РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
военно-спортивной направленности
«Юный стрелок»
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Опрышко М.Ю.
Симферополь, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Пояснительная записка.
II. Общая характеристика учебного курса.
III. Содержание учебного курса.
IV. тематическое планирование
V. Календарно-тематическое планирование.
VI. Ожидаемые результаты.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сложные общественно-политические и социально-экономические процессы, переживаемые народом и армией России повлияли на рост таких негативных проявлений в детской и молодежной среде, как наркомания, алкоголизм, жестокость, преступность, что создает угрозу духовной и нравственной деформации будущих поколений. Практически утратили свою актуальность в подростковой среде такие ценности, как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, причастность к защите Отечества.
Необходимость разработки и внедрения курса военной подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в школьной программе не достаточно времени уделяется этим темам, но в то же самое время в программу ежегодно проводимых соревнований военно-патриатической направленности входит строевая подготовка, топографическая подготовка, огневая подготовка и т.д. Поэтому данная программа используется для подготовки учащихся к проведению военно-спортивных игр. Возрастной диапазон 11 – 13 лет. Программа позволяет развить у учащихся такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, комуникативность, самостоятельность. Привлекает учащихся эта программа тем, что у них имеется реальная возможность в получении первоначальных знаний в области военной подготовки.
Привлечение учащихся к военно-прикладным видам спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень детской наркомании и преступности.
Программа работа также направлена на воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения и состоит в том, что она позволит консолидировать усилия всех заинтересованных сторон по созданию системы военно-патриотического воспитания.
Заинтересованность государственных органов, структур местного самоуправления и общественных объединений, выраженная в конкретных мероприятиях, должна стать стимулом для развития инициативы самого подрастающего поколения.
Программный подход позволит осуществлять координацию мероприятий не только внутри самой Программы, но и связывать их с другими мероприятиями органов местного самоуправления и структур государственной власти.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Обоснование программы
Программа кружка: «Юный стрелок», составлена на основе:
Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политике» № 1075 от 16.09.1992 г.
Постановление Правительства РФ № 551 от 24.07.2000 года «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;
2. Цель Программы.
Целью Программы является внеурочное патриотическое воспитание личности на основе приверженности ценностям отечественной военной истории, организации систематической и целенаправленной деятельности по формированию у подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота и защитника Родины. Обучение учащихся навыкам первоначальных знаний в области военной подготовки, обращения со стрелковым оружием, а также стрельбе.
3. Система программных мероприятий
Участие в реализации государственной политики области военно-патриотического воспитания подростков.
Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Участие в мероприятиях по увековечиванию памяти защитников Отечества.
Участие в городских мероприятиях военно-патриотической направленности.
Сотрудничество с общественными организациями, осуществляющими военно-патриотическую работу с молодежью.
Физическое развитие, формирование здорового образа жизни.
4. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы определяется ее статусом и учитывает сложившиеся тенденции, связанные с консолидацией общества, подъемом патриотизма и переносом основных усилий в деле патриотического воспитания молодежи на общественные организации.
Программа реализуется через:
Мероприятия (встречи, собрания, посещения музеев, военных частей);
Участие в военно-патриотических мероприятиях и играх, экскурсиях, соревнованиях;
Проведение соревнований по стрельбе из оптического (пневматического) оружия;
Проведение теоретических занятий;
Проведение практических занятий по военной подготовке.
Основными видами учебных занятий являются лекционные и практические занятия, самостоятельная работа.
Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по курсу, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующих курсу. Ведущим методом в лекционном занятии выступает устное изложение материала и исследовательская деятельность учащихся (рефераты, доклады, создание слайд-презентаций с использованием компьютерных технологий.).
Практические занятия проводятся по вопросам (темам) курса, для приобретения учащимися практических навыков.
Самостоятельная работа учащихся является составной частью учебной работы и имеет цель закрепления и углубления полученных знаний, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнения заданий, подготовку к предстоящим занятиям. Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, сообщений, подготовку к практическим занятиям. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении учащихся методам самостоятельной работы с полученным материалом.
