СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Умники и умницы" ( общеинтеллектуальное направление) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочки по авторской программе Холодовой О.А. для занятий во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Умники и умницы" ( общеинтеллектуальное направление) 2 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие познавательных способностей» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». 2 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012;

-основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год;


- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.


Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.

Филиппово на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 36 часа (1 час

в неделю, 36 недель)


Программа ориентирована на учебные пособия:

- «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных

способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова.-5-е

изд., перераб. - М.: Издательство РОСТ, 2011. – 56с. - ISBN 978-5- 905279-20-1

(общ.)

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Для совершенствования мыслительных процессов разработан курс «Развитие познавательных способностей». Система данного курса учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценкипедагогом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.



Цель программы:

развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.


Задачи программы:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов

памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Место курса в учебном плане

Программой предусмотрено проведение 36 занятий: 1 занятие в неделю, 36 недель. Продолжительность - 40 минут.


Ценностные ориентиры содержания курса

Программа курса "Развитие познавательных способностей" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Занятия курса «Развитие познавательных способностей»:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;

  • обобщать;

  • классифицировать предметы, слова, числа;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;

  • определять отношение между предметами типа род—вид;

  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;

  • определять отношения между предметами типа «часть—целое»;

  • развивать речь;

  • использовать операции логического мышления для решения новых задач

б) специально учат ребенка  восприятию:

  • выделять главные признаки;

  • развивать процессы анализа и обобщения;

  • пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;

  • сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно):

  • агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);

  • схематизация;

  • типизация;

  • акцентирование.

д) развивают фантазию путем:

  • аналогии;

  • синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, памятьмладшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:

  • понимание цели запоминания;

  • составление плана;

  • опора на наглядный материал;

  • повышение мотивации запоминания;

  • включение в игровую и трудовую деятельность;

  • использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:

  • игры;

  • кроссворды;

  • брейн-ринг;

  • тесты;

  • алгоритмы;

  • ситуативные задачи;

  • анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихсяна историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал:

  • образные задания;

  • логические задания;

  • проблемные задания;

  • экскурсии;

  • поисковые задания;

  • составление проектных работ.


Основные формы работы

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях по РПС ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия построены таким образом, что один вид дея­тельности сменяется другим. Это позволяет сделать рабо­ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым уроком задания усложняются: увеличива­ется объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.


Продолжительность и общая характе­ристика составляющих занятия.

  1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной ча­стью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыст­ряются психомоторные процессы

  2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

  3. Тренировка и развитие психических механизмов, ле­жащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способ­ствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

  4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различ­ных заданий одновременно.

  5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому пло­хо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и со­образительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

  6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.

  7. Логические задачи на развитие аналитических спо­собностей и способности рассуждать (5 минут). В це­лях развития логического мышления предлагаются зада­чи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.


Ожидаемые результаты и способы их проверки


В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.


К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:


  • составлять, моделировать и штриховать предметы;

  • находить закономерность;

  • классифицировать предметы, слова;

  • определять истинность высказываний;

  • делать выводы, простейшие умозаключения.

  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

  • делать выводы, простейшие умозаключения;

  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы 5, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 34.

Для оценки эффективности занятий по курсу «РПС» можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в интеллектуальных играх и т.д.

Содержание программы


Содержание курса "Развитие познавательных способностей" можно разделить на несколько разделов:

  1. Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

  2. Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач способствует развитию гибкости мышления

  3. Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

  4. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.


Содержание 2 года обучения

  1. Тренировка психических процессов:

  • развитие концентрации внимания;

  • тренировка внимания;

  • тренировка слуховой памяти;

  • тренировка зрительной памяти;

  • совершенствование воображения;

  • развитие логического мышления

  1. Задания геометрического характера.

  2. Нестандартные задания алгебраического характера.

  • арифметический шифр;

  • математический фокус ;

  • арифметические лабиринты;

  • математические ребусы;

  • магические квадраты.

  1. Нестандартные задания логического характера

  • анаграмма;

  • комбинаторные задачи;

  • задачи с альтернативным условием.



Мониторинг качества образования


п/п

Объекты мониторинга

Критерии

Методы оценки

Форма

Сроки

1

Личностные результаты (мотивация, самооценка, нравственно-этическая ориентация)

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Сравнение с данными диагностики за 1класс


Мониторинговое исследование

Методика «Беседа о школе» ( моди- фикация Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера. Д

.Б.Эльконина)


Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи

Сентябрь

Май

Метапредмет-ные (регуля-тивные, познаватель-ные комму-никативные) результаты обучения

Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Сравнение с данными диагностики за 1 класс.

Промежуточный контроль





Самооценка собственной деятельности


Итоговый контроль

Участие в интеллектуаль-ной и творческой деятельности (конкурсы,игры олимпиады).

