Министерство образования и науки РСО-Алания
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. К.Х. Пагиева» Алагирского района
Творческое объединение «Эко-плюс»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета протокол №___ от «__»_______2016г. | «Утверждаю» Директор МКУ ДО «Центр детского творчества им. К.Х.Пагиева» Алагирского района __________А.А. Каргинова «___»_______2016 г. |
П р о г р а м м а
«Юные экологи-краеведы»
Возраст обучающихся 11-16 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Петровская Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования
I категории
г. Алагир
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы – это в значительной степени проблемы воспитания, проблемы педагогики. Вот почему экологическое образование - стратегическое направление в развитии как средней общеобразовательной школы, так и системы дополнительного образования детей.
Решение экологических проблем, которые вошли в ряд глобальных проблем современности, возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды. Для того, чтобы заботиться о благополучии состояния окружающей среды надо знать и любить ее. Академик Д.С.Лихачев утверждал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к своей стране – к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Экологическое краеведение, чему посвящена настоящая программа, - новое направление современной педагогики. Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит обучающихся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимодействиях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и хозяйственную деятельность в родном крае. Реалии настоящего времени требуют от воспитанников не только высоких знаний и умений, но и «пытливости» ума, исследовательской «жилки», способностей и желания преобразовать окружающий мир, противостоять натиску проблем, руководствуясь нравственными принципами, то есть быть не только высокообразованными людьми, но и высоконравственной личностью, гражданином, патриотом своей малой, а значит, и большой Родины.
Данная программа акцентирует внимание на воспитание экологической культуры, духовных ценностей подрастающего поколения через знакомство с родным краем, его природой, достопримечательностями, богатством и разнообразием растительного и животного мира, историей, искусством.
В данной программе экологическое краеведение представлено пересечением многих фундаментальных наук: биологии, экологии, географии, химии, истории, искусства. Процесс обучения строится на основе непринужденного усвоения информации, что достигается путем гармоничного сочетания различных видов деятельности: познавательной, практической (изучение определенной территории во время экскурсии), исследовательской (проведение наблюдений, опытов, практических работ, подведение итогов изучения).
В условиях различной подготовленности детей программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности выполняемых обучающимися практических и творческих заданий. Особенностью данной программы является ее прикладная направленность. Реализация регионального компонента достигается организацией личностного познания своего края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Практическая направленность данной программы заключается в организации природоохранной деятельности воспитанников. В процессе обучения воспитанники на практике знакомятся с хозяйственной деятельностью человека и ее влиянием на природу, овладевают элементарными навыками экологического мониторинга. Проводя экологический мониторинг, обучающиеся приобретают и развивают навыки выполнения национальных экологических программ, осознают значимость своей роли в природе, личной ответственности за состояние окружающей среды. При изучении родного края и его экологических проблем программой предусмотрена посильная социально-значимая работа воспитанников: организация и участие в муниципальных и региональных природоохранных и экологических акциях.
Поскольку экологическое краеведение связано со сбором краеведческого материала, что осуществляется при проведении экскурсий в природу, в краеведческие музеи, другие объекты наблюдений, то программой предусмотрено формирование элементарных эколого-туристских умений и способов действий: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.
Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, так же должны закрепляться в походах, экскурсиях, в процессе работы на учебно-опытном участке. Материалы экскурсий и походов оформляются для пополнения кабинетов туристическо-краеведческих объединений в школах и организациях дополнительного образования, используются на занятиях, представляются на районные и республиканские конкурсы в виде докладов, стендов, наглядных пособий, учебно-методических материалов, выставок работ из природного материала, учебно-исследовательских работ и др.
Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста 11-16 лет.
Срок реализации 2 года.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе краеведческой и экологической деятельности.
Занятия творческого объединения направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
1. Углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы.
2. Развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся.
3. Формирование навыков экологического мониторинга окружающей среды, участие в выполнении долгосрочных экологических программ.
4. Воспитание экологической культуры учащихся, развитие экологического мышления, способности прогнозировать и предлагать пути решения экологических проблем и задач родного края, района, города.
5. Формирование организационно-пропагандистских, эколого-краеведческих навыков и умений.
6. Привитие первичных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.
7. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, гражданской ответственности перед грядущими поколениями.
8. Воспитание целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи в коллективе, необходимости вести здоровый образ жизни.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализовать поставленные цели и задачи возможно при тесном сотрудничестве всех общественных природоохранных организаций, широком использовании всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных; с географией, биологией, физикой, химией.
Для организации работы объединения необходимо также следующее:
1. Кабинет.
2. Закрывающийся на замок шкаф.
3. Лабораторное оборудование и реактивы.
4. Таблицы, коллекции, определители, иллюстрации о древних животных, растениях; гербарии цветковых и других растений с определительными карточками, набор горных пород и минералов и т. д.
5. Набор учебных топографических карт.
6. Учебно-опытный участок, инвентарь.
7. Учебно-методическая литература.
8. Таблицы по оказанию первой доврачебной помощи, аптечка.
ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, обзорных лекций, устных журналов, рассказа, изложения. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время подготовки слетов следопытов-экологов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений, работы с природным материалом. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, работ на опытном участке по выращиванию цветов.
Формы организации обучения - групповая и индивидуальная.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся в творческом объединении к концу обучения могут быть участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристическо-краеведческой работы, в экологическом просвещении населения, проводить беседы, классные часы в начальных классах с целью пропаганды экологических знаний, воспитания правильного поведения людей по отношению к природе, могут быть руководителями и помощниками руководителя похода выходного дня для учащихся младшего звена, соревнований по ориентированию на местности, помощниками и участниками экологического мониторинга окружающей среды и участниками движения «зеленых», инициаторами решения экологических проблем города, района. Обучающиеся должны уметь применять экологические и биологические знания на практике, уметь
прогнозировать, выявлять экологические ситуации и предлагать способы устранения деструктивных результатов деятельности человека.
Результатом реализации программы является так же:
- овладение воспитанниками элементарными экологическими и туристско-краеведческими знаниями, умениями и навыками;
- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;
- создание творческих групп, занимающихся исследовательской работой по изучению влияния загрязнителей окружающей среды на природу и человека, поиском способов очистки от загрязнений воздуха, водоемов, почв;
- участие школьников в конкурсных мероприятиях района и республики, олимпиадах, викторинах, выставках, акциях по охране и защите природы, в конкурсах исследователей окружающей среды, на конференциях;
- содействие развитию экотуризма в республике и районе;
- позитивное общение с окружающими.
№№ п/п | Наименование темы /раздела/ | Количество часов |
Все-го | Тео-рия | Практика |
В помещ. | На местности |
I | Введение. Правила техники безопасности на экскурсиях, при работе с лабораторным оборудованием. Понятие экологии, охраны природы, экотуризма. | 2 | 2 | - | - |
2. | Земля как планета | 2 | 1 | - | 1,экск. |
3. | Биосфера - живая оболочка Земли | 2 | 1 | - | 1, экск. |
4. | Литосфера. Понятие о почве. Плодородие почв. Проблемы загрязнения. | 10 | 2 | 4 | 4, экск. |
5. | Природные сообщества. Луг и пастбище. | 6 | 2 | 2 | 2, экск. |
6. | Лес как природное сообщество | 8 | 2 | 2 | 4, экск. |
7. | Водные биоценозы. Проблемы загрязнения водоемов. | 6 | 2 | 2 | 2, экск. |
8. | Охрана природы и заповедное дело. | 10 | 2 | - | 8, ПВД |
9. | В мире цветковых растений | 30 | 4 | 10 | 16, экск. |
10 | Наш край. Экологические проблемы республики, района. Подготовка докладов, фоторепортажей, оформление проектов и исследовательских работ. | 20 | 4 | 2 | 14, экск. |
11. | Работа юного краеведа-эколога. | 14 | 2 | 8 | 4, экск. |
12. | Краеведческая и природоохранная работа. | 8 | | | 8,ПВД |
13. | Разработка тематики опытнической работы | 2 | 2 | - | - |
14 | Учебно–опытный участок – экологическая лаборатория школьника. Весенние работы на участке. | 10 | 1 | 1 | 8 |
15 | Летние работы на участке | 2 | - | - | 2 |
16 | Подведение итогов. Подготовка и участие в республиканском конкурсе юных экологов и др. Оформление отчета экологического мониторинга окружающей среды | 12 | 4 | 8 | - |
ИТОГО | 144 | 31 | 39 | 74 |
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ / 2 ч./
Знакомство с ЦДТ. Правила поведения при проведении занятий в помещении, на экскурсиях, в походе.
Инструкция по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. Дисциплина на экскурсиях и на занятиях - основа безопасности.
Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология - наука, изучающая взаимосвязи природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы. Роль туризма в изучении и охране окружающей среды. Понятие "экологического туризма" и его роли в сохранении и приумножении природных богатств в крае, районе.
РАЗДЕЛ 2. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА /2 ч./
Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей / II в. н. э./ - геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473-1543.г.г) - гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа /XVIIIв./, О.Ю. Шмидта (1891-1956г.г.)
Строение Солнечной системы. Первые "дни" Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.
Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Фенологические наблюдения. Вопросы и задания:
Почему опадают листья у деревьев?
Почему у клена, сирени, акации не опали листья, на зиму?
Как деревья приготовились к зимнему периоду, трава?
Экскурсия - практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Изучение осенних примет. Экскурсия в дендрарий.
Экскурсия в осенний лес заповедника.
Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки, оформить стенгазету об осени.
Составить письменный рассказ, сказку "Роль листопада в жизни растений", сделать прогноз погоды на зиму на основании знаний осенних примет.
Экскурсия за природным материалом.
Поход выходного дня. Сбор растений для гербариев, пополнение фитобара.
РАЗДЕЛ 3. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ / 2 ч./
Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами.
"Первичный бульон" древних океанов. Теория А.И.Опарина о стадиях развития жизни на земле: химической, биологической.
