СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социально –психологического сопровождения по формированию ууд учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на создание системы психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса для создания условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации

Просмотр содержимого документа
«Программа социально –психологического сопровождения по формированию ууд учащихся начальной школы»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

директор школы-интерната

_____________ И.В.Резвина

Приказ № ___ от ________

ПРИНЯТО

на заседании ШМС

протокол №__ от _________

председатель ШМС_______

на заседании МО

протокол №__ от ________

руководитель МО _______













ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ















КЛАСС: 1-4

Педагог-психолог: Седых А.А.

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2016 – 2017











Пояснительная записка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение социально – психологической службы в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Социально - психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Цель программы:

  • Создание системы психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса для создания условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации;

Задачи программы:

  • Создание условий формирования устойчивого познавательного интереса и инициативы к учению, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и успешного обучения школьников;

  • Организация образовательного процесса, с акцентом на целеполагании и контрольно - оценочных действиях;

  • Разработка и реализация программ индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися, имеющими низкий уровень сформированности предпосылок УУД;

  • Реализация совместного взаимодействия педагогов и педагога – психолога в проектировании условий развития УУД;

  • Организация учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников;

  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся:

1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

2. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

  • Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

  • Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Коррекционное – развивающее направление.

Коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с учащимися, имеющими низкий уровень сформированности предпосылок УУД, проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.



Формы работы психолого – педагогического сопровождения:

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия педагога - психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

1. Работа с обучающимися

  • Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей;

  • Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу;

  • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем);

2. Работа с педагогами школы

  • Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами;

  • Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий);

  • Проведение семинаров, практических занятий, лекций

3. Работа с родителями

  • Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих эффективное формирование УУД. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах родительских клубов, круглых столов, совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.

  • Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

  • Проведение бесед, лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.


Общая структура коррекционно – развивающих занятий с детьми:

Элементы занятия:

  • Приветствие. Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой, а может быть взрослым.



  • Разминка. Позволяет сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу, контакт друг с другом, продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. В данном развивающем комплексе в качестве разминки преимущественно используются психотехнические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния детей, способствующие повышению уверенности в себе, формированию благоприятной атмосферы в группе и положительного настроя на занятие.

  • Основное содержание занятия. Совокупность психотехнических упражнений, направленных на решение задач данного занятия. Последовательность игр и упражнений предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка. Заканчивать эту часть занятия лучше одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

  • Рефлексия (оценка занятия).

Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах.

1) эмоциональная - понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему;

2) смысловая - почему это важно, зачем мы это делали. Оценка занятия помогает закреплению положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность; приведению в равновесие эмоционального состояния; улучшению самочувствия и настроения.

  • Завершение занятия. Желательно, чтобы после завершения у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой может спонтанно продолжиться понравившийся сюжет или упражнение.

Мероприятия по реализации программы:

п/п

Мероприятия

Срок

Исполнители


1. Диагностическое направление

1.

Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся начальной школы

Январь

педагог-психолог

2.

Мониторинг обследования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД

Март

педагог-психолог

учителя начальной школы

2. Коррекционно – развивающее направление

3.

Создание развивающих групп

Сентябрь

педагог – психолог

учителя начальной школы

4.

Разработка коррекционно - развивающих занятий, тренингов по программе

Октябрь.

педагог - психолог

5.

Проведение коррекционно –развивающих занятий, тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу

в течение года

педагог-психолог

3. Консультативное направление

6.

Организация информационно- консультативной помощи детям, педагогам, родителям.

в течение года

педагог - психолог

4. Профилактическое направление

7.

Подготовка методических рекомендаций для педагогов по проектированию условий развития УУД

в течение года


педагог - психолог

учителя начальных классов

8.

Проведение семинаров, практических занятий, лекций


по мере необходимости

педагог - психолог

9.

Выработка методических приемов для индивидуального подхода к детям, для установления психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга.

в течение года

педагог - психолог




Ожидаемые результаты:

  • Изменение уровневых показателей формирования УУД у учащихся начальной школы;

  • Сформированность у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей;

  • Эффективная система психолого – педагогической поддержки детей в формировании УУД.

























