СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развивающего надпредметного курса "Теория и практика решения нестандартных задач по курсу математики 10-11 класса"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающий курс расширяет и углубляет школьный курс алгебры, знакомит учащихся с общими подходами к решению нестандартных задач, рассматриваются и решаются основные различные виды задач по основным содержательным линиям школьного курса алгебры  и геометрии. 

Просмотр содержимого документа
«Программа развивающего надпредметного курса "Теория и практика решения нестандартных задач по курсу математики 10-11 класса"»

Пояснительная записка.

Программа развивающего надпредметного курса по математике «Теория и практика решения нестандартных задач по курсу математики 10 - 11 класса» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. 11089), примерных программ по математике (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. 03-1263) на основе примерной программы профильного изучения математики, предложенной А.Г.Мордковичем по алгебре и началам анализа, с учётом образовательной программы МОУ «Лицей», инновационной программы «Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности», а также с учётом образовательной программы Школы науки «Инсайт».

Цель развивающего курса:

Формирование опыта творческой деятельности учащихся через решение нестандартных алгебраических задач, развитие мышления и математических способностей школьников, подготовка их к участию в математических олимпиадах.

Задачи курса:

  • Развитие познавательного интереса школьников к углубленному изучению математики;

  • Формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

  • Ознакомление учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения нестандартных задач;

  • Развитие логического мышления и интуиции учащихся;

  • Ознакомление с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Характеристика развивающего надпредметного курса.

Данный развивающий курс через решение нестандартных задач по математике направлен на формирование опыта творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса, мышления и математических способностей учащихся.

Решение нестандартных задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности школьника. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другим.

В процессе изучения теорем задачи выполняют такие функции, как выявление закономерностей, отраженных в теоремах; помогают усвоению содержания теоремы; обучают применению теоремы; раскрывают взаимосвязь изучаемой теоремы с другими теоремами.

Некоторые алгебраические задачи являются целью обучения в том смысле, что учащиеся должны овладеть приемами их решения. Такие задачи, как правило, называют стандартными. Однако в процессе обучения алгебре важное место отводится не только формированию знаний, умений и навыков, но и формированию опыта творческой деятельности, развитию познавательного интереса, мышления, математических способностей, воспитанию эвристического и творческого начал. Достичь этих целей с помощью одних стандартных задач невозможно. В теории и практике обучения математике для этих целей предлагается использовать нестандартные задачи, для решения которых в школьном курсе нет определенного алгоритма. Для поиска решения таких задач необходимо осуществлять эвристическую деятельность.

Развивающий курс расширяет и углубляет школьный курс алгебры, знакомит учащихся с общими подходами к решению нестандартных задач, рассматриваются и решаются основные различные виды задач по основным содержательным линиям школьного курса алгебры и геометрии. Особое место уделяется решению задач с параметрами.

Умение решать стандартные задачи является важной предпосылкой для проведения успешной работы с нестандартными задачами. Методика работы с нестандартными задачами отличается от методики работы со стандартными задачами.

Эти отличия заключаются в следующем:

  • Особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.)

  • В учебной деятельности большее место отводится общим и частным эвристическим приемам, умению применять их в различных сочетаниях в нестандартных ситуациях;

  • Важен диалог учителя с учащимися при поиске способа решения нестандартной задачи.

На занятиях курса по выбору при работе с нестандартными задачами могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная форма работы.

На изучение данного курса по выбору должно быть отведено не менее 68ч. (1час в неделю) и рассчитан на 2 года обучения. Темы курса могут изучаться в любом порядке; объем материала в каждой из них может сокращаться по усмотрению учителя.

Особенностью развивающего курса является:

Учитель «сталкивает» учащихся с незнанием, направляет мыслительную деятельность учащихся. Школьники сами пытаются решить проблему, применить теорию на практике, сделать выводы.


Содержание программы.

Раздел 1. Общие подходы к решению алгебраических нестандартных

задач.

Тема 1. Математические закономерности и их использование в процессе решения задач. 6 ч.

Числовые закономерности. Математические закономерности в процессе выполнения тождественных преобразований. Закономерности и их использование в процессе решений уравнений, неравенств и их систем. Закономерности и функции.

Тема 2. Приемы по поиску решения алгебраических задач. 8 ч.

Прием замены переменных. Прием группировки. Прием реконструкции «целого по части». Прием разбиения «целого на части». Прием переформулировки текста задачи. Решение задач при помощи графов. Интуиция в процессе решения нестандартных задач. Текстовые задачи.

Раздел II. Нестандартные задачи по основным темам школьного курса математики и некоторые подходы к их решению.

Тема 1. Числа и действия над ними. 6ч.

Свойства делимости чисел и их использование при решении задач. Модуль числа и его свойства. Проценты.

Тема 2. Уравнения и неравенства. 15 ч.

Основные подходы к решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Использование теоремы Виета при решении задач. Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений и неравенств с параметром. Уравнения высших степеней, сводящихся к квадратным: Симметрические уравнения третьей и четвертой степеней. Системы алгебраических уравнений: линейные системы, нелинейные системы, системы с параметрами.

Тема 3. Тригонометрические функции. Уравнения и неравенства. 8 ч.