И.В.Вернадский о живом веществе планеры, о круговороте веществ и потоке энергии.
Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.
Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое компоненты природы и их роль. Экология - наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.
Роль человека в биосфере, заката биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.
Понятие антропогенного воздействия и его последствий на биосферу.
Понятие загрязнителей окружающей среды /ОС/, способах очистки, источниках загрязнений, влияния загрязнений на ОС на «человека».
Практическая работа №1. Распределение тем докладов среди учащихся по книгам: Гаврилова В.П. Путешествия в прошлое Земли. М. – Недра.-1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская литература, 1978.
Сообщения:
Море без рыб /550 млн. лет назад/.
В подземном саду. Выход на сушу /400 млн. лет назад/
Время древней жизни /250 млн. лет назад/
Ящер-тиран /динозавры – 80 млн. лет назад/.
Африка в шубе /25тыс. лет назад/.
Экскурсия ''Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.
РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА. ПОНЯТИЕ О ПОЧВЕ. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ /10 ч./
Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев - великий ученый-почвовед /его определение почвы/.
Состав и структура почвы. Почва - среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве /микориза/, роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.
Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения её плодородия.
Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений /органических: - навоза, помета/, севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос.
Правила хождения в природном окружении /склон/.
Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве /структурной, бесструктурной/.
Экскурсия в зимний лес. «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.
Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовки снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.
Практическая работа. Определение степени загрязнения снега. Определение кислотности выпавшего снега с учетом направления ветра. Определение состава снега в случае его повышенной кислотности.
Экскурсия в зимний сад /парк, сквер/. Подкормка птиц.
Индивидуальные задания.
1. Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв.
2. Подготовить сообщения, о правильном и неправильном использовании почв человеком.
3. Оформить результаты экскурсии и практической работы.
4. Сделать прогноз погоды на весну и лето с учетом знаний народных зимних примет.
5. Подготовиться к викторине – КВН "Знаешь ли ты Природу?". Проведение викторины – КВН «Знаешь ли ты природу?» /обобщение по темам 1-4/.
РАЗДЕЛ 5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА: луг И ПАСТБИЩЕ / 6 ч. /
Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.
Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.
Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.
Практическая работа №1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках.
Фенологические наблюдения. Охрана птиц.
Практическая работа. № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов /весной/.
РАЗДЕЛ 6. ЛЕС КАК ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / 8ч./
Лес - природное единство. Рекреационные зоны.
Характеристика природных сообществ. Типы природных сообществ /экосистем /.
Взаимосвязи в природном сообществе леса.
Растения елового леса. Животные елового леса. Взаимосвязи в природном сообществе елового леса.
Влияние леса на окружающую среду.
Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.
Разнообразие пород деревьев, кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.
Природное сообщество - биоценоз. Биоценоз - сложная природная система. Примеры биоценозов. Биоценозы - закономерные сообщества организмов.
Растительные сообщества. Роль растений в жизни природного сообщества. Сообщества - элементы экосистемы или биогеоценоза.
Группы животных в экосистеме. Роль животных в природных сообществах. Значение животных в природных сообществах.
Практическая работа № 1 /индивидуальные задания/. Написать реферат /сообщение/ по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники - смородина, малина, айва японская и т.д.
К сообщению приготовить гербарный лист с черенком – веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.
Практическая работа №2. Выявление и учет количества вредителей в саду /парке, лесу, лесополосе/.
Практическая работа №3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам и коре, по внешнему виду.
Экскурсия «Биологическая экологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.
Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу /ветке/, поперечное и продольное строение ствола дерева.
РАЗДЕЛ 7. ВОДНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ /6 ч./
Аквариум - модель водного биогеоценоза, различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды - мир микроскопических организмов.
Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.
Меры по охране водоемов, малых рек. Источники и виды загрязнений водоемов, малых рек, озер, морей, океанов. Способы очистки водоемов. Операция «Малым рекам - чистоту и полноводность». «Родничок».
Нормы пользования водоисточниками. Очистные сооружения.
Практическая работа № 1. Анализ проб воды рек и водoeмoв на содержание в них загрязнителей.
Практическая работа № 2. Способ устранения нефтяного пятна при помощи корковой пробки.
Экскурсия на водоем. Определение степени загрязненности воды.
Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.
Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.
РАЗДЕЛ 8. ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО / 10ч./
Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Законы и постановления об охране природы. Охрана природы как антропогенный фактор.
Охрана природа и экология. Охрана атмосферы. Наблюдения за погодой в походе. Причины изменения погоды. Охрана воздуха.
Охрана гидросферы. Охрана рыбных запасов. Источники минеральных вод Осетии и района и их охрана.
Охрана почв. Типы почв. Плодородие почв. Основные виды эрозии почв. Мероприятия по охране почв. Почвы родного края. Основные черты рельефа края. Охрана земель и недр.
Природа родного края. Мероприятия по ее охране:
а) Природные комплексы края, влияние деятельности человека.
б) Государственные, научные и общественные организации по охране природы края. Обществу Охраны природы республики - 85 лет.
