СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по русскому языку в 8 классе по теме "Основные единицы синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Срок реализации рабочей программы – один учебный год

Количество учебных часов – 17 (один час в две недели)

Класс – 8

 

Цель данного спецкурса: способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой компетенции и культуры учащегося.

 

Основные задачи:

1. Восполнить пробелы в знаниях учащихся, научить правильному синтаксическому разбору словосочетания и предложения.

2. Обобщить и систематизировать знания в области синтаксиса.

3. Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические единицы.

4. Продолжить формирование навыка относительной пунктуационной  грамотности.

5. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по русскому языку в 8 классе по теме "Основные единицы синтаксиса"»

Рассмотрено на ШМО гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

__________Л.А. Козина

Протокол №___ от «___»______________г.

«____»______________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________ С.В. Талалова

«____»____________20__ г.


Утверждено на Педагогическом совете

Протокол №___ от _______________г.

Директор школы

________________ С.В. Иванова

Приказ №__ ___________ 20__г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Троицко-Сунгурская средняя школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса по русскому языку

«Основные единицы синтаксиса»

8 класс




Хаметова Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы





2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Срок реализации рабочей программы – один учебный год

Количество учебных часов – 17 (один час в две недели)

Класс – 8


Цель данного спецкурса: способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой компетенции и культуры учащегося.


Основные задачи:

1. Восполнить пробелы в знаниях учащихся, научить правильному синтаксическому разбору словосочетания и предложения.

2. Обобщить и систематизировать знания в области синтаксиса.

3. Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические единицы.

4. Продолжить формирование навыка относительной пунктуационной грамотности.

5. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.


При разработке данной программы спецкурса учитывалось то, что спецкурс как компонент образования должен был направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учеников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов. Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса русского языка, идеям углубления и расширения знаний учащихся, создает условия для формирования практических умений и навыков обучающихся, развивает их творческие способности.

Язык помогает человеческому обществу отражать, познавать, осмысливать объективно существующий мир, для этого необходимы все языковые формы, единицы всех уровней языковой системы. Однако подлинную жизнь, коммуникативную действенность любое средство языка обретает лишь на синтаксическом уровне, единицы и категории которого позволяют отразить связи и отношения, существующие между явлениями реальной действительности. Синтаксис является как бы замыкающим ярусом языковой системы, использует все ресурсы языка, опирается на них, составляет с ними тесное единство. Такое понимание места синтаксиса в школьном курсе русского языка находит отражение в построении данного спецкурса.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на усвоение учащимися знаний основных единиц синтаксиса.

Данная программа - новая модель современного школьного курса для учащихся 8-х классов, рассчитанная на 17 часов. Она построена на изучении основных единиц синтаксиса и включает в себя как теоретический, так и практический материал. Предложенный материал позволит обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации и в определенной мере обогатить и расширить их. В процессе прохождения данной программы обучающиеся подробно знакомятся со всеми единицами синтаксиса и правилами их построения. Данный курс способствует расширению и углублению знаний обучающихся и на основе лингвистических знаний максимально способствует их речевому развитию.



















1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

1. Понимать сложность синтаксиса русского языка.

2. Готовность самостоятельно конструировать, редактировать ту или иную синтаксическую структуру словосочетания и предложения.


Знать:

- основные единицы синтаксиса;

- словосочетание как единица синтаксиса;

- предложение как единица синтаксиса;

- текст как единица синтаксиса.

Уметь:

- синтаксический разбор словосочетания;

- синтаксический разбор предложений: простого, осложненного, сложного.

- выделять и характеризовать главные и второстепенные члены предложения;

- различать простые, осложненные, сложные предложения, находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи;

- различать односоставные и двусоставные предложения, находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи;

- ставить знаки препинания в синтаксических конструкциях;

- редактировать и моделировать самостоятельно любые синтаксические конструкции.


Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудности в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся. Выполнение заданий и вопросов практического характера предполагает приёмы активного наблюдения, исследовательскую работу в парах и группах, решение проблемных ситуаций на языковом материале.


Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, самопроверка и взаимопроверка, индивидуальная работа, конструирование предложений, составление таблиц.

Система оценивания:

Зачётная система – качество выполнения проверочных работ не менее 50%.


1.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Предметные результаты:

Иметь представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения;

Владеть всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение; говорение и письмо)


Метапредметные результаты:

Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

Способность и готовность к саморазвитию;

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве;

Инициативность, активность при работе с тестами;

Стремление и умение получать законченные и качественные результаты выполняемой работы.

Проявлять уважительное отношение к языку.




2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


В разделе «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса» обучающиеся работают над повторением основных единиц языка, учатся разграничивать синтаксические единицы по их функциям – номинативной и коммуникативной, отрабатывают умение видеть в предложении имеющиеся в нем синтаксические единицы и конструируют свои синтаксические единицы.

Раздел «Словосочетание как единица языка» закрепляет у обучащихся знания о словосочетании, видах словосочетаний, синтаксических связях слов в словосочетаниях, отрабатывают умение выполнять синтаксический разбор словосочетания.

При изучении раздела «Предложение как единица языка» обучающиеся отрабатывают умение выделять грамматическую основу предложения, формируют умение различать простые, осложненные, сложные, а также односоставные и двусоставные предложения, находить, характеризовать предложения, выполнять синтаксический разбор предложения.


Раздел «Текст как единица языка» учит анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности, выделять ключевые слова, систематизировать основные признаки текста, работать с цепной и параллельной связями предложений в тексте, выделять микротемы, определять стили речи текстов и выявлять особенности функциональных стилей речи.









3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел программы

Кол-во

часов

Лекции

Практикумы

Контрольные работы

1.

Синтаксис и пунктуация.

Основные единицы синтаксиса.


1


1



2.

Словосочетание как единица синтаксиса.

3


2


1


3.

Предложение как единица синтаксиса.

10


5


4


1

4.

Текст как единица синтаксиса.

3

1

1

1

Итого:

17

9

6

2
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Запорожец А. И. «Русский язык. Изучение синтаксиса. 8-9 классы. Из опыта работы. Пособие для учителей». – М.: Просвещение, 2010.

2. Капинос В.И., Пучкова Л.И «Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся». - М: Интеллект-центр, 2014.

3. Воителева Т. М. «Русский язык. 8-9 классы. Синтаксис и пунктуация». – М.: Дрофа, 2007.

4. Пичугова Ю.С., Фоминых Б.И. «Сборник задач и упражнений по русскому языку». - М.: Просвещение, 2012.

5. Аникина М.Н. «Русский язык. Синтаксис сложноподчиненного предложения». – М.: Дрофа, 2006.

6. ПучковаЛ.И., Мамона Т.Н «Русский язык: сборник тренировочных тестов» ». - М.: Экзамен, 2013.

7. Рыженкова Т.В. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». – М.: Прометей, 2015.


Электронные ресурсы

http://learning-russian.gramota.ru 

http://spravka.gramota.ru

http://rusgram.narod.ru

http://www.ege.edu.ru/ 

http://www.rustest.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!