Просмотр содержимого документа
«Программа социализации личности "Мы-вместе!"»
Управление образованием
администрации муниципального образования
Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район
Программа воспитания
коммуникативной культуры
учащихся 5-9 класса
«Мы – вместе»
Автор: Бутакова Вера Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
классный руководитель
г. Крымск
2013
Пояснительная записка
Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется ведущий тип деятельности. По словам Л.С. Выготского, главным в жизни младшего подростка становится общение. Для учащихся 5-9 классов становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.
Именно в общении подростки усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.
Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися 5-9 классов и является основой для работы классного руководителя по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение, формирует толерантное отношение к миру, в котором мы живем.
Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, участковым школьным инспектором, библиотекарем.
Ведущие идеи программы:
приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;
формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;
толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;
мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;
коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;
развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».
Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;
мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;
способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;
формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;
создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.
Необходимые педагогические условия:
постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;
активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
педагогическая поддержка классным руководителем подростков;
создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов, игровых ситуаций и рефлексии);
создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;
принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;
этическая защита учащихся и сохранение их тайн.
Методы и формы работы:
социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;
организационно-деятельностные игры;
дыхательные и двигательные упражнения;
методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).
В основе занятий лежат следующие принципы:
этичное отношение к личности;
эмпатическое понимание мира подростка;
конструктивное общение;
интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
необходимость выслушивать всех желающих;
конфиденциальность;
диалогичность и рефлексия;
добровольность.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;
разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;
основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;
рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.
Прогнозируемые результаты:
подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;
учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;
у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;
будет создана устойчивая система классного самоуправления.
Концептуальная модель воспитательной системы класса
по развитию коммуникативной культуры школьников
Коммуникативная культура школьников |
|
Ценностно-целевой компонент | | Субъект-субъектный компонент | | Содержа-тельный компонент | | Процессуаль- но-коммуни-кативный компонент | | Диагностико-результатив-ный компонент |
| | | | |
- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры; - приоритетные идеи построения воспитательной системы класса; -коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей | - учащиеся класса; - классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь; - родители класса; - другие значимые взрослые | - программа воспитания коммуникатив- ной культуры через систему тематических занятий; - социально-психологичес-кий тренинг как системооб-разующий вид деятельности; - аспекты личностного роста; - совместная деятельность субъектов программы | - формы и методы воспитательного воздействия; - отношения учащихся и взрослых в классном сообществе; - внешние и внутренние связи коммуникации; - развитие классного самоуправления | - способы и методики изучения классного коллектива; - критерии и показатели эффективности результатов воспитательного воздействия; - анализ и оценка результативности |
|
Рефлексивное управление |
|
Критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой; Воспитательный анализ управления системой; Самоуправление |
Модель развития самоуправления в классе
Коллективное подведение итогов.
Рефлексия.
Определение цели деятельности
Обсуждение вариантов решения. Мозговой штурм
Выбор вариантов действия. Коллективное принятие решения.
Реализация решения. Коллективные творческие дела
Тематический план
5 класс
№ | Тема | Цели | Тип занятия |
1. | Расскажи мне о себе… | Знакомство с новым классным руководителем, вновь прибывшими детьми, правилами работы в группе. | Работа в группе |
2. | Приветствие в нашей жизни | Овладение навыками разных типов приветствий. | Организационно-деятельностная игра |
3. | Социометрия. Кого бы взял на необитаемый остров | Определение выборов значимых одноклассников. | Организационно-деятельностная игра |
4. | Чем я отличаюсь от других | Развитие навыков самопознания и самопринятия. | Социально-психологический тренинг |
5. | Я в мире людей. Что такое коллектив? | Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе. | Социально-психологический тренинг |
6. | Как жить в согласии с собой и с другими | Выработка доброжелательного отношения друг к другу. | Социально-психологический тренинг |
