесную связь в работе с проблемными детьми РОВД;
постановка на внутришкольный учёт и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями.
5. Профилактическая работа.
коррекционная работа с проблемными детьми: тренинг психолога, тестирование, анкетирование;
индивидуальная работа с детьми по вовлечению в кружки, секции, факультативы.
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
I этап – 2016 – 2017учебный год.
II этап – 2017 – 2018 учебный год.
III этап – 2018– 2019 учебный год.
IVэтап- 2019 - 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа с детьми, попавшими в трудное семейное положение.
Наименование МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Посещение детей, находившихся в социально опасном положении с целью проверки подготовки к новому учебному году. | Август | классные руководители |
Решение вопроса о бесплатном питании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Сентябрь | классные руководители |
Выявить всех проблемных детей, с последующим оформлением нужной документации. | Сентябрь – октябрь | классные руководители |
Изучить положение детей в семье, находящихся на различных учётах. | Ноябрь - декабрь | классные руководители |
Учёт посещаемости и успеваемости детей, состоящих на различных учётах. Тестирование учащихся Проведение занятий по формированию толерантности | В течение года | классные руководители |
Привлечение детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам | В течение года | классные руководители |
Организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени. | В течение года | классные руководители |
Вовлечение в кружки и секции. | В течение года | классные руководители |
Проведение бесед на правовую тематику совместно с инспектором ПДН | В течение года | классные руководители |
Привлечение самих уч-ся к укреплению правопорядка в школе | В течение года | классные руководители |
Принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся. | В течение года | классные руководители |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей | В течение года | классные руководители |
Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | классные руководители |
Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | классные руководители |
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. | В течение года | классные руководители, психолог |
Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | классные руководители |
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам: анкетирование учащихся, родителей; заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь"; заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков"; лекции для родителей: "Психология ранней наркомании" "Проба наркотика – шаг в пропасть" "Сигарет, не приносящих вреда, – нет" "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма". | В течение года | классные руководители |
Работа с родителями
Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей | В течение первой четверти | классные руководители |
Анкетирование родителей: | В течение года | классные руководители
|
Организация тематических встреч, вечеров, родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения | В течение года | классные руководители |
Диагностическая работа
Обследование жилищных условий, семейного положения | |
Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе | Диагностика |
Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей | |
Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса | Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет). |
Изучение основных ценностных ориентации учащихся | |
Ожидаемые результаты
Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей».
Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.
Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся:
знание учащимися своих прав и обязанностей, неукоснительное их соблюдение;
психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
Укрепление положения детей в классном коллективе
Формирование положительной Я-концепции.
Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Приложение 1.
АКТ
обследования жилищно-бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 20 ____года.
несовершеннолетней (его)_______________________________________________________
дата рождения ________________________________________________________________
проживающего по адресу________________________________________________________
В присутствии ________________________________________________________________
Проведено обследование жилищно-бытовых и семейных условий подростка.
Время проведения обследования: с _________ до ________.
Обследованием установлено, что семья состоит из _______________________________
Мать_________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________
Общая площадь квартиры ______________________________________________________
Санитарное состояние __________________________________________________________
Имеется ли необходимая мебель__________________________________________________
Общий заработок семьи ________________________________________________________
Взаимоотношение в семье ______________________________________________________
Характеристика родителей______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В связи с чем производилось обследование_________________________________________
Во время обследования подросток находился (лась)_________________________________
и занимался___________________________________________________________________
Во время обследования проведена беседа__________________________________________
Заключение ___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии:
_________________________ /ФИО/
_________________________ /ФИО/
Характеристика особенностей межличностного общения учащегося
Какое положение занимает учащийся в коллективе? (лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям? (благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
Пользуется ли авторитетом в коллективе? (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется авторитетом)
Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
В качестве кого участвует в школьных мероприятиях? (инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)
С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)
Приложение 2
Общие сведения
ФИО учащегося | |
Число, месяц, год рождения | |
Дата поступления в школу | |
В каком кружке, секции занимается | |
Состоит ли на учете в КДН | _ |
Состоит ли на учете в ОПДН | |
Дата постановки на дисциплинарный учет | |
ФИО. Место работы и занимаемая должность отца | |
ФИО. Место работы и занимаемая должность матери | |
Адрес места жительства, домашний телефон | |
Социальная карта
1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
Ребёнок проживает с матерью____________________________________________________
с отцом ________________________________________________________________
с бабушкой______________________________________________________________
с дедушкой _____________________________________________________________
С другими ближайшими родственниками
(указать родство)_________________________________________________________
с сёстрами______________________________________________________________
с братьями______________________________________________________________
Количество членов в семье_____________________________________________________
Ребёнок проживает: отдельная квартира______________
(квартирные условия) коммунальная квартира__________(кол-во соседей)
Отношения с соседями__________________________________________________________
Квартира снимается______________________________________________________
Комната снимается_______________________________________________________
Нет жилья_______________________________________________________________
2. Учебное место учащегося
Своя комната__________________________________________________________________
Свой детский уголок____________________________________________________________
Свой письменный стол__________________________________________________________
Условия для занятий ___________________________________________________________
3.Материальное положение семьи
4.Дополнительная информация (живет с бабушкой, дедушкой и т.д.)
Приложение 3
Карта обследования семьи учащегося
Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения
Адрес проживания семьи, телефон
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
рабочий телефон)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
рабочий телефон
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о других проживающих вместе с ребенком
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологическая)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная карта
Учебная деятельность
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей | Мнение учителя |
Предметы, изучаемые с удовольствием | | | |
Предметы, вызывающие трудности | | | |
Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно | | | |
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей |
Полностью самостоятелен | | |
Оказывается эпизодическая помощь (указать, по каким) | | |
Оказывается постоянная помощь | | |