Свойства тригонометрических функций. Свойства обратных тригонометрических функций. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: простейшие уравнения, тригонометрические уравнения, не являющиеся простейшими, уравнения решаемые разложением на множители, сводимые к алгебраическим, однородные уравнения первой и второй степени и уравнения, сводящиеся к однородным, уравнения решаемые с помощью понижения степени, с помощью введения нового угла, а также решаемые с помощью замены переменной и с применением

универсальной тригонометрической подстановки. Применение тригонометрии в геометрии.

Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства. 5ч.

Методы и приемы решений уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком радикала.

Тема 5. Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства.

8 ч.

Показательная функция. Применение свойств показательной функции при

решении нестандартных задач.

Приемы и методы решения показательных уравнений и неравенств.

Тема 6. Логарифмы, определение, свойства. 7 ч.

Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Решение показательно-логарифмических уравнений.

Тема 7. Геометрия. 6ч.

Обзор нестандартных задач и задач по планиметрии и стереометрии.

Решение задач по курсу геометрии, предлагавшихся на вступительных

экзаменах в вузах и выпускных экзаменах по математике в форме ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения данного развивающего курса у учащихся будут сформированы представления:

  • О нестандартных задачах и общих подходах к их решению;

  • Об общих и частных эвристических приемах поиска решения нестандартных задач;

  • Учащиеся овладеют такими способами деятельности, как:

  • Умение подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и проверять их;

  • Умение применять обобщенные эвристические приемы в процессе поиска решения нестандартных задач;

  • Умение решать некоторые классы алгебраических задач с параметрами. Изучение данного развивающего курса предполагает:

  • Повышение познавательного интереса к углубленному изучению математики;

  • Приобретение опыта решения нестандартных алгебраических задач;

  • Развитие логического мышления и математических способностей учащихся;

  • Формирование математической культуры школьника.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

Дата проведения

Форма занятия


10 класс





Математические закономерности и их использование в процессе решения задач.

6



1

Числовые закономерности.

1


Лекция

2-4

Математические закономерности в процессе выполнения тождественных преобразований. Закономерности и их использование в процессе решений уравнений, неравенств и их систем.


3


Лекция, практическое занятие, семинар

5-6

Закономерности и функции.


2


Зачёт


Приемы по поиску решения алгебраических задач.

8



7-9

  • Прием замены переменных. Прием группировки.

  • Прием реконструкции «целого по части».

  • Прием разбиения «целого на части».

  • Прием переформулировки текста задачи.

3


Лекция, практическое занятие

10-11

Решение задач при помощи графов.

2


Лекция

12

Интуиция в процессе решения нестандартных задач.

1


Лекция

13-14

Текстовые задачи.


2


Практическое занятие, Защита творческих работ


Числа и действия над ними.

6



15-16

Свойства делимости чисел и их использование при решении задач.


2


Лекция, практическое занятие

17-18

Модуль числа и его свойства.

2


Практическое занятие

19-20

Проценты.


2


Практическое занятие


Уравнения и неравенства.

15



21-24

Системы уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.

4


Практическое занятие

25-26

Теорема Виета при решении задач.

2


Практическое занятие

27-28

Решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром.

2


Лекция, практическое занятие,

29-31

Уравнения высших степеней, сводящихся к квадратным. Симметрические уравнения третьей и четвёртой степени.

3


Лекция, практическое занятие,

32-35

Системы алгебраических уравнений: линейные системы, нелинейные системы, системы с параметром

4


Практическое занятие, семинар


11 класс





Тригонометрические функции. Уравнения и неравенства.

8



1-2

Обратные тригонометрические функции и их свойства

2


Лекция

3-4

Преобразование тригонометрических выражений (обратная тригонометрическая функция)

2


Практическое занятие

5-6

Решение тригонометрических уравнений с параметром

2


Практическое занятие

7-8

Тригонометрические неравенства

2


Практическое занятие


Иррациональные уравнения и неравенства.

5



9-10

Методы и приемы решения иррациональных уравнений.

2


Лекция, практическое занятие,

11-13

Методы и приемы решения иррациональных неравенств.

3


Практическое занятие, зачёт


Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства.


8



14-15

Приёмы решения показательных уравнений.


2


Лекция

16-17

Показательные неравенства и методы их решения

2


Лекция

18-19

Некоторые приёмы решения показательных уравнений с параметром

2


Лекция

20-21

Решение показательных уравнений и неравенств

2


Практическое занятие, семинар


Логарифмическая функция и её свойства. Логарифмические уравнения и неравенства.

7



22

Логарифмы. Применение свойств логарифмов при преобразовании выражений.

1


Лекция, практическое занятие

23

Приёмы решения логарифмических уравнений.

1


Лекция

24-25

Методы решения логарифмических неравенств

2


Лекция

26-28

Приёмы решения логарифмических уравнений и неравенств с параметром

3


Практическое занятие, семинар


Геометрия.

6



29-31

Решение нестандартных задач по планиметрии. Планиметрические задачи предлагаемые в тестах ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы

3


Практическое занятие, семинар, зачёт

32-34

Решение стереометрических задач, предлагаемых в тестах ЕГЭ

3


Практическое занятие, семинар, зачёт



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!