СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа юного эколога" (Изучаем биогеоценозы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на одну летнюю смену. Содержит пояснительную записку, описание ведущих принципов и основных направлений деятельности, анализ ресурсов, календарно-тематическое планирование и содержание занятий.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа юного эколога" (Изучаем биогеоценозы)»

Пуртова Галина Александровна,

учитель биологии,

МБОУ «Тонкинская средняя общеобразовательная школа»,

р.п. Тонкино, Нижегородская область


Программа «Школы юного эколога»


Пояснительная записка

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности решает несколько важных педагогических проблем:

1. Стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;

2. Приобщение их к самостоятельной творческой деятельности;

3. Развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;

4. Профессиональное самоопределение, подготовка к обучению в высшем учебном заведении.

Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую, оздоровительную, трудовую работу, способствующую самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения. Важно, чтобы дети активно и осознанно участвовали в изучении природы своей местности, действиях по сохранению природы своего края и оздоровлению окружающей среды.

Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: достаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы.

Экологическое воспитание в условиях летней экологической школы является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Цель:

Создать условия для организации профильного экологического обучения, оздоровления, активного отдыха и занятости подростков в летнее каникулярное время на базе межрайонного экологического лагеря-экспедиции «Уста».

Для реализации данной цели в лагере организуется летняя «Школа юного эколога», которая решает следующие задачи:

1. Образовательные:

а) Познакомить детей с основными методами исследования окружающей среды: физическими, химическими и биологическими;

б) Расширить, дополнить и углубить знания детей о природе, природных явлениях, живых организмах;

в) Закрепить теоретические знания учащихся через выполнение разнообразных практических работ;

г) Формировать умения проводить исследовательскую работу и оформлять результаты исследований.

2. Развивающие:

а) Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности учащихся в процессе проведения экологических исследований;

б) Развивать умения самостоятельно проводить экологические исследования.

3. Воспитательные:

а) Воспитывать бережное отношение к живой природе;

б) Воспитывать уважение друг к другу через коллективную и групповую формы работы.

Ведущие принципы

В основе деятельности экологической школы лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии и принципы общественно-активной школы:

  • личностно-ориентированный подход;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;

  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;

  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение;

  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека;

  • добровольничество, демократизация, партнерство

Анализ ресурсов

1. Материально-технические и природные ресурсы. «Школа юного эколога» работает на базе межрайонного экологического лагеря-экспедиции «Уста». Рядом с территорией лагеря находится пойменный луг и лесной массив. Это дает возможность проведения комплексного исследования данных экосистем. Для проведения физических, биологических и химических исследований используется лабораторной оборудование, предоставленное МБОУ Тонкинской СОШ (световой и цифровой микроскоп, комплект лабораторного оборудования). Часть лабораторных работ проводится в учебных лабораториях кафедры агрохимии и агроэкологии НГСХА.

2. Социальные партнеры. МБОУ Тонкинская СОШ, ФГБОУ ВПО Нижегородская сельскохозяйственная академия, Нижегородское отделение Союза охраны птиц России.

3. Ученические ресурсыобучающие 7 – 11 классов, актив экологического клуба «Синяя птица».

4. Кадровые ресурсы учителя биологии и химии МБОУ Тонкинской СОШ, преподаватели и студенты НГСХА факультета почвоведения, агрохимии и агроэкологии.

Основные направления деятельности

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)

Лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.

Выполнение комплексного исследования биогеоценозов. Интеллектуально-познавательные игры: «Тропа следопытов», «Экологический марафон», «Найди клад» и др.

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая

Экологические акции по уборке мусора на территории природных объектов.


Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, облагораживание лесного массива, общественных мест.

Природоохранная (художественно-эстетическая)

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, фотографий.

Проведение тематических дней: «День леса», «День эколога». Распространение листовок и создание буклетов по природоохранной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Просветительская

Освещение результатов работы школы в СМИ. Выпуск бюллетеней о работе школы, реклама экологической школы.

Сотрудничество со СМИ, наличие экологического сайта, выпуск информационно-просветительских продуктов.


Содержание программы предназначено для учащихся 7 – 11 классов, увлекающихся предметами естественнонаучного цикла.

Программа рассчитана на 13 занятий (по 2 ч., всего – 26 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики. Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, химии, физики, математики.

Программой экологической школы предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты опытов в виде схем, диаграмм, таблиц. Полученные результаты исследования могут быть представлены на различных конкурсах исследовательских работ учащихся.

Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются игры, конкурсы, КВН, экскурсии, а также проведение и оформление исследовательских работ.

На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.

В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.


Учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности:

а) поведения в природе,

б) при выполнении полевых исследований.

