СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности историческое краеведение « По пути времени (младшая группа)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность внеурочной  программы  заключается в том, что

во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Калязинского района;

во-вторых, данная программа поможет в реализации музейно-образовательного проекта Калязинского района «По пути времени».

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности историческое краеведение « По пути времени (младшая группа)»»

Муниципальное образовательное учреждение

Городская средняя общеобразовательная школа
















Программа внеурочной деятельности историческое краеведение « По пути времени (младшая группа)»














Автор: Марышева Н.А.

учитель географии










Калязин 2014г.







Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

(Анна Роговин «Хочу сделать сам»)


  1. Пояснительная записка


Наша малая родина – Это Калязинский район. Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Актуальность программы заключается в том, что

во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Калязинского района;

во-вторых, данная программа поможет в реализации музейно-образовательного проекта Калязинского района «По пути времени».

Цель: дать обучающимся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях города Калязина и Калязинского района, познакомить с предприятиями, учреждениями, достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа «По пути времени (младшая группа)» рассчитана на преподавание в 6-7 классах , 34 часа в год (1 час в неделю)

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего города и района, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Калязина в историко-культурное наследие края, региона, страны;

  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по истории, географии, обществознания;

  • привить обучающимся умения и навыки поисковой деятельности;

  • научить обучающихся наблюдать и описывать факты из истории Калязина и Калязинского района, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности обучающегося;

  • сформировать самостоятельность и деловые качества;

  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Калязина и Калязинского района;

  • приобщить обучающихся к богатой культуре малой родины.

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);

  • Экскурсии (планируются на год и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению Калязинского краеведческого музея, предприятий и учреждений города и района

  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление проектов)

  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «По пути времени (младшая группа)» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «По пути времени (младшая группа)» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:


Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Калязина и Калязинского района, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику города Калязина и Калязинского района;

  • описывать достопримечательности родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Калязинского района, уезда ;

  • находить на карте свой район;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников среднего звена 6-7 класс, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «По пути времени (младшая группа)» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств обучающихся.

В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Калязинского района и схему города Калязина.

Данная программа интегрируется с предметами: история, обществознание, география.


Программа внеурочной деятельности «По пути времени (младшая группа)» в включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий города Калязина и Калязинского района.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • создания и защиты собственного проекта;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  • участия в конференциях разного уровня.










2.Содержание программы «По пути времени (младшая группа)»

и примерное тематическое планирование


6 класс


Программа содержит два раздела: «Учебные учреждения города»

№ раздела

Название раздела

Всего часов

1.

Учебные учреждения города

24 часа

2.

Учебные учреждения района

10 часов

3.

Подведение итогов деятельности Фотовыставка, конференция

3 часов

4.

Итоговое занятие

1 час


итого

34 часа


Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школы, колледжи, учреждения культуры). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире; этики поведения, взаимоотношений разных поколений. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Калязина.



№ занятия в учебном году

№ урока в теме

Тема занятия


Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения





Учебные учреждения города 24 часа)


1.

1.

Моя школа – мой дом

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

2.

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о школе. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

3.

3.

Моя школа – мой дом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

4.

4.

Наши соседи –городская основная школа знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

5.

5.

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о ГОО школе. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

6

6

Наши соседи –городская основная школа, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

7

7

Калязинский колледж им. Н.М.Полежаева, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинском колледже им. Н.М. Полежаева. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

8

8

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинском колледже им. Н.М.Полежаева. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

9

9

Калязинский колледж им. Н.М.Полежаева, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

10

10

Калязинский колледж, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинском колледже. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

11

11

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинском колледже (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

12

12

Калязинский колледж, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

13

13

Школа искусств

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинской школе искусств. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

14

14

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинской школе искусств (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

15

15

Школа искусств

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

16

16

ДЮСШ, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о ДЮСШ. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

17

17

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о ДЮСШ (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

18

18

ДЮСШ, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

19

19

Калязинская художественная школа, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Калязинской художественной школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

20

20

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Калязинской художественной школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

21

21

Калязинская художественная школа, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

22

22

Зареченская школа- вторая часть города, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Зареченской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

23

23

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Зареченской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

24

24

Зареченская школа- вторая часть города, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших



Учебные учреждения района (10 часов)


25

25

Нерльская школа, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Нерльской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

26

26

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Нерльской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

27

27

Нерльская школа, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

28

28

Василёвская школа, знакомство

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Василёвской школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

29

29

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Василёвской школе (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

30

30

Василёвская школа, итог

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

31

31

Подготовка к фотовыставке « Школы Калязинского района»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Отбор и компоновка фотографий к выставке

32

32

Подготовка к фотовыставке « Школы Калязинского района»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Оформление фотовыставки

33

33

Конференция «Школы района –былое и настоящее»

ОБОБЩЕНИЕ. Выступление с лучшими презентациями

34

34

Мы работали, работали….

ОБОБЩЕНИЕ. Подведение итогов работы, планы на будущее




7 класс


Программа седьмого класса содержит раздел: «Культурные учреждения нашего города»


Название раздела

Всего часов

1.

Культурные учреждения нашего города

30 часов

2.

Подведение итогов деятельности Фотовыставка, конференция

3 часа

3.

Итоговое занятие

1 час


Итого

34 часа


Программа данного года обучения имеет культурное направление и нацелена на расширение знаний культурных учреждениях города и района. Обучающиеся продолжают знакомиться с учреждениями города

№ занятия в учебном году

№ урока в теме

Тема занятия


Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения




Учреждения культуры города и района (30 часов)


1.

1.

Районный дом культуры

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия Доме культуры. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

2.

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме культуры. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

3.

3.

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

4.

4.

Культурно-досуговый центр Радуга

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия «Радуге». Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

5.

5.

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о «Радуге». (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

6

6

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

7

7

Дом пионеров

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Доме пионеров. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

8

8

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме пионеров. (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

9

9

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

10

10

Дом ремёсел

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Доме ремёсел. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

11

11

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Доме ремёсел (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

12

12

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

13

13

Библиотека им. Макарова

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Библиотеке им. Макарова. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

14

14

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Библиотеке им. Макарова (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

15

15

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

16

16

Калязинский краеведческий музей

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о музее. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

17

17

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о музее (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

18

18

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

19

19

Храм Вознесения

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о храме Вознесения. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

20

20

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Вознесенском храме (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

21

21

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

22

22

Храм Введеннский

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о Введенской церкви. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

23

23

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Введенской церкви (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

24

24

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

25

25

БЦ «Ночные волки»

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия о БЦ. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

26

26

Интересное рядом

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о БЦ (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

27

27

Как много интересного вокруг

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

28

28

Горсад

ЭКСКУРСИЯ. Рассказ - экскурсия в Городской сад. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали

29

29

Как много интересного вокруг

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сбор материалов о Городском саде (истории, фотографии, документы), подготовка презентации

30

30

Интересное рядом

ОБОБЩЕНИЕ. Представление созданных презентаций, выбор лучших

31, 32, 33

31, 32, 33

Подготовка к фотовыставке « Культурные учреждения Калязина»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Отбор и компоновка фотографий к выставке

34

34

Мы работали, работали….

ОБОБЩЕНИЕ. Подведение итогов работы, планы на будущее












11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!