7. | Общение в моей жизни | Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека. | Социально-психологический тренинг |
8. | Как отказаться от нежелательного знакомства | Безопасные навыки общения с посторонними | Организационно-деятельностная игра |
9. | Расскажи мне обо мне… | Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов 1 года программы | Работа в группе Рефлексия |
Тематический план
6 класс
№ | Тема | Цели | Тип занятия |
1 | Правила жизни в коллективе. Этикет | Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива | Работа в группе |
2 | Поведение и культура | Стимулирование поведен-ческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения | Организационно-деятельностная игра |
3 | Общение и уважение | Формирование навыков эффективного межличностного общения | Социально-психологический тренинг |
4 | Конфликт – неизбежность или… | Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте | Социально-психологический тренинг |
5 | Толерантность – норма жизни | Развитие терпимого отноше-ния к людям других национа-льностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций | Социально-психологический тренинг |
6 | Без друзей меня чуть-чуть | Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения | Социально-психологический тренинг |
7 | Я знаю Закон Красно-дарского края № 1539 | Исполнение Закона № 1539, профилактика правонаруше-ний среди младших подростков. | Организационно-деятельностная игра |
8 | Умей сказать «Нет!» | Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения | Социально-психологический тренинг |
9 | На пути к гармонии | Развитие позитивной пози-ции по отношению к окру-жающему миру, людям, себе. | Работа в группе Рефлексия |
Тематический план
7 класс
№ | Тема | Цели | Тип занятия |
1 | Пойми меня! | Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника | Социально-психологический тренинг |
2 | Я познаю себя | Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков | Социально-психологический тренинг |
3 | Как поступить, если… | Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде | Организационно-деятельностная игра (Девочки и мальчики отдельно) |
4 | Мир вокруг меня | Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. | Социально-психологический тренинг |
5 | Закон Красно-дарского края № 1539 в моей жизни | Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди младших подростков. | Организационно-деятельностная игра |
6 | Быть толерантным просто | Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу | Социально-психологический тренинг |
7 | Как не ошибиться в выборе друзей | Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы | Социально-психологический тренинг |
8 | Вежливость – привилегия великих | Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению | Организационно-деятельностная игра |
9 | Что мы ценим в людях и в себе | Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе. | Работа в группе Рефлексия |
Тематический план
8 класс
№ | Тема | Цели | Тип занятия |
1 | Я – взрослый! Взрослый – я? | Понимание психологических и социальных основ собственного взросления | Беседа с психологом, анкетирование, анализ анкет |
2 | Идеалы в нашей жизни. Подражать или искать себя? | Мотивация учащихся на осознание себя как личности, определение роли подражания в жизни | Социально-психологический тренинг |
3 | Самовоспитание –это… | Обучение способам самовоспитания и самоопределения | Работа в группе Рефлексия |
4 | Вредные привычки. Мифы и реальность | Формирование навыков здорового образа жизни | Социально-психологический тренинг |
5 | Подросток и закон | Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди подростков. | Организационно-деятельностная игра |
6 | Мир моих увлечений | Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу | Социально-психологический тренинг |
7 | Дружба и любовь | Формирование навыков эффективного межличностного общения, правила настоящей дружбы и любви | Социально-психологический тренинг |
8 | Быть модным просто | Стимулирование поведенческих изменений на пути к адекватному внешнему виду | Организационно-деятельностная игра |
9 | Кем быть? Основы профессионального самоопределения | Развитие ответственного отношения к выбору жизненного пути | Работа в группе Рефлексия |
Тематический план
9 класс
№ | Тема | Цели | Тип занятия |
1 | Я - личность | Умение познавать свои духовные и нравственные потребности, находить нужных собеседников | Социально-психологический тренинг |
2 | Самообразование, самовоспитание, самоопределение… | Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков, понимание собственной роли в построении своей жизни | Социально-психологический тренинг |
3 | Я хочу, я могу, я должен… | Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде в зависимости от требований и ожиданий окружающих | Организационно-деятельностная игра |
4 | Я и мои родители | Формирование навыков адекватного общения со взрослыми | Социально-психологический тренинг |
5 | Я выполняю Закон Краснодарского края № 1539 | Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди подростков | Организационно-деятельностная игра |
6 | Мы живем на Кубани – многонациональном крае | Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу независимо от национальности | Социально-психологический тренинг |
7 | Мир профессий для меня. Мои жизненные планы | Формирование навыков эффективного профессионального самоопределения | Социально-психологический тренинг с родителями |
8 | Круг общения. Расскажи мне обо мне… | Анализ личностно-ориентированных ситуаций | Работа в группе Рефлексия |
9 | Гражданином быть обязан | Развитие позитивной позиции по отношению к Родине, дому, школе, людям, себе. | Работа в группе Рефлексия |
12