СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Рукотворное чудо"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности на один год.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Рукотворное чудо"»

11


Муниципальное образовательное учреждение Школа-сад с. Катравож им. Героя Советского Союза А.М. Зверева







Образовательная программа

«Рукотворное чудо»





Автор: учитель технологии

Серасхова Мария Васильевна





Направленность деятельности:

художественно-эстетическая

Продолжительность освоения программы: 1 год

Возраст учащихся: 10-13 лет









С. Катравож

20015







Программа

«Рукотворное чудо»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.


Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.


Задачи:


Обучающие:


- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;


- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;


- обучать технологиям разных видов рукоделия .


Воспитательные:


- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;


- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);


- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;


- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;


- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.


- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:


- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.


- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;


- развивать положительные эмоции и волевые качества;


- развивать моторику рук, глазомер.


Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Сроки реализации внеурочной деятельности программы. Образовательная программа « В стране рукоделия » разработана на один год обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Организация учебного процесса:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа и составляет

Программа рассчитана на обучение детей от 11– 14 лет.


К концу обучения учащиеся должны знать:


- историю возникновения бумагокручения – квилинга;

- материалы и инструменты для квилинга; - основные формы квилинга;

- технологию изготовления цветов в технике квилинга;

- способы шитья из многогранников;

- технологию изготовления лоскутных розеток;

- технологию изготовления аппликации;

-технологию изготовления орнаментов;

Должны уметь:


- пользоваться инструментами для квилинга;

- изготовлять основные формы квилинга;

- изготовлять цветы в технике квилинга;

- изготовлять изделия в технике квилинг по выбору;

- оформлять открытки, рамки в технике квилинг;

- выполнять изделия из многогранников, лоскутных розеток;

- изготовлять лоскутные аппликации из ткани и сукна;

- выполнять орнаменты из сукна;

- выполнять работы в технике вышивка бисером, вышивка атласными лентами;

- выполнять различные панно основными способами вышивки;

- изготовлять изделия самостоятельно в любой технике;

Учебно-тематический план

.

№п/п


ТЕМА


Кол-во

часов


1.

Раздел 1. Работа с бумагой.

16 ч.


  1. Вводное занятие. История возникновения бумагокручения – квиллинга. Материалы, инструменты и дополнительные принадлежности.

2


  1. Замкнутые свободные спирали. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Изготовление основных форм квиллинга.

2


  1. Изготовление изделий.

Тюльпаны.


2


  1. Открытые спирали. Колоски.

Нарциссы.

2


  1. Оплетание с чередованием сторон.

Бабочка.

2


  1. Технология изготовления цветов в технике квиллинга.

Цветы с бахромой.

2


7. Оформление открыток в технике квиллинг. Изготовление открытки, выбор композиции, изготовление спиралек, оформление.

2

22

Раздел 2. Лоскутное шитье.

28 ч.


  1. Техника безопасности.

Мозаика из многогранников. Технология изготовления.

Салфетка.

2


  1. Аппликация из лоскутков. Технология изготовления. Технология пристрачивания орнаментов. Варианты пристрачивания аппликации. Панно «Северная красавица».

12


  1. Лоскуты и фантазия (изготовление изделия по выбору).

12


Раздел 3. Вышивка.

28 ч.


  1. Вышивка бисером. Изготовление изделий

14


  1. Вышивка атласными лентами. Изготовление изделий

12


  1. Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Рекомендации.

2


Итого

70

Содержание занятий 1-го года обучения.

Раздел 1. Работа с бумагой.

1. Вводное занятие Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. История возникновения бумагокручения – квиллинга.

2. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Изготовление основных форм квиллинга. Изготовление полосок.

3.Изготовление изделий.

3.1. Панно «Тюльпаны». Нарезание полосок нужной длины. Изготовление спиралек.

4. Открытые спирали. Техника изготовления. Колоски. Техника изготовления.

4.1. Нарциссы. Изготовление.

5. Оплетание с чередованием сторон. Технология изготовления.

5.1.Бабочка. Подготовка полосок. Изготовление.

6. Технология изготовления цветов в технике квиллинга

6.1. Бахромчатые цветы. Технология изготовления.

7. Оформление открыток в технике квиллинг. Изготовление открытки, выбор композиции, изготовление спиралек, оформление.

Раздел 2. Лоскутное шитье.

1. Техника безопасности. Мозаика из многогранников. Технология изготовления. Орнаменты напоминают узоры пчелиных сот. Основной геометрический элемент шестигранник.

Изготовление шаблона, раскрой, сборка, прокладка, стежка, обработка края изделия.

3. Аппликация из лоскутков. Технология изготовления. Варианты пристрачивания аппликации

3.1. Панно «Северная красавица». Изготовление эскиза, подбор ткани по фактуре и цвету, изготовление шаблона, изготовление орнаментов, раскрой, сборка.

4. Лоскуты и фантазия (изготовление изделия по выбору).

Раздел 3. Вышивка.

1. История возникновения и развития вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Техника безопасности при работе с колюще- режущими инструментами.

Вышивка бисером. Изготовление изделий.
2. Вышивка атласными лентами. Основные правила. Виды швов по технике выполнения атласными лентами.Подготовка ткани и атласных лент. Перенос рисунка на ткань. Заправка иглы. Вышивание панно.

3.1. Панно «Сирень».

3.3. Панно «Букет» (по выбору). Изготовление эскиза для вышивки. Подбор ленточек. Вышивание. Оформление панно.


4. Итоговое занятие. Контроль знаний. Анализ выполненных работ. Рекомендации.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; практическое занятие, игра, выставка.

Методы организации учебной деятельности:

- фронтальный;

- коллективный;

- индивидуально-фронтальный;

- групповой;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );

  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

Методы проведения занятия: Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,

Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выставка, наблюдение, оценка и анализ работ учащихся.




Материально-техническое обеспечение программы.


Оборудование:


Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Рамки разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка.


Материалы:


Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон, натуральная кожа, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.


Инструменты:


Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей, заправочная проволока.








Список литературы для педагога и учащихся

1. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.

2. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.

4. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

5. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010.

6. Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков». М., издательство «Олма-пресс», 2002.

7. Кузьмина М. Максимова М. «Азбука лоскутного шитья». М., «ЭКСМО», 2008.

8. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники». М., 1997.

9. Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.

10. Жолобчук В.В. Колесова Л.В. «Пошив изделий из кожи и ткани». М., издательство «Сталкер», 2007.

11. Левина Е.В. «Многоликая кожа». М., «Академия», 1998.

12. Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2000.

13. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.

14. Еременко Т.И. «Иголка –волшебница». М., «Просвещение», 1988.

15. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2008.

16. Бурда «Вышивка крестом». М., издательство «Внешсигма», 1996.

17. Гусева А.Г. «Нетканый гобелен или вышивка петлей». М., издательство «Культура и традиции», 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!