Программа курса рассчитана на 64 учебных часа и реализуется в 6-х классах из расчета 2 учебных часа в неделю с каждым классом.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЮНЫЙ СТРЕЛОК»
Наименование раздела авторизованного курса | Кол-во часов | Форма занятия |
Раздел №1. Основы военной службы. | 6 | |
Т.№ 1.1 Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. | 1 | теория |
Т. № 1.2 Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | теория |
Т № 1.3. История русского оружия | 1 | теория |
Т № 1.4. Города- герои, подвиг народа | 1 | теория |
Т № 1.5. Оказание первой медицинской помощи при травмах ранениях. | 2 | теория, практика |
II раздел: Огневая подготовка | 42 | |
Т. № 2.1 История и виды российского стрелкового оружия | 2 | теория |
Т.№ 2.2 Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле | 4 | теория |
Т. № 2.3 Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики АКМ, ПМ | 2 | теория |
Т. № 2.4 Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя с опорой, с колена и лёжа с опорой и без опоры. Прицеливание. Доклады. | 4 | практика |
Т. № 2.5 Тренировка в стрельбе по мишени на расстояние 5-10 метров из положения сидя за столом с опорой на локоть. Совершенствование техники и навыков стрельбы | 16 | практика |
Т. № 2.6 Разборка-сборка АКМ | 8 | практика |
Т. № 2.6 Участие в соревнованиях на личное первенство среди учащихся | 6 | практика |
III раздел: Строевая подготовка | 7 | |
Т № 3.1 Понятия строй, шеренга, фланг, фронт, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя и т.д. | 1 | теория |
Т. № 3.2 Выполнения команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Строевая стойка. Повороты на месте | 2 | практика |
Т. № 3.3 Повороты в движении. Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. | 2 | практика |
Т. № 3.4 Строй отделения, взвода. Перестроения. Движение отделения, взвода походным, строевым шагом. Повороты в движении | 2 | практика |
IV Раздел: Радиационная и химическая защита | 7 | |
Т. № 4.1 СИЗ органов дыхания, назначение, устройство, принцип действия и правила использования. Особенности использования дополнительных патронов для общевойсковых противогазов. | 1 | теория |
Т. № 4.2 Тренировка одевания противогаза. Тренировка одевания противогаза на постадавшего. | 3 | практика |
Т. № 4.3 Изолирующие средства индивидуальной защиты кожного покрова. Защитные костюмы ОЗК и Л-1. Их назначение и порядок использования. Тренировка одевания ОЗК | 3 | теория, практика |
V Раздел: Тактическая подготовка | 2 | |
Т. № 5.1 Современные войны и военные конфликты, их психологические особенности и влияние на поведение и состояние человека. | 1 | теория |
Т. № 5.2 Основные виды инженерных сооружений. Способы применения (установки) минно-взрывных заграждений их демаскировочные признаки. | 1 | теория |
VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация основных направлений программы позволит решить ряд проблем педагогического, социального, нравственного и иного характера. Позволит совершенствовать у подрастающего поколения таких важнейших качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвованию. Овладения навыками и знаниями в области Основ военной службы и стрелкового дела.
В лице подрастающего поколения, воспитанного в духе патриотизма, общество приобретет важнейший компонент созидательного потенциала, который прежде всего будет способен взять на себя ответственность за будущее России.
Логика построения программы основана на необходимости в процессе изучения курса решения следующих основных задач:
Изучив курс, учащийся должен знать:
- основы российского законодательства о защите Отечества и воинской обязанности граждан;
- Боевые традиции Вооруженных Сил России ;
- основы оказания первой медицинской помощи при травмах ранениях.
- назначение и боевые свойства стрелкового оружия;
- виды, принцип действия и порядок использования средств индивидуальной защиты;
учащийся должен уметь:
-оценить уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- использовать полученные знания при участии в военно-спортивных играх;
- уверенно вести стрельбу из оптического (пневматического) оружия по неподвижным целям с разных положений;
- владеть навыками безопасного обращения с оружием;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
- выполнять нормативы по одеванию средств индивидуальной защиты.
Итоговый контроль имеет цель определить степень достижения учебных целей по учебному курсу и проводится в форме зачета (соревнований). Зачет (соревнования) имеет цель проверить и оценить уровень знаний, полученных учащимися, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований программы.
В процессе прохождения курса учащиеся получат необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности граждан, приобретут практические навыки по гражданской обороне и стрельбы из оптического (пневматического) оружия.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков программой курса предусмотрено участие во всех мероприятиях военно-спортивной, патриотической направленности, а так же в школьных соревнованиях по военно-спортивной подготовке.