в) Охраняемые территории края.
Значение заповедников в охране природы. Заповедники стран СНГ, России, республики. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранительная деятельность. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.
Устный журнал "По страницам "Красной книги".
Поход выходного дня (1-дневный); закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных.
РАЗДЕЛ 9. В МИРЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ /30 ч./
Разнообразие цветковых растений края, республики, района. Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие; плодово-ягодные, медоносные, лекарственные, красильные и др.; культурные: хлебные, овощные, кормовые, плодово-ягодные, декоративные и т.д. Сорняки и их значение.
Роль цветковых растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения края. Редкие и охраняемые растения края. "Красная книга России» и «Красная книга РСО – Алания». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.
Условия жизни и питания растений. Диагностика питания растений.
Признаки голодания растений. Влияние удобрений на рост и развитие растений. Влияние ионов тяжелых металлов на рост и развитие растений. Рост и развитие растений в условиях различной кислотности почв.
Практическая работа № 1. Определение видового состава цветковых растений края по гербарию и в природе с помощью определителя «Школьный ботанический атлас». Подготовка к Празднику цветов.
Практическая работа № 2. Крашение ткани растительными красителями: крапивой, зверобоем, луковой шелухой, корой дикой сливы, корнем девясила и др.
Практическая работа № 3. Получение акварельных растительных красок.
Практическая работа № 4. Изготовление растительных индикаторов.
Практическая работа № 5. Определение эфирных масел в цитрусовых. Извлечение каротина, дубильных веществ, витамина С из растений.
Практическая работа № 6. Приемы высушивания цветов для составления зимних букетов и композиций.
Экскурсии в природу "В мире цветковых растений", "Поиск лекарственных растений", "В химическую лабораторию растений: сбор растений-красителей и растений-индикаторов", "Золотое убранство осени», «Растения-сухоцветы», "Листопад и его значение". Виды плодов и семян; подготовка семян к посеву.
Викторина, сюжетно-ролевая игра «Что, где растет».
Праздник цветов, выставка композиций из цветов с учебно-опытного участка и домашних цветников, лекарственных и овощных растений, конкурс эскизов ландшафтного и фитодизайна.
Выставка книг о цветковых растениях, конкурс на лучшую газету, бюллетень о цветковых растениях края.
Конкурс на лучший образец окрашенной ткани, композицию из сухоцветов.
РАЗДЕЛ 10. НАШ КРАЙ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРАЯ /20 ч./
Подготовка к конкурсу юных экологов.
Природный комплекс и его компоненты. Основные черты рельефа республики. Климат края и республики. Гидрография Осетии. Многообразие растительного и животного мира родного края.
Особенности охраны природы родного края /республики и района/. Ежегодный экологический мониторинг окружающей среды в районе, составление отчета и рекомендаций.
Определение пород деревьев и кустарников, их биологической особенности; хозяйственное значение.
Определение пород деревьев и кустарников по семенам. Время сбора семян, сроки и способы посева семян.
Значение методики постановки опыта с лесными культурами. Нормы, сроки и способы внесения удобрений.
Роль птиц и насекомых. Вред насекомых-вредителёй.
Местообитание, нормы и правила сбора, хранение и применение лекарственных растений. Лесная аптека. Опознавательные /определение растений/ и поведенческие умения юных экологов-краеведов.
Овощные культуры. Их значение в хозяйстве республики.
Виды лесных пожаров, меры их предупреждения. Методы борьбы с лесными пожарами. Правила выбора места и устройства кострищ, правила обращения с огнем в природе.
Обитатели леса / растения и животные /, внесенные в «Красную книгу России», растения-эндемики.
Индивидуальные задания /письменные творческие работы, сообщения/ по темам:
- Значение леса в жизни человека, животных.
- Зеленая аптека. Лесная аптека.
- Растения под охраной
- Они нуждаются в защите /о редких и охраняемых животных края/.
- Заповедники нашей страны.
- Заповедники и заказники РСО - Алания.
- Леса нашего края,
- Птицы нашего края.
- Животные наших лесов.
- Ученые-земляки.
Практические работы.
1. Правильная посадка саженца или черенка, расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных культур.
2. "Назначение в рубку" трех деревьев. Обмер дерева /мерной вилкой/, определение диаметра нужных экземпляров для рубки. Измерение высоты дерева с помощью оптического высотомера /деловая игра /.
3. Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Расчет доз внесения удобрений под лесные культуры.
4. Определение вида птиц /по чучелам/, обитающих в лесах района. Определение вида насекомых-вредителей или энтомофаг / по коллекции/. Определение лекарственных растений /травянистых, древесных и кустарников/ в лесу с помощью определителя "Школьного атласа растений"/.
5. Обобщающая практическая работа. Определение в растительном сообществе по видовому составу: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники, грибы.
Пользование противопожарными механизмами.
Экскурсия в СКЛТ, лесничество.
