Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов ________________ Аникина Ю.В. Протокол № 1 от «26» августа 2016 г. | Принято на заседании педагогического совета МКОУ Калачеевская СОШ № 6 Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | Утверждено приказом директора МКОУ Калачеевская СОШ № 6 ______________ Кузнецова Г.П. Приказ по школе ОД – № 204 от «30» августа 2016 г. | | по школе № 51/1 от 01.09.2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Говорим, читаем, играем» во 2 «А», 3 «А» классах
Срок реализации программы 2016-2017 г.
Возраст обучающихся 7-8 лет
Составитель: Аникина Юлия Валентиновна
МКОУ Калачеевская СОШ № 6
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Говорим, читаем, играем», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373, приказ Министерства образования и науки России от 18 мая 2015 года № 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, от «6» октября 2009г. № 373 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МКОУ «Калачеевская СОШ №6»,
5. Локальные акты МКОУ «Калачеевская СОШ №6», обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
«Иностранный язык» - один из новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с этим, изучение иностранного языка предоставляет большие возможности для духовно-нравственного развития школьников. В процессе общения на иностранном языке формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы, опосредующие поведение школьника, его деятельность, взаимоотношения со сверстниками, закладывается база для становления гражданской идентичности через сравнение культуры своего народа и народов стран, говорящих на других языках. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно, что позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста: игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. д., дает возможность формировать метапредметные/общеучебные умения. Таким образом, язык для детей становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания.
Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте.
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для младших школьников «Говорим, читаем, играем» была составлена на основе Примерной программы по английскому языку начального общего образования и с учетом требований ФГОС. В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся в начальной школе, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.
Программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации, как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет младшему школьнику проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал, направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Причем изучение фонетики происходит при помощи музыки и помогает выработать правильное чистое произношение и усвоить отдельные фонетические правила.
Программа внеурочной деятельности имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобритании.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка).
Актуальность разработки и создания данного курса обусловлена тем, что он позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в раннем изучении иностранного языка и применении полученных знаний и универсальных учебных действий на практике, а так же расширить возможности творческого самовыражения.
Одна из основных задач образования по ФГОС – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция.
Исходя их этого, в программе предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в динамичную деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Основными целями программы являются:
создание условий для раннего изучения английского языка;
формирование интереса к раннему изучению иностранного языка в игровой форме;
развитие эмоциональной сферы обучающихся, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с традициями англоязычных стран.
Задачи программы нашли отражение в следующих аспектах:
I. Познавательный аспект:
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка,история, театр, литература, традиции, праздники);
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках.
II. Развивающий аспект:
развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию;
развивать учебные умения;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке, познакомить их с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям;
воспитание личностных качеств (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки спектаклей.
Структура курса Основной курс - 2-3 классы «Говорим, читаем, играем» Этот этап обучения английскому языку ответственный и сложный в курсе обучения английскому языку. Основной задачей здесь является овладение учащимися навыкам и умениями чтения и письма, а также говорением и аудированием. В основе деятельности - по-прежнему игровые технологии. Начиная со 2 класса, занятия дополняются драматизацией, которая выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно посредством драматизации преодолевается речевой барьер. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 2-3 классов и способствует расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, образного и ассоциативного мышления, креативности Режим проведения занятий Программа рассчитана на детей 8-9 лет, реализуется за 1 год. Количество обучающихся в группе 13-15 человек, 35 часов, 1час/ в неделю. |
Планируемые результаты
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В работе с первоклассниками преимущественное внимание уделяется рассмотрению взаимосвязей «Я и общество», «Я и я», поскольку он ориентирован на формирование основ коммуникативной культуры, которая проявляется в умении общаться с окружающими людьми посредством английского языка.
Общение детей на английском языке происходит внутри тем, которые позволяют раскрыть учащимся стороны жизни, тесно связанные с их деятельностью.
Все темы с некоторыми вариациями затрагиваются несколько раз на протяжении первого года обучения, что позволяет обеспечить повторяемость лексики и постепенное углубление знаний по теме.
