СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы творческого объединения "Эко-плюс" туристско-краеведческого направления "Юные экологи-краеведы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы творческого объединения "Эко-плюс" туристско-краеведческого направления "Юные экологи-краеведы" на 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы творческого объединения "Эко-плюс" туристско-краеведческого направления "Юные экологи-краеведы"»


Министерство образования и науки РСО-Алания


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. К.Х. Пагиева» Алагирского района



Творческое объединение «Эко-плюс»


Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2016г.

«Утверждаю»

Директор МКУ ДО «Центр детского творчества им. К.Х.Пагиева» Алагирского района


__________А.А. Каргинова

«___»_______2016 г.


П р о г р а м м а


«Юные экологи-краеведы»

Возраст обучающихся 11-16 лет

Срок реализации 2 года


Автор-составитель:

Петровская Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования

I категории








г. Алагир

2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы – это в значительной степени проблемы воспитания, проблемы педагогики. Вот почему экологическое образование - стратегическое направление в развитии как средней общеобразовательной школы, так и системы дополнительного образования детей.

Решение экологических проблем, которые вошли в ряд глобальных проблем современности, возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды. Для того, чтобы заботиться о благополучии состояния окружающей среды надо знать и любить ее. Академик Д.С.Лихачев утверждал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к своей стране – к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Экологическое краеведение, чему посвящена настоящая программа, - новое направление современной педагогики. Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит обучающихся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимодействиях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и хозяйственную деятельность в родном крае. Реалии настоящего времени требуют от воспитанников не только высоких знаний и умений, но и «пытливости» ума, исследовательской «жилки», способностей и желания преобразовать окружающий мир, противостоять натиску проблем, руководствуясь нравственными принципами, то есть быть не только высокообразованными людьми, но и высоконравственной личностью, гражданином, патриотом своей малой, а значит, и большой Родины.

Данная программа акцентирует внимание на воспитание экологической культуры, духовных ценностей подрастающего поколения через знакомство с родным краем, его природой, достопримечательностями, богатством и разнообразием растительного и животного мира, историей, искусством.

В данной программе экологическое краеведение представлено пересечением многих фундаментальных наук: биологии, экологии, географии, химии, истории, искусства. Процесс обучения строится на основе непринужденного усвоения информации, что достигается путем гармоничного сочетания различных видов деятельности: познавательной, практической (изучение определенной территории во время экскурсии), исследовательской (проведение наблюдений, опытов, практических работ, подведение итогов изучения).

В условиях различной подготовленности детей программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности выполняемых обучающимися практических и творческих заданий. Особенностью данной программы является ее прикладная направленность. Реализация регионального компонента достигается организацией личностного познания своего края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Практическая направленность данной программы заключается в организации природоохранной деятельности воспитанников. В процессе обучения воспитанники на практике знакомятся с хозяйственной деятельностью человека и ее влиянием на природу, овладевают элементарными навыками экологического мониторинга. Проводя экологический мониторинг, обучающиеся приобретают и развивают навыки выполнения национальных экологических программ, осознают значимость своей роли в природе, личной ответственности за состояние окружающей среды. При изучении родного края и его экологических проблем программой предусмотрена посильная социально-значимая работа воспитанников: организация и участие в муниципальных и региональных природоохранных и экологических акциях.

Поскольку экологическое краеведение связано со сбором краеведческого материала, что осуществляется при проведении экскурсий в природу, в краеведческие музеи, другие объекты наблюдений, то программой предусмотрено формирование элементарных эколого-туристских умений и способов действий: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.

Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, так же должны закрепляться в походах, экскурсиях, в процессе работы на учебно-опытном участке. Материалы экскурсий и походов оформляются для пополнения кабинетов туристическо-краеведческих объединений в школах и организациях дополнительного образования, используются на занятиях, представляются на районные и республиканс­кие конкурсы в виде докладов, стендов, наглядных пособий, учебно-методических материалов, выставок работ из природного материала, учебно-исследовательских работ и др.

Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста 11-16 лет.

Срок реализации 2 года.





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе краеведческой и экологической деятельности.

Занятия творческого объединения направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

1. Углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы.

2. Развитие познавательной, творческой и общественной актив­ности учащихся.

3. Формирование навыков экологического мониторинга окружающей среды, участие в выполнении долгосрочных экологических программ.

4. Воспитание экологической культуры учащихся, развитие эко­логического мышления, способности прогнозировать и предлагать пути решения экологических проблем и задач родного края, района, города.

5. Формирование организационно-пропагандистских, эколого-краеведческих навыков и умений.

6. Привитие первичных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.

7. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, гражданской ответственности перед грядущими поколениями.

8. Воспитание целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи в коллективе, необходимости вести здоровый образ жизни.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализовать поставленные цели и задачи возможно при тесном сотрудничестве всех общественных природоохранных организаций, широ­ком использовании всех видов межпредметных связей: опорных, сопут­ствующих, перспективных; с географией, биологией, физикой, химией.

Для организации работы объединения необходимо также следующее:

1. Кабинет.

