Программа внеурочной деятельности «Как измерить время. Моделирование часовых механизмов» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности с учащимися 8 классов :
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Авторы: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.)под ред. В.А.Горского.—4-еизд.—М.:Просвещение, 2014.Стандарты второго поколения).
Место внеурочного курса по физике «Как измерить время. Моделирование часовых механизмов»
Данная программа рассчитана на 1 год (35 часа, из расчёта 1 час в неделю).
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.
За счёт использования с запасом технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. При ознакомлении с правилами технических расчётов при проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики.
В процессе знакомства с жизнью и творчеством создателей известных технических шедевров, изобретателей и конструкторов школьники узнают о влиянии личностных (психологических) особенностей человека на результаты его творческой деятельности.
Осваивая приёмы проектирования и конструирования, ребята приобретают опят создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция и т.д.).
Цель программы: формирование представлений о времени как о ценном невосполнимом ресурсе, которым можно управлять; создание благоприятных условий для формирования осознанного восприятия времени учащимися.
Задачи, которые позволяет решить программа:
– формирование умения считать время;
-формирование знаний истории развития часовых механизмов
– формирование умения использовать технологии планирования;
– формирование умения расставлять приоритеты, определять главные и второстепенные задачи, планировать время с учётом приоритетов;
– формирование понимания того, что каждая деятельность требует создания своего порядка;
– формирование умения ставить цели, планировать и осуществлять действия по достижению поставленных целей;
– формирование умения осознавать ценность времени окружающих людей, осуществлять командные действия, вырабатывать общие договорённости в области управления временем (личным и группы).
Изучив дисциплину обучающийся должен:
1. Знать : Историю развития часовых механизмов в России. Устройство солнечных, песочных, огненных и водяных часов. Особенности устройства первых механических колесных и маятниковых часов. Особенности устройства первых электрочасов и электрочасовых систем в России в XIX – начале ХХ в. Классификацию современных часов и часовых систем. Освоить их исторические аспекты в периоды с начала развития человечества до настоящего времени, узнать о самых значимых изобретениях человечества в области измерения времени, ознакомиться с развитием новых технологий .
2. Владеть: знаниями по истории измерения времени. Понимать роль отечественных ученых в развитии хронометража. Перспективы развития часов и часовых систем.
3. уметь самостоятельно подбирать материал по заданной теме, используя различные источники информации (книги, журналы, видеофильмы, Интернет), для написания реферата; изложить собранный материал интересно и доступно.
Целью практических занятий является приобретение практических навыков изложения наработанного материала, умения задавать и отвечать на вопросы по теме.
Тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Кол-во Часов |
1 | | Вводное занятие | 1 |
2 | | Время и способы его измерения | 1 |
3 | | Календари, принятые у разных народов. | 1 |
4 | | Календарные обычаи и обряды | 1 |
5 | | Практическая работа | 2 |
6 | | Проектирование и изготовление «вечного календаря». | 2 |
7 | | Устройство солнечных часов | 1 |
8 | | Устройство песочных часов | 1 |
9 | | Устройство огненных часов | 1 |
10 | | Устройство водяных часов | 1 |
11 | | Особенности устройства первых механических колёсных часов | 1 |
12 | | Маятниковые механизмы | 2 |
13 | | Особенности устройства часов Галилея | 2 |
14 | | Анкерный спуск и спираль Бреге. | 1 |
15 | | Практическая работа | 2 |
16 | | Особенности устройства первых электрочасов в России | 2 |
17 | | Электромеханический морской хронометр | 1 |
18 | | Виды хронометров | 2 |
19 | | Институты и службы времени. | 1 |
20 | | Практическая работа | 2 |
21 | | Классификация современных часов по функциональным признакам | 1 |
22 | | Классификация современных часов по конструктивному признаку | 1 |
23 | | Принцип действия механических часовых механизмов | 1 |
24 | | Принцип действия электрических часовых механизмов | 1 |
25 | | Принцип действия «радиоактивных», часовых механизмов | 1 |
26 | | Принцип действия «радиоуглеродных» часовых механизмов | 1 |
26 | | Практическая работа | 2 |
27 | | Подготовка к конференции | 2 |
28 | | Итоговая конференция | 2 |
| | Итого | 34 |
Литература.
1.Развитие хронометрии в России1Пипуныров В.Н -М.,1977
2. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)- В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.)под ред. В.А.Горского.—4-еизд.—М.:Просвещение, 2014.—111.—(Стандарты второго поколения).Москва «Просвещение» 2014