СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа журналистика в техникуме, для создания своей газеты в учреждении с привлечением детей

Просмотр содержимого документа
«Программа "Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе"»

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Золотое перо» имеет социально - педагогическую направленность. На наш взгляд новизна программы в том, что в техникум приходят обучающие, которые хотят получить профессию для рабочих и служащих, поэтому подростки мало знакомы с культурой речи, с этикетом, самостоятельно не. Они хотят получить профессию, забывая о профессиональной этике. Тематика заключается в том, что, кроме изучения основ журналистской работы студенты благодаря новому оснащению смогут использовать компьютер и оргтехнику для ввода, оформления, хранения и тиражирования информации, освоят возможности цифровой обработки фото, аудио, видеофайлов.   Для ребят инициативных техникумовская газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание газеты – это жизнь подростков в самом широком смысле. Это круг интересов студентов, их забот, сомнения и открытия, это своеобразная летопись для будущего поколения. Обучающие смогут расширить кругозор. У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь повысит успеваемости по русскому языку и литературе, так как в техникум приходят дети с удовлетворительными знаниями по этим предметам.

Газета становится важным органом техникумовского самоуправления, визитной карточкой агротехнического техникума. Перед студентами открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Раньше газета издавалась и называлась «Наше слово», писали в ней в основном только преподаватели, мастера п/о и администрация ГБПОУ АТ с. Дивное.

Актуальность программы дополнительного образования «Золотое перо» поможет решить такие задачи техникума, как социально - творче­ское развитие личности, профессиональная ориентация в будущем, самореализация подростков. Студенты смогут самостоятельно изучить проблемы в профессиональном образовании, найти новые пути решения, создать свой проект.

Газеты, выпускаемые обучающимися, дадут им возможность реализоваться в ин­тересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, помогут выявить свои способности, профессиональные качества, опреде­литься для чего нужна профессия. Выпуск газеты – это труд целого коллектива, когда они овладеют навыками взаимодействия и сотрудничества в совместном поиске, придут к единой цели, станут командой. Программа «Золотое перо» познакомит студентов с профессиональной сферой жизнедеятельности журналистов, поможет выявить и реализовать свои личные возможности в написании эссе, заметок, статье, получить основы профессиональных знаний и мастерства в области журналистики и издательской деятельности. Работа в коллективе является одной из активных и действенных форм воспитания.

Умение изложить и передать информацию не приходит само собой. Этому нужно учиться. Программа дополнительного образования «Золотое перо» ориентирована на то, чтобы студенты по­пробовали себя в роли корреспондентов. Занятия по данной про­грамме предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает все особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить. Данная программа по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению студенческой газеты) предназначена для развития проекта «Будущее за нами».

Ежемесячный выпуск газеты «Золотое перо», на страницах которой размещается информация о жизни в техникуме, творческие работы подростков, конкурсы профмастерства, освещая актуальные вопросы, волнующие молодое поколение, будет практическим результатом работы по реализации программы.

Цель программы: развитие творческой инициативы, выявление талантливых студентов и приобщения к жизни техникума.

Задачи:

Обучающие:

  • выработка теоретических и практических навыков редактирования текстов различных жанров;

  • обучение работе в компьютерных программах, необходимых для издания газеты;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей воспитанников;

  • развитие воображения, устной и письменной речи, умения анализировать и синтезировать информацию.

Воспитывающие:

  • формирование навыков совместной деятельности и диало­гового общения, современного мировоззрения, активной жиз­ненной позиции;

  • формирование толерантности, культуры межнационально­го общения в многонациональном социуме;

  • воспитание культуры поведения и речи.

Рекомендуемый возраст для обучения: от 15 до 17 лет. Сроки реализации программы – 1 год. Программа реализуется на факультативных занятиях по 2 часа в неделю, 72 часа в год. Все обучающиеся по дополнительной программе являются членами редакционной коллегии техникумовской газеты «Золотое перо». Программа дополнительного образования рассчитана на студентов 15-17 лет, заинтересован­ных в изучении основ журналистики и овладении практически­ми навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дис­циплинам, таким как литература, русский язык, история, гео­графия и другим. В свою очередь данная программа не только значительно расширит объём знаний по основам общеобразовательных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Ожидаемым результатом освоения программы будет являться создание периодического издания в техникуме с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе.

