СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа школьной секции начального звена по баскетболу

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка может оказать помощь в работе учителям ведущим секции баскетбола в школе 

Просмотр содержимого документа
«Программа школьной секции начального звена по баскетболу»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ



ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ



Учащиеся: начального звена - 4 часа




Автор программы: Барсанов А.С





Авторы учебников: Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка

баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.





Рабочая программа по физкультуре для 1 класса Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадина ФГОС



ВВЕДЕНИЕ


Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации. Баскетбол является и в России одной из популярных спортивных игр. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Существуют и проблемы развития баскетбола, одна из которых – повышение качества учебно – тренировочного процесса в образовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной подготовленности учащихся школ, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.

Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является адаптированной учебной программой по баскетболу для общеобразовательных школ. Повышение количества двигательных единиц (ДЕ) детей осуществляется организацией в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса.


Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а так же методических рекомендаций по организации деятельности в Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации.


Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.

Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно - спортивной деятельности юного баскетболиста. Работа направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола.

цель


- создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом.

- сформировать и систематизировать теоретические знания и практические умения и навыки.


ЗАДАЧИ ПРОГАММЫ


- Отбор способных к занятиям баскетболом детей.

- Формирование стойкого интереса к занятиям.

- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

- Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола.

Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.


В группе юные баскетболисты изучают основы техники баскетбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения; сдают соответствующие нормативы. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в баскетбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами баскетбола. Участвуют в товарищеских играх и в неофициальных турнирах по баскетболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП, «Веселые старты», в которых основной задачей является результат выступления.


УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ


Для реализации данной программы необходимы:

- Спортивный зал для занятий баскетболом.

- Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки).

- Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ


- Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

- Групповые учебно-тренировочные занятия.

- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.

- Восстановительные мероприятия.

- Участие в матчевых встречах.

- Участие в соревнованиях.

- Конкурсы, викторины.






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


В области воспитания:

- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств;

- формирование морально-волевых качеств.

В области физического воспитания:

- потребность в здоровом и активном образе жизни;

- стремление к физическому совершенствованию;

- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.




П Р О Г Р А М М А


Школьной секции


1. Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.

2. Техника передвижения в баскетболе.

Стойка –постановка стоп, распределение тяжести тела, сгибание ног. Бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по кругу, диагоналям. Бег с носка при ускорениях. Техника бега с использованием «двух шагов».

Прыжки – толчком одной ногой;

- толчком двумя ногами (с места, с разбега).

Остановки – шагом, прыжком, после получения мяча, после ведения.

Вышагивания и повороты: - повороты на сзади стоящей ноге и вышагивания;

- повороты на стоящей впереди ноге (без мяча на месте, после остановок, после ходьбы, после бега, в сочетании с ловлей, передачей и другими способами владения мяча).

3. Техника владения мячом – жонглирование мяча (одним, двумя).

4. Техника владения мячом в нападении.

Ловля мяча двумя руками:

- на уровне груди (1);

- высокого (2);

- низкого (3).

/на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны, ловля в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч, ловля при встречном движении, в сочетании с остановками, с использованием «двух шагов»/.

Ловля одной рукой:

- высокого (3);

- низкого (2);

- катящегося (2);

- с низкого отскока (3).

/разновидности такие же, как и при ловле двумя руками/.

Передача мяча:

- двумя руками: от груди (1); сверху (3); снизу (3);

- одной рукой: от плеча (2); сбоку (3).

/передачи на месте, после предварительного движения, после остановки, поворотов, в процессе разнохарактерных передвижений с ведением мяча, с отскоком от пола, дальние (3), средние, ближние, встречные, поступательные, на одном уровне, сопровождающие…/.

Ведение мяча:

- на месте и при прямолинейном движении вперед, передвижение приставными шагами вперед, назад, вправо, влево;

- правой рукой, левой рукой на месте, при беге на месте, с небольшим перемещением в разные стороны;

- передвижение в разные стороны с ведением со сменой рук;

- передвижение с ведением по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов о пол и высотой отскока мяча при передвижении в зависимости от характера и его темпа;

- переход на ведение мяча после его ловли в движении;

- ведение по дугам и кругам, переводы мяча перед собой.

Обводка соперника:

- с изменением высоты отскока;

- с изменением скорости;

- с поворотом и переводом мяча.

Обучение финтам: без мяча; с мячом.

Финты без мяча – это обманные движения для отвлечения и вывода из равновесия защитника.


Финты с мячом:

- финт на проход – проход /с ведением/ - 1;

- финт на проход двойной – проход /с ведением/ - 1;

- финт на бросок – бросок -1.

Сочетание разных финтов (1):

- финт на бросок – передача;

- финт на передачу – проход;

- финт на ведение – передача;

- финт на бросок – проход – бросок;

- ведение – поворот – бросок;

- финт на бросок – поворот- бросок;

- финт на бросок – финт на передачу – бросок;

- финт на ведение – поворот – бросок;

- и другие варианты, в зависимости от ситуации…

5. Техника защиты.