РАЗДЕЛ 11. РАБОТА ЮНОГО КРАЕВЕДА-ЭКОЛОГА /14ч./
Права и обязанности членов секции "Друзья природы" в школе, центре детского творчества, Совете туристско-краеведческого клуба, экспедиционном отряде, кружке, краеведческом музее и т.д. Роль обучающихся т/о в проведении туристско-краеведческих мероприятий, в экологическом образовании и воспитании учащихся школ и населения района: беседы в начальных классах, классные часы, краеведческие конкурсы, творческие выставки, КВН, викторины, Дни птиц, организация подкормки и охраны птиц, выявления нарушений экологии города и предложения способов устранения нарушения. Участие в долгосрочных программах "Чистый город", "Чистые реки", «Охрана воздуха» и др.
Практическая работа 1. Работа с приборами, определение горных пород и минералов, растений края.
Практическая работа 2. Анализ воды из природных источников сел. В. Бирагзанг.
Практическая работа № 3. Определение пылевого загрязнения воздуха на различных участках: в школе и вокруг школы, в городе.
Практическая работа № 4. Анализ почвы на содержание катионов тяжелых металлов / Рв2+, Cd2+, Zn2+, Fе3+ и др./ вблизи промышленных предприятий района /Свинцово – цинковый комбинат, Мизурская обогатительная фабрика/. Анализ растительности в данных районах.
Экскурсия 1. Исследование роста и развития мхов и лишайников в городе как индикаторов чистого воздуха.
Разработка внеклассных мероприятий: составление сценария, вопросов викторин, подборка краеведческой литературы для выставки книг.
Изготовление искусственных гнездовий для птиц и их развешивание.
Инсценировка для младших школьников "Птицы - наши друзья". Викторина.
Проведение и участие в Дне птиц, КВН, участие в конкурсе искусственных гнездовий, плакатов и рисунков, пропагандирующих охрану птиц.
Экскурсия 2. В парк /СКЛТ/, заповедник, на промышленные предприятия / цемзавод, спиртзавод с.Дзуарикау, молзавод с.Црау/.
Меры охраны и привлечения птиц края.
РАЗДЕЛ 12. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ PAБОТA
/ 8 ч., ПВД/
Разработка маршрута, выбор краеведческого задания. Правила сбора и оформления краеведческого материала. Подбор снаряжения, питания, смета расходов. Правила поведения в природе, правила и особенности поведения туристов на маршруте.
Работа школьников по охране природы. Экологический мониторинг окружающей природы. Фенологические наблюдения.
Поход выходного дня. Практическая работа - сбор краеведческого материала, закрепление эколого-туристских умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Практические дела по охране природы, по оформлению собранного материала.
РАЗДЕЛ 13. РАЗРАБОТКА ТЕМАТИКИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ /2ч./
Разработка тематики и методики опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке, в домашних условиях. Посадка деревьев и кустарников, цветочных и овощных культур новинок с целью исследования их роста и развития в местных климатических условиях, с учетом тенденции к изменению климата.
Понятие ландшафтного дизайна. Выбор растений для альпийских горок, клумб, рабаток и др.
Выбор цветочно-декоративных растений и их выращивание для работ по фитодизайну.
РАЗДЕЛ 14. УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ШКОЛЬНИКА. ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ НА УЧАСТКЕ /10 Ч./
Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Выращивание цветочно-декоративных и овощных растений посевом семян в грунт.
Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.
Высадка рассады, выращенной в теплицах и парниках, на подоконнике. Агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Правила ухода за цветочными и овощными культурами. Значение и выбор подкормок для роста, цветения и развития растений.
Поглощение нитратов овощами, значение сроков внесения удобрений на содержание нитратов в овощах. Степень поглощения нитратов различными частями растений: листьями, стеблями, корнеплодами. ПДК нитратов в овощах. Понятие экологически чистой продукции. Болезни и вредители растений, способы их устранения.
Практическая работа № 1. Подготовка почвы под посевы. Разбивка на делянки. Определение места для создания альпийской горки, рабатки и др. Посев семян.
Практическая работа № 2.Уход за посевами. Наблюдения за появлением всходов. Посадка рассады в грунт на постоянное место. Прополка.
Практическая работа № 3. Работа по созданию альпийской горки, особенности ухода.
Практическая работа № 4. Опыты по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветка и плодов растений.
Использование опытного участка для создания модельной природной экосистемы (лужайки, цветника, огорода, клумбы и др.) как экологической лаборатории.
РАЗДЕЛ 15. ЛЕТНИЕ РАБОТЫ НА УЧАСТКЕ. / 2ч./
Полив, прополка, подкормка растений. Правила и сроки сбора выращенных растений. Правила срезки и высушивания цветковых растений. Правила высушивания лекарственных растений.
Практическая работа по изготовлению гербариев выращенных растений.
Проведение опытов по исследованию содержания и степени поглощения элементов и нитратов в зависимости от кислотности почвы.
