РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление духовно - нравственное
Название (форма) Этика: азбука добра (кружок)
Уровень образования начальное общее образование (1 - 4)
Срок реализации 4 года
Составитель Ващенко Людмила Ивановна МБОУ «СШ № 8»
город Новый Уренгой
Год создания 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой, Москва: Вентана - Граф, 2013.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно – нравственного направления.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных развитие нравственного сознания младшего школьника в возрасте от 7 – 11 лет.
Цель данного курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи курса:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Этика: азбука добра» в 1 – 4 классах отведено всего 135 часов, из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах – 34 часа (1 час в неделю).
Форма проведения – кружок.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравств Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Содержание внеурочной деятельности ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Формы и виды деятельности
Ценностные ориентиры.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Планируемые результаты освоения курса «Этика: азбука добра»
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
открытые занятия;
проекты;
выставки творческих работ;
итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Содержание курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование занятий кружка «Этика: азбука добра»
1 класс
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I | Школьный этикет | 7ч |
1 | Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. |
2 | Правила поведения на уроке | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок |
3 | Зачем нужны перемены? | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений |
4 | Правила поведения на перемене | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. |
6 | Правила поведения в столовой | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
7. | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
II | Правила общения. | 11ч |
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра |
9 | Доброжелательность | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок |
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами |
11 | Общение по телефону | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ |
12 | Мой учитель. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок |
13 | Общение со взрослыми | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем |
14 | Добро и зло. | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. |
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
16 | Эмоции. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
17 | Наши имена. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. |
18 | Моя семья. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра |
III | О трудолюбии . | 6ч |
19 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
20 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов. |
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Дидактическая игра. |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в дневнике, портфеле. |
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в кабинете. |
IV | Культура внешнего вида | 4ч |
25 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
26 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
27 | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. |
28 | Каждой вещи свое место. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. |
V | Внешкольный этикет. | 5ч |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации |
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. |
33 | «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | Проведение и организация итогового мероприятия. |
| | |
2 класс
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I | Школьный этикет | 5 ч |
1 | Правила поведения в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
2 | Перемена с увлечением | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять | Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
5 | Школьное имущество надо беречь | Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе |
II | Правила общения | 11 ч |
6 | Добрый день. Здравствуйте | Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации |
7 | По стране вежливых слов | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов |
8 | Поговорим о доброте | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие |
9 | Без друга в жизни туго | Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях |
10 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них |
11 | Можно и не ссориться | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры |
12 | Большое значение маленьких радостей | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками |
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова |
14 | Время надо беречь | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры |
15 | Слово лечит, слово ранит | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) |
III | О трудолюбии | 8 ч |
17 | Твой труд дома | Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки |
18 | Учись учиться | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
19 | Ответственность | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его |
20 | Труд кормит, а лень портит | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях |
21 | Как организовать свой труд | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых |
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда |
23 | Цена ломтика | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда |
IV | Культура внешнего вида | 4 ч |
25 | Уход за своими вещами | Определять оптимальные правила личной гигиены. |
26 | Одежда будничная и праздничная | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности |
27 | По одёжке встречают | Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека |
28 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать | Составить памятку личной гигиены |
V | Внешкольный этикет | 6 ч |
29 | Разговор по телефону | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону. |
30 | Поведение в гостях | Воспроизводить правила поведения в гостях. |
31 | Я пишу письмо | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуаци |
32 | Правила безопасности при общении с животными | Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным |
33 | Поведение на природе | Воспроизводить правила поведения на природе |
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Воспроизводить правила поведения на дороге. |
3 класс
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I | Школьный этикет | 7 ч |
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. |
II | Правила общения | 11ч |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». |
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. |
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. |
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. |
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. |
III | О трудолюбии | 6 ч |
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. |
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. |
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». |
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
IV | Культура внешнего вида | 4 ч |
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. |
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. |
V | Внешкольный этикет | 6 ч |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». |
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
33-34 | Поведение на природе. | Проведение и организация итогового мероприятия. Поездка на природу. |
4 класс
№ п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I | Школьный этикет | 7 ч |
