СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности: "Мой профессиональный выбор".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует  формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности: "Мой профессиональный выбор".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № _______________





УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

средней школы № 1_______________

от ________________ № ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности «Мой профессиональный выбор»

Уровень общего образования

основное общее образование 8 класс

Образовательная область: «по социальному направлению»

Количество часов 35

Учитель __________________________________________

Программа разработана на основе примерной программы

Начало формы

Конец формы







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно младшему школьнику иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. К тому же, экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий дети практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины (науки) могут стать основой будущей профессии. Профориентация в общеобразовательной школе в настоящее время начинается лишь в старших классах. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий не велик, знания о них минимальны и даются отрывочно.

Скрытые резервы профориентации таятся в среднем звене обучения. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. — Всем известно, что большое внимание профориентационной работе уделяется в дошкольных учреждениях, где часть игровой зоны посвящена различным профессиям: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др. и в старших классах, когда от ученика уже требуется сделать определенный выбор. В начальных классах работа носит несистематический, чаще эпизодический характер, что усложняет последующее профессиональное самоопределение учащихся. Поэтому суть и новизна нашей деятельности заключается в том, чтобы устранить пробел в профориентационной работе со школьниками. Это позволит нам создать действенную систему профориентации в начальной школе, которая будет способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном определении, а также повысит положительную мотивацию к учебе. Перед нами стоят очень важные задачи, решение которых позволит вывести профориентационную работу на новый качественный уровень. На данном этапе нам необходимо обеспечить качественную подготовку педагогов для работы по реализации проекта, создать систему профориентационной работы с учащимися, организовать взаимодействие с родителями в рамках этой работы, наладить непрерывную диагностику эффективности профориентационной работы в начальной школе. Участниками проекта станут ученики начальных классов и их педагоги, срок реализации проекта рассчитан на 4 года

Цель программы:  - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.



Задачи:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, о рынке труда;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Формы работы:

  • Игровые упражнения

  • Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.

  • Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

  • Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.

  • Дискуссия.

  • Творческая работа.

  • Практикум.

Методы:

  • научно-исследовательский;

  • метод проектов;

  • коммуникативная методика;

  • личностно-ориентированный метод;

  • метод креативного мышления;

  • метод критического мышления.

Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;

  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;

  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

  • обучающиеся ознакомятся с различными видами профессий; детей

  • развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Личностными результатами является:

  • овладение начальными сведениями об особенностях различных  профессий, их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Дата

Название темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Форма проведения

1





Раздел 1. Диагностические мероприятия.

  1. Твоя будущая профессия. Самая привлекательная профессия.

4

1


Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии.


беседа

2


  1. Готов ли ты к выбору профессии?

1

Работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

Обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

практическое занятие, диагностика

3


  1. Матрица выбора профессии.


1

4


  1. Определение типа будущей профессии.

1

5


Раздел 2. Мероприятия, направленные на правильный осознанный выбор профессии.


  1. Ток-шоу «Портрет профессионала».

27




1


«Примеривание» своих индивидуальных особенностей к конкретному виду деятельности в соответствии с его требованиями.





практическое занятие

6


  1. Защита профессий «Все работы хороши!»

2

Составление презентаций

практическое занятие

7


  1. Парад профессий.

2

Реклама профессий

презентация

8


  1. Информационный час «Мир профессий».

1

Расширение кругозора о мире профессий.

беседа, практическое занятие,

9



10



11

12

13

14


15


16


17

18


19



20


21



22


23


24


25





26




27



28


  1. Экскурсии на производство.


  2. Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

4

Знакомство с предприятиями

города, с организацией рабочего

процесса.

Знакомство с учебными заведениями города.

Экскурсии



  1. Проблемный разговор «Думаем, выбирая специальность».

1

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям.

диспут, беседа,



  1. Конкурсно-познавательная программа «Я и профессия».

1

Сюжетно-ролевые

профориентационные игры.

деловая игра


  1. Ярмарка профессий.

1

Составление словаря профессий

беседа, практическое занятие, презентация


  1. Час общения: «Твой путь».

1

Составление личного профессионального плана.   

Беседа, практическая работа


  1. Диспут: «Профессиональные династии – за и против».

1

Знакомство с профессиональной

деятельностью и жизненным путѐм

своих родителей и прародителей.

Диспут, деловая игра


  1. Круглый стол: «Профессии нашей семьи».

1

беседа, презентация


  1. Час размышления: «Модные профессии и не очень».

1

Выполнение

социальных проектов.


беседа, презентация


  1. Бесед: «Жизнь замечательных людей».

2

Знакомство профессиональным

становлением известных людей.


просмотр фильма,


  1. Мир моих интересов.

1

Проекты о профессиях.

защита проекта


  1. Час  общения («Мир  профессий  и  твоё  место  в  нём», «Все  профессии  важны».

1

Составление презентаций


презентация, диспут


  1. Профориентационная  игра:  «В  мире  профессий».

1

Возможность

попробовать свои силы

в различных областях взрослой
деятельности.


тренинг


  1. «Профориентационная  игра:  «Ты  и  твоя  будущая  профессия».

1

тренинг


  1. Дискуссия в поисках своего призвания: «Этот изменчивый мир профессий».

1

Способность добывать

новую информацию из

различных источников.



Диспут, беседа


  1. Конкурсы фотографий «Профессия в кадре».

1

презентация


  1. Беседа: «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии».


1

Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

беседа


  1. Оформление  уголка по профориентации.
    «Твоя профессиональная карьера».


1

Способность добывать

новую информацию из

различных источников.


практическая работа


Раздел 3. Многообразие мира профессий.

1. «Рынок образовательных услуг и рынок труда в г.Волгодонске».


4


1



Анализ предложений работодателей на рынке труда г.Волгодонска. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в раз личных источниках, включая Интернет. Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов города, а также визитные карточки градообразующих предприятий.




беседа


2. «Образовательная карта г.Волгодонска».

2

беседа, презентация


3. Итоговое профориентационное занятие.

1

защита проекта


Итого

35










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!