Муниципальное образовательное учреждение
Городская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности историческое краеведение « По пути времени (младшая группа)»
Автор: Марышева Н.А.
учитель географии
Калязин 2014г.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
(Анна Роговин «Хочу сделать сам»)
Пояснительная записка
Наша малая родина – Это Калязинский район. Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что
во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Калязинского района;
во-вторых, данная программа поможет в реализации музейно-образовательного проекта Калязинского района «По пути времени».
Цель: дать обучающимся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях города Калязина и Калязинского района, познакомить с предприятиями, учреждениями, достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «По пути времени (младшая группа)» рассчитана на преподавание в 6-7 классах , 34 часа в год (1 час в неделю)
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего города и района, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Калязина в историко-культурное наследие края, региона, страны;
расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по истории, географии, обществознания;
привить обучающимся умения и навыки поисковой деятельности;
научить обучающихся наблюдать и описывать факты из истории Калязина и Калязинского района, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности обучающегося;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Калязина и Калязинского района;
приобщить обучающихся к богатой культуре малой родины.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
Беседы (желательно использовать презентацию);
Экскурсии (планируются на год и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению Калязинского краеведческого музея, предприятий и учреждений города и района
Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
Индивидуальная самостоятельная работа (составление проектов)
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «По пути времени (младшая группа)» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «По пути времени (младшая группа)» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Калязина и Калязинского района, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику города Калязина и Калязинского района;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Калязинского района, уезда ;
находить на карте свой район;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников среднего звена 6-7 класс, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «По пути времени (младшая группа)» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств обучающихся.
В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Калязинского района и схему города Калязина.
Данная программа интегрируется с предметами: история, обществознание, география.
Программа внеурочной деятельности «По пути времени (младшая группа)» в включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий города Калязина и Калязинского района.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участия в конференциях разного уровня.
2.Содержание программы «По пути времени (младшая группа)»
и примерное тематическое планирование
6 класс
Программа содержит два раздела: «Учебные учреждения города» |
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Учебные учреждения города | 24 часа |
2. | Учебные учреждения района | 10 часов |
3. | Подведение итогов деятельности Фотовыставка, конференция | 3 часов |
4. | Итоговое занятие | 1 час |
| итого | 34 часа |
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школы, колледжи, учреждения культуры). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире; этики поведения, взаимоотношений разных поколений. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Калязина.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | |
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
| | Учебные учреждения города 24 часа) | |
1. | 1. | Моя школа – мой дом | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
2. | 2. | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о школе. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
3. | 3. | Моя школа – мой дом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
4. | 4. | Наши соседи –городская основная школа знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
5. | 5. | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о ГОО школе. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
6 | 6 | Наши соседи –городская основная школа, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
7 | 7 | Калязинский колледж им. Н.М.Полежаева, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
8 | 8 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинском колледже им. Н.М.Полежаева. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
9 | 9 | Калязинский колледж им. Н.М.Полежаева, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
10 | 10 | Калязинский колледж, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинском колледже. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
11 | 11 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинском колледже (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
12 | 12 | Калязинский колледж, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
13 | 13 | Школа искусств | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинской школе искусств. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
14 | 14 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинской школе искусств (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
15 | 15 | Школа искусств | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
16 | 16 | ДЮСШ, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о ДЮСШ. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
17 | 17 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о ДЮСШ (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
18 | 18 | ДЮСШ, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
19 | 19 | Калязинская художественная школа, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинской художественной школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
20 | 20 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинской художественной школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
21 | 21 | Калязинская художественная школа, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
22 | 22 | Зареченская школа- вторая часть города, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Зареченской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
23 | 23 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Зареченской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
24 | 24 | Зареченская школа- вторая часть города, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
| | Учебные учреждения района (10 часов) | |
25 | 25 | Нерльская школа, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Нерльской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
26 | 26 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Нерльской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
27 | 27 | Нерльская школа, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
28 | 28 | Василёвская школа, знакомство | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Василёвской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
29 | 29 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Василёвской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
30 | 30 | Василёвская школа, итог | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
31 | 31 | Подготовка к фотовыставке « Школы Калязинского района» | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Отбор и компоновка фотографий к выставке |
32 | 32 | Подготовка к фотовыставке « Школы Калязинского района» | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Оформление фотовыставки |
33 | 33 | Конференция «Школы района –былое и настоящее» | ОБОБЩЕНИЕ. Выступление с лучшими презентациями |
34 | 34 | Мы работали, работали…. | ОБОБЩЕНИЕ. Подведение итогов работы, планы на будущее |
7 класс
Программа седьмого класса содержит раздел: «Культурные учреждения нашего города»
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Культурные учреждения нашего города | 30 часов |
2. | Подведение итогов деятельности Фотовыставка, конференция | 3 часа |
3. | Итоговое занятие | 1 час |
| Итого | 34 часа |
Программа данного года обучения имеет культурное направление и нацелена на расширение знаний культурных учреждениях города и района. Обучающиеся продолжают знакомиться с учреждениями города
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
| | Учреждения культуры города и района (30 часов) | |
1. | 1. | Районный дом культуры | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия Доме культуры. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
2. | 2. | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме культуры. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
3. | 3. | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
4. | 4. | Культурно-досуговый центр Радуга | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия «Радуге». Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
5. | 5. | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о «Радуге». (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
6 | 6 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
7 | 7 | Дом пионеров | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Доме пионеров. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
8 | 8 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме пионеров. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
9 | 9 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
10 | 10 | Дом ремёсел | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Доме ремёсел. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
11 | 11 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме ремёсел (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
12 | 12 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
13 | 13 | Библиотека им. Макарова | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Библиотеке им. Макарова. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
14 | 14 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Библиотеке им. Макарова (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
15 | 15 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
16 | 16 | Калязинский краеведческий музей | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о музее. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
17 | 17 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о музее (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
18 | 18 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
19 | 19 | Храм Вознесения | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о храме Вознесения. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
20 | 20 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Вознесенском храме (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
21 | 21 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
22 | 22 | Храм Введеннский | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Введенской церкви. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
23 | 23 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Введенской церкви (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
24 | 24 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
25 | 25 | БЦ «Ночные волки» | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о БЦ. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
26 | 26 | Интересное рядом | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о БЦ (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
27 | 27 | Как много интересного вокруг | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
28 | 28 | Горсад | ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия в Городской сад. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали |
29 | 29 | Как много интересного вокруг | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Городском саде (истории, фотографии, документы), подготовка презентации |
30 | 30 | Интересное рядом | ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших |
31, 32, 33 | 31, 32, 33 | Подготовка к фотовыставке « Культурные учреждения Калязина» | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Отбор и компоновка фотографий к выставке |
34 | 34 | Мы работали, работали…. | ОБОБЩЕНИЕ. Подведение итогов работы, планы на будущее |
| | | |
11