1) Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов. Задачи: Образовательные - обогащать активный словарь словами, обозначающими качества предметов; - формировать грамматический строй речи, путем освоения способов словообразования; - формировать правильное произношение звуков всех звуков родного языка; - учить составлять из слов и словосочетаний предложения; - учить различать и подбирать слова близкие по звучанию; - учить пересказывать небольшие литературные произведения; - формировать навыки повествовательной речи; - развить умения дифференцировать звуки в словах, определять позицию звука в слове (первый и последний), производить звуковой (фонетический) анализ слова; - уточнить и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка; - развить умения слышать слоги в слове, делить двух-трех сложные слова с открытыми слогами; - развить умения делить короткие предложения на слова, определять количество слов в предложении; - развивать грамматический строй речи; - формировать навыки письма; - ознакомить с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Развивающие - развивать фонематическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание; - развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение - развитие коммуникативных навыков. Воспитательные - воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам; - воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности. 2) Нормативные документы на основании которых разработана программа: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа России»; СанПиН 2.4.1.3049-13 методические рекомендации к проведению занятий по основным направлениям познавательной деятельности старших дошкольников. Приказ ОУ № 246 от 01.10.2014г. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» 3)Сведения о программе: Курс «Развитие речи» имеет социально – педагогическую направленность. Содержание включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму». Данная Программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа предшкольной подготовки для детей 6-7 лет, также направлена на создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу и способствует их адаптации к школьной жизни. 4) Обоснование выбора программы Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию дошкольников. Отличительная особенность данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Особенностью подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
5) Информация о внесенных изменениях Изменения в примерную программу не внесены. 6)Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа. Программа составлена из расчёта 2 часа учебной нагрузки в неделю (два раза в неделю по 1 часу), в течение всего учебного года с 1 октября по 15 мая (60 часов). В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого занятия и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся. 7) Формы организации образовательного процесса —задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, дошкольники должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ребёнку высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая». 8) Технологии обучения На занятиях используются стандартные педагогические технологии: проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности); развивающее обучение (развитие личности и её способностей) дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей); игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность); здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток) 9) Виды и формы контроля При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются. 10) Планируемый уровень подготовки воспитанников на конец учебного года К концу учебного года дошкольники научатся: Отчётливо и ясно произносить слова: выделять из слов звуки; находить слова с определённым звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения на заданную тему по опорным словам: К концу учебного года дошкольники получат возможность научиться: составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; ориентироваться на странице тетради; писать основные элементы букв;
11)Информация об учебнике Программа обеспечена пособием Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: В 2 ч.: Ч. 1– М.: Просвещение, 2013г. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: В 2 ч.: Ч. 2– М.: Просвещение, 2013г. |