СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вариативной части по изодеятельности и ручному труду в старшей группе «Юные волшебники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности; Развивать художественный вкус,фантазию,изобретательность,пространственное воображение

Просмотр содержимого документа
«Программа вариативной части по изодеятельности и ручному труду в старшей группе «Юные волшебники»»


Сош№9



















Программа вариативной части по изодеятельности и ручному труду в старшей группе «Юные волшебники»

























Составила: Щепеткина Н.В.

Пояснительная записка


Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Юные волшебники» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественное творчество»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • рисование пальчиками,

  • рисование ладошкой,

  • обрывание бумаги,

  • скатывание бумаги,

  • оттиск смятой бумагой,

  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

  • печать по трафарету,

  • монотипия предметная,

  • кляксография обычная,

  • набрызг,

  • отпечатки листьев,

  • тычкование,

Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Юные волшебники» является инновационным образовательным программным документом.

Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество».

Доступность –  работа по парциальной программе Т.Н. Давыдовой и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности. В программе  представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями.

Цель работы:

  • формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изо. деятельности;

  • развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Методы работы:

  • Индивидуальный.

  • Групповой.

  • Наглядный.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игра дидактическая (Приложение 2);

- продуктивная деятельность.

Содержание работы программы кружка:

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликации и ручного труда.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- диагностические задания (мониторинг в начале и конце учебного года);

- выставки детских работ.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе изодеятельности и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе рисования, аппликации и т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники рисования и аппликации. Это:

  • Восковые мелки + акварель

  • Кляксография с трубочкой

  • Набрызг

  • Тиснение

  • Аппликации из салфеток

  • Сочетание оригами и гофробумаги

  • Аппликация пайетками

  • Поделки из ватных дисков

  • Аппликация кручеными салфетками

  • Обрывная аппликация

Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.

Цель:

формирование творческого мышления детей через использование нетрадиционных техник рисования и ручного труда.

Задачи:

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними:

  • Знакомить с различными техниками рисования и ручного труда (аппликации);

  • Развивать у детей мелкую и общую моторику рук, память, внимание, воображение, пространственное мышление, чувство цвета, формы;

  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

  • Приучать к самостоятельности ответов и суждений;

  • Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.

  • Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей













Утверждено_____________ Согласовано____________



Перспективное планирование занятий по вариативной части

«Юные волшебники» с детьми 6-7 лет


Дата


Тема

Цель

Материалы

Сентябрь


  1. Деревья леса.

Знакомить детей с новой техникой рисования (сочетание масляного карандаша и красок), знакомство с техникой кляксографии с трубочкой.

Уточнение представлений о деревьях и ягодах леса. Формирование навыка развернуто отвечать на вопросы. Развитие мышления, воображения, памяти, чувства цвета. Формировать умение составлять сложносочиненные предложения.



Картины с лесными древьями.

Акварельные краски, масляные мелки, коктейльные трубочки для выдувания, бумага для акварели.


  1. Ель.





  1. Дуб.



  1. Лесные ягоды. Земляника



  1. Черника




Октябрь


  1. Беседа на тему «Птицы леса»



Уточнение представлений о птицах леса. Обобщение знаний о флоре леса. Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умения строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Углубленное знакомство с повадками совы и ее внешними особенностями. Изготовление совы из картонной бумаги, вырезанной сердечками разного размера и цвета. Совершенствования навыка обведения карандашом с помощью трафарета.


Внимательное изучение внешнего вида сороки. Знакомство с аппликацией из шерсти. Совершенствовать навык работы с ножницами. Воспитывать творческое воображение, художественный вкус, аккуратность.


Картины с изображением лесных птиц.






Картон, трафареты, простые карандаши, клей, салфетки.




Шерстяные нитки черного и белого цветов, ножницы, клей, салфетки, картинки для раскрашивания. с изображением сороки


  1. Сова.





3 Сорока




Ноябрь






  1. Сказки А.С. Пушкина. Золотая рыбка



Систематизировать знания о сказках Пушкина. Совершенствовать технику рисования (сочетание масляного карандаша и красок). Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Научить делать аппликацию из осенних листьев. Учить работать коллективно, обсуждать детали работы, координируя собственный замысел с общей композицией. Развивать воображение. Учить обсуждать композицию, выслушивая мнения других детей.


Научить делать лебедя из пенопласта и бумажных салфеток. Продолжать учить работать коллективно, прислушиваться к мнению окружающих. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

Показать, что аппликацию можно делать не только из бумаги. Научить делать аппликацию месяца из пайеток. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воспитание художественного вкуса.

Бумага для акварели, масляные мелки, краски акварельные, кисточки, баночки с водой.






Осенние листья разных деревьев, иллюстрации с золотым петушком для образца, клей, кисточки, салфетки.



Однослойные бумажные салфетки, степлер, пенопласт, клей, ножницы.


Контур месяца на темном картоне, золотые пайетки, клей ПВА, салфетки, кисточки.


  1. Золотой петушок

(коллективная работа)





  1. Царевна-лебедь

(коллективная работа)




  1. Месяц, месяц, мой дружок





Декабрь


  1. Подводный мир.