2. Основные понятия:

Экологический мониторинг. Биогеоценозы. Виды биогеоценозов, их компоненты и структура. Пищевые цепи. Геоботаника. Метод пробных площадок. Твердая фаза почвы. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК). Почвенный раствор. Почвенный воздух. Структура почвенного покрова. Водопрочность. Окраска. Плотность. Кислотность. Плодородие. Физико-химические методы оценки состояния загрязненности почв.

3. Основные источники загрязнения окружающей среды.

4. Меры по охране и защите природных ресурсов.


Учащиеся должны уметь:

  • Правильно вести себя в природе.

  • Правильно работать с лабораторным оборудованием.

  • Вести наблюдения в природе.

  • Описывать по плану биогеоценозы.

  • Проводить полевые обследования почвенного покрова разных экосистем.

  • Проводить качественные реакции на обнаружение хлоридов, сульфатов и других ионов в исследуемых образцах почвы.

  • Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.

  • Сравнивать различные данные и делать выводы.


Календарно – тематическое планирование занятий


занятия

Примерная

дата

План мероприятий

Занятие № 1

8.07

Организационное собрание. Знакомство с планом и режимом работы школы и расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности. Игры на свежем воздухе.


Занятие № 2

9.07

Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы. Отличительные признаки природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов и редуцентов.

Занятие № 3

10.07

Описание биогеоценоза. Порядок описания биотопа, фитоценоза и зооценоза.

Занятие № 4

10.07

Методы мониторинга почв. Характеристика почвенных горизонтов ключевых участков. Растения – биоиндикаторы различных типов почв. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве.


Занятие № 5

11.07

Методы мониторинга почв. Определение типа почв на ключевых участках по растениям – индикаторам.

Занятие № 6

12.07

Экскурсия в Нижегородскую сельскохозяйственную академию.

Занятие № 7

13.07

Знакомство с флорой и фауной заливного луга.

Занятие № 8

14.07

Полевая практика. Определение состава животного и растительного мира заливного луга. Изготовление гербария растений соответствующего биогеоценоза.


Занятие № 9

15.07

Знакомство с флорой и фауной смешанного леса.

Занятие № 10

16.07

Полевая практика. Определение состава животного и растительного мира смешанного леса. Изготовление гербария растений соответствующего биогеоценоза.


Занятие № 11

17.07

Игра «Найди клад»

Конкурс поделок из природного материала, выставка плакатов и рисунков по защите природы.

Занятие № 12

18.07

Отчет о работе «Школы юного эколога»

Занятие № 13

19.07

КВН « В царстве флоры и фауны »



Содержание программы


Занятие № 1. Организационное

Цель занятия: познакомить учащихся содержанием работы «Школы юного эколога» и распорядком дня. Распределить обязанности. Повторить правила поведения в природе (в лесу, на лугу). Провести инструктаж техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием, обратить особое внимание на меры предосторожности при работе с химическими реактивами. Формировать сплоченный коллектив, используя различные игры, проводимые на свежем воздухе.

Содержание. План работы школы. Обязанности в школе: редколлегия, собиратели информации и ее оформители, инициаторы творческих идей. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении экскурсий в природу. Аптечка, растворы веществ в аптечке. Меры предосторожности при работе с химическими реактивами

Игры на свежем воздухе.

Учащиеся после изучения темы должны знать: режим занятий в школе; правила работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.


Занятие № 2. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы

Цель занятия: формирование понятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаков природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов.

Содержание. Теоретическая часть: понятия экосистема, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, абиотические компоненты биогеоценоза.

Практическая часть: составление цепей питания, конструирование экосистем данной местности (лес, заливной луг).

Игры на свежем воздухе.

Учащиеся после изучения темы должны знать: основные понятия: экосистема, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза, цепи питания.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: составлять цепи питания, конструировать элементарные экосистемы.


Занятие № 3. Описание биогеоценоза

Цель занятия: познакомить учащихся с планом описания лесного и лугового биоценозов.

Содержание. Теоретическая часть: порядок описания биотопа, фитоценоза и зооценоза.

Учащиеся после изучения темы должны знать: план описания биогеоценозов.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: давать характеристику природных объектов, используя план описания биогеоценозов.


Занятие № 4 – 5. Методы мониторинга почв

Цель занятия: познакомить учащихся с различными способами исследования степени загрязненности почвы: биоиндикацией, органолептическими и химическими. Формировать умение определять плодородие почвы, ее водный режим и загрязненность по растениям-индикаторам.

Содержание. Теоретическая часть: характеристика почвенных горизонтов ключевых участков. Растения – биоиндикаторы различных типов почв. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве.

Практическая часть: характеристика почвенных горизонтов ключевых участков на срезе. Определение типа почв на ключевых участках по растениям – индикаторам. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве. Составить гербарии.

Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений-индикаторов, карандаши, блокноты.

Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: растения-индикаторы, фенотип, почвенный горизонт, типы почв, плодородие почв, водный режим, глубина залегания грунтовых вод; методы мониторинга почв. Признаки загрязненности грунта химическими элементами.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: производить оценку загрязненности почвы биоиндикационными способами; определять тип почвы и давать ее характеристику по растениям-индикаторам; закладывать разрез на почвах естественного сложения и производить его анализ; готовить гербарный материал и пользоваться определителями растений.


Занятие № 6. Экскурсия в Нижегородскую сельскохозяйственную академию

Цель занятия: знакомство с ведущими кафедрами и научными направлениями НГСХА, с научными исследованиями, проводимыми сотрудниками кафедры агрохимии и агроэкологии. Посещение вегетационной площадки.

Содержание. Теоретическая часть: вегетационные, вегетационно-полевые и микрополевые исследования с различными культурами и мелиорантами. Основы постановки активного эксперимента, правила подготовки почв и сосудов, особенности закладки опыта, обработка и анализ результатов эксперимента.

Практическая часть: анализ агрохимических показателей почвы: кислотность (обменная и гидролитическая), сумма обменных оснований, содержание подвижных форм калия и фосфора. Все работы проводятся в учебных лабораториях кафедры агрохимии и агроэкологии НГСХА.

Учащиеся после изучения темы должны знать: методы вегетационных, вегетационно-полевых и микрополевых исследований.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: проводить элементарные лабораторные исследования, обрабатывать и анализировать результаты опытов.


Занятие № 7 – 8. Знакомство с флорой и фауной заливного луга

Цель занятия: в ходе экскурсии на заливной луг подробнее рассмотреть флору и фауну.

Содержание. Теоретическая часть: флора и фауна заливного луга.

Практическая часть: определить состав животного и растительного мира заливного луга. Подготовить гербарий растений соответствующего биогеоценоза.

Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений-индикаторов, карандаши, блокноты.

Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: флора и фауна; методы пробных площадок, методы определения проективного покрытия.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: устанавливать проективное покрытие для травостоя, определять ярусы в биогеоценозе, обилие видов, производить учет надземной и подземной биомассы фитоценоза, определять видовой состав биогеоценоза.


Занятие № 9 – 10. Знакомство с флорой и фауной смешанного леса

Цель занятия: в ходе экскурсии в лес подробнее рассмотреть флору и фауну.

Содержание. Теоретическая часть: флора и фауна смешанного леса.

Практическая часть: определить состав животного и растительного мира смешанного леса. Подготовить гербарий растений соответствующего биогеоценоза.

Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений – индикаторов, карандаши, блокноты.

Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: флора и фауна; методы пробных площадок, методы описания древостоя.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: определять ярусы в биогеоценозе, описывать древостой, определять обилие и видовой состав биогеоценоза.


Занятие № 11. Кладовая природы

Цель занятия: В игровой форме проверить усвоение знаний учащихся по изученному материалу. Развивать творческие способности ребят и любовь к природе через изготовление поделок из природного материала, изготовление плакатов и рисунков по защите природы.

Содержание. Проведение игры «Найди клад» в природных условиях. Изготовление поделок из природного материала, выставка плакатов и рисунков по защите природы.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: ориентироваться в природе с помощью компаса и по карте, делать поделки из природного материала, рисовать плакаты и рисунки по охране природы.


Занятие № 12 – 13. Подведение итогов

Цель занятия: подвести итоги знаний и навыков, полученных учащимися в «Школе юного эколога». Развивать физические, умственные, творческие способности учащихся через игровые методы. Прививать любовь к родному краю.

Содержание. Подготовка к отчету. КВН «В царстве флоры и фауны». Игры на свежем воздухе. Закрытие школы.

Литература

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учеб. Пособие. М.: АО МДС, 1996.

  2. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. Изучение флоры своей местности: «Экосистема», 2002.

  3. Винокурова Н.Ф. и др. «Лес и человек» / Москва: Дрофа, 2007

  4. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся. Биология и экология / Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Грановский В.А., Сирая Т.Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Л.: Энергоатомиздат, 1990.

  6. Карпачевский Л.П. Лес и лесные почвы. М.: Лесная промышленность, 1981.

  7. Кузнецов М.А., Ибрагимов А.К., Неручев В.А., Юлова Г.А. Полевой практикум по экологии. М., 1994.

  8. Мирошниченко Т.А. Проектная деятельность. 11 класс / Волгоград: Корифей, 2008.

  9. Определитель сосудистых растений / Губанов И.А., Киселева Н.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. М.: Аргус, 1995.

  10. Полуяхтов К.К. Структура лесных фитоценозов и их изучение: Учеб. Пособие. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1978.

  11. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биоценологии. М.: Колос,1971.

  12. Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии / Под ред. Проф. Радова Ф.С. Изд. 2-е. М., 1991.

  13. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная  деятельность учащихся по биологии / Москва: Глобус, 2007.

  14. Храмов В.А. Аналитическая биохимия / Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Чередничнеко И. П. Экология / Волгоград: Учитель, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!