2. Закрывающийся на замок шкаф.

3. Лабораторное оборудование и реактивы.

4. Таблицы, коллекции, определители, иллюстрации о древних животных, растениях; гербарии цветковых и других растений с определительными карточками, набор горных пород и минералов и т. д.

5. Набор учебных топографических карт.

6. Учебно-опытный участок, инвентарь.

7. Учебно-методическая литература.

8. Таблицы по оказанию первой доврачебной помощи, аптечка.



ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, обзорных лекций, устных журналов, рассказа, изложения. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время подготовки слетов следопытов-экологов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и ми­нералов, растений, работы с природным материалом. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в при­роду, организации фенологических наблюдений, работ на опытном участке по выращиванию цветов.

Формы организации обучения - групповая и индивидуальная.










ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучающиеся в творческом объединении к концу обучения могут быть участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристическо-краеведческой работы, в экологическом просвещении населения, проводить беседы, классные часы в начальных классах с целью пропаганды экологических знаний, воспитания правильного поведения людей по отношению к природе, могут быть руководите­лями и помощниками руководителя похода выходного дня для учащихся младшего звена, соревнований по ориентированию на местности, помощниками и участниками экологического мониторинга окружающей среды и участниками движения «зеленых», инициаторами решения экологических проблем горо­да, района. Обучающиеся должны уметь применять экологические и биологические знания на практике, уметь


прогнозировать, выявлять экологические ситуации и предлагать способы устранения деструктивных результатов деятельности человека.

Результатом реализации программы является так же:

- овладение воспитанниками элементарными экологическими и туристско-краеведческими знаниями, умениями и навыками;

- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

- создание творческих групп, занимающихся исследовательской работой по изучению влияния загрязнителей окружающей среды на природу и человека, поиском способов очистки от загрязнений воздуха, водоемов, почв;

- участие школьников в конкурсных мероприятиях района и республики, олимпиадах, викторинах, выставках, акциях по охране и защите природы, в конкурсах исследователей окружающей среды, на конференциях;

- содействие развитию экотуризма в республике и районе;

- позитивное общение с окружающими.





























№№

п/п


Наименование темы /раздела/

Количество часов

Все-го

Тео-рия

Практика

В помещ.

На местности

I


Введение. Правила техники безопасности на экскурсиях, при работе с лабораторным оборудованием. Понятие экологии, охраны природы, экотуризма.



2



2



-



-

2.

Земля как планета

2

1

-

1,экск.

3.

Биосфера - живая оболочка Земли

2

1

-

1, экск.

4.

Литосфера. Понятие о почве. Плодородие почв. Проблемы загрязнения.


10


2


4


4, экск.

5.

Природные сообщества. Луг и пастбище.

6

2

2

2, экск.

6.

Лес как природное сообщество

8

2

2

4, экск.

7.

Водные биоценозы. Проблемы загрязнения водоемов.

6

2

2

2, экск.

8.

Охрана природы и заповедное дело.

10

2

-

8, ПВД

9.

В мире цветковых растений

30

4

10

16, экск.

10

Наш край. Экологические проблемы республики, района. Подготовка докладов, фоторепортажей, оформление проектов и исследовательских работ.

20

4

2

14, экск.


11.


Работа юного краеведа-эколога.


14


2


8


4, экск.

12.

Краеведческая и природоохранная работа.

8



8,ПВД

13.

Разработка тематики опытнической работы

2

2

-

-

14

Учебно–опытный участок – экологическая лаборатория школьника. Весенние работы на участке.



10



1



1



8

15

Летние работы на участке

2

-

-

2

16

Подведение итогов. Подготовка и участие в республиканском конкурсе юных экологов и др.

Оформление отчета экологического мониторинга окружающей среды



12



4



8



-


ИТОГО


144


31


39


74

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ / 2 ч./


Знакомство с ЦДТ. Правила поведения при проведении занятий в помещении, на экскурсиях, в походе.

Инструкция по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. Дисциплина на экскурсиях и на занятиях - ос­нова безопасности.

Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном исполь­зовании природных богатств. Экология - наука, изучающая взаимосвязи природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы. Роль туризма в изучении и охране окружающей среды. Понятие "экологического туризма" и его роли в сохранении и приумножении природных богатств в крае, районе.


РАЗДЕЛ 2. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА /2 ч./


Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей / II в. н. э./ - геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473-1543.г.г) - гелиоцентрическая система. Теория Канта Ла­пласа /XVIIIв./, О.Ю. Шмидта (1891-1956г.г.)

Строение Солнечной системы. Первые "дни" Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Фенологические наблю­дения. Вопросы и задания:

Почему опадают листья у деревьев?

Почему у клена, сирени, акации не опали листья, на зиму?

Как деревья приготовились к зимнему периоду, трава?

Экскурсия - практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Изучение осенних при­мет. Экскурсия в дендрарий.

Экскурсия в осенний лес заповедника.

Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки, оформить стенгазету об осени.

