СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе «Одарённые дети – будущее России».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой программу работы с одаренными детьми по русскому языуку и литературе в 9-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе «Одарённые дети – будущее России».»

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2015-2017 годы «Одарённые дети – будущее России».

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 9-11 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Этапы реализации:

I. Организационный этап (май 2015-сентябрь 2015г.)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (сентябрь 2015 -март 2017 г.)

Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми; расширение форм работы с одарёнными детьми.

III. Обобщающий этап (апрель 2017 – май 2017г.)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результатом реализации программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.


Исходные теоретические положения



В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.


Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться.

Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2015 год

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе



Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Апрель-май 2015 года

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2015-2017г.

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2015-2017 г.

Сборник методических материалов, рекомендаций

Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми




Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»


Задачи:

1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Участие обучающихся в школьных предметных олимпиадах

Октябрь


Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на муниципальные, региональные олимпиады

Организация участия обучающихся в:

  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,

  • Интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок»)

2015-2017 гг.

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2015-2017 г.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление





Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»


Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО.

2015-2017 гг

Аналитические материалы




Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей школы к участию в предметных олимпиадах»


Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных детей

2016-2017 г.

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Декабрь, май




При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.



Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.


Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе


Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004

  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Сборники «Русский медвежонок».

  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).





Интеллектуальные и творческие конкурсы


На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;

  • Осенняя сессия по русскому языку и литературе;

  • интернет-конкурс «Морфемика»;

  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.





Скачать

© 2018 206 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!