Приложение

Задания и упражнения по развитию УУД

  1. Задания на развитие способности видеть проблемы

Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать задания, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.

  • «Изменение точки зрения на объект»

Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Осеннее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты – водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге; или лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; волк в лесу.

«В школьном коридоре кто-то уронил кожуру от банана. Миша бежал, наступил на неё и поскользнулся…»

- Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций самого Миши, учителей, школьного охранника, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки; а что по этому поводу мог бы подумать пол, сама кожура банана и др.

«Хомячок по кличке Ероша жил дома у Серёжи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из школы Сережа неожиданно схватил его рукой. Длинные и острые зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…»

- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось…

- Представь, что ты полицейский, идущий мимо. Что ты скажешь Серёже? А что бы ты сказал, если бы был его другом? Его сестрой? Бабушкой? Мамой или папой?

«Что имел в виду мыслитель?»

- Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»?

  • «Составь рассказ от имени другого»

- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.

  • «Составь рассказ, используя данную концовку»

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:

«…Нам так и не удалось выехать за пределы города».

«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

  • «Сколько значений у предмета»



Учащимся предлагается какой-либо хорошо известный предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кусочек мела, картонная коробка, кирпич, газета и многое другое.

- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

  • «Назови как можно больше признаков предмета»

Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс. Педагог называет какой-либо предмет, например: стол, дом, самолёт, книга, кувшин и т.д.

- Назови как можно больше возможных признаков этого предмета.

  • «Наблюдение как способ выявления проблем»

- Понаблюдай и попробуй получить ответ на вопрос: «Почему светит солнце?»; «Почему играют котята?»; «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»; «Почему школьники так шумят на переменах?» и др.

  • «Увидеть в другом свете»

- Как бы ты отнёсся к синей котлете, красному воробью, белому яблоку? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир?

Задания для развития умения конструировать гипотезы

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом, это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто определена. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счёте прогресс в любой творческой деятельности.

  • «Определить условия»

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можно ли придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

* очки;

* компьютер;

* космический корабль;

* яблоко;

* настольная лампа;

* проект детской площадки;

* кофеварка;

* вертолёт;

* букет полевых цветов;

* морская свинка.

- При каких условиях эти же предметы будут совершенно бесполезны или даже вредны?

  • «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

- Сделай два самых логичных предположения и придумай два самых логичных объяснения следующим событиям:

«На столе лежит открытая книга»;

«На улице начал таять снег»;

«Троллейбус сигналит под окном»;

«Мама сердится» и др.

- Придумай два - три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

- Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек»; «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

  • «А что, если…?»

- Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле.

Задания на развитие умения задавать вопросы

Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду.

  • «Найди загаданное слово»

Школьники задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен более сложный вариант. Один ребёнок загадывает слово и держит его в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно: нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

  • «Угадай, о чём спросили»

Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Ты любишь спорт?» Ученик отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

- Какой окрас обычно имеют тигры?

- Почему совы охотятся ночью?

- Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

- Для чего космонавт надевает скафандр?

- Чем питаются в космосе космонавты?

- Почему пригородные поезда называются «электричками»?

- Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

  • «Найди причину события с помощью вопроса»

Педагог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?» «Полицейский вертолёт целый день летал над кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»).

  • «Вопросы машине времени»



- Задай три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

  • «Вопросы домашних животных»

- Как ты думаешь, если бы домашние животные (твоя собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

Развитие умения давать определения понятиям

Понятийное мышление относится к числу наиболее сложных видов мышления. Понятие – одна из форм логического мышления, это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Существуют предметы, явления, события, и есть наши понятия о них.

  • Хорошим заданием на развитие умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать сочинение загадок, в том числе и юмористических.

  • Составление и разгадывание кроссвордов – прекрасная возможность попрактиковаться в определении понятий.

  • «Определения для инопланетян»

- Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о нашей планете, им известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое:

* апельсин;

* книга;

* стол;

* ручка;

* дом.

