СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развитие мелкой моторики детей подготовительной группы «Волшебники»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Просмотр содержимого документа
«Программа развитие мелкой моторики детей подготовительной группы «Волшебники»»

















Программа

развитие мелкой моторики

детей подготовительной группы

«Волшебники»














Составитель:

Ольга Ивановна Дубяга педагог-психолог









г. Лабытнанги


Содержание



ВВЕДЕНИЕ

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


    1. Пояснительная записка

      1. Цель и задачи программы

      2. Принципы коррекционной-развивающей программы

    2. Планируемые результаты программы

    3. Оценивание качества развивающей деятельности по программе «Волшебники»


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план.

2.2. Содержание психолого-педагогической работы.

2.3. Возрастные особенности детей, зачисленных в группу «Волшебники»

2.4. Совместная деятельность с педагогами и семьей


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Оформление предметно-развивающей среды

    2. График работы

    3. Литература, интернет ресурсы














ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Проверка уровня развития мелкой моторики ребенка обязательна при поступлении в школу. Ведь овладеть письмом возможно только тогда, когда пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие, точные движения. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь. Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития мелкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

В занятия включаются игры, направленные не только на сжатие пальцев, но и на умение расслаблять кисть, а также на растяжение. В цикл занятий включен раздел по применению массажа кисти с целью развития тактильных ощущений и оказания общеукрепляющего действия на мышечную систему кисти.

Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

  1. Пояснительная записка.

      1. Цель и задачи программы

Цель: оптимизация развития центральной нервной системы и ускорение процесса развития речи ребенка через координированные движения пальцев рук, развитие и укрепление мелкой моторики, устранение неловкости, неточности движений, трудности в переключении движений.

Задачи:

  • формирование практических умений и навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом (развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия, тактильной, кожной чувствительности пальцев рук, формирование кинестетической основы движения, формирование представлений о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»);

  • совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);

  • развитие речи детей (формирование умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями).

      1. Принципы коррекционно-развивающей программы

Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:

  • Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.

  • Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.

  • Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.

  • Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

  • Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.

  • Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:

  • Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.

  • Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.

  • Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.

  • Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными, и перевод их значения в практическую деятельность.

  • Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).

В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

  • Умение объективно оценивать свою работу.

  • Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.

  • Усидчивость.

  • Целеустремленность.

  • Аккуратность.

1.2. Планируемые результаты программы

  • Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

  • Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.

  • Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

  • в результате планируемой работы у старших дошкольников должны сформироваться:

  • продуктивные умения и навыки творческой деятельности;

  • практическое умение и навыки;

  • подготовка руки ребенка к овладению письмом;

  • мелкая моторика пальцев, кистей рук;

  • представление о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»;

  • совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);

  • развитие речи детей, умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями.

    1. Оценивание качества развивающей деятельности по программе «Волшебники»

В начале учебного года мною педагогам-психологом МАДОУ проводится диагностика готовности детей к школе, те дети, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики, зачисляются в кружок «Волшебники».

Диагностика:

  • методика «Домик»;

  • методика «Дорожки»;

  • графический диктант;

  • методика «Вырежи круг;

  • методика Керна – Йирасека.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план




Ме-ц

Неделя

Тема

Цель

Задания

Октябрь



2, 3, 4- я неделя

 Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Определить уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

 1.Создать картотеку игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

2.Совершенствовать мелкую моторику рук дошкольников.

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

 4. Комплектование коррекционных групп.


Ноябрь

1-я неделя



Грибы


Разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук дошкольников.


1.Пальчиковые игры

2.Фигурки из спичек (выложить гриб и пенёк).

3.Игры с Киндер игрушками

4. Игра с волчками (Конкурс)

5.Работа в тетрадях

2-я неделя



Овощи

Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, графические способности детей, тренировать мелкие мышцы рук.

 

1.Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4.Игра с мячиком, удерживание между пальцами.

5. Работа в тетрадях.

3-я неделя



Птицы

Развивать тактильную чувствительность, зрительную память, усидчивость, совершенствовать навыки счета, тренировать мелкие мышцы рук.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (стайки птиц)

3.Игра с бобами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. Лепка.

5. Работа в тетрадях.

4-я неделя



Семья

Развивать воображение, мышление, умение согласовывать движения пальцев рук с текстом.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Игры с Киндер игрушками.

5. Работа в тетрадях.

