СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мои проекты. Экологические ступеньки в природу родного края"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочки по экологии. Программа рассчитана на ученикв 3,4 классов. В ходе реализации программы ребята знакомятся с природой своего края, ходят на экскурсии. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мои проекты. Экологические ступеньки в природу родного края"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Аргат-Юльская средняя общеобразовательная школа





Программа внеурочной деятельности

«Мои проекты. Экологические ступеньки в природу родного края»

Ступень обучения: 3, 4 класс

Автор: Лебедева Олеся Сергеевна

Учитель русского языка и литературы, библиотекарь.

На конкурс методических материалов

«Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Томская область,

Первомайский район,

П. Аргат-Юл.

Ул. Комсомольская, 33

636947

Тел. 8-952-756-29-93

[email protected]



  1. Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Мои проекты. Экологические ступеньки в природу родного края»


  1. Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме,  пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.



  1. Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

  • формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

  • развитие экологической грамотности учащихся;

  • развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

  • развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

  • развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

  • формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

  • воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

  • формирование культуры поведения в природе;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

  • прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

  • воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.



  1. Блоки реализации проекта:

  • Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

  • Практический: высадка семян, уход за растениями

  • Консультационный: работа с родителями.

  • Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки)









  1. Технологическая схема проекта.



  • Познавательный ( в течение года):

Перспективный план на 2016 - 2017 учебный год.

Дата

Тема

Содержание

8 сентября

Отношение человека к природе.

Беседа о правилах поведения в природе. Значение природы для человека. Акция «Сохраним поселок чистым!»

15 сентября

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем».

Экскурсия в лес. По ходу экскурсии собрать листочки, шишечки для поделок.

22 сентября

Целевая экскурсия «Осенний переполох в муравейнике»

Наблюдение за муравьями в осенний период. Огораживание муравейника.

29 сентября

Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Юл. Беседа о влиянии человека на экологическое состояние прибрежной зоны. Сбор мусора.

6 октября

Посвящение в экологи

Викторина с экологическими заданиями.

13 октября

Экологическая экспедиция в осенний парк.

Морфологическая характеристика березы (почему желтеют листья?). Экологическая игра «Разрешается-запрещается». Изготовление фотографий.

20 октября

Лесная колдунья-шептунья – осина.

Морфологическая характеристика осины. Лечебные свойства осины. Изготовление фотографий.

27 октября

Эколого-музыкальный праздник «Путешествие в сказочный лес».

Осенние приметы и явления. Конкурс чтецов «Здравствуй, осень!». Пословицы, поговорки, экологические игры.

10 ноября

Осенний карнавал растений

Изготовление альбома растений нашего участка.

17 ноября

Практическая мастерская

Изготовление поделок из природных материалов.

24 ноября

Экскурсия на личные подворья

Экскурсия к фермерам поселка Аргат-Юл. Наблюдение за домашними животными

1 декабря

Изготовление коллективной поделки «Ферма»

Изготовление домашних животных из пластилина.

8 декабря

Изготовление коллективной поделки «Ферма»

Защита проекта.

15 декабря

Исследовательский проект «Чем питаются домашние животные?»

Наблюдение за домашними животными. Защита проекта.

22 декабря

«Кошкин дом»

Изготовление домика для кошки

12 января

Рассказ-описание «Мой любимец»

Рассказ о том, как ухаживать за своим питомцем.

19 января

Где рождаются снежинки?»

Изготовление снежинок. Произведение С.Покровского «Зима». Поговорки, загадки, приметы.

26 января

Театрализованное представление «В гостях у бабушки Непогоды»

Распределение ролей. Первая репетиция.

2 февраля

Театрализованное представление «В гостях у бабушки Непогоды»

Изготовление декораций.

9 февраля

Театрализованное представление «В гостях у бабушки Непогоды»

Приглашение родителей на представление.

16 февраля

Игра-путешествие «Зимний лес»

Зимняя прогулка, экологические игры.

2 марта

Огород на окне.

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

9 марта

Исследовательская работа «Влияние света, тепла, воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

16 марта

Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов для школьной клумбы.

30 марта

Экологическая акция «Гололед»

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом? Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом и водой.

6 апреля

Праздник «Птицы – наши друзья!»

Конкурсно-игровая программа для детей и родителей.

13 апреля

Акция «Поможем птицам»

Изготовление кормушек.

20 апреля

Акция «Поможем птицам»

Открытие столовой «Хлебные крошки».

27 апреля

Птицы – наши друзья.

Изготовление поделок из бросового материала

4 мая

Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые друзья!»

Закрепление скворечников, экологические игры, викторины.

11 мая

Цветение растений.

Наблюдение за весенними цветами.

18 мая

Проснулись насекомые.

Наблюдение за муравейником весной.

25 мая

«Мы – друзья природы!»

КВН. Экологическая игра «По лесным тропинкам». Викторина.



  • Консультационный ( 1 раз в четверть):

  • знакомство родителей с проектом.

  • результаты диагностики, перспектива работы;

  • первые результаты, первые успехи;

  • подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

  • Аналитический (по ходу реализации проекта):



Критерии

Показатели

Способ отслеживания


Создать условия для развития потребности общения с природой

- умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

- умение ухаживать за домашними животными;

- представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.


Наблюдения

Трудовые поручения


Сформированность бережного отношения к богатствам природы


- знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;


Практические занятия


Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

- владение правилами поведения в природе;


Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы


- проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

- представления об окружающей природе;

- способность оценивать результат творческой деятельности человека;

- умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей


Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.


- ответственное отношение к растениям и домашним животным

-умения заботиться о природе и ее сохранности;

- способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

- ответственность за свои поступки.


Практические занятия


IV. Межведомственное взаимодействие:

  • Центр дополнительного образования детей с. Первомайское

  • СМИ (газета «Заветы Ильича»)

  • АНО ЦДТИ «Радиус»

  • Академия Педагогики

  1. Риски проекта:

  • Качество продукции

  • Погода

  • Финансы

VI. Этапы реализации программы.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

  • Планирование деятельности и определение целей, задач;

  • Изучение эколого-педагогической литературы;

  • Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

  • Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы;

  • Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь 2016

2. Основной

  • Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

  • Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

  • Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

  • Изготовление поделок из природных материалов;

  • Посадка лука на перо;

  • Посев укропа;

  • Посев салата.

Сентябрь

2016 – май 2017г.




  • «Зелёная аптека» на окне;

  • Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

  • Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

  • Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

  • Изготовление домика для кошки;

  • Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.


3.Заключительный

  • Акция «Я садовником родился»

  • Высадка рассады в грунт;

  • Проведение заключительной диагностики;

  • Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь 2017г.



  1. Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.

  • Некоторые особенности природы своего края.

  • Основные признаки времен года.

  • Значение природы для человека.

  • Группы растений и животных.

  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

  • Правила поведения в природе.

  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • Выполнять правила личной гигиены.

  • Различать изученные растения, животных.

  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.


  1. Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации программы.

 

№ п\п

Наименование ИКТ

Примеры содержания деятельности

1.

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

2.

Мультимедиа



ПК

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.















VIII. Информационные ресурсы:

Для педагога:

  1. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

  2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  3. Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

  4. Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

  5. Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  7. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  8. Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

  9. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

  6. http://www.ped-sovet.ru/

  7. http://www.school.edu.ru/

  8. http://www.nature-home.ru/

  9. http://www.delaysam.ru

  10. http://www.websadovod.ru









Приложение.









продолжение следует….




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!