РАЗДЕЛ 16. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В РАЙОННЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ СЛЕТАХ ТУРИСТОВ, КОНКУРСАХ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ И ЭКОЛОГОВ. /12ч./
Практическая работа по закреплению эколого-туристических умений, учет результатов краеведческой работы и лабораторных исследований. Оформление отчетов, наблюдений, фоторепортажей, исследований по проведенной работе. Конкурсы на лучшие работы. Оформление отчета экологического мониторинга окружающей среды. Предложения по устранению замеченных недостатков.
№№ п/п | Наименование темы /раздела/ | Количество часов |
Все-го | Тео-рия | Практика |
В помещ. | На местности |
I | Организационное занятие. Введение. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | - | - |
2. | Обсуждение итогов работы в летний период. | 2 | | 2 | |
3. | Краеведческие объекты родного края. | 12 | 4 | - | 8, экск. |
4. | Климат РСО-Алания и Алагирского района. | 6 | 2 | - | 4, экск. |
5. | Наблюдения в природе. Фенологические наблюдения. Календарь природы. | 10 | 2 | 2 | 6, экск. |
6. | Растительный мир РСО-Алания и Алагирского района. | 30 | 4 | 10 | 16, экск. |
7. | Животный мир края. | 10 | 4 | 4 | 2, экск. |
8. | Гидрография РСО-Алания и Алагирского района. Проблемы загрязнения водоемов. | 10 | 2 | 4 | 4, экск. |
9. | Почвы родного края. Проблемы загрязнения. | 6 | 2 | 2 | 2, экск. |
10. | Состояние атмосферного воздуха родного края и района. Проблемы загрязнения. | 6 | 2 | 2 | 2, экск. |
11. | Природные комплексы родного края. Общая характеристика. | 8 | 2 | 4 | 2, экск. |
12. | Краеведческая и природоохранная работа. Северо-Осетинский государственный заповедник. | 20 | 4 | 8 | 8,ПВД |
13. | История развития туризма в Северной Осетии. | 8 | 2 | 2 | 4, экск. |
14 | Подведение итогов. Подготовка докладов, исследовательских работ, рефератов, фоторепортажей, оформление проектов и отчетов экологического мониторинга окружающей среды и краеведческого материала. Участие в конкурсах исследователей окружающей среды. | 14 | 4 | 10 | - |
ИТОГО | 144 | 36 | 50 | 58 |
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Организационное занятие. Введение. Правила техники безопасности.
Повторение правил поведения в природе. Соблюдение правил техники безопасности на экскурсиях и в помещении.
Дисциплина на экскурсиях и на занятиях - основа безопасности.
Проблемы современной экологии. Роль туризма в изучении и охране окружающей среды. Эко-туризм и другие виды туризма в республике и районе.
РАЗДЕЛ 2. Обсуждение итогов работы в летний период.
Обработка собранного материала, оформление гербариев, составление коллекций, поделок из природного материала, собранного в летний период. Отчет о проделанной работе.
Практическая работа.
Работа с гербарием и природным материалом. Оформление коллекций, стендов. Подготовка к празднику урожая. Составление композиций из природного материала.
РАЗДЕЛ 3. Краеведческие объекты родного края.
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные и другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. История и культура народов республики и Алагирского района. Требования к организации экскурсии. Работа экскурсовода.
Практические занятия.
Экскурсия в музейно-парковый комплекс г. Алагира.
Экскурсия в храм Вознесения Господня.
Составление паспорта на краеведческий объект.
Экскурсия в Северо-Кавказский лесной техникум.
РАЗДЕЛ 4. Климат РСО-Алания и Алагирского района.
Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на растения и животных, хозяйственную деятельность человека. Знакомство с картой погоды. Учет климатических факторов на размещение промышленных предприятий.
Практические занятия.
Экскурсия на животноводческий комплекс с. Хаталдон.
Экскурсия в дендрарий СКЛТ.
РАЗДЕЛ 5. Наблюдения в природе. Фенологические наблюдения. Календарь природы.
Фенологические наблюдения, составление календаря природы. Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Изучение сезонных явлений природы. Организация наблюдений.
Практические занятия.
Ведение дневника наблюдений. Составление календаря погоды.
Экскурсия «Осень – чудесная пора».
РАЗДЕЛ 6. Растительный мир РСО-Алания и Алагирского района.
Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Лекарственные растения края и их использование в народной медицине. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха.
Практические занятия.
Определение растения луга, пастбищ, леса, поля, водоема, болота.
Гербаризация сорных растений.
Составление картотеки охраняемых растений.
Составление словаря русских и осетинских названий растений.
Подготовка и проведение бесед обучающихся о редких и исчезающих растениях республики и района.
Экскурсия в заповедник.
РАЗДЕЛ 7. Животный мир края.
Обзор животного мира республики и района. Редкие и исчезающие животные родного края. «Красная книга» животных. Кавказско-беловежский зубр в Северо-Осетинском государственном заповеднике.
Практические занятия.
Определение наиболее типичных животных визуально, обитающих на территории Северо-Осетинского гос. заповедника. Голоса и следы птиц и зверей края.
Экскурсия в заповедник.
РАЗДЕЛ 8. Гидрография РСО-Алания и Алагирского района. Проблемы загрязнения водоемов.