Декабрь

1-я неделя



Зима

Разогреть мускулатуру кистей и пальцев рук, развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику, пространственное восприятие.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (деревья зимнем лесу)

3. Работа с бумагой и ножницами (снежинки).

4. Работа в тетрадях.

2-я неделя



Наша Родина

Развивать тактильную чувствительность, речь, мелкую моторику рук, внимание, воображение.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (солнце).

3.Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Работа в тетрадях.

3-я неделя



Зимние забавы

Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику, умение согласовывать движения пальцев рук с текстом

 


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (санки)

3.Работа с ножницами и бумагой (подготовка к ному году)

4. Игры в пробковом бассейне.

5. Работа в тетрадях.

4-я неделя



Новый год

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Работа с ножницами и бумагой (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Работа в тетрадях.

Январь

2-я неделя


Рождество

Учить детей элементам самомассажа, развивать мышление, воображение, мелкую моторику, тактильную чувствительность, снятие напряжения.

 


1.Пальчиковая гимнастика.

2.Работа с бумагой и ножницами (Ангелочки)

3.Самомассаж с гранёным карандашом.

4. Игры в пробковом бассейне

5. Работа в тетрадях.


3-я неделя



Посуда и пища

Тренировать мелкие мышцы  рук, развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства.


1. Пальчиковая гимнастика.

2.Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3.Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4. Самомассаж c шипованными мячами.

5. Работа в тетрадях.


4-я неделя


Одежда и обувь

Развивать слуховое внимание, умение согласовывать движения пальцев рук с текстом, умение ориентироваться в пространстве.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа со шнуровками.

3. Игры в пробковом бассейне.

4. Работа в тетрадях.

Февраль

1-я неделя


Домашние животные

Развивать моторную ловкость, внимание,

тактильную чувствительность, снятие напряжения.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (киска)

3.Самомассаж c шипованными мячами.

4. Игры в пробковом бассейне

5. Работа в тетрадях.


2-я неделя



Дикие животные

Развивать мышление, внимание, пространственное воображение, мелкую моторику.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек

3. Игры с Киндер игрушками.

4.Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Работа в тетрадях.


3-я неделя



Защитники отечества

Развивать тактильную чувствительность, зрительную память, усидчивость, произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства.  


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3.Работа с рисом (салют на синем картоне)

4.Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4-я неделя


Животные жарких стран и севера

Развивать мышление, воображение, умение согласовывать движения  рук с текстом.

 

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с ракушками ( выложи животного)

3. Игры с Киндер игрушками.

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

Март


1-я неделя


Мамин праздник

Развивать мышление, воображение, навыки счета, мелкую моторику, графические способности детей.

 

1.Пальчиковая гимнастика

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3. Игры в пробковом бассейне

4. Работа в тетрадях.


3-я неделя



Весна

Развивать пространственное воображение, мелкую моторику, учить детей элементам самомассажа.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с бумагой и ножницами.

3.Самомассаж с гранёным карандашом.

4. Работа в тетрадях.


4-я неделя



Профессии

Развивать произвольную сферу, тренировать моторную организацию пространства, тактильную чувствительность, снятие напряжения.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5. Работа с трафаретами.

Апрель


1-я неделя



Насекомые

1.Развивать внимание, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, зрительно – двигательную координацию.


1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Самомассаж c шипованными мячами.

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.


2-я неделя



Цветы

Развивать воображение, образное мышление, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.


1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Игры с Киндер сюрпризами.

5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.


3-я неделя


Откуда хлеб пришёл

Развивать тактильную чувствительность, снятие напряжения внимание, мелкую моторику.


1.Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

2. Фигурки из палочек (мельница)

3. Работа с пшеном (хлеб)

4.Самомассаж c шипованными мячами.

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4-я неделя


День победы

Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию


1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"

2. Фигурки из палочек (танк, флажок)

3. Лепка.

4.Самомассаж c шипованными мячами.



Коррекционно- развивающая работа по 22 занятия в год, учебная нагрузка в неделю - 30 минут.


2.2. Содержание психолого-педагогической работы.

Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной.

Массаж повышает тонус мышц, эластичность и сократительную способность мышц. Рядом с массажем по виду воздействия стоит развитие тактильных ощущений, это такие игры, как «Волшебный мешочек», «Волчки», «Киндер игрушки» и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания, а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.

