СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социализации личности "Мы-вместе!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социализации личности "Мы-вместе!" подходит как  для системы воспитательной работы в классе, так и для организации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа социализации личности "Мы-вместе!"»


Управление образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район










Программа воспитания

коммуникативной культуры

учащихся 5-9 класса

«Мы – вместе»






Автор: Бутакова Вера Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

классный руководитель








г. Крымск


2013



Пояснительная записка

Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, у него меняется ведущий тип деятельности. По словам Л.С. Выготского, главным в жизни младшего подростка становится общение. Для учащихся 5-9 классов становится важным мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, что именно тогда дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.

Именно в общении подростки усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.

Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися 5-9 классов и является основой для работы классного руководителя по социализации личности подростка. На занятиях по программе подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение, формирует толерантное отношение к миру, в котором мы живем.

Занятия проводятся раз в месяц на классных часах. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, участковым школьным инспектором, библиотекарем.

Ведущие идеи программы:

  • приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;

  • формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;

  • толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;

  • мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;

  • развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».


Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.


Задачи:

  • усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;

  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;

  • формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;

  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.


Необходимые педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;

  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;

  • педагогическая поддержка классным руководителем подростков;

  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов, игровых ситуаций и рефлексии);

  • создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;

  • принятие законов класса и законов взаимодействия в тренинговой или игровой группе;

  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.


Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • организационно-деятельностные игры;

  • дыхательные и двигательные упражнения;

  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).


В основе занятий лежат следующие принципы:

  • этичное отношение к личности;

  • эмпатическое понимание мира подростка;

  • конструктивное общение;

  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;

  • необходимость выслушивать всех желающих;

  • конфиденциальность;

  • диалогичность и рефлексия;

  • добровольность.


Общая структура занятия включает следующие разделы:

  • приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;

  • разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;

  • основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;

  • рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.



Прогнозируемые результаты:

  • подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;

  • будет создана устойчивая система классного самоуправления.


















Концептуальная модель воспитательной системы класса

по развитию коммуникативной культуры школьников



Коммуникативная культура школьников




Ценностно-целевой компонент


Субъект-субъектный компонент


Содержа-тельный компонент


Процессуаль-

но-коммуни-кативный

компонент


Диагностико-результатив-ный компонент






- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;

- приоритетные идеи построения воспитательной системы класса;

-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей

- учащиеся класса;

- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;

- родители класса;

- другие значимые взрослые

- программа воспитания коммуникатив-

ной культуры

через систему тематических занятий;

- социально-психологичес-кий тренинг как системооб-разующий вид деятельности;

- аспекты личностного роста;

- совместная деятельность субъектов программы

- формы и методы воспитательного воздействия;

- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;

- внешние и внутренние связи коммуникации;

- развитие классного самоуправления

- способы и методики изучения классного коллектива;

- критерии и показатели эффективности результатов

воспитательного воздействия;

- анализ и оценка результативности




Рефлексивное управление




Критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;

Воспитательный анализ управления системой;

Самоуправление






Модель развития самоуправления в классе


Коллективное подведение итогов.

Рефлексия.

Определение цели деятельности

Обсуждение вариантов решения. Мозговой штурм

Выбор вариантов действия. Коллективное принятие решения.

Реализация решения. Коллективные творческие дела


























Тематический план

5 класс


Тема

Цели

Тип занятия

1.

Расскажи мне о себе…

Знакомство с новым классным руководителем, вновь прибывшими детьми, правилами работы в группе.

Работа в группе

2.

Приветствие в нашей жизни

Овладение навыками разных типов приветствий.

Организационно-деятельностная игра

3.

Социометрия. Кого бы взял на необитаемый остров

Определение выборов значимых одноклассников.

Организационно-деятельностная игра

4.

Чем я отличаюсь от других

Развитие навыков самопознания и самопринятия.

Социально-психологический тренинг

5.

Я в мире людей. Что такое коллектив?

Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе.

Социально-психологический тренинг

6.

Как жить в согласии с собой и с другими

Выработка доброжелательного отношения друг к другу.

Социально-психологический тренинг

7.

Общение в моей жизни

Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.

Социально-психологический тренинг

8.

Как отказаться от нежелательного знакомства

Безопасные навыки общения с посторонними

Организационно-деятельностная игра

9.