Вода – основа жизни. Вода как полезное ископаемое. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в республике и районе. Общая характеристика гидрографии республики. Реки, родники, водопады района и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Проблемы загрязнения водных объектов в районе. Закон об охране водных ресурсов. Биоиндикационные и органолептические способы определения чистоты воды в водоеме (р.Ардон).
Практические занятия.
Определение чистоты воды органолептическим способом.
Анализ проб воды на содержание загрязнителей химическими методами.
Способы очистки воды на водоохраняемых объектах города и в быту.
РАЗДЕЛ 9. Почвы родного края. Проблемы загрязнения.
Особенности почвенного покрова республики и района. Состав и строение почв. Условия формирования. Понятие о почвенной карте. Способы обработки почв от эрозии и загрязнения. Мелиорация почв.
Практические занятия.
Изучение почвенного среза.
Определение кислотности почвы.
Экскурсия в дендрарий СКЛТ.
РАЗДЕЛ 10. Состояние атмосферного воздуха родного края и района. Проблемы загрязнения.
Изучение состояния и состава атмосферного воздуха в городах и сельско-хозяйственных предприятиях. Проблемы состояния воздуха в городе Алагире. Способы очистки воздуха. Лихеноиндикация. Растения, способствующие очищению воздуха в городе.
Практические занятия.
Определение состояния атмосферного воздуха в парках и школах города методом лихеноиндикации.
Экскурсия в парки, скверы и территории школ города Алагира.
РАЗДЕЛ 11. Природные комплексы родного края. Общая характеристика.
Зональные и азональные комплексы республики и района. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа – общество – человек». Общая характеристика природных комплексов района.
Практические занятия.
Экскурсия в дендрарий СКЛТ, на р. Ардон по изучению природного комплекса.
Составление гербариев.
Оформление фоторепортажей.
РАЗДЕЛ 12. Краеведческая и природоохранная работа. Северо-Осетинский государственный заповедник.
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. История и культура края. Сведения о прошлом г. Алагира. Памятники истории и культуры. Памятники природы и особо охраняемые природные территории (ООПТ). Изучение научной и природоохранной деятельности Северо-Осетинского государственного заповедника.
Практические занятия.
«Путешествия» по карте.
Посещения музеев.
Подготовка мини докладов о природе родного края.
Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.
Экскурсия в Северо-Осетинский государственный заповедник.
РАЗДЕЛ 13. История развития туризма в Северной Осетии.
Туристские возможности республики и района. Проблемы развития туризма в Северной Осетии и Алагирском районе. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи республики. Памятники природы.
Знакомство с туристами-земляками.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, эко-туризм.
Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный.
Туристское снаряжение. Оборудование для исследовательской работы.
Практические занятия.
Составление докладов и репортажей о туристических объектах края.
Разработка экологических троп на маршруте.
Экскурсия в Цей.
РАЗДЕЛ 14. Подведение итогов. Подготовка докладов, исследовательских работ, рефератов, фоторепортажей, оформление проектов и отчетов экологического мониторинга окружающей среды и краеведческого материала. Участие в конкурсах исследователей окружающей среды.
Практические занятия.
Составление докладов, рефератов.
Составление стендов, фоторепортажей.
Оформление исследовательских работ.
Оформление отчетов экологического мониторинга и фенологических наблюдений в природе.
Методическое обеспечение программы
Тема 1. Введение.
Формы занятий: беседа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: обзор книг, просмотр кинофильма, выставка краеведческой литературы.
Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 5.
Тема 2. Земля как планета
Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания, практикум. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные задания.
Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.
Техническое оснащение занятий: модель солнечной системы, метеоприборы, портативная школьная метеостанция, глобусы.
Форма подведения итогов обучения: собеседование.
Тема 3. Понятие о биосфере
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Дидактический материал: окаменелости.
Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» Часть 2. Форма подведения итогов обучения: собеседование
Тема 4. Понятие о почве
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа,
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение.
Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов, образцы почв, таблицы. Техническое оснащение занятий: телевизор, диски DVD video. Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН)
Тема 5. Луг и пастбище
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Дидактический материал: гербарий, карточки Форма подведения итогов обучения: тестирование
Тема 6. Лес
Формы занятий: беседа, экскурсии, практическая работа.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение.
Дидактический материал: гербарий, карточки.
Техническое оснащение занятий: телевизор, DVD video, диск ВВС «Планета Земля» часть 4.
Форма подведения итогов обучения: викторина
Тема 7. Водные биогеоценозы
Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа, Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.
Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы.
Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа.
Тема 8. Охрана природы и заповедное дело
Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: самостоятельная работа.
Дидактический материал: картины и фотоматериалы.
Форма подведения итогов обучения: тестирование
Тема 9. В мире цветковых растений.
Формы занятий: беседа, устный журнал, экскурсии, самостоятельная и творческие работы.
Дидактический материал: гербарий «Основные группы растений», диафильм «Осень в жизни растений», к/ф «Сезонные изменения в жизни растений», картины и фотоматериалы.
Тема 10. Наш край. Экологические проблемы района.
