Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"»
Пояснительная записка
Программа экологического кружка « Юный эколог» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Цель: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
формировать культуру поведения учащихся в природной среде;
формирование знаний об экосистемной организации природы, практических
умений по улучшению состояния окружающей среды;
окружающей среды.
Формы работы
индивидуальная
групповая
коллективная
Основные направления работы:
познавательное;
познавательно-развлекательное;
практическое;
исследовательское.
Показателями результативности программы могут служить:
– Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.
– Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.
– Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.
– Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
– Результаты мониторинга и анкетирования детей.
– Оценка результативности.
– Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года).
– Рейтинговая система.
– Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии).
– Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам).
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 1 классе:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Регулятивные УУД:
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 - 7 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое.
1 год обучения (33 часа, 1 час в неделю)
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Классные | Внеклассные |
| 1 год обучения | | | | |
1. | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | | 1 | Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы. |
2. | Путешествие в осень. | 3 | 1 | 2 | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Определять деревья по листьям. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем городе». |
3. | Лес – наше богатство. | 4 | 2 | 2 | Различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу.
Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Составлять правила охраны леса. |
4. | Озера и реки нашего края. Северный Ледовитый океан, море Лаптевых. | 4 | 2 | 2 | Узнавать рыб по рисунку. Приводить примеры речных и озерных рыб. Составлять правила охраны водоёмов,морей. |
5. | Удивительный мир животных Якутии. | 4 | 2 | 2 | Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке «Орто Дойду» Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
6. | Птицы Якутии. | 4 | 2 | 2 | Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности). Различать зимующих и перелётных птиц. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы корму-шек и виды корма для птиц. Запомнить правила подкормки птиц. |
7. | Красная книга родного края. | 3 | 2 | 1 | Выявлять причины исчезновения растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Рассказывать о редких растениях и животных. |
8. | Сад на подоконнике. | 4 | 2 | 2 | Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. |
9. | Природные богатства Якутии. | 5 | 2 | 3 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам. Рассказывать о любимом цветке. Наблюдать насекомых и узнавать их по рисункам. Приводить примеры насекомых. |
10. | Итоговое занятие. Мы – друзья природы. Национальный якутский праздник Ысыах. | 1 | 1 | | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
| Итого: | 33 | 16 | 17 | |