ПРОГРАММА
осеннего лагеря «ОСЕННЕЕ АССОРТИ»
с дневным пребыванием детей
1.Цель программы:
создание условий для организованного отдыха учащихся в осенний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей, воспитание патриотизма, привитие любви к родному краю.
2. Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие физическому и психическому развитию.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Развитие интереса к истории родного города и края, формирование исследовательских навыков.
6. Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
3. Принципы:
Программа дневного осеннего лагеря «ОСЕННЕЕ АССОРТИ» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе «ОСЕННЕЕ АССОРТИ».
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках осеннего лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
4. Основные формы реализации программы.
Осенний лагерь «ОСЕННЕЕ АССОРТИ» с дневным пребыванием детей - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы воспитательной работы.
5. Участники программы
1. Участниками программы осеннего лагеря «ОСЕННЕЕ АССОРТИ» дневного пребывания являются учащиеся школы, педагогические работники.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6,5-17 лет.
3. Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием имеют дети, чьи родители являются работниками бюджетной сферы, работниками частных структур, выплачивающими Единый социальный налог, т.к. финансирование лагеря идет за счет ФСС.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих и справки с места работы одного из родителей.
5. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
6. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
разрабатывает авторскую программу работы лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;
Старший воспитатель:
Отвечает за художественное оформление в лагере, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
Педагоги :
обеспечивают реализацию плана работы;
обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;
Медицинский работник:
7. Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного осеннего оздоровительного
лагеря начинается подготовка к смене. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по
подготовке школы к лагерной смене;
- издание приказа по школе об организации лагеря;
- разработка программы деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение,
должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих
способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности осеннего
оздоровительного лагеря в будущем.
Аналитический этап – 2 неделя ноября
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности профильного
лагеря в будущем.
8. Содержание программы
Отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
С целью обеспечения отдыха, оздоровления и занятости учащихся МКОУ Муезерская СОШ была разработана программа осеннего отдыха «Осеннее ассорти», реализация которой призвана обеспечить:
1.увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2.организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
3.активное участие школьников, посещавших профильный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 5 дней.
Базовое содержание воспитания ориентировано на формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности. Приоритеты отдаются, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому, творческому направлениям.
Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.
Нравственно-эстетическое
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, бережного отношения к природе.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т. к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Досуговое
Осенние каникулы – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
1) обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
2) организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
3) обеспечение безопасности жизнедеятельности участников оздоровительного лагеря;
4) поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
5) развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в осенний период являются:
1) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников,
2) развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
3) физическое оздоровление школьников
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации осеннего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном осеннем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий
- динамические паузы
- подвижные игры на свежем воздухе;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- КТД
- Игры на выявление лидеров
- Игры на сплочение коллектива (хоровые игры)
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра.
Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности.
Во-вторых, это способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в осенний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
Беседы, проведённые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Беседы сотрудников других служб
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
- Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми»;
Работа по развитию творческих способностей детей
-Оформление отрядных уголков, стенных газет;
-Творческая мастерская;
-Конкурсы рисунков;
-Коллективно-творческие дела;
-Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников лагеря;
Мероприятия на развитие творческого мышления:
- Загадки, кроссворды, ребусы;
- Викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»;
- Интеллектуальные игры
Работа по эколого-краеведческому воспитанию
- Экскурсии на природу;
- Викторины, фотоконкурсы;
- Конкурс рисунков;
- Эколого – биологические мероприятия;
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам;
Аналитическая деятельность по работе программы
- Предварительный сбор данных на воспитанников лагеря «Солнышко» (анкетирование родителей);
- Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения);
- Анализ лагерных мероприятий;
- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- Анализ работы программы в заключительный день работы лагеря;
9. Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:
общее оздоровление детей;
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;
чувство патриотизма;
уважение к родной природе