Пояснительная записка.
Программа развивающего надпредметного курса по математике «Теория и практика решения нестандартных задач по курсу математики 10 - 11 класса» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. 11089), примерных программ по математике (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. 03-1263) на основе примерной программы профильного изучения математики, предложенной А.Г.Мордковичем по алгебре и началам анализа, с учётом образовательной программы МОУ «Лицей», инновационной программы «Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности», а также с учётом образовательной программы Школы науки «Инсайт».
Цель развивающего курса:
Формирование опыта творческой деятельности учащихся через решение нестандартных алгебраических задач, развитие мышления и математических способностей школьников, подготовка их к участию в математических олимпиадах.
Задачи курса:
Развитие познавательного интереса школьников к углубленному изучению математики;
Формирование процессуальных черт их творческой деятельности;
Ознакомление учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач;
Развитие логического мышления и интуиции учащихся;
Ознакомление с нестандартными методами решения алгебраических задач.
Характеристика развивающего надпредметного курса.
Данный развивающий курс через решение нестандартных задач по математике направлен на формирование опыта творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса, мышления и математических способностей учащихся.
Решение нестандартных задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другим.
В процессе изучения теорем задачи выполняют такие функции, как выявление закономерностей, отраженных в теоремах; помогают усвоению содержания теоремы; обучают применению теоремы; раскрывают взаимосвязь изучаемой теоремы с другими теоремами.
Некоторые алгебраические задачи являются целью обучения в том смысле, что учащиеся должны овладеть приемами их решения. Такие задачи, как правило, называют стандартными. Однако в процессе обучения алгебре важное место отводится не только формированию знаний, умений и навыков, но и формированию опыта творческой деятельности, развитию познавательного интереса, мышления, математических способностей, воспитанию эвристического и творческого начал. Достичь этих целей с помощью одних стандартных задач невозможно. В теории и практике обучения математике для этих целей предлагается использовать нестандартные задачи, для решения которых в школьном курсе нет определенного алгоритма. Для поиска решения таких задач необходимо осуществлять эвристическую деятельность.
Развивающий курс расширяет и углубляет школьный курс алгебры, знакомит учащихся с общими подходами к решению нестандартных задач, рассматриваются и решаются основные различные виды задач по основным содержательным линиям школьного курса алгебры и геометрии. Особое место уделяется решению задач с параметрами.
Умение решать стандартные задачи является важной предпосылкой для проведения успешной работы с нестандартными задачами. Методика работы с нестандартными задачами отличается от методики работы со стандартными задачами.
Эти отличия заключаются в следующем:
Особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.)
В учебной деятельности большее место отводится общим и частным эвристическим приемам, умению применять их в различных сочетаниях в нестандартных ситуациях;
Важен диалог учителя с учащимися при поиске способа решения нестандартной задачи.
На занятиях курса по выбору при работе с нестандартными задачами могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная форма работы.
На изучение данного курса по выбору должно быть отведено не менее 68ч. (1час в неделю) и рассчитан на 2 года обучения. Темы курса могут изучаться в любом порядке; объем материала в каждой из них может сокращаться по усмотрению учителя.
Особенностью развивающего курса является:
Учитель «сталкивает» учащихся с незнанием, направляет мыслительную деятельность учащихся. Школьники сами пытаются решить проблему, применить теорию на практике, сделать выводы.
Содержание программы.
Раздел 1. Общие подходы к решению алгебраических нестандартных
задач.
Тема 1. Математические закономерности и их использование в процессе решения задач. 6 ч.
Числовые закономерности. Математические закономерности в процессе выполнения тождественных преобразований. Закономерности и их использование в процессе решений уравнений, неравенств и их систем. Закономерности и функции.
Тема 2. Приемы по поиску решения алгебраических задач. 8 ч.
Прием замены переменных. Прием группировки. Прием реконструкции «целого по части». Прием разбиения «целого на части». Прием переформулировки текста задачи. Решение задач при помощи графов. Интуиция в процессе решения нестандартных задач. Текстовые задачи.
Раздел II. Нестандартные задачи по основным темам школьного курса математики и некоторые подходы к их решению.
Тема 1. Числа и действия над ними. 6ч.
Свойства делимости чисел и их использование при решении задач. Модуль числа и его свойства. Проценты.
Тема 2. Уравнения и неравенства. 15 ч.
Основные подходы к решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Использование теоремы Виета при решении задач. Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений и неравенств с параметром. Уравнения высших степеней, сводящихся к квадратным: Симметрические уравнения третьей и четвертой степеней. Системы алгебраических уравнений: линейные системы, нелинейные системы, системы с параметрами.
Тема 3. Тригонометрические функции. Уравнения и неравенства. 8 ч.
Свойства тригонометрических функций. Свойства обратных тригонометрических функций. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: простейшие уравнения, тригонометрические уравнения, не являющиеся простейшими, уравнения решаемые разложением на множители, сводимые к алгебраическим, однородные уравнения первой и второй степени и уравнения, сводящиеся к однородным, уравнения решаемые с помощью понижения степени, с помощью введения нового угла, а также решаемые с помощью замены переменной и с применением
универсальной тригонометрической подстановки. Применение тригонометрии в геометрии.
Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства. 5ч.
Методы и приемы решений уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком радикала.
Тема 5. Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства.
8 ч.
Показательная функция. Применение свойств показательной функции при
решении нестандартных задач.
Приемы и методы решения показательных уравнений и неравенств.
Тема 6. Логарифмы, определение, свойства. 7 ч.
Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Решение показательно-логарифмических уравнений.
Тема 7. Геометрия. 6ч.
Обзор нестандартных задач и задач по планиметрии и стереометрии.
Решение задач по курсу геометрии, предлагавшихся на вступительных
экзаменах в вузах и выпускных экзаменах по математике в форме ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения данного развивающего курса у учащихся будут сформированы представления:
О нестандартных задачах и общих подходах к их решению;
Об общих и частных эвристических приемах поиска решения нестандартных задач;
Учащиеся овладеют такими способами деятельности, как:
Умение подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и проверять их;
Умение применять обобщенные эвристические приемы в процессе поиска решения нестандартных задач;
Умение решать некоторые классы алгебраических задач с параметрами. Изучение данного развивающего курса предполагает:
Повышение познавательного интереса к углубленному изучению математики;
Приобретение опыта решения нестандартных алгебраических задач;
Развитие логического мышления и математических способностей учащихся;
Формирование математической культуры школьника.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Форма занятия |
| 10 класс | | | |
| Математические закономерности и их использование в процессе решения задач. | 6 | | |
1 | Числовые закономерности. | 1 | | Лекция |
2-4 | Математические закономерности в процессе выполнения тождественных преобразований. Закономерности и их использование в процессе решений уравнений, неравенств и их систем. | 3 | | Лекция, практическое занятие, семинар |
5-6 | Закономерности и функции. | 2 | | Зачёт |
| Приемы по поиску решения алгебраических задач. | 8 | | |
7-9 | Прием замены переменных. Прием группировки. Прием реконструкции «целого по части». Прием разбиения «целого на части». Прием переформулировки текста задачи. | 3 | | Лекция, практическое занятие |
10-11 | Решение задач при помощи графов. | 2 | | Лекция |
12 | Интуиция в процессе решения нестандартных задач. | 1 | | Лекция |
13-14 | Текстовые задачи. | 2 | | Практическое занятие, Защита творческих работ |
| Числа и действия над ними. | 6 | | |
15-16 | Свойства делимости чисел и их использование при решении задач. | 2 | | Лекция, практическое занятие |
17-18 | Модуль числа и его свойства. | 2 | | Практическое занятие |
19-20 | Проценты. | 2 | | Практическое занятие |
| Уравнения и неравенства. | 15 | | |
21-24 | Системы уравнений и неравенств, содержащих знак модуля. | 4 | | Практическое занятие |
25-26 | Теорема Виета при решении задач. | 2 | | Практическое занятие |
27-28 | Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром. | 2 | | Лекция, практическое занятие, |
29-31 | Уравнения высших степеней, сводящихся к квадратным. Симметрические уравнения третьей и четвёртой степени. | 3 | | Лекция, практическое занятие, |
32-35 | Системы алгебраических уравнений: линейные системы, нелинейные системы, системы с параметром | 4 | | Практическое занятие, семинар |
| 11 класс | | | |
| Тригонометрические функции. Уравнения и неравенства. | 8 | | |
1-2 | Обратные тригонометрические функции и их свойства | 2 | | Лекция |
3-4 | Преобразование тригонометрических выражений (обратная тригонометрическая функция) | 2 | | Практическое занятие |
5-6 | Решение тригонометрических уравнений с параметром | 2 | | Практическое занятие |
7-8 | Тригонометрические неравенства | 2 | | Практическое занятие |
| Иррациональные уравнения и неравенства. | 5 | | |
9-10 | Методы и приемы решения иррациональных уравнений. | 2 | | Лекция, практическое занятие, |
11-13 | Методы и приемы решения иррациональных неравенств. | 3 | | Практическое занятие, зачёт |
| Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства. | 8 | | |
14-15 | Приёмы решения показательных уравнений. | 2 | | Лекция |
16-17 | Показательные неравенства и методы их решения | 2 | | Лекция |
18-19 | Некоторые приёмы решения показательных уравнений с параметром | 2 | | Лекция |
20-21 | Решение показательных уравнений и неравенств | 2 | | Практическое занятие, семинар |
| Логарифмическая функция и её свойства. Логарифмические уравнения и неравенства. | 7 | | |
22 | Логарифмы. Применение свойств логарифмов при преобразовании выражений. | 1 | | Лекция, практическое занятие |
23 | Приёмы решения логарифмических уравнений. | 1 | | Лекция |
24-25 | Методы решения логарифмических неравенств | 2 | | Лекция |
26-28 | Приёмы решения логарифмических уравнений и неравенств с параметром | 3 | | Практическое занятие, семинар |
| Геометрия. | 6 | | |
29-31 | Решение нестандартных задач по планиметрии. Планиметрические задачи предлагаемые в тестах ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы | 3 | | Практическое занятие, семинар, зачёт |
32-34 | Решение стереометрических задач, предлагаемых в тестах ЕГЭ | 3 | | Практическое занятие, семинар, зачёт |