Составить письменный рассказ, сказку "Роль листопада в жизни растений", сделать прогноз погоды на зиму на основании знаний осенних примет.

Экскурсия за природным материалом.

Поход выходного дня. Сбор растений для гербариев, пополнение фитобара.


РАЗДЕЛ 3. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ / 2 ч./


Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами.

"Первичный бульон" древних океанов. Теория А.И.Опарина о стадиях развития жизни на земле: химической, биологической.

И.В.Вернадский о живом веществе планеры, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое компоненты природы и их роль. Экология - наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, заката биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географичес­кая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Понятие антропогенного воздействия и его последствий на биосферу.

Понятие загрязнителей окружающей среды /ОС/, способах очистки, источниках загрязнений, влияния загрязнений на ОС на «человека».

Практическая работа №1. Распределение тем докладов среди учащихся по книгам: Гаврилова В.П. Путешествия в прошлое Земли. М. – Недра.-1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская литература, 1978.

Сообщения:

Море без рыб /550 млн. лет назад/.

В подземном саду. Выход на сушу /400 млн. лет назад/

Время древней жизни /250 млн. лет назад/

Ящер-тиран /динозавры – 80 млн. лет назад/.

Африка в шубе /25тыс. лет назад/.

Экскурсия ''Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.


РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА. ПОНЯТИЕ О ПОЧВЕ. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ /10 ч./


Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев - великий ученый-почвовед /его определение почвы/.

Состав и структура почвы. Почва - среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве /микориза/, роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучше­ния её плодородия.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобре­ний /органических: - навоза, помета/, севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос.

Правила хождения в природном окружении /склон/.

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве /структурной, бесструктурной/.

Экскурсия в зимний лес. «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.

Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовки снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Практическая работа. Определение степени загрязнения снега. Определение кислотности выпавшего снега с учетом направления ветра. Определение состава снега в случае его повышенной кислотности.

Экскурсия в зимний сад /парк, сквер/. Подкормка птиц.

Индивидуальные задания.

1. Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв.

2. Подготовить сообщения, о правильном и неправильном использовании почв человеком.

3. Оформить результаты экскурсии и практической работы.

4. Сделать прогноз погоды на весну и лето с учетом знаний народных зимних примет.

5. Подготовиться к викторине – КВН "Знаешь ли ты Природу?". Проведение викторины – КВН «Знаешь ли ты природу?» /обобщение по темам 1-4/.


РАЗДЕЛ 5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА: луг И ПАСТБИЩЕ / 6 ч. /


Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.

Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.

Практическая работа №1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках.

Фенологические наблюдения. Охрана птиц.

Практическая работа. № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов /весной/.


РАЗДЕЛ 6. ЛЕС КАК ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / 8ч./


Лес - природное единство. Рекреационные зоны.

Характеристика природных сообществ. Типы природных сообществ /экосистем /.

Взаимосвязи в природном сообществе леса.

Растения елового леса. Животные елового леса. Взаимосвязи в природном сообществе елового леса.

Влияние леса на окружающую среду.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев, кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.

Природное сообщество - биоценоз. Биоценоз - сложная природная система. Примеры биоценозов. Биоценозы - закономерные сообщества организмов.

Растительные сообщества. Роль растений в жизни природного сооб­щества. Сообщества - элементы экосистемы или биогеоценоза.

Группы животных в экосистеме. Роль животных в природных сообществах. Значение животных в природных сообществах.

Практическая работа № 1 /индивидуальные задания/. Написать реферат /сообщение/ по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники - смородина, малина, айва японская и т.д.

К сообщению приготовить гербарный лист с черенком – веткой изу­чаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.

Практическая работа №2. Выявление и учет количества вредителей в саду /парке, лесу, лесополосе/.

Практическая работа №3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам и коре, по внешнему виду.

Экскурсия «Биологическая экологическая тропа» в лесопо­лосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу /ветке/, поперечное и продольное строение ствола дерева.


РАЗДЕЛ 7. ВОДНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ /6 ч./


Аквариум - модель водного биогеоценоза, различные группы орга­низмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды - мир микроскопических организмов.

Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Источники и виды загрязне­ний водоемов, малых рек, озер, морей, океанов. Способы очистки водоемов. Операция «Малым рекам - чистоту и полноводность». «Родничок».

Нормы пользования водоисточниками. Очистные сооружения.

Практическая работа № 1. Анализ проб воды рек и водoeмoв на содержание в них загрязнителей.

Практическая работа № 2. Способ устранения нефтяного пятна при помощи корковой пробки.

Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.

Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.


РАЗДЕЛ 8. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО / 10ч./


Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Законы и постановления об ох­ране природы. Охрана природы как антропогенный фактор.

Охрана природа и экология. Охрана атмосферы. Наблюдения за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха.

Охрана гидросферы. Охрана рыбных запасов. Источники минеральных вод Осетии и района и их охрана.

Охрана почв. Типы почв. Плодородие почв. Основные виды эрозии почв. Мероприятия по охране почв. Почвы родного края. Основные черты рельефа края. Охрана земель и недр.