  • «Ограничение понятия»

.- Попробуй ограничить понятия:

* населённый пункт (город)

* столица (столица России)

* автомобиль

* здание

* одежда

* мебель и др.

  • «Найди родовое понятие»

- Из приведённых ниже понятий построй такие пары, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

  • «Выявление причин и следствий»

- Определи, что является причиной, а что – следствием:

* смех, шутка;

* мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи;

* утро, солнце, пение птиц, радость;

* снег, мороз, зима, вьюга, лёд;

* жёлтые листья, осень, серое небо, холодные дожди;

* боль, падение, перелом ноги;

* пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.

Развитие умения классифицировать

Классификация придаёт мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок и является важным универсальным действием.

  • «Классификация по разным основаниям»

- Даны предметы: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по категориям; по функциям; пространственное объединение; аналитическое объединение).

  • «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».

- Вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.

- Автомобили: легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, нарисованные в книгах, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

- Деревья: хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые, волшебные.

Развитие умений и навыков экспериментирования

Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Но эксперименты бывают и мысленные.

  • «Мысленный эксперимент»

- Попробуй провести мысленный эксперимент: «Что случится, если известный двоечник станет учиться на одни пятёрки?»; «Что произойдёт, если листья с деревьев не опадут осенью?»; «Что можно сделать из куска бумаги?»; «Что будет, если все станут выше ростом?»; «На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?»; «Если бы озеро стало столом, чем были бы лодки?»; «Что будет, если люди научатся читать мысли других?»; «Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?».

  • «Проверь правильность утверждений»

- Все деревья имеют ствол и ветви. Клён имеет ствол и ветви. Следовательно, клён – дерево.

- Все волки серые. Рекс серый. Следовательно, он волк.

- Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.

- Все ученики 1 «А» класса любят играть в компьютерные игры. Коля Иванов любит играть в компьютерные игры. Следовательно, коля Иванов – ученик 1 «А» класса.

  • «Скажи, на что похожи…»

- Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи:

* узоры на ковре;

* облака;

* очертания деревьев за окном;

* старые автомобили;

* новые кроссовки и др.

  • «Как люди смотрят на мир»

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаем детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряем самые оригинальные, неожиданные ответы.



Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Ученики быстро придут к заключению, что «правы были все, только по-своему».

Развитие УУД во внеурочной деятельности

Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).

Следующие упражнения можно использовать в рамках внеурочной деятельности (классные часы, походы, летние площадки и т.п.)

Коммуникативные УУД

  • Упражнение «Привет тому, кто …»

Инструкция: «Ребята, давайте поздороваемся. Сегодня здороваться будем так, посмотрите друг на друга, отметьте какие-либо положительные черты в каждом из участников (внешность, характер). Затем вы будете приветствовать друг друга по очереди, называя те черты, которые вы отметили. Например, «привет тому, кто сегодня пришел в красивой белой рубашке», «привет тому, кто любит пошутить» и т.д. Остальные участники должны догадаться, кому передают привет и молча посмотреть на этого человека. «Отгаданный участник» отвечает «привет» и в свою очередь передает привет следующему участнику. Внимательно следите за тем, что бы поприветствовать всех ребят и никого не пропустить».

  • Упражнение «Испорченный телефон»

Инструкция: «Ребята, мы с вами знаем, как важно быть точными и внимательными к информации, которую сообщают нам и которую передаем мы. Сейчас (ведущие называют имена 5-6 человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) будут принимать и передавать сообщения. Остальные будут наблюдателями.

Пусть один ребенок, из тех, кто будет принимать и передавать сообщение останется здесь, а остальные подождут какое-то время за дверью». Наблюдателям ведущий дает задание следить за процессом передачи сообщения, замечать потерю и искажение информации.

Ведущий зачитывает текст сообщения первому участнику, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Затем ведущий последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему ребенку, получившему сообщение, ведущий задает вопрос: «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать».

Обсуждение.

