СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа самореализации. Синтаксис. Словосочетание

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа самореализации. Синтаксис. Словосочетание

Просмотр содержимого документа
«Программа самореализации. Синтаксис. Словосочетание»

Учитель: Горбачёва Екатерина Андреевна
Класс: 8-В

Русский язык.

Программа самореализации личности учащихся


Дорогие ребята!

Русский язык является родным для большинства людей, живущих в нашем родном Донецке.

Знать язык – это правильно говорить, читать и писать, понимать строение его единиц.

Одной из основных единиц синтаксиса является словосочетание.

В процессе работы над заданиями данной программы вы поймете, что главным в изучении по этой темы является строение словосочетания, грамматическое значение и форма, синтаксический разбор, выделение единицы в предложении, тексте.

В процессе работы над темой вы приобретете умения и навыки свободно выделять словосочетания в тексте, строить предложения.

Прочитав каждое задание, выполни его и оцени свои знания.


Мы справимся с данными заданиями! Желаю успеха!




Задание №1

Изучаем теоретический материал


1 Познакомьтесь с материалом учебника, опорным конспектом.


2 Выделите главное в изучаемом материале, сопоставив различные источники информации.


(Работа с учебником. «Синтаксис. Словосочетание»)


Задание: Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (не используя только одно слово «человек»):

Заботливый, заботящийся

Милостивый, милосердный

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);

Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).


Задание №2 Учимся различать словосочетание от слова и предложения.


1 Сравните слова и словосочетания с предложениями. Отметьте сходство и различие.


Весна дождь, моросит уныло, весь день, птицы, готовиться к отлету.


Наступила весна. Но весь день уныло моросит дождь.


2 Составьте и запишите словосочетания, в которых тихо, засыпать, осень, листопад являлись бы главными, а слова по-осеннему облетевшие, пасмурный, грустно, медленно зависимыми.


3 Прочитайте текст. Определите тему и идею. Подберите заголовок в форме словосочетания. Просмотрите второй абзац текста. Выпишите словосочетания. Найдите главное и зависимое слово. Установите смысловую и грамматическую связи.


На берегу небольшой речушки расположились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились серебристые тополя. Тишина, безмолвие, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.

Мы ощущаем ночной воздух, плывущий тихо и чутко, благоуханную, ароматную свежесть. Небо кажется безбрежным, необъятным, бездонным.

Удивительная, прекрасная, благодатная ночь!


Задание №3 Различаем строение словосочетаний и их грамматические значения.


1 Рассмотрите таблицу. Приведите примеры простых и сложных словосочетаний.

2 Прочитайте слова. Составьте из них словосочетания. Запишите. Укажите главные и зависимые слова. Какие из них являются простыми, а какие сложными?

Сдавать, язык, по, экзамен; заниматься, спорт; радоваться, друг, успехи; заботиться, мать, о; помогать, дом, по; способный, науки, ко, все.

3 Преобразуй простые словосочетания в сложные. Запишите полученные словосочетания. Есть ли среди них такие, в которых одно и то же слово выступает то главным, то зависимым?

Образец: × ×

брать книги – часто брать книги в библиотеке.

Мечтать о путешествиях, посетить выставку, вернуться из похода, найти друзей, загрузить игру, развеселить родителей.

4 Прочитайте молча текст учебника. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Выпишите по два словосочетания, которые обозначают: 1) предмет и его признака; 2) действие и место действия; 3) действие и его признак. Укажите главное слово.

5 Составьте словосочетание на каждую схему.

Сущ. +сущ. в Р.п., глаг .+сущ. в В.п., глаг. + сущ. в Тв.п., нареч. +нареч., сущ. +из +сущ. в Р.п., глаг .+ нареч., нареч .+сущ., глаг .+сущ. в Тв.п.


Задание №4 Работаем над синонимичностью словосочетаний и фразеологизмами.


1 Прочитайте. Объясните, чем отличаются словосочетания в каждой группе . ( обратите внимание на строение и грамматические значения словосочетаний).

Неожиданный выстрел – неожиданно выстрелить, книжная полка – полка для книг, весело смеяться – веселый смех, идти пешком – прогулка пешком.

2 К данным словосочетаниям подобрать синонимичные.

Образец:

горный воздух – воздух гор.

Лесной запах, бронзовая статуя, бассейн для плавания, рассказывать с увлечением, идти полем, гостиница при вокзале.

3 Объясните лексическое значение фразеологизмов: троянский конь, ахиллесова пята, дамоклов меч.

Что вы можете сказать о фразеологизмах как словосочетаниях?

4 Замените словосочетания фразеологическими оборотами.

Решительный отказ, во избежание неприятности, не быть самим собой, действовать неосмотрительно, глухая провинция, перестать обращать внимание, наделать непоправимых ошибок, очень дружно.


Задание№5 Определяем типы и способы подчинения словосочетаний.


1 Распределите и запишите словосочетания по типу образования. Укажите главное и зависимое слово. Укажите, какой частью речи выражено главное.

Низко над землей, сыграть в волейбол, отвечает четко, на длительном пути, по вине водителя, по-весеннему тепло, дружелюбный взгляд, отчаянный поступок, сочинение пятиклассника, выехать затемно, включиться в работу, настольная лампа, известный за рубежом.

2 К данным словам подберите зависимое в соответствии с приведенными в скобках вопросами. Определите тип словосочетания.