Природа родного края. Мероприятия по ее охране:

а) Природные комплексы края, влияние деятельности человека.

б) Государственные, научные и общественные организации по охра­не природы края. Обществу Охраны природы республики - 85 лет.

в) Охраняемые территории края.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники стран СНГ, России, республики. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана приро­ды. Туристская природоохранительная деятельность. Нормы и правила по­ведения туриста в природном окружении.

Устный журнал "По страницам "Красной книги".

Поход выходного дня (1-дневный); закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.


РАЗДЕЛ 9. В МИРЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ /30 ч./


Разнообразие цветковых растений края, республики, района. Груп­пы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие; плодово-ягодные, медоносные, лекарственные, красильные и др.; культурные: хлебные, овощные, кормовые, плодово-ягодные, декоративные и т.д. Сорняки и их значение.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека. Лекарствен­ные растения края. Редкие и охраняемые растения края. "Красная книга России» и «Красная книга РСО – Алания». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Условия жизни и питания растений. Диагностика питания растений.

Признаки голодания растений. Влияние удобрений на рост и разви­тие растений. Влияние ионов тяжелых металлов на рост и развитие рас­тений. Рост и развитие растений в условиях различной кислотности почв.

Практическая работа № 1. Определение видового состава цветковых растений края по гербарию и в природе с помощью определителя «Школьный ботанический атлас». Подготовка к Празднику цветов.

Практическая работа № 2. Крашение ткани растительными красите­лями: крапивой, зверобоем, луковой шелухой, корой дикой сливы, кор­нем девясила и др.

Практическая работа № 3. Получение акварельных растительных красок.

Практическая работа № 4. Изготовление растительных индикаторов.

Практическая работа № 5. Определение эфирных масел в цитрусо­вых. Извлечение каротина, дубильных веществ, витамина С из растений.

Практическая работа № 6. Приемы высушивания цветов для состав­ления зимних букетов и композиций.

Экскурсии в природу "В мире цветковых растений", "Поиск лекарственных растений", "В химическую лабораторию растений: сбор растений-красителей и растений-индикаторов", "Золотое убранство осени», «Растения-сухоцветы», "Листопад и его значение". Виды плодов и семян; подготовка семян к посеву.

Викторина, сюжетно-ролевая игра «Что, где растет».

Праздник цветов, выставка композиций из цветов с учебно-опытного участка и домашних цветников, лекарственных и овощных растений, конкурс эскизов ландшафтного и фитодизайна.

Выставка книг о цветковых растениях, конкурс на лучшую газету, бюллетень о цветковых растениях края.

Конкурс на лучший образец окрашенной ткани, композицию из сухоцветов.



РАЗДЕЛ 10. НАШ КРАЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРАЯ /20 ч./


Подготовка к конкурсу юных экологов.

Природный комплекс и его компоненты. Основные черты рельефа республики. Климат края и республики. Гидрография Осетии. Многообразие растительного и животного мира родного края.

Особенности охраны природы родного края /республики и района/. Ежегодный экологический мониторинг окружающей среды в районе, составление отчета и рекомендаций.

Определение пород деревьев и кустарников, их биологической особенности; хозяйственное значение.

Определение пород деревьев и кустарников по семенам. Время сбора семян, сроки и способы посева семян.

Значение методики постановки опыта с лесными культурами. Нормы, сроки и способы внесения удобрений.

Роль птиц и насекомых. Вред насекомых-вредителёй.

Местообитание, нормы и правила сбора, хранение и применение лекарственных растений. Лесная аптека. Опознавательные /определение растений/ и поведенческие умения юных экологов-краеведов.

Овощные культуры. Их значение в хозяйстве республики.

Виды лесных пожаров, меры их предупреждения. Методы борьбы с лесными пожарами. Правила выбора места и устройства кострищ, пра­вила обращения с огнем в природе.

Обитатели леса / растения и животные /, внесенные в «Красную кни­гу России», растения-эндемики.

Индивидуальные задания /письменные творческие работы, сообще­ния/ по темам:

- Значение леса в жизни человека, животных.

- Зеленая аптека. Лесная аптека.

- Растения под охраной

- Они нуждаются в защите /о редких и охраняемых животных края/.

- Заповедники нашей страны.

- Заповедники и заказники РСО - Алания.

- Леса нашего края,

- Птицы нашего края.

- Животные наших лесов.

- Ученые-земляки.

Практические работы.

1. Правильная посадка саженца или черенка, расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных культур.

2. "Назначение в рубку" трех деревьев. Обмер дерева /мерной вилкой/, определение диаметра нужных экземпляров для рубки. Измерение высоты дерева с помощью оптического высотомера /деловая игра /.

3. Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Расчет доз внесения удобрений под лесные культуры.

4. Определение вида птиц /по чучелам/, обитающих в лесах района. Определение вида насекомых-вредителей или энтомофаг / по коллекции/. Определение лекарственных растений /травянистых, древесных и кустарников/ в лесу с помощью определителя "Школьного атласа расте­ний"/.

