Программа самообразования
учителя географии и биологии
Петровой Галины Александровны
МБОУ «Бишевская СОШ»
Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Сведения об учителе:
- Петрова Галина Александровна
- 21 марта 1969 года рождения
- Образование высшее: КГПУ, естественно-географический факультет, 1996.
- Педагогический стаж начат с августа 1988 года.
- Первая квалификационная категория.
Методическая тема школы – «Развитие творческого потенциала педагогического коллектива как основа оптимизации учебно-воспитательного процесса в целях реализации ФГОС».
Тема моего самообразования: «Изучение и использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии».
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
1. Актуальность темы:
Перед современной школой стоит множество задач. С одной стороны - интенсификация учебного процесса, с другой - прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны - возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой - нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы - учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие решать. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим направлениям. Задачи ее, прежде всего, состоят в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье сегодняшних школьников.
2. Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:
- помочь ученику сохранить свое здоровье;
- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье и здоровый образ жизни;
- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
3. Задачи:
3.1. Формировать интерес учащихся к урокам географии и биологии, через формирования у них базы знаний об особенностях физического развития, оздоровительных систем, прививать умение каждому ребёнку сохранять своё здоровье, использовав знания из уроков географии и биологии.
3.2. Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
3.3. Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся;
3.4. Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств обучения посредством как практических, так и теоретических уроков.
С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) решение задач здоровьесбережения через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья с использованием педагогических средств.
Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения.
4. Этапы работы. Сроки реализации.
1 этап (теоритическо-практический) начат в 2016 – 2017 учебном году
2 этап (практико-внедренческий) начат в 2016 – 2017 учебном году
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предметов «География», «Биология». 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по географии и биологии, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по предметам и методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей географии и биологии. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 7. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 8. Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предметам. 9. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучать современные психологические методики. |
Методическое | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - «География в школе», «Биология в школе»; и другую современную литературу, а так же с помощью сети Интернет. 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков по предметам. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. |
Эстетическое | Поддерживать свой организм в хорошей форме посредством соблюдения правил личной гигиены тела и следить за своим внешним видом. |
ИКТ | 1. Совершенствовать навыки работы на компьютере. 2.Периодически проводить обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, психологии, педагогике, педагогическим технологиям. 3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. 4. Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ФГОС. Формировать копилку методических материалов для проведения уроков географии и биологии. |
Охрана здоровья | 1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках. 2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. 3. Вести здоровый образ жизни. |
Интересы и хобби | Сделать уроки географии и биологии интересными для учащихся, успешно подготовить ребят к сдаче экзамена по предметам (по выбору учащихся). |
7. Предполагаемый результат:
- Повышение качественной успеваемости по предметам, отсутствие неуспевающих.
- Формирование педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, новых технологий, ФГОС.
8. Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Открытые уроки.
2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.
3. Презентации.
4. Участие в заседаниях РМО, педагогических советах.
5. Практические выходы (доклады, рефераты) – на заседаниях школьного МО, педагогического совета школы.