Техника овладения мячом и противодействие:

- стойка защитника, способы передвижения защитника, тактическое использование стойки и передвижения в различных игровых ситуациях – 1;

- положение и движение рук в защите, применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет – 1;

- выбивание мяча из рук нападающего, стоящего на месте – 1;

- выбивание мяча из рук нападающего, выполняющего мячом «двух шагов» или прыжка – 2;

- перехват мяча при поперечной передаче с выходом вперед или в стороны – 2;

- перехват при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока – 3;

- выпрыгивание – 1;

- взятие отскока- 3;

- отбивание – 1;

-накрывание при броске с места и при броске с «двух шагов» - 2.

6. Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

- действие игрока без мяча (выход для отвлечения мяча, выход для получения мяча для броска) - 1;

- действия игрока с мячом (розыгрыш мяча, атака корзины) – 1.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи – 1, заслон – 2, наведение – 3, пересечения – 3);

- взаимодействие трех игроков («треугольник» - 1, ройка со сменой мест – 3, малая восьмерка – 2, скрестный выход – 2).

Командные действия:

- стремительное нападение – система быстрого прорыва – 1;

- нападение без центрового – 1.

7. Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- действие против игрока без мяча – 1 – противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место;

- действие против игрока с мячом – 1 противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины.

Групповые действия;

- взаимодействие двух игроков (подстраховка – 2, переключение – 2, проскальзывание – 3, групповой отбор мяча – 3);

- взаимодействие трех игроков (3) против тройки, против «треугольника» (1), против малой восьмерки (2),против скрестного выхода (2).

Командные действия:

- система личной защиты -1;

- система зонной защиты – 2;

- прессинг – 3.

Организационно-воспитательные мероприятия.

Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты», Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.







Психологическая подготовка.

  Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся.

  Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

   Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

    В процессе управления нервно-психическим восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

 

 1V. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

  Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Спортивные игры являются не стандартными, ситуационными физическими упражнениями переменной мощности. При этом в баскетболе в результате непрерывной и интенсивной деятельности у игроков формируются характерные для каждого амплуа нейрогуморальные механизмы срочной и долговременной адаптации, обеспечивающей быстрое переключение функций, направленных на достижение максимального игрового результата.

  Поэтому контроль за функциональной подготовленностью с использованием медико-биологических методов как наиболее объективных, должен применяться для всех спортсменов. Использование их на различных этапах и в периоды подготовки позволит объективно оценить функциональное состояние баскетболистов и на основе этих показателей вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса.





 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Цели и задачи медико-биологического контроля

При любой форме физкультурно-оздоровительной работы очень важен систематический медицинский контроль. Ведь уровень здоровья и функциональное состояние организма – важное условие определения адекватного двигательного режима для каждого человека и оценки его эффективности.

Цель медико-биологического контроля: определение рационального двигательного режима, адекватного анатомо-физиологическим и клиническим особенностям определенных возрастных групп; сохранение и укрепление здоровья спортсменов, на основе использования средств и методов физического воспитания.

Задачи медико-биологического контроля:

- Определение показаний и противопоказаний к занятиям баскетболом;

- Обоснование рациональных режимов учебно-тренировочного процесса баскетболистов;

- Систематическое наблюдение за физическим и психо-эмоциональным состоянием баскетболистов;

- Обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий;

- Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения учебно-тренировочных занятий баскетболистов;

- Медицинское обеспечение соревнований по баскетболу;

- Санитарно-просветительская работа по вопросам рационального использования средств занятий баскетболом , профилактике травм и заболеваний, питания, режима отдыха и т.д.

- Ведение медицинской документации.

 

Структура и формы медико-биологического контроля.

Основа медико-биологического контроля – диспансерный метод – мониторинг, который подразумевает проведение регламентированных форм врачебного контроля вне зависимости от субъективных ощущений спортсмена.

Сущность мониторинга- активное выявление функциональных или органических патологических состояний организма.

 

Врачебно-педагогический контроль.

Задача – определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки.

  

Срочный контроль.

Задача – оценка адекватности физической нагрузки функциональному состоянию спортсмена. В процессе тренировки анализируется:

- внешние признаки утомления;

- динамика ЧСС;

- масса тела.

 

Цели и задачи врачебно-педагогического контроля.

Цель – оценка воздействия на организм тренировочных или лечебно-оздоровительных нагрузок:

- изучения соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам;

- изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся;

- оценка общей и специальной тренированности;

- выбор и оценка педагогических( оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических( психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств восстановления 



Формы врачебно-педагогического контроля.

- плотность учебно-тренировочного занятия;

- самоконтроль;

-ведение дневника спортсмена

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 - Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с.

- Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2006.- 100 с.

- Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.

- Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2004

- Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с.

- Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с.

- Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., .

- Тристан В.Г., Черяпкина В.И. практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997.-72 с.

- Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.

- Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.

 

Рабочая программа по физкультуре для 1 класса Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересадина ФГОС

Тест для учителей физической культуры при прохождении аттестации

Новый САНПИН 2.4.2.2821-10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!