1 | Приветствие. Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. Обсуждение ситуаций с опозданиями на урок. |
2 | Вежливые слова. Правила сотрудничества на уроке. | Закрепление правил поведения на уроке. Как организовать работу в группе, в паре. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок. |
3 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Тест «Самооценка своего поведения, оценка окружающих на уроке и на перемене». Анализ поведения героев художественных произведений. |
4 | Приветствие и знакомство. Правила поведения на перемене. | Разучивание коллективных игр для перемены. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с трудом работников столовой. Формулирование правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. |
6 | Внимание к собеседнику. Взаимопомощь: учёба и труд. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. |
7. | Школьное имущество надо беречь. | Практическое занятие по наведению порядка на своём рабочем месте, в шкафчике для одежды. |
II | Правила общения | 11ч |
8 | «Слово лечит, слово ранит». Зачем нужны «вежливые» слова. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. |
9 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | Понятия «справедливость», «коллективизм». Презентация «Кого можно назвать настоящим другом». |
10 | Без друга в жизни туго. | Анализ отрывков прочитанных произведений. «Тимур и его команда». Формулирование правил бесконфликтного общения с товарищами. |
11 | Поговорим о доброте. | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры, оценивать своё поведение на конкретных примерах. |
12 | Время надо беречь. | Анализ произведения «Сказка о потерянном времени». Составление памятки «Моё свободное время». Работа в группах. |
13 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Оценивать адекватно ситуацию, уметь признать свою вину, простить. Ролевые игры. |
14 | Порадовать близких – как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Мастерская по изготовлению подарков родным и близким. |
15 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Практическое занятие. Сервировка праздничного стола. Уметь практически применять правила коллективных игр. |
16 | По стране вежливых слов. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами, покупателями. |
17 | Наши имена. Учимся играя. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Прозвища. |
18 | Большое значение маленьких радостей. | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Дидактическая игра. |
III | О трудолюбии | 6 ч |
19 | Старательность - помощник в учебе. | Разыгрывание ситуаций. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. |
20 | Труд кормит, а лень портит. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. Сказка «Лиса и волк». Инсценировка. |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов, рисунков. Работа в группах. |
22 | Как организовать свой труд. | Практическое занятие по составлению памятки «Как помочь маме». |
23 | Обязанности дежурного по классу. | Практическое занятие по составлению памятки «Обязанности дежурного». Наведение порядка в кабинете. |
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
IV | Культура внешнего вида | 4 ч |
25 | Уход за своими вещами. | Обсуждение книги К.Чуковского «Мойдодыр». Учить выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности. |
26 | Одежда будничная и праздничная. | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях. Школьная форма в разных странах. |
27 | По одёжке встречают. | Определять оптимальные правила внешнего вида. Национальные особенности одежды в разных странах. |
28 | Бережливость: каждой вещи своё место. | Практическое занятие. Наведение порядка в дневнике, портфеле, в шкафчике для одежды. |
V | Внешкольная этика | 6 ч |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. |
30 | Общение по телефону. | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ просмотренных отрывков видеофильмов и их обсуждение. |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «В гостях». |
32 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. |
33-34 | Поведение на природе. | Организация и проведение итогового мероприятия. |
Материально-техническое обеспечение
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. |
2 | Технические средства обучения компьютер интерактивная доска мультимедийный проектор |
3 | Экранно-звуковые пособия Презентация «Сказка об Этике и Этикете» Презентация «Будем знакомы - Гигиена» Презентация «Правила поведения на уроках» Презентация «Правила поведения на перемене» Презентация «Встречают по одежке…» Презентация «Школа вежливости» |
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Аудит. | Внеаудит. | Дата |
I четверть |
I | Школьный этикет | 7ч | | | |
1 | Мы пришли на урок. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. | 1 | | |
2 | Правила поведения на уроке | Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок | 1 | | |
3 | Зачем нужны перемены? | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений | 1 | | |
4 | Правила поведения на перемене | Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | | 1 | |
5 | Мы – в школьной столовой. | Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. | | 1 | |
6 | Правила поведения в столовой | Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | | 1 | |
7. | Как быть прилежным и старательным. | Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 1 | | |
II | Правила общения. | 11ч | | | |
8 | Зачем нужны «вежливые» слова | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра | 1 | | |
|
II четверть |
9 | Доброжелательность | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок | 1 | | |
|
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами | 1 | | |
11 | Общение по телефону | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ | 1 | | |
12 | Мой учитель. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок | | 1 | |
13 | Общение со взрослыми | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем | | 1 | |
14 | Добро и зло. | Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | | 1 | |
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | | 1 | |
16 | Эмоции. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 1 | | |
III четверть |
17 | Наши имена. | Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. | 1 | | |
18 | Моя семья. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра | | 1 | |
III | О трудолюбии . | 6ч | | | |
19 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | 1 | | |
20 | Старательность - помощник в учебе | Чтение и обсуждение отрывков детских книг | | 1 | |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Конкурс рассказов. | | 1 | |
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Дидактическая игра. | 1 | | |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в дневнике, портфеле. | | 1 | |
24 | Бережливость: каждой вещи своё место | Наведение порядка в кабинете. | 1 | | |
IV | Культура внешнего вида | 4ч | | | |
25 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | | |
IV четверть |
26 | Основные правила Мойдодыра. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 1 | | |
27 | Учимся не болеть. | Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | 1 | | |
28 | Каждой вещи свое место. | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | | 1 | |
V | Внешкольный этикет. | 5ч | | | |
29 | Правила поведения на улице. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | | 1 | |
30 | Правила поведения в транспорте. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | | 1 | |
31 | Правила поведения в гостях. | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации | | | |
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | | 1 | |
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | Проведение и организация итогового мероприятия. | 1 | | |