5. Обобщающая практическая работа. Определение в растительном сообществе по видовому составу: деревья, кустарники, травы, мхи и ли­шайники, грибы.

Пользование противопожарными механизмами.

Экскурсия в СКЛТ, лесничество.




РАЗДЕЛ 11. РАБОТА ЮНОГО КРАЕВЕДА-ЭКОЛОГА /14ч./

Права и обязанности членов секции "Друзья природы" в школе, центре детского творчества, Совете туристско-краеведческого клуба, экспедицион­ном отряде, кружке, краеведческом музее и т.д. Роль обучающихся т/о в проведении туристско-краеведческих мероприятий, в экологическом образовании и воспитании учащихся школ и населения района: беседы в начальных классах, классные часы, краеведческие конкурсы, творческие выставки, КВН, викторины, Дни птиц, организация подкормки и охраны птиц, выявления нарушений экологии города и предложения способов устранения нарушения. Участие в долгосрочных программах "Чистый город", "Чистые реки", «Охрана воздуха» и др.

Практическая работа 1. Работа с приборами, определение горных пород и минералов, растений края.

Практическая работа 2. Анализ воды из природных источников сел. В. Бирагзанг.

Практическая работа № 3. Определение пылевого загрязнения воздуха на различных участках: в школе и вокруг школы, в городе.

Практическая работа № 4. Анализ почвы на содержание катионов тяжелых металлов / Рв2+, Cd2+, Zn2+, Fе3+ и др./ вблизи промышленных предприятий района /Свинцово – цинковый комбинат, Мизурская обогатительная фабрика/. Анализ растительности в данных районах.

Экскурсия 1. Исследование роста и развития мхов и лишайников в городе как индикаторов чистого воздуха.

Разработка внеклассных мероприятий: составление сценария, во­просов викторин, подборка краеведческой литературы для выставки книг.

Изготовление искусственных гнездовий для птиц и их развешива­ние.

Инсценировка для младших школьников "Птицы - наши друзья". Викторина.

Проведение и участие в Дне птиц, КВН, участие в конкурсе искусственных гнездовий, плакатов и рисунков, пропагандирующих охрану птиц.

Экскурсия 2. В парк /СКЛТ/, заповедник, на промышленные предприя­тия / цемзавод, спиртзавод с.Дзуарикау, молзавод с.Црау/.

Меры охраны и привлечения птиц края.


РАЗДЕЛ 12. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ PAБОТA

/ 8 ч., ПВД/


Разработка маршрута, выбор краеведческого задания. Правила сбора и оформления краеведческого материала. Подбор снаряжения, питания, смета расходов. Правила поведения в природе, правила и особенности поведения туристов на маршруте.

Работа школьников по охране природы. Экологический монито­ринг окружающей природы. Фенологические наблюдения.

Поход выходного дня. Практическая работа - сбор краеведческого материала, закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Практические дела по охране природы, по оформлению собранного материала.

РАЗДЕЛ 13. РАЗРАБОТКА ТЕМАТИКИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ /2ч./


Разработка тематики и методики опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке, в домашних условиях. Посадка деревьев и кустарников, цветочных и овощных культур новинок с целью исследования их роста и развития в местных климатических условиях, с учетом тенденции к изменению климата.

Понятие ландшафтного дизайна. Выбор растений для альпийских горок, клумб, рабаток и др.

Выбор цветочно-декоративных растений и их выращивание для работ по фитодизайну.


РАЗДЕЛ 14. УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЬНИКА. ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА УЧАСТКЕ /10 Ч./


Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Выращивание цветочно-декоративных и овощных растений посевом семян в грунт.

Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.

Высадка рассады, выращенной в теплицах и парниках, на подоконнике. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Правила ухода за цветочными и овощными культурами. Значение и выбор подкормок для роста, цветения и развития растений.

Поглощение нитратов овощами, значение сроков внесения удобрений на содержание нитратов в овощах. Степень поглощения нитратов различными частями растений: листьями, стеблями, корнеплодами. ПДК нитратов в овощах. Понятие экологически чистой продукции. Болезни и вредители растений, способы их устранения.

Практическая работа № 1. Подготовка почвы под посевы. Разбивка на делянки. Определение места для создания альпийской горки, рабатки и др. Посев семян.

Практическая работа № 2.Уход за посевами. Наблюдения за появлением всходов. Посадка рассады в грунт на постоянное место. Прополка.

Практическая работа № 3. Работа по созданию альпийской горки, особенности ухода.

Практическая работа № 4. Опыты по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветка и плодов растений.

Использование опытного участка для создания модельной природной экосистемы (лужайки, цветника, огорода, клумбы и др.) как экологической лаборатории.


РАЗДЕЛ 15. ЛЕТНИЕ РАБОТЫ НА УЧАСТКЕ. / 2ч./


Полив, прополка, подкормка растений. Правила и сроки сбора выращенных растений. Правила срезки и высушивания цветковых растений. Правила высушивания лекарственных растений.

Практическая работа по изготовлению гербариев выращенных растений.