Аутентичный материал (сказки, песни, стихи), используемый в курсе, отбирался с учетом интересов детей данного возраста.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во час. | Дата |
план | факт |
-
| 1. Здравствуйте. | 4 | | |
Давайте познакомимся. | 1 | 05.09 | |
-
| Расскажи мне о себе | 1 | 12.09 | |
-
| Школьные принадлежности. | 1 | 19.09 | |
-
| Игра «Собери портфель» | 1 | 26.09 | |
-
| 2. Природа в разные времена года | 4 | | |
Осень. | 1 | 03.10 | |
-
| Зима. | 1 | 10.10 | |
-
| Весна. | 1 | 17.10 | |
-
| Лето. | 1 | 24.10 | |
-
| 3. Кто помогает мне? Кому помогаю я? | 4 | | |
Семья. | 1 | 07.11 | |
-
| Праздник «Посвящение в английскую семью» | 1 | 14.11 | |
-
| Друзья. | 1 | 21.11 | |
-
| Конкурс рисунков « Кто твой друг?» | 1 | 28.11 | |
-
| 4. Отдых в будни и праздники | 4 | | |
Рождество. Новый год. | 1 | 05.12 | |
-
| Праздник. Рождество. | 1 | 12.12 | |
-
| День рождения. | 1 | 19.12 | |
-
| День Именинников | 1 | 26.12 | |
-
| 5. Я люблю животных | 4 | | |
Домашние животные. | 1 | 16.01 | |
-
| Интерактивная игра «На ферме» | 1 | 23.01 | |
-
| Дикие животные. | 1 | 30.01 | |
-
| Английский мультфильм «Веселый зоопарк» | 1 | 06.02 | |
-
| Читаем короткие истории | 1 | 13.02 | |
-
| Читаем короткие истории | 1 | 20.02 | |
-
| Читаем короткие истории | 1 | 27.02 | |
-
| Учимся заполнять анкету | 1 | 06.03 | |
-
| Учимся заполнять анкету | 1 | 13.03 | |
-
| Учимся готовить проект | 1 | 20.03 | |
-
| Учимся готовить проект | 1 | 03.04 | |
-
| Английские сказки | 1 | 10.04 | |
-
| Английские рифмовки | 1 | 17.04 | |
-
| Английские стихи | 1 | 24.04 | |
-
| Английские песни | 1 | 02.05 | |
-
| Чему я научился? | 1 | 08.05 | |
-
| Конкурс чтецов | 1 | 15.05 | |
-
| Инсценировка сказки | 1 | 22.05 | |
35. | Систематизация и обобщение изученного | 1 | 29.05 | |
Ресурсное обеспечение программы
Список литературы для учителя
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.
3. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
4. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. [Текст] / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил.
5. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с.
6. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 1089. – 176с.
7. Филатова, Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. [Текст] / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 1993. – 24 с.
Список литературы для обучающихся
1. Английский язык в сказках. Золушка [Текст] / Н. Шутюк – М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2007. – 12с.: ил.
2. Английский язык в сказках. Белоснежка и семь гномов [Текст] / Н. Шутюк – М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2007. – 12с.: ил.
3. Английский язык в сказках. Три поросёнка [Текст] / Н. Шутюк – М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2007. – 12с.: ил.
4. Верхогляд, В.А. Английские стихи для детей: Кн. для чтения на англ. яз. в мл. классах. [Текст] /В.А. Верхогляд - М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.
5. Могучая, Н.В. Весёлый алфавит [Текст] / Н.В. Могучая. – М.: АО «Книга и бизнес», 1992. – 30с., ил.
Электронные ресурсы
1. Беспалова, В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью «пластилинового театра» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – Библиогр.: 21 назв. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415684/.
2. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: автореф. дис. канд. пед. наук / Иванова Н.В.; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.: с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова: [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc.
3. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/.
4. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/.
Сайты
1. http://skazka.bombina.com/
2. http://www.ourkids.ru/
3. http://kids.dnschool.ru/
4. http://englishforme.ucoz.ru/
5. http://www.free-books.org/