  • Упражнение «Мы похожи …»

Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на две команды. Пусть каждая команда сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

  • Упражнение «Остров дружбы» (все вместе)

Инструкция: «Вы видите перед собой на полу небольшой остров, составленный из газет. Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем».

Личностные УУД

  • Упражнение «Ваши достижения за неделю»

Инструкция: «Расскажите о том, чему вы научились за прошедшую неделю, какими достижениями вы можете гордиться»

Дети рассказывают о своих достижениях. Ведущие стимулируют рассказ ребенка, поощряя его максимально подробно рассказывать о процессе учения для того, чтобы он понял, что его успех достигнут его усилиями, стараниями, трудом.

  • Упражнение «К празднику» (ромашка)

Инструкция: «Ребята, вы знаете, что люди часто дарят друг другу цветы, что бы доставить радость. Сейчас мы подарим каждому из вас вот по такой ромашке (ведущие раздают детям большие ромашки, вырезанные из плотной белой бумаги). Что бы эти ромашки доставили вам еще большую радость, сделаем следующее. Каждый из вас напишет в центре ромашки свое имя. Потом мы прикрепим эту ромашку вам на спину. А теперь каждый возьмет фломастер и поочередно подходя к друг к другу напишет каждому на одном лепестке его ромашки то качество, которое ему нравиться в этом человеке. Когда все лепестки ромашек будут заполнены, мы снимем их с ваших спин и отдадим вам. Затем все сядем в круг и каждый прочитает то, что написано на его ромашке».

Обсуждение.

  • Упражнение «Кто я?»

Инструкция: «Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: "Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?" Напишите пять или шесть предложений, и завершите загадку о себе вопросом: "Кто я?"

Написав, дети складывают листки со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка "проходит" по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.

После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий ребенок.

Обсуждение.

Регулятивные УУД

  • Упражнение «Моя лесенка успехов»

Инструкция: «Ребята, вы уже многому научились, многое умеете делать и этим можно гордиться. Но человеку всегда хочется достичь большего, всегда есть то, что мы хотели бы научиться делать. Но что бы научиться чему-то трудному. Например, быстро и выразительно читать, надо пройти ряд этапов, как бы «подняться по лесенке»: вначале выучить буквы – первая ступенька, потом научиться складывать слоги – вторая ступенька, третья ступенька – читать по слогам, четвертая – читать целыми словами, пятая – читать выразительно. В разных делах может быть разное количество ступенек. Что бы на них подняться, надо трудиться, прилагать усилия. Когда мы поднимаемся на следующую ступеньку, уже можно радоваться и гордиться своим достижением, ведь мы идем вперед, к своей цели. Теперь я предлагаю вас вспомнить, чему вы хотите научиться в ближайшее время? Какие ступеньки для этого надо пройти? Рисунок с такой лесенкой надо нарисовать. На самой верхней ступеньке то, что вы хотите научиться делать, а на нижних – одной, двух или трех – что нужно для этого сделать. Затем мы можем вместе обсудить ваши лесенки».

  • Упражнение «Плюх»

Инструкция: «Все кладут руки на свои коленки и хлопают по ним в том ритме, который задает ведущий (можно просто хлопать в ладоши). Одновременно с хлопками в такт каждому хлопку группа хором ведет счет ряда чисел в любой последовательности, но вместо чисел, которые делятся на два/три, участники должны произносить не цифру, а слово «Плюх» и, ни в коем случае не хлопать. Каждый, кто ошибается, считает свои ошибки, и игра начинается сначала».

Обсуждение.

  • Упражнение «На вставание 1 2 3 4 …»

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду называть вам числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало, не больше и не меньше. Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Садитесь только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Чтобы успешно сделать это упражнение ориентируйтесь на действие друг друга».



Познавательные УУД

  • Упражнение «Слова»

Инструкция. Придумайте слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Время работы с одним слогом примерно 2 минуты.

Варианты: «Придумайте слова, которые начинаются на слог «по», например, «полка». Придумайте слова, которые заканчиваются слогом «ка», например, «сумка»».

  • Упражнение «Выражение»

Инструкция. Придумайте как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Примерное время работы с одним набором букв – 5 минут.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!