Чумаченко М. Ф.
Программа «Разговор о правильном питании»
как средство организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности (из опыта работы).
МАОУ «Ягринская гимназия» город Северодвинск Архангельская область
В Национальном проекте развития образования в России в качестве ведущей выделяется задача сохранения здоровья школьников, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни.
ФГОС второго поколения наряду с формированием основ российской гражданской идентичности, толерантности, овладением начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, дают установку на безопасный, здоровый образ жизни. Именно благодаря здоровому образу жизни формируется мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. [7]
Уникальной образовательной программой, отвечающей требованиям государственной политики в области здорового питания населения, является программа «Разговор о правильном питании». Разработанная специалистами Института возрастной физиологии РАО при поддержке компании «Нестле», она работает в школах и детских садах России с 1999 года. Как отмечает директор Института возрастной физиологии и научный руководитель программы М.М.Безруких: «Сохранение здоровья детей сегодня является важнейшей социальной задачей нашей страны. Программа «Разговор о правильном питании» вносит в её решение значительный вклад, прививая детям культуру правильного питания и здорового образа жизни».[1,7]
Основная цель программы – развитие у детей самостоятельности и личной ответственности за сохранность и укрепление своего здоровья.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность
научная обоснованность
практическая и культурологическая целесообразность
динамическое развитие и системность
вовлечённость в реализацию программы родителей учащихся.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Цель и принципы построения программы «Разговор о правильном питании» согласуются с основными принципами обучения и воспитания:
во-первых, связь с жизнью – единство теории и практики,
во-вторых, единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетический характер, формировать не только нравственные, но и эстетические идеалы,
в-третьих, сочетание педагогического руководства с инициативой, самостоятельностью, активностью учащихся,
в-четвертых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошее знание уровня сформированности убеждений, что позволяет правильно организовать педагогическое воздействие,
в-пятых, развитие творческого потенциала личности каждого учащегося, как формы самоутверждения, самостоятельности и саморазвития.
Работа по программе «Разговор о правильном питании» интересна детям. Занятия несут большой положительный заряд – все задания доступны, увлекательны, понятны, а поэтому во время работы учителю не нужно прилагать усилий для достижения ситуация успеха, она предполагается самой программой.
Известно, что дети по своей природе – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт является основным результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Совместно с родителями дети готовят реферативные сообщения и доклады, исследовательские работы, которые используются на занятиях и школьных конференциях. Мамы и папы охотно участвуют в конкурсах кулинарного мастерства, а также соревнуются на лучшее оформление блюд и украшение праздничного стола, делятся положительным опытом на родительских собраниях. Родителям нравится принимать непосредственное участие в подготовке и проведении занятий. Так, папа Мясникова Саши написал стихотворение «Кто важней?», которое мы разыграли в виде весёлой сценки и представили на открытом занятии. (Стихотворение напечатали в городском журнале для родителей «Вырастайка» №4(12) 2010 год).
Многолетний опыт реализации программы «Разговор о правильном питании» убедительно продемонстрировал её эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, она позволяет сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определённые вкусовые и эстетические предпочтения. Более того, по признанию родителей, занятия оказывают положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, обеспечивая его эффективность и полезность.
Приятно, когда родители благодарят за полученные знания, высказывают единодушное одобрение работы по программе. Вот несколько примеров отзывов:
- Нам, родителям, трудно объяснить ребенку, почему домашний обед лучше перекуса сухариками, чипсами, пиццей, газированными напитками. Программа-помощник для нас очень важна.
- «Разговор о правильном питании» помогает ребёнку понять, насколько важно правильно питаться, соблюдать режим.
- Посещенные нами занятия оказались очень увлекательными, веселыми. Вместе с детьми мы вспоминаем забытые правила рационального питания.
На вопрос «Изменилось ли отношение детей к режиму питания, гигиене, полезным продуктам?» был получен однозначный ответ:
- Да! Программа дает понимание того, какие продукты полезны и чем полезны. Это помогает изменить отношение ребёнка к продуктам питания, и он ест то, от чего раньше отказывался.
С родителями ведется регулярная, целенаправленная, разъяснительная работа. На родительских собраниях проводятся беседы, деловые игры, способствующие тому, чтобы родители стали союзниками в работе по формированию навыков правильного питания. Общеизвестно, что семья является поведенческим эталоном для ребёнка.
В свою очередь, дети на вопрос анкеты: «Что нового для себя вы узнали на занятиях?» ответили так:
-Я узнала, что надо есть больше молочных продуктов и соблюдать режим питания.
- Черный хлеб очень полезный.
- Кашу можно сделать вкусной, добавив в неё варенье, ягоды, фрукты.
- Нельзя заменить обед бутербродом, лучше съесть тарелку супа.
- Теперь я понимаю, как важно принимать пищу в красивой обстановке.
- Красота и порядок помогают быть здоровым.
В соответствии с требованиями ФГОС, на занятиях проводится работа по развитию универсальных учебных действий, направленная на формирование у обучающихся умения учиться. Этому способствует содержание программы «Разговор о правильном питании» и предлагаемые авторами формы работы:
чтение и обсуждение текстов
экскурсии
встречи с интересными людьми
практические занятия
творческие домашние задания
праздники, конкурсы, ярмарки
сюжетно-ролевые игры, игры с правилами
мини-проекты.
Также важным фактором, влияющим на формирование установок здорового образа жизни, является эстетическая культура.
Эстетический подход в организации правильного питания очень важен, так как приучает ребенка осознанно употреблять в пищу полезные продукты, развивает общую культуру, прививает поведенческие и этические навыки, связанные с приемом пищи, формирует у детей эстетический вкус.
Работа по программе «Разговор о правильном питании» помогает в решении следующих задач:
формирование ценностного отношения к здоровью;
личная ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
формирование устойчивых представлений о правильном питании;
формирование компонентов художественно-эстетической культуры;
вовлечение в рациональное организованное питание всех обучающихся в гимназии;
расширение кругозора;
развитие мышления;
развитие эмоциональной сферы;
опыт публичного выступления.
Использование программы М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой «Разговор о правильном питании» способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе, способствует развитию УУД, формированию основ здорового образа жизни у младших школьников, стимулирует творческую активность учителя и помогает воспитанию человека с высоким уровнем художественно-эстетического вкуса.
Список литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
5. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
6. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)