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная. Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристиче­ских бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, ре­шение творческих задач. Качество профессиональной подготовки обучающихся зави­сит от практики, получаемой ими в процессе обучения. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и приме­няют полученные

Подведение итогов реализации программы

К концу освоения данного курса, обучающиеся должны получить полное пред­ставление о журналистской профессии, усвоить основы профес­сиональной этики, уметь создавать журналист­ские тексты в разных жанрах и уметь работать в текстовых редакторах и самостоятельно выпускать издание (газету, журнал, альманах и прочее).

Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется аудиторная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причём более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда подростки применят полученные знания в комплексе: от умения собрать материал до умения получить конечный продукт – периодическое издание в техникуме.

Применяются такие формы работы, как опросы, создание баз данных, выпуск техникумовской газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, посещение конференций, различных конкурсах и экскурсии .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теоретические часы

Практические часы

Всего

1.

Введение. Азы журналистики.

6

2

8

2.

Проба пера.

17

13

30

3.

Эстетика оформления газетного издания.

10

20


30


4.

Редакционно-издательская деятельностью.

2

2

4


ИТОГО

35

37

72





Содержание программы


Тема 1. Введение. Азы журналистики

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Чему научит журналистика?

Форма занятия: лекция с элементами беседы, просмотр видеороликов.

Тема 2. Из истории газет.

Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Начало истории создания газеты

Форма занятия: лекция с элементами беседы, презентация.

Тема 3. По страницам газетных жанров.

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, краткость информации.

Форма занятия: лекция, практикум (изложение краткой информации о событиях в техникуме), творческая мастерская.

Тема 4. Слово и понятие «ГАЗЕТА»

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Форма занятия: лекция, практикум (придумай рубрику).

Тема 5. Хроника как информационный жанр. Ее особенности, требования к созданию.

Форма занятия: лекция, практикум (написание хроники ГБПОУ АТ).

Тема 6. Ведущий жанр журналистики – заметка.

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.

Форма занятия: лекция, практика (написание заметки)

Тема 7. Репортаж как основной жанр журналистики

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Фоторепортаж, его особенности.

Форма занятия: лекция, практикум (фоторепортаж с мероприятий месяца), деловая игра, творческая мастерская, презентация.

Тема 8. Интервью как основной жанр журналистики

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Форма занятия: лекция, практикум (интервью с заслуженными людьми Апанасенковья), творческая мастерская.

Тема 9. Редакция газеты.

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

Форма занятия: лекция, практикум (наброски к газете).

Тема 10. Выпуск газеты, защита творческого проекта.

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.

Форма занятия: деловая игра, практикум.

Досуговая работа

  • Экскурсия в редакцию газеты «Приманыческие степи»

  • Встреча с сотрудниками редакции газеты «Приманыческие степи»

  • Презентация работ «Студент – это…»

  • “Я пишу о…” – выставка самостоятельно оформленных статей

  • Встреча с поэтами Апанасенковского района: О. Забусов, В. Юшкевич

  • Социологический опрос населения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Занятия проводятся в кабинете русского языка, оборудованном необходимыми техническими средствами: столы, стулья, компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, принтер

Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры, бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература (для педагога):


  1. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы)-М.,1977

  2. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008

  3. Образовательная программа стажировки "Редактор детского печатного СМИ" (составитель Деветиярова Л.В., редактор журнала "ОКО" КРИРПО г. Кемерово).

  4. Образовательная программа юношеского информационного агентства (ЮНИА) Липецкого городского Дома творчества учащихся (составители Малько И.А., педагог дополнительного образования, и Плешков В.В., зам. гл. редактора Липецкой детской областной газеты "Золотой ключик", кандидат филологических наук).

  5. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты.-М.,1977

  6. Приложение к газете «Кагальницкие вести» сайт «Школьник . RU».

  7. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”

  8. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005

Литература (для учащихся):

  1. Ахмадулин Е.В.. Филология и журналистика. Краткий курс теории журналистики. Издательский центр «Март» Москва – Ростов-на-Дону.2006 год.

  2. Коновалова О.В.. Филология и журналистика. Основы журналистики. Издательский центр «Март» Москва – Ростов-на-Дону.2006 год.

  3. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А.. Азбука журналистики. Издательский центр «Вентана - Граф» г. Москва 2006 год.

  4. Лицейская газета «Интерлиц» (периодика)

  5. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты.-М.,1977

  6. Солнцева Т.В., «Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера». Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону. 2006 год.

  7. . Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

  8. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Дополнительная литература

  1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

  3. 3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

  4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.

  5. 5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

  6. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

  7. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

  8. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

  9. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

  10. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

  11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  12. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

  13. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

  14. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

  16. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

  17. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

  18. Ресурсы Интернета

  19. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

  20. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил.

  21. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW: http://www.1september.ru





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!