В основной вид деятельности включен раздел по обучению детей обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Немаловажным в пальчиковых играх является развитие коммуникабельности, обучение общению. Для этого применяются игры в парах. Как правило, пальчиковые игры – это эмоционально насыщенный, позитивно направленный вид работы, с радостью принимаемый всеми детьми. Формируется умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

Обеспечивается: развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Осуществляется развитие координации движения, ловкости, фантазии, расширение кругозора.


2.3. Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.


Развитие психических процессов у детей 6-7 лет


Психический

Компоненты

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время

Память

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация устойчивость, переключение, распределение

Мышление

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого, творческое


Какими умениями и навыками должен обладать ребенок в 6 - 7 лет:

  • Хватка во время письма, рисования, использования столовых приборов как у взрослого - внешняя;

  • Может касаться большим пальцем поочередно всех остальных, выполнять все упражнения, предусмотренные для более младшего возраста;

  • Если за ширмой поочередно дотронуться до большого, указательного пальца, мизинца - может определить какого пальца коснулись (если у ребенка очень хорошо развита мелкая моторика, он сможет определить прикосновение и к среднему, указательному пальцам);

  • Может скоординированно работать двумя руками;

  • Может подбрасывать предметы вверх и ловить их;

  • Может вырезать сложные по конфигурации фигуры;

  • Уверенно пользуется ручкой во время письма;

  • Ориентируется в тетради, выделяет строку по длине и ширине;

  • Хорошо владеет карандашом, нет дрожания, линии не прерываются;

  • Может контролировать нажим карандаша;

  • Может рисовать (по образцу, по заданной теме, на свободную тему), обводить по контуру, раскрашивать (не выходя за контур, без пробелов); штриховать, рисовать по точкам, рисовать по клеткам; рисовать орнаменты, узоры; может дорисовать симметричный предмет; при рисовании может пользоваться шаблонами, трафаретами;

  • Владеет навыками работы с различными материалами - бумага, картон, ткань;

  • Уровень развития мелкой моторики позволяет заниматься различными видами ручного творчества - вязать, плести, вышивать, выжигать, выпиливать, заниматься чеканкой, аппликацией, оригами;

  • Владеет (легко овладевает) различными техниками лепки из пластилина, глины;

  • Самообслуживается - надевает самостоятельно одежду, обувь; застегивает пуговицы, крючки, завязывает шнурки, ленты; пользуется столовыми приборами, может отрезать хлеб и другие продукты, намазать масло;

  • Использование орудий труда не вызывает затруднений;

  • Конструирует по образцу, по рисунку, по представлению;

  • Умеет проводить линии по линейке;


2.4. Совместная деятельность с педагогами и родителями

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

Проведение диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных. Затем вместе с воспитателями приглашаем на первое родительское собрание.

В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов

Необходимо постоянно взаимодействовать с воспитателями и родителями при выполнении данных заданий с целью закрепления полученных навыков.

Для родителей и педагогов подготовлены консультации по темам:

• «Зачем нужна мелкая моторика?»

• «Приемы развития мелкой моторики»

• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».



III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием, электронными образовательными и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  • Спички.

  • Киндер игрушки.

  • Шариковый пластилин.

  • Волчки.

  • Тетради в клетку.

  • Крупы.

  • Теннисные мячи.

  • Пробковый бассейн.

  • "Чудесный мешочек"

  • Шнуровки.

  • Цветная бумага.

  • Ножницы.

  • Ракушки.

  • Карандаши.

Предметно-пространственная среда МАДОУ обеспечивает условия для психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.


3.2. График работы

Работа по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы «Волшебники»

проводится каждую среду во второй половине дня, продолжительность занятия 30 мин.


3.2. Литература, интернет ресурсы.


1. В. Б. Чеснокова «Внимание, память» Москва, Росмэн., 2010.

2. М. И. Чистякова «Психогимнастика». М., 1990.

3. И. А. Андреева «30 уроков развития мелкой моторики руки».

4. О. Н. Громова «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» Москва 2001г.

5. М. М. Миронова «Психология» средний и старший возраст. Изд., Корифей, Волгоград 2006г.

6. О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей» Творческий центр, Москва 2003г.

7. И. А. Андреева «30 уроков для развития творческих способностей и воображения» Минск «Современная школа» 2009г.

8. О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе». ОООО «Издательство Астрель» 2002г.

9. http://festival.1september.ru/articles/616367/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!