Проведение опытов по исследованию содержания и степени поглощения элементов и нитратов в зависимости от кислотности почвы.


РАЗДЕЛ 16. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В РАЙОННЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ СЛЕТАХ ТУРИСТОВ, КОНКУРСАХ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ И ЭКОЛОГОВ. /12ч./


Практическая работа по закреплению эколого-туристических умений, учет результатов краеведческой работы и лабораторных исследований. Оформление отчетов, наблюдений, фоторепортажей, исследований по проведенной работе. Конкурсы на лучшие работы. Оформление отчета экологического мониторинга окружающей среды. Предложения по устранению замеченных недостатков.









































№№

п/п


Наименование темы /раздела/

Количество часов

Все-го

Тео-рия

Практика

В помещ.

На местности

I


Организационное занятие. Введение. Правила техники безопасности.




2



2



-



-

2.

Обсуждение итогов работы в летний период.

2


2


3.

Краеведческие объекты родного края.

12

4

-

8, экск.

4.

Климат РСО-Алания и Алагирского района.


6


2


-


4, экск.

5.

Наблюдения в природе. Фенологические наблюдения. Календарь природы.

10

2

2

6, экск.

6.

Растительный мир РСО-Алания и Алагирского района.

30

4

10

16, экск.

7.

Животный мир края.

10

4

4

2, экск.

8.

Гидрография РСО-Алания и Алагирского района. Проблемы загрязнения водоемов.

10

2

4

4, экск.

9.

Почвы родного края. Проблемы загрязнения.

6

2

2

2, экск.

10.



Состояние атмосферного воздуха родного края и района. Проблемы загрязнения.



6

2

2

2, экск.


11.

Природные комплексы родного края. Общая характеристика.


8


2


4


2, экск.

12.

Краеведческая и природоохранная работа. Северо-Осетинский государственный заповедник.

20

4

8

8,ПВД

13.

История развития туризма в Северной Осетии.

8

2

2

4, экск.

14

Подведение итогов. Подготовка докладов, исследовательских работ, рефератов, фоторепортажей, оформление проектов и отчетов экологического мониторинга окружающей среды и краеведческого материала. Участие в конкурсах исследователей окружающей среды.



14



4



10



-


ИТОГО


144


36


50


58

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. Организационное занятие. Введение. Правила техники безопасности.


Повторение правил поведения в природе. Соблюдение правил техники безопасности на экскурсиях и в помещении.

Дисциплина на экскурсиях и на занятиях - ос­нова безопасности.

Проблемы современной экологии. Роль туризма в изучении и охране окружающей среды. Эко-туризм и другие виды туризма в республике и районе.


РАЗДЕЛ 2. Обсуждение итогов работы в летний период.


Обработка собранного материала, оформление гербариев, составление коллекций, поделок из природного материала, собранного в летний период. Отчет о проделанной работе.

Практическая работа.

Работа с гербарием и природным материалом. Оформление коллекций, стендов. Подготовка к празднику урожая. Составление композиций из природного материала.


РАЗДЕЛ 3. Краеведческие объекты родного края.


Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные и другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. История и культура народов республики и Алагирского района. Требования к организации экскурсии. Работа экскурсовода.

Практические занятия.

  1. Экскурсия в музейно-парковый комплекс г. Алагира.

  2. Экскурсия в храм Вознесения Господня.

  3. Составление паспорта на краеведческий объект.

  4. Экскурсия в Северо-Кавказский лесной техникум.



РАЗДЕЛ 4. Климат РСО-Алания и Алагирского района.

Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на растения и животных, хозяйственную деятельность человека. Знакомство с картой погоды. Учет климатических факторов на размещение промышленных предприятий.


Практические занятия.

  1. Экскурсия на животноводческий комплекс с. Хаталдон.

  2. Экскурсия в дендрарий СКЛТ.



РАЗДЕЛ 5. Наблюдения в природе. Фенологические наблюдения. Календарь природы.

Фенологические наблюдения, составление календаря природы. Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Изучение сезонных явлений природы. Организация наблюдений.

Практические занятия.

Ведение дневника наблюдений. Составление календаря погоды.

Экскурсия «Осень – чудесная пора».




РАЗДЕЛ 6. Растительный мир РСО-Алания и Алагирского района.

Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Лекарственные растения края и их использование в народной медицине. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха.

Практические занятия.

Определение растения луга, пастбищ, леса, поля, водоема, болота.

Гербаризация сорных растений.

Составление картотеки охраняемых растений.

Составление словаря русских и осетинских названий растений.

Подготовка и проведение бесед обучающихся о редких и исчезающих растениях республики и района.

Экскурсия в заповедник.


РАЗДЕЛ 7. Животный мир края.



Обзор животного мира республики и района. Редкие и исчезающие животные родного края. «Красная книга» животных. Кавказско-беловежский зубр в Северо-Осетинском государственном заповеднике.

Практические занятия.

Определение наиболее типичных животных визуально, обитающих на территории Северо-Осетинского гос. заповедника. Голоса и следы птиц и зверей края.

Экскурсия в заповедник.