Характерен (для кого?), убежден (в чем?), полон (чего?), поражен (чем?), удивляюсь (чему?), упрекает (в чем?), одеть (кого?), надеть (что?), награжден (чем?).

3 Замените выделенные выражения одним прилагательным и запишите словосочетания. Определите тип и способ подчинения.

Человек, твердо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять, самый лучший сверхзвуковой самолет, зверек, имеющий неказистый вид, человек, который не заболел, общаясь с больными.

4 Запишите словосочетания, заменяя зависимые слова антонимами. Определите способ подчинения, постройте общую схему.

Тихо шелестеть, смотреть вверх, тускло желтеть, быстро пролетать, резко кружиться, весело накрапывать.

Задание№6 Обращаемся к смежным искусствам для более глубокого понимания способов подчинения.


1 Найдите картину И.Левитана «Золотая осень». Рассмотрите ее. Составьте предложения, используя грамматические основы (использовать для составления все виды словосочетаний).

Сентябрь. Березы украсились. Листья падают, кружатся. Верхушки сбросили. Листья шуршат.

Запишите словосочетания с согласованием, с управлением и примыканием. Сделайте синтаксический разбор этих словосочетаний.

2 Найдите стихотворение А.С.Пушкина «Осень», прочитайте 7,8 части .Подберите возможное музыкальное сопровождение, охарактеризуйте его с помощью словосочетаний. Какие словосочетания преобладают в стихотворении? Почему? Из стихотворения выписать словосочетания с согласованием, с управлением и примыканием. Сделайте разбор одного словосочетания.


Задание№7 Устанавливаем межпредметные связи.


1 Переведите сочетания слов. Какие из них являются словосочетаниями? Обоснуйте свой ответ. Определите их тип и способ подчинения.

Незважаючи на негоду, замислившись над твором, біля синього моря, прислухаємось до голосів, вирок виконано, через річку, стою біля школи, буду писати, падає сніг, тихий вечір, відсутній через хворобу, іспит з української мови, зупинка за вимогою.

2 Переведите словосочетания на русский язык и запишите, укажите падежи существительных в русском и украинском языках. Обратите внимание на особенности употребления предлогов и падежных форм в этих словосочетаниях.

Любов до праці, гуляти містом, не визначили на вигляд, коса до пояса, отримати поштою, у вихідні дні, набути права, згідно з наказам, надіслати на адресу, сміятися з себе.

3 Переведите на русский язык, сравните с украинским. Составьте диалог, используя информацию о происхождении афоризма «троянский конь».

Перекази про Троянську війну, удатися до хитрощів, залишити біля стін Трої, відпливати від берега, втягти до міста, підступний задум.


Задание№8 Учимся творить.


1 Составьте 6 словосочетаний так, чтобы их можно было зобразить и отгадать.

Например:

рубить топором, строгий учитель, очень холодно.

2 Составьте афишу – галерею картин известных художников ( в названии картины должно быть словосочетание).


Задание№9 Учимся совершенствовать навыки речевого общения.


1 Представьте себе, что на уроке русского языка завязался спор, какой частью речи являются слова «зло», «тепло». Мнение класса разделилось. Одни считают, что это существительное, другие – наречие. Разрешите спор класса, используя уже имеющиеся у Вас знания и словарь. Аргументируйте свою точку зрения, используя наречные и именные словосочетания.

2 Вам предложили описать улицу, на которой Вы живете. Выразите свое восхищение, расскажите историю ее возникновения, используйте словосочетания по способу подчинения: согласование, управление, примыкание.


Задание№10

Тест – контроль


1.Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, называется а) лексика; б) синтаксис; в) фонетика; г) морфология.

2.Определите значение  словосочетания  «поступить правильно»:

а) признак действия; б) признак предмета; в) признак признака; г) действие и предмет, на который переходит действие.

3.Определить строение словосочетания «угнетённый народ»:

а) прилагательное и сущ.; б) причастие и сущ. в) наречие и сущ.

4.Определите строчку, где значение всех словосочетаний одинаковое:

а) голосистый соловей, ликующая детвора, невероятно смешной;

б) предать друга, радоваться дождю, мечтать о будущем;

в) хлопотать о друге, заботиться всюду, убираться добросовестно.

5.Определить строчку, где строение всех словосочетаний одинаковое:

а) безнадёжный вариант, угасающая звезда, удобное расписание;

б) вернуться рано, объяснять не торопясь, считать быстро;

в) очень удобный, вполне интересный, безумно смелый.

6.Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится  при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога, называется:  

а) согласование; б) управление; б) примыкание.

7.Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – управление:

а) потирать руки, прочитать рассказ, светить ярко;

б) глядели из рам, танцевали в зале, отвели комнату;

в) далёкий свет, верить в себя, присесть на диван.

8.Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется:

а) согласование; б)управление; в) примыкание.

9.Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – примыкание:

а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить с другом;

б) новое открытие, разбитая тарелка, умело притворяться;

в) глядеть свысока, сидеть переговариваясь, хотеть разгадать.

10.Способ подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу, называется:

а) согласование, б) управление, в) примыкание.

11.Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – согласование:

а) жестокий романс, цыганский табор разгадать загадку;

б) погибший солдат, умелые руки, мужественный поступок;

в) рано проснуться, горький плод,  необъяснимый поступок.

12.Сделать разбор словосочетаний «писательский труд», « издать сборник», «писать интригующе».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!