Формы занятий: беседа, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа.
Дидактический материал: чучела птиц, диафильм «Биология птиц леса», к/ф «Сезонные явления в жизни птиц», аудио запись «Голоса животных в природе», подборка книг и фотоматериалов о птицах и животных края и их жизни.
Тема 11. Работа юного краеведа-эколога.
Формы занятий: экскурсии, практическая работа, беседа.
Дидактический материал: диафильм «Растения красной книги РФ», «Красная книга РФ», «Красная книга Северной Осетии», семена деревьев и кустарников, мерная вилка, буссоль, картины и фотоматериалы.
Тема 12-16.
Формы занятий: практическая работа, беседа, творческие работы.
Снаряжение и оборудование к конкурсной программе;
Снаряжение для занятий по эколого-краеведческим и туристским навыкам: палатка, рюкзаки, оборудование для исследовательской краеведческой работы и т.д.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Александров Б. Копилка витаминов. М.: Просвещение, 1966.
2. Ардасенов Н.М. Символы негасимой памяти – Владикавказ: Госкомиздат им. Б.А.Гассиева, 1991г.
3. Бероев Б.М. . Экологическими тропами Северной Осетии. РИО Госкомиздата РСО, 1993
4. Будун А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетии и их охраны. Владикавказ: РИО, 1994г.-254 с.
5. Бобылева Л.А., Агузарова И.Г. Теория и практика экологического воспитания младших школьников в национальной школе (на примере РСО-Алания). - Владикавказ: Изд им. В.Гассиева, 2009г.
6. Бобылева Л.А., Хатагова Е.Р. Экологическая напрвленность Северо-Кавказской народной педагогики и ее использование в воспитании младших школьников (на примере РСО-Алания) – Владикавказ: Изд.предприятие им. В.Гассиева, 2009г.
7. Бадтиев Ю.С. Биоманиторинг экологической обстановки. Владикавказ: ИПО СОИГСИ им. В.И.Абаева, 2009г.
8. В союзе с природой. Уч.-методич. пособие / Грехова Л.М. М. – Ставрополь Изд. ЦБЛ, Сервисшкола, 2003.
9. Дежкин В. Беседы по экологии. М.: Молодая гвардия. 1979.
10. Денисов Г., Белоусова Л. Редкие и исчезающие растения СССР. М.: Лесная Промышленность, 1974.
11. Дзарахохов С.Б. История селения Бирагзанг. Владикавказ: «Рухс», 2005г.
12. Дмитриев Ю. Человек и животные. кг.1-я. М.: Детская литература, 1973.
13. Журналы «Биология в школе», «Химия в школе», 1995 -98 гг.,2006 г.
14. Занимательное естествознание. Из серии «нескучный учебник». С.-Петербург. Изд.»Тритон», 1998.
15. Мельчуков А.Е. Сокровищам Земли – надежную охрану. М.: Недра, 1977.
16. Олисаев В.А., Кадиева Л.С. Дары леса и их использования. «Ир», Орджоникидзе,1988
17. Основы экологии. Учебник для 9 кл. М.: Просвещение, 1997.
18. Попов К.П. Алагирское ущелье. Владикавказ. «Ир»,2008.
19. Попов К.П. Мир растений Северной Осетии. Владикавказ: «Ир», 1991г.
20. Попов К.П. Памятники природы Северной Осетии. Владикавказ: «Ир», 1994г.
21. Попов К.П. Священная роща Хетага. Владикавказ: «Ир», 1995г.
22. Попов К.П. Алагир. Очерки природы и истории. Владикавказ «Ир», 1996г.
23. Популярная энциклопедия растений /животных/ С.-Петербург. М. и М.Экспресс, 1977.
24. Праздники в средней школе. Волгоград, 2003.
25. Приложение к газете « 1 сентября» «Химия». 1995-98 гг.
26. Природные ресурсы республики Северная Осетия – Алания. «Проект Пресс», Владикавказ,2000
27. Пхалагова Дз.М. Минеральные воды Северной Осетии и их химические особенности. – Владикавказ: «Ир», 1992г. – 204 с.
28. Справочники по экологии для учащихся.
29. Цогоева Ф.Б. Экологическая безопасность горных территорий РСО-Алания. – Владикавказ: Изд. ГОУВПО СОГУ им. К.Л.Хетагурова, 2007г.
30. Цогоева Ф.Б. Экология городской среды. Социальный аспект. – Владикавказ: Изд СОИГСИ им. В.И.Абаева, 2009г.
31. Федоров Б.М. Охранная грамота флоры. М.: Знание, 1978г.
32. Экологические исследования. Сборник хоздоговорных НИОКР. – Владикавказ: «Иристон», 1998г. – 240 с.
33. Экология растений. Учебное пособие для 6 кл. / Былова А.М., Шорина Н.И. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2002г.
34. «Экологические праздники для детей», «Экологические (игровые) занятия с детьми». / Молодова Л.П. ЦБЛ, М.: 2003
35. Я познаю мир. Экология. М.: Астрель, 2003г.