Расширение представлений об обитателях подводного мира. Уточнять и актуализировать в речи детей существительные, прилагательные, глаголы. Формировать умение развернуто отвечать на вопросы.

Совершенствовать технику рисования (сочетание масляного карандаша и красок). Углубить знания об осьминогах.



Совершенствовать технику обрывной аппликации. Учить делать с ее помощью аппликации морской звезды и морского конька. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воспитание художественного вкуса.

Картинки с изображение обитателей подводного мира.




Бумага для акварели, масляные мелки, краски акварельные, кисточки, баночки с водой.



Бумага разных цветов, клей, салфетки, изображения морской звезды.


  1. Осьминог





3 Морская звезда






4 Морской конек


Январь


  1. Морские цветы «актинии»


Познакомить с техникой аппликации кручеными салфетками. Углубить знания об актиниях.

Совершенствовать технику аппликации кручеными салфетками. Познакомить с кораллами. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику.

Учить создавать композицию из разных материалов и разными техниками. Систематизация знаний о подводном мире.


Однослойные цветные салфетки, клей, кисточки.





Краски акварельные, масляные мелки, салфетки разных цветов, кисточки, клей.


  1. Подводный коралловый мир




  1. Царство-государство золотой рыбки (коллективная работа)


Февраль


1. Беседа о приближающемся празднике 23 февраля. Изготовление солдатика из бумаги


Систематизация знаний о празднике, воспитание уважения к мужеству защитников, любви к родине, осознание того, что ее надо защищать и оберегать. Формировать умение давать развернутые ответы на вопросы. Учить делать солдатика из картона, раскрашивать его симметрично.

Учить складывать танк в технике оригами, развивать точность движений руки, усидчивость, внимательность.


Учить складывать ракету в технике оригами, развивать точность движений руки, усидчивость, внимательность.

Учить детей работать коллективно, прислушиваться к мнению друг друга, уступать.

Картинки о празднике, стихи, рассказы, книжная выставка

Картон, ножницы, акварельные краски, мелки, ножницы.


Большой прямоугольный лист бумаги (для корпуса танка), прямоугольный лист меньшего размера (для пушки), клей-карандаш

Лист цветной бумаги формата А-4


Поделки, сделанные на предыдущих занятиях.


2. Изготовление оригами «Танк»




3.Изготовление оригами «Ракета»




  1. Организация выставки «Военные действия»






Март


  1. Цветы. Каллы в корзинке для мамы.


Научить детей изготавливать каллы из ватных дисков в подарок для мамы.


Учить делать подснежники из одноразовых ложек. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Учить делать маки из гофрированной бумаги, расширять знания детей о полевых цветах.

Учить делать колокольчики с помощью оригами. Формировать умение давать развернутые ответы на вопросы. Закреплять умение располагать изображаемые предметы на листе.

Ватные диски, цветной картон, ножницы, клей ПВА, кисточки, салфетки.

Одноразовые ложки, проволока, гофрированная бумага.

Гофробумага, клей, проволока.

Бумага голубого цвета, гофрированная бумага, клей, салфетки.





  1. Подснежник




  1. Мак




  1. Колокольчик




Апрель



















Май







1 Насекомые. Пчела





2. Бабочка


Уточнять и расширять представления детей о насекомых луга. Познакомить с симметрией и асимметрией. Формировать умение давать развернутые ответы на вопросы. Вспомнить с детьми технику аппликации шерстяными нитками.

Закрепить умение делать аппликацию с помощью пайеток. Формирование знаний о бабочках, их разновидностях.

Закрепить технику обрывной аппликации. Добиваться от детей, чтобы детали имели разную форму для закругления крыльев

Закрепление знаний и умений детей, полученных на занятиях в течение года. Учить выполнять работу с использованием различных техник рисования и аппликации.

Нитки оранжевого и черного цвета, клей, ножницы, салфетки.








Пайетки разных цветов, клей, картинки бабочек, салфетки.


Картинки для раскрашивания со стрекозой, цветная бумага, клей, салфетки.

Акварельные краски, кисточки, мелки, салфетки, пайетки, гофрированная бумага, клей.




3. Стрекоза



4.Цветущий луг(коллективная работа)



1 Дождик лей,лей-веселей


.












Сводная ведомость за 2015-2016 уч.год

сентябрь


5












Юные волшебники












октябрь


3









Ноябрь

4








декабрь


4








январь


3








февраль


4








март


4








апрель


4








Итого:32


май



1
























Художественно – эстетическое развитие воспитанников основано на реализуемых программах в ДОУ:


1. «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В. , Комаровой Т. С. М.: Мозайка-Синтез 2010 г.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, М. Мозаика – синтез, 2011г.

.Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.  от 2005г.

2.Парциальные  программы: 

  «Приобщение детей  к  истокам Русской народной культуры» О.Л.Князева издательство Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005год;3.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» И.А.Лыкова  Карапуз-дидактика\ творческий центр СФЕРА\ Москва, 2007\

 «Цвет творчества»- интегрированная программа художественно – эстетического  развития дошкольников Дубровская Н.В. СПб.: Детство – пресс.: 2011 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!