РАЗДЕЛ 8. Гидрография РСО-Алания и Алагирского района. Проблемы загрязнения водоемов.

Вода – основа жизни. Вода как полезное ископаемое. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в республике и районе. Общая характеристика гидрографии республики. Реки, родники, водопады района и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Проблемы загрязнения водных объектов в районе. Закон об охране водных ресурсов. Биоиндикационные и органолептические способы определения чистоты воды в водоеме (р.Ардон).

Практические занятия.

Определение чистоты воды органолептическим способом.

Анализ проб воды на содержание загрязнителей химическими методами.

Способы очистки воды на водоохраняемых объектах города и в быту.





РАЗДЕЛ 9. Почвы родного края. Проблемы загрязнения.

Особенности почвенного покрова республики и района. Состав и строение почв. Условия формирования. Понятие о почвенной карте. Способы обработки почв от эрозии и загрязнения. Мелиорация почв.

Практические занятия.

Изучение почвенного среза.

Определение кислотности почвы.

Экскурсия в дендрарий СКЛТ.



РАЗДЕЛ 10. Состояние атмосферного воздуха родного края и района. Проблемы загрязнения.

Изучение состояния и состава атмосферного воздуха в городах и сельско-хозяйственных предприятиях. Проблемы состояния воздуха в городе Алагире. Способы очистки воздуха. Лихеноиндикация. Растения, способствующие очищению воздуха в городе.

Практические занятия.

Определение состояния атмосферного воздуха в парках и школах города методом лихеноиндикации.

Экскурсия в парки, скверы и территории школ города Алагира.



РАЗДЕЛ 11. Природные комплексы родного края. Общая характеристика.

Зональные и азональные комплексы республики и района. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа – общество – человек». Общая характеристика природных комплексов района.

Практические занятия.

Экскурсия в дендрарий СКЛТ, на р. Ардон по изучению природного комплекса.

Составление гербариев.

Оформление фоторепортажей.


РАЗДЕЛ 12. Краеведческая и природоохранная работа. Северо-Осетинский государственный заповедник.

Географическое положение, природные условия и ресурсы края. История и культура края. Сведения о прошлом г. Алагира. Памятники истории и культуры. Памятники природы и особо охраняемые природные территории (ООПТ). Изучение научной и природоохранной деятельности Северо-Осетинского государственного заповедника.

Практические занятия.

«Путешествия» по карте.

Посещения музеев.

Подготовка мини докладов о природе родного края.

Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.

Экскурсия в Северо-Осетинский государственный заповедник.






РАЗДЕЛ 13. История развития туризма в Северной Осетии.

Туристские возможности республики и района. Проблемы развития туризма в Северной Осетии и Алагирском районе. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи республики. Памятники природы.

Знакомство с туристами-земляками.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, эко-туризм.

Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный.

Туристское снаряжение. Оборудование для исследовательской работы.


Практические занятия.

Составление докладов и репортажей о туристических объектах края.

Разработка экологических троп на маршруте.

Экскурсия в Цей.


РАЗДЕЛ 14. Подведение итогов. Подготовка докладов, исследовательских работ, рефератов, фоторепортажей, оформление проектов и отчетов экологического мониторинга окружающей среды и краеведческого материала. Участие в конкурсах исследователей окружающей среды.

Практические занятия.

Составление докладов, рефератов.

Составление стендов, фоторепортажей.

Оформление исследовательских работ.

Оформление отчетов экологического мониторинга и фенологических наблюдений в природе.

Методическое обеспечение программы

Тема 1. Введение.

Формы занятий: беседа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: обзор книг, просмотр кинофильма, выставка краеведческой литературы.

Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 5.

Тема 2. Земля как планета

Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания, практикум. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные задания.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий: модель солнечной системы, метеоприборы, портативная школьная метеостанция, глобусы.

Форма подведения итогов обучения: собеседование.

Тема 3. Понятие о биосфере

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал: окаменелости.

Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» Часть 2. Форма подведения итогов обучения: собеседование

Тема 4. Понятие о почве

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа,

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение.

Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов, образцы почв, таблицы. Техническое оснащение занятий: телевизор, диски DVD video. Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН)

Тема 5. Луг и пастбище

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал: гербарий, карточки Форма подведения итогов обучения: тестирование

Тема 6. Лес

Формы занятий: беседа, экскурсии, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение.

Дидактический материал: гербарий, карточки.

Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 4.

Форма подведения итогов обучения: викторина

Тема 7. Водные биогеоценозы

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы.

Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа.

Тема 8. Охрана природы и заповедное дело

Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: самостоятельная работа.

Дидактический материал: картины и фотоматериалы.

Форма подведения итогов обучения: тестирование

Тема 9. В мире цветковых растений.

Формы занятий: беседа, устный журнал, экскурсии, самостоятельная и творческие работы.

Дидактический материал: гербарий «Основные группы растений», диафильм «Осень в жизни растений», к/ф «Сезонные изменения в жизни растений», картины и фотоматериалы.

Тема 10. Наш край. Экологические проблемы района.

Формы занятий: беседа, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа.

Дидактический материал: чучела птиц, диафильм «Биология птиц леса», к/ф «Сезонные явления в жизни птиц», аудио запись «Голоса животных в природе», подборка книг и фотоматериалов о птицах и животных края и их жизни.

Тема 11. Работа юного краеведа-эколога.

Формы занятий: экскурсии, практическая работа, беседа.

Дидактический материал: диафильм «Растения красной книги РФ», «Красная книга РФ», «Красная книга Северной Осетии», семена деревьев и кустарников, мерная вилка, буссоль, картины и фотоматериалы.

Тема 12-16.

Формы занятий: практическая работа, беседа, творческие работы.

Снаряжение и оборудование к конкурсной программе;

Снаряжение для занятий по эколого-краеведческим и туристским навыкам: палатка, рюкзаки, оборудование для исследовательской краеведческой работы и т.д.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Александров Б. Копилка витаминов. М.: Просвещение, 1966.

2. Ардасенов Н.М. Символы негасимой памяти – Владикавказ: Госкомиздат им. Б.А.Гассиева, 1991г.

3. Бероев Б.М. . Экологическими тропами Северной Осетии. РИО Госкомиздата РСО, 1993

4. Будун А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охраны. Владикавказ: РИО, 1994г.-254 с.

5. Бобылева Л.А., Агузарова И.Г. Теория и практика экологического воспитания младших школьников в национальной школе (на примере РСО-Алания). - Владикавказ: Изд им. В.Гассиева, 2009г.

6. Бобылева Л.А., Хатагова Е.Р. Экологическая напрвленность Северо-Кавказской народной педагогики и ее использование в воспитании младших школьников (на примере РСО-Алания) – Владикавказ: Изд.предприятие им. В.Гассиева, 2009г.

7. Бадтиев Ю.С. Биоманиторинг экологической обстановки. Владикавказ: ИПО СОИГСИ им. В.И.Абаева, 2009г.

8. В союзе с природой. Уч.-методич. пособие / Грехова Л.М. М. – Ставрополь Изд. ЦБЛ, Сервисшкола, 2003.

9. Дежкин В. Беседы по экологии. М.: Молодая гвардия. 1979.

10. Денисов Г., Белоусова Л. Редкие и исчезающие растения СССР. М.: Лесная Промышленность, 1974.

11. Дзарахохов С.Б. История селения Бирагзанг. Владикавказ: «Рухс», 2005г.

12. Дмитриев Ю. Человек и животные. кг.1-я. М.: Детская литература, 1973.

13. Журналы «Биология в школе», «Химия в школе», 1995 -98 гг.,2006 г.

14. Занимательное естествознание. Из серии «нескучный учебник». С.-Петербург. Изд.»Тритон», 1998.

15. Мельчуков А.Е. Сокровищам Земли – надежную охрану. М.: Недра, 1977.

16. Олисаев В.А., Кадиева Л.С. Дары леса и их использования. «Ир», Орджоникидзе,1988

17. Основы экологии. Учебник для 9 кл. М.: Просвещение, 1997.

18. Попов К.П. Алагирское ущелье. Владикавказ. «Ир»,2008.

19. Попов К.П. Мир растений Северной Осетии. Владикавказ: «Ир», 1991г.

20. Попов К.П. Памятники природы Северной Осетии. Владикавказ: «Ир», 1994г.

21. Попов К.П. Священная роща Хетага. Владикавказ: «Ир», 1995г.

22. Попов К.П. Алагир. Очерки природы и истории. Владикавказ «Ир», 1996г.

23. Популярная энциклопедия растений /животных/ С.-Петербург. М. и М.Экспресс, 1977.

24. Праздники в средней школе. Волгоград, 2003.

25. Приложение к газете « 1 сентября» «Химия». 1995-98 гг.

26. Природные ресурсы республики Северная Осетия – Алания. «Проект Пресс», Владикавказ,2000

27. Пхалагова Дз.М. Минеральные воды Северной Осетии и их химические особенности. – Владикавказ: «Ир», 1992г. – 204 с.

28. Справочники по экологии для учащихся.

29. Цогоева Ф.Б. Экологическая безопасность горных территорий РСО-Алания. – Владикавказ: Изд. ГОУВПО СОГУ им. К.Л.Хетагурова, 2007г.

30. Цогоева Ф.Б. Экология городской среды. Социальный аспект. – Владикавказ: Изд СОИГСИ им. В.И.Абаева, 2009г.

31. Федоров Б.М. Охранная грамота флоры. М.: Знание, 1978г.

32. Экологические исследования. Сборник хоздоговорных НИОКР. – Владикавказ: «Иристон», 1998г. – 240 с.

33. Экология растений. Учебное пособие для 6 кл. / Былова А.М., Шорина Н.И. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2002г.

34. «Экологические праздники для детей», «Экологические (игровые) занятия с детьми». / Молодова Л.П. ЦБЛ, М.: 2003

35. Я познаю мир. Экология. М.: Астрель, 2003г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!