Портфолио

Типовая диагностика по блокам УУД( по А.Г. Асмолову)


В течение года










Май

3

Предметные результаты обучения


Уровень владения системой научных знаний и системой основных приёмов мыслительной деятельности.

Уровень развития психических процессов

Сравнение с данными диагностики за 1 класс.

Входной контроль








Промежуточ-ный контроль






Итоговый контроль

Входная диагностическая работа по выявлению уровня развития познавательных процессов


Диагностичес-кие учебно-познавательныезадания (по планированию)



Диагностическая работа

Сентябрь









В течение

года




Май


Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Цель занятия

Дата

1

Входная диагностическая работа по выявлению уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.


2

Внимание. Логически – поисковые задачи. Закономерности. Игра «Внимание»

Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.


3

Внимание. Игры «Внимание», «Звуки»,«Расскажи о слове». Анаграммы. Логические задачи.

Развитие внимания учащихся. Развитие аналитических способностей и умения выражать свои мысли.



4

Слуховая память. Логические задачи. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Развитие слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.


5

Зрительная память. Логически – поисковые задачи.Игра «Найди фигуру».

Развитие зрительной памяти.

Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать


6

Закономерности. Найди Буквенную (числовую) закономерность. Игра

«Первая одинаковая». Логические задачи.


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.



7

Мышление. Логические задачи.Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…».

Развитие аналитических способностей. Развитие быстроты реакции.


8

Концентрация внимания. Игра «Внимание», «Слоговица».

Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и умения выражать свои мысли.



9

Внимание. Игры «Лабиринт», «Внимание». Логически – поисковые задачи

Развитие внимания. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.


10

Слуховая память. Игры «Послушай, вообрази», «Закодированное слово»,

« Поставь точку».

Развитие слуховой памяти. Развитие воображения, быстроты реакции.



11

Логические задачи. Закономерности. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру»..

Обучение поиску закономерности. Развитие зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций



12

Логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая – одинаковая».Логические задачи.

Развитие логического мышления, умения рассуждать.



13

Воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

Совершенствование воображения. Обучение способам разгадывания ребусов.



14

Пространственное воображение. Задания с изографами и числографами. Игра «Так же, как …». Ребусы.

Обучение составлению ребусов.Развитие пространственноговоображения.



15

Игра «Внимание», «Так же, как …». Логически- поисковые задачи.


Развитие быстроты реакции. Обучение решению логически – поисковых заданий.


16

Концентрация внимания. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».


Развитие концентрации внимания.



17

Веселая переменка.Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару».


Развитие аналитических способностей и умения рассуждать.


.

18

Слуховая память.Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».


Развитие слуховой памяти.


19

Зрительная память. Логически-поисковые задачи Игры «Запомни», «Наборщик». Кроссворды.


Обучение решению кроссвордов. Тренировка зрительной памяти.


20

Закономерности. Логические задачи. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность», «Первая – одинаковая».

Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и умения рассуждать. Развитие слуховой памяти.


21

Воображение. Игра «Фантазёр». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.


Совершенствование воображения. Развитие аналитических способностей.Обучение способам разгадывания ребусов.


22

Логическое мышление. Игры «Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как…»,«Многозначные слова».


Развитие быстроты реакции.

Развитие логического мышления.


23

Концентрация внимания. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.


Тренировка концентрации внимания



24

Веселая переменка. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

Развитие внимания. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.



25

Слуховая память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

Развитие слуховой памяти.



26

Зрительная память.Игры «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант.


Развитие зрительной памяти.



27

Закономерности. Игры «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.


Обучение поиску закономерностей. Развитие логического мышления.



28

Воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи.


Совершенствование воображения.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений



29

Веселая переменка. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.


Развитие быстроты реакции.Развитие устойчивости внимания.



30

Концентрация внимания.Игры «Расскажи о слове», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.


Развитие концентрации внимания. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений




31

Внимание и память. Игры «Внимание», «Фразеологизмы».Пазлы. Логические задачи.


Тренировка внимания и памяти..Развитие умения решать нестандартные задачи.


32

Логическое мышление.Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Логические задачи.

Развитие навыков творческого мышления и умения решать нестандартные задачи



33

Воображение.Игры «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.


Совершенствование воображения. Развитие навыков творческого мышления.



34

Итоговая диагностическая работа по выявлению уровня развития познавательных процессов


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года.




Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально-техническое:

1.Компьютер

2.Мультимедиапроектор

3.Экран

Учебные и методические пособия:

1.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 2 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012.

2.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

Наглядно-дидактические пособия

1.Счетные палочки, спички, геометрические фигуры из бумаги

2.Пазлы, разрезные картинки

3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

Литература, используемая для разработки программы:

1.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 2 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012.

2.Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.

3.Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999.

4.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.

5.Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.

6.Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.

7.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000.

8.Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995.

Литература, предлагаемая детям и родителям:

1.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

2.Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!