Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2015-2017 годы «Одарённые дети – будущее России».
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи:
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 9-11 классов.
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
Этапы реализации:
I. Организационный этап (май 2015-сентябрь 2015г.)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (сентябрь 2015 -март 2017 г.)
Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми; расширение форм работы с одарёнными детьми.
III. Обобщающий этап (апрель 2017 – май 2017г.)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Результатом реализации программы должно стать:
положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.
Исходные теоретические положения
В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.
Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться.
Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:
Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
| Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад | 2015 год | Банк электронных материалов |
| Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе | | |
| Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад | Апрель-май 2015 года | Индивидуальные программы |
| Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми | 2015-2017г. | мониторинг |
| Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам | 2015-2017 г. | Сборник методических материалов, рекомендаций |
| Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми | | |
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:
1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
| Участие обучающихся в школьных предметных олимпиадах | Октябрь | Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на муниципальные, региональные олимпиады |
| Организация участия обучающихся в: Дистанционных всероссийских олимпиадах, Интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок») | 2015-2017 гг. |
| Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории | 2015-2017 г. |
| Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | | |
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»
Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
| Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО. | 2015-2017 гг | Аналитические материалы |
Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей школы к участию в предметных олимпиадах»
Задачи:
1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Планируемый результат |
| Создание портфолио одаренных детей | 2016-2017 г. | Портфолио |
| Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями | Декабрь, май | |
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
предоставить ученику:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
Сборники «Русский медвежонок».
Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.
И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
игра-конкурс «Русский медвежонок»;
Осенняя сессия по русскому языку и литературе;
интернет-конкурс «Морфемика»;
интеллектуальный марафон.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию знаний обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.