Расскажи мне обо мне…

Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов 1 года программы

Работа в группе

Рефлексия














Тематический план

6 класс


Тема

Цели

Тип занятия

1

Правила жизни в коллективе. Этикет

Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива

Работа в группе

2

Поведение и культура

Стимулирование поведен-ческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

Организационно-деятельностная игра

3

Общение и уважение

Формирование навыков эффективного межличностного общения

Социально-психологический тренинг

4

Конфликт – неизбежность или…

Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте

Социально-психологический тренинг

5

Толерантность – норма жизни

Развитие терпимого отноше-ния к людям других национа-льностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций

Социально-психологический тренинг

6

Без друзей меня чуть-чуть

Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

Социально-психологический тренинг

7

Я знаю Закон Красно-дарского края № 1539


Исполнение Закона № 1539, профилактика правонаруше-ний среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

8

Умей сказать «Нет!»


Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения

Социально-психологический тренинг

9

На пути к гармонии

Развитие позитивной пози-ции по отношению к окру-жающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия












Тематический план

7 класс


Тема

Цели

Тип занятия

1

Пойми меня!

Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

Социально-психологический тренинг

2

Я познаю себя

Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков

Социально-психологический тренинг

3

Как поступить, если…

Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде

Организационно-деятельностная игра (Девочки и мальчики отдельно)

4

Мир вокруг меня

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Социально-психологический тренинг

5

Закон Красно-дарского края № 1539 в моей жизни

Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди младших подростков.

Организационно-деятельностная игра

6

Быть толерантным просто

Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу

Социально-психологический тренинг

7

Как не ошибиться в выборе друзей

Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы

Социально-психологический тренинг

8

Вежливость – привилегия великих

Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению

Организационно-деятельностная игра

9

Что мы ценим в людях и в себе

Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия













Тематический план

8 класс


Тема

Цели

Тип занятия

1

Я – взрослый! Взрослый – я?

Понимание психологических и социальных основ собственного взросления

Беседа с психологом, анкетирование, анализ анкет

2

Идеалы в нашей жизни. Подражать или искать себя?

Мотивация учащихся на осознание себя как личности, определение роли подражания в жизни

Социально-психологический тренинг

3

Самовоспитание –это…

Обучение способам самовоспитания и самоопределения

Работа в группе

Рефлексия

4

Вредные привычки. Мифы и реальность

Формирование навыков здорового образа жизни

Социально-психологический тренинг

5

Подросток и закон

Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди подростков.

Организационно-деятельностная игра

6

Мир моих увлечений

Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу

Социально-психологический тренинг

7

Дружба и любовь

Формирование навыков эффективного межличностного общения, правила настоящей дружбы и любви

Социально-психологический тренинг

8

Быть модным просто

Стимулирование поведенческих изменений на пути к адекватному внешнему виду

Организационно-деятельностная игра

9

Кем быть? Основы профессионального самоопределения

Развитие ответственного отношения к выбору жизненного пути

Работа в группе

Рефлексия













Тематический план

9 класс


Тема

Цели

Тип занятия

1

Я - личность

Умение познавать свои духовные и нравственные потребности, находить нужных собеседников

Социально-психологический тренинг

2

Самообразование, самовоспитание, самоопределение…

Мотивация учащихся на обраще-ние к внутреннему миру, анализу собственных поступков, понимание собственной роли в построении своей жизни

Социально-психологический тренинг

3

Я хочу, я могу, я должен…

Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде в зависимости от требований и ожиданий окружающих

Организационно-деятельностная игра

4

Я и мои родители

Формирование навыков адекватного общения со взрослыми

Социально-психологический тренинг

5

Я выполняю Закон Краснодарского края № 1539

Исполнение Закона № 1539, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения среди подростков

Организационно-деятельностная игра

6

Мы живем на Кубани – многонациональном крае

Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу независимо от национальности

Социально-психологический тренинг

7

Мир профессий для меня. Мои жизненные планы

Формирование навыков эффективного профессионального самоопределения

Социально-психологический тренинг с родителями

8

Круг общения. Расскажи мне обо мне…

Анализ личностно-ориентированных ситуаций

Работа в группе

Рефлексия

9

Гражданином быть обязан

Развитие позитивной позиции по отношению к Родине, дому, школе, людям, себе.

Работа в группе

Рефлексия



12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!