Пуртова Галина Александровна,
учитель биологии,
МБОУ «Тонкинская средняя общеобразовательная школа»,
р.п. Тонкино, Нижегородская область
Программа «Школы юного эколога»
Пояснительная записка
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности решает несколько важных педагогических проблем:
1. Стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;
2. Приобщение их к самостоятельной творческой деятельности;
3. Развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;
4. Профессиональное самоопределение, подготовка к обучению в высшем учебном заведении.
Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить исследовательскую, оздоровительную, трудовую работу, способствующую самосовершенствованию и развитию подрастающего поколения. Важно, чтобы дети активно и осознанно участвовали в изучении природы своей местности, действиях по сохранению природы своего края и оздоровлению окружающей среды.
Наиболее полно познакомить учеников с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для учащихся: достаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления учащихся с природой родного края, организации дел по сохранению природы.
Экологическое воспитание в условиях летней экологической школы является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Цель:
Создать условия для организации профильного экологического обучения, оздоровления, активного отдыха и занятости подростков в летнее каникулярное время на базе межрайонного экологического лагеря-экспедиции «Уста».
Для реализации данной цели в лагере организуется летняя «Школа юного эколога», которая решает следующие задачи:
1. Образовательные:
а) Познакомить детей с основными методами исследования окружающей среды: физическими, химическими и биологическими;
б) Расширить, дополнить и углубить знания детей о природе, природных явлениях, живых организмах;
в) Закрепить теоретические знания учащихся через выполнение разнообразных практических работ;
г) Формировать умения проводить исследовательскую работу и оформлять результаты исследований.
2. Развивающие:
а) Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности учащихся в процессе проведения экологических исследований;
б) Развивать умения самостоятельно проводить экологические исследования.
3. Воспитательные:
а) Воспитывать бережное отношение к живой природе;
б) Воспитывать уважение друг к другу через коллективную и групповую формы работы.
Ведущие принципы
В основе деятельности экологической школы лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии и принципы общественно-активной школы:
личностно-ориентированный подход;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
воспитание способности и потребности общения с миром через освоение;
гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека;
добровольничество, демократизация, партнерство
Анализ ресурсов
1. Материально-технические и природные ресурсы. «Школа юного эколога» работает на базе межрайонного экологического лагеря-экспедиции «Уста». Рядом с территорией лагеря находится пойменный луг и лесной массив. Это дает возможность проведения комплексного исследования данных экосистем. Для проведения физических, биологических и химических исследований используется лабораторной оборудование, предоставленное МБОУ Тонкинской СОШ (световой и цифровой микроскоп, комплект лабораторного оборудования). Часть лабораторных работ проводится в учебных лабораториях кафедры агрохимии и агроэкологии НГСХА.
2. Социальные партнеры. МБОУ Тонкинская СОШ, ФГБОУ ВПО Нижегородская сельскохозяйственная академия, Нижегородское отделение Союза охраны птиц России.
3. Ученические ресурсы – обучающие 7 – 11 классов, актив экологического клуба «Синяя птица».
4. Кадровые ресурсы – учителя биологии и химии МБОУ Тонкинской СОШ, преподаватели и студенты НГСХА факультета почвоведения, агрохимии и агроэкологии.
Основные направления деятельности
Направления деятельности | Формы работы | Ожидаемый результат |
Учебно-исследовательская (познавательная) | Лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой. Выполнение комплексного исследования биогеоценозов. Интеллектуально-познавательные игры: «Тропа следопытов», «Экологический марафон», «Найди клад» и др. | Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. Развитие и расширение кругозора учащихся. |
Общественно-полезная и трудовая | Экологические акции по уборке мусора на территории природных объектов. | Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, облагораживание лесного массива, общественных мест. |
Природоохранная (художественно-эстетическая) | Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, фотографий. Проведение тематических дней: «День леса», «День эколога». Распространение листовок и создание буклетов по природоохранной деятельности. | Развитие творческих способностей учащихся. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях. |
Просветительская | Освещение результатов работы школы в СМИ. Выпуск бюллетеней о работе школы, реклама экологической школы. | Сотрудничество со СМИ, наличие экологического сайта, выпуск информационно-просветительских продуктов. |
Содержание программы предназначено для учащихся 7 – 11 классов, увлекающихся предметами естественнонаучного цикла.
Программа рассчитана на 13 занятий (по 2 ч., всего – 26 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики. Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, химии, физики, математики.
Программой экологической школы предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты опытов в виде схем, диаграмм, таблиц. Полученные результаты исследования могут быть представлены на различных конкурсах исследовательских работ учащихся.
Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются игры, конкурсы, КВН, экскурсии, а также проведение и оформление исследовательских работ.
На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.
В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.
Учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности:
а) поведения в природе,
б) при выполнении полевых исследований.
2. Основные понятия:
Экологический мониторинг. Биогеоценозы. Виды биогеоценозов, их компоненты и структура. Пищевые цепи. Геоботаника. Метод пробных площадок. Твердая фаза почвы. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК). Почвенный раствор. Почвенный воздух. Структура почвенного покрова. Водопрочность. Окраска. Плотность. Кислотность. Плодородие. Физико-химические методы оценки состояния загрязненности почв.
3. Основные источники загрязнения окружающей среды.
4. Меры по охране и защите природных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
Правильно вести себя в природе.
Правильно работать с лабораторным оборудованием.
Вести наблюдения в природе.
Описывать по плану биогеоценозы.
Проводить полевые обследования почвенного покрова разных экосистем.
Проводить качественные реакции на обнаружение хлоридов, сульфатов и других ионов в исследуемых образцах почвы.
Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.
Сравнивать различные данные и делать выводы.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ занятия | Примерная дата | План мероприятий |
Занятие № 1 | 8.07 | Организационное собрание. Знакомство с планом и режимом работы школы и расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности. Игры на свежем воздухе. |
Занятие № 2 | 9.07 | Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы. Отличительные признаки природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов и редуцентов. |
Занятие № 3 | 10.07 | Описание биогеоценоза. Порядок описания биотопа, фитоценоза и зооценоза. |
Занятие № 4 | 10.07 | Методы мониторинга почв. Характеристика почвенных горизонтов ключевых участков. Растения – биоиндикаторы различных типов почв. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве. |
Занятие № 5 | 11.07 | Методы мониторинга почв. Определение типа почв на ключевых участках по растениям – индикаторам. |
Занятие № 6 | 12.07 | Экскурсия в Нижегородскую сельскохозяйственную академию. |
Занятие № 7 | 13.07 | Знакомство с флорой и фауной заливного луга. |
Занятие № 8 | 14.07 | Полевая практика. Определение состава животного и растительного мира заливного луга. Изготовление гербария растений соответствующего биогеоценоза. |
Занятие № 9 | 15.07 | Знакомство с флорой и фауной смешанного леса. |
Занятие № 10 | 16.07 | Полевая практика. Определение состава животного и растительного мира смешанного леса. Изготовление гербария растений соответствующего биогеоценоза. |
Занятие № 11 | 17.07 | Игра «Найди клад» Конкурс поделок из природного материала, выставка плакатов и рисунков по защите природы. |
Занятие № 12 | 18.07 | Отчет о работе «Школы юного эколога» |
Занятие № 13 | 19.07 | КВН « В царстве флоры и фауны » |
Содержание программы
Занятие № 1. Организационное
Цель занятия: познакомить учащихся содержанием работы «Школы юного эколога» и распорядком дня. Распределить обязанности. Повторить правила поведения в природе (в лесу, на лугу). Провести инструктаж техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием, обратить особое внимание на меры предосторожности при работе с химическими реактивами. Формировать сплоченный коллектив, используя различные игры, проводимые на свежем воздухе.
Содержание. План работы школы. Обязанности в школе: редколлегия, собиратели информации и ее оформители, инициаторы творческих идей. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении экскурсий в природу. Аптечка, растворы веществ в аптечке. Меры предосторожности при работе с химическими реактивами
Игры на свежем воздухе.
Учащиеся после изучения темы должны знать: режим занятий в школе; правила работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Занятие № 2. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемы
Цель занятия: формирование понятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаков природного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов.
Содержание. Теоретическая часть: понятия экосистема, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, абиотические компоненты биогеоценоза.
Практическая часть: составление цепей питания, конструирование экосистем данной местности (лес, заливной луг).
Игры на свежем воздухе.
Учащиеся после изучения темы должны знать: основные понятия: экосистема, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза, цепи питания.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: составлять цепи питания, конструировать элементарные экосистемы.
Занятие № 3. Описание биогеоценоза
Цель занятия: познакомить учащихся с планом описания лесного и лугового биоценозов.
Содержание. Теоретическая часть: порядок описания биотопа, фитоценоза и зооценоза.
Учащиеся после изучения темы должны знать: план описания биогеоценозов.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: давать характеристику природных объектов, используя план описания биогеоценозов.
Занятие № 4 – 5. Методы мониторинга почв
Цель занятия: познакомить учащихся с различными способами исследования степени загрязненности почвы: биоиндикацией, органолептическими и химическими. Формировать умение определять плодородие почвы, ее водный режим и загрязненность по растениям-индикаторам.
Содержание. Теоретическая часть: характеристика почвенных горизонтов ключевых участков. Растения – биоиндикаторы различных типов почв. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве.
Практическая часть: характеристика почвенных горизонтов ключевых участков на срезе. Определение типа почв на ключевых участках по растениям – индикаторам. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве. Составить гербарии.
Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений-индикаторов, карандаши, блокноты.
Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: растения-индикаторы, фенотип, почвенный горизонт, типы почв, плодородие почв, водный режим, глубина залегания грунтовых вод; методы мониторинга почв. Признаки загрязненности грунта химическими элементами.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: производить оценку загрязненности почвы биоиндикационными способами; определять тип почвы и давать ее характеристику по растениям-индикаторам; закладывать разрез на почвах естественного сложения и производить его анализ; готовить гербарный материал и пользоваться определителями растений.
Занятие № 6. Экскурсия в Нижегородскую сельскохозяйственную академию
Цель занятия: знакомство с ведущими кафедрами и научными направлениями НГСХА, с научными исследованиями, проводимыми сотрудниками кафедры агрохимии и агроэкологии. Посещение вегетационной площадки.
Содержание. Теоретическая часть: вегетационные, вегетационно-полевые и микрополевые исследования с различными культурами и мелиорантами. Основы постановки активного эксперимента, правила подготовки почв и сосудов, особенности закладки опыта, обработка и анализ результатов эксперимента.
Практическая часть: анализ агрохимических показателей почвы: кислотность (обменная и гидролитическая), сумма обменных оснований, содержание подвижных форм калия и фосфора. Все работы проводятся в учебных лабораториях кафедры агрохимии и агроэкологии НГСХА.
Учащиеся после изучения темы должны знать: методы вегетационных, вегетационно-полевых и микрополевых исследований.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: проводить элементарные лабораторные исследования, обрабатывать и анализировать результаты опытов.
Занятие № 7 – 8. Знакомство с флорой и фауной заливного луга
Цель занятия: в ходе экскурсии на заливной луг подробнее рассмотреть флору и фауну.
Содержание. Теоретическая часть: флора и фауна заливного луга.
Практическая часть: определить состав животного и растительного мира заливного луга. Подготовить гербарий растений соответствующего биогеоценоза.
Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений-индикаторов, карандаши, блокноты.
Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: флора и фауна; методы пробных площадок, методы определения проективного покрытия.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: устанавливать проективное покрытие для травостоя, определять ярусы в биогеоценозе, обилие видов, производить учет надземной и подземной биомассы фитоценоза, определять видовой состав биогеоценоза.
Занятие № 9 – 10. Знакомство с флорой и фауной смешанного леса
Цель занятия: в ходе экскурсии в лес подробнее рассмотреть флору и фауну.
Содержание. Теоретическая часть: флора и фауна смешанного леса.
Практическая часть: определить состав животного и растительного мира смешанного леса. Подготовить гербарий растений соответствующего биогеоценоза.
Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений – индикаторов, карандаши, блокноты.
Учащиеся после изучения темы должны знать: понятия: флора и фауна; методы пробных площадок, методы описания древостоя.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: определять ярусы в биогеоценозе, описывать древостой, определять обилие и видовой состав биогеоценоза.
Занятие № 11. Кладовая природы
Цель занятия: В игровой форме проверить усвоение знаний учащихся по изученному материалу. Развивать творческие способности ребят и любовь к природе через изготовление поделок из природного материала, изготовление плакатов и рисунков по защите природы.
Содержание. Проведение игры «Найди клад» в природных условиях. Изготовление поделок из природного материала, выставка плакатов и рисунков по защите природы.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: ориентироваться в природе с помощью компаса и по карте, делать поделки из природного материала, рисовать плакаты и рисунки по охране природы.
Занятие № 12 – 13. Подведение итогов
Цель занятия: подвести итоги знаний и навыков, полученных учащимися в «Школе юного эколога». Развивать физические, умственные, творческие способности учащихся через игровые методы. Прививать любовь к родному краю.
Содержание. Подготовка к отчету. КВН «В царстве флоры и фауны». Игры на свежем воздухе. Закрытие школы.
Литература
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учеб. Пособие. М.: АО МДС, 1996.
Боголюбов А.С., Лазарева Н.С. Изучение флоры своей местности: «Экосистема», 2002.
Винокурова Н.Ф. и др. «Лес и человек» / Москва: Дрофа, 2007
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся. Биология и экология / Волгоград: Учитель, 2008.
Грановский В.А., Сирая Т.Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Л.: Энергоатомиздат, 1990.
Карпачевский Л.П. Лес и лесные почвы. М.: Лесная промышленность, 1981.
Кузнецов М.А., Ибрагимов А.К., Неручев В.А., Юлова Г.А. Полевой практикум по экологии. М., 1994.
Мирошниченко Т.А. Проектная деятельность. 11 класс / Волгоград: Корифей, 2008.
Определитель сосудистых растений / Губанов И.А., Киселева Н.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. М.: Аргус, 1995.
Полуяхтов К.К. Структура лесных фитоценозов и их изучение: Учеб. Пособие. Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1978.
Пономарева И.Н. Экология растений с основами биоценологии. М.: Колос,1971.
Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии / Под ред. Проф. Радова Ф.С. Изд. 2-е. М., 1991.
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Москва: Глобус, 2007.
Храмов В.А. Аналитическая биохимия / Волгоград: Учитель, 2007.
Чередничнеко И. П